11 класс. Конспект урока литературы.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».
Тема: История любви Мастера и Маргариты.
Тема любви в романе. Судьба художника в тоталитарном государстве.
Главы: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 12, 18.
Цель: - анализ глав, рассказывающих историю любви Мастера и Маргариты;
дать понятие творческой свободы; показать самоотверженность чувства Маргариты.
1. Тема творчества и судьбы художника в романе.
- Одна из самых важных проблем романа – это проблема творческой несвободы,
зависимости? Что было источником этого явления? Идеология правящей партии.
- В какой обстановке создавал свой роман Мастер?
Полной творческой свободы. Он не сочинял, а угадывал. На него не могли влиять никакие «руководящие установки», он не испытывал никакого насилия над своим творчеством.
Главные компоненты творческой свободы: уединение, минимум житейского комфорта, природа за окном, пылающий в камине огонь, вода (символ жизни), книги и любовь.
- Почему герой называет себя Мастером?
Мастер – это человек, наделённый творческой свободой. Мастер – наставник, образец для подражания, художник милостью божьей. Исследователи творчества Булгакова считают, что в имени Мастера зашифрованы инициалы писателя – М. А.
Литературоведы сходятся во мнении, что образ Мастера автобиографичен. Здесь и чисто внешнее сходство, и общее для обоих чувство отчаяния от работы «в стол», которая не доходит до читателя.
Судьба мастера – это судьба многих художников России, вынужденных молчать в эпоху тоталитарного режима Сталина и его последователей.
2. Тема любви в романе.
- Почему в свой странный сатирико-мистический роман Булгаков вводит такое
лирическое начало, как любовная история?
Для писателя главные ценности жизни: свобода, творчество, любовь.
- При каких обстоятельствах происходит встреча Мастера и Маргариты?
(гл. 13. «Явление героя». Стр. 109-110)
«Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы…
И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто.
…меня поразило… никем не виданное одиночество в её глазах!»
- Почему Мастер полюбил именно Маргариту?
Маргарита – под стать Мастеру. Она по натуре своей вольная птица. Она «угадала» Мастера среди тысяч людей (На Тверской было многолюдно).
- Маргарита имела всё, о чём мечтают многие женщины: красивого, доброго и любящего
мужа, роскошный особняк, деньги, дорогую, модную одежду. Почему же она была несчастлива? В её жизни не было самого главного – любви.
- Что разрушило счастье влюблённых?
Мастера уличили в том, что он пишет и мыслит «неправильно». Его увезли на Лубянку, а когда он вернулся, то в его квартирке уже обитал провокатор и доносчик Алоизий Могарыч, прямой потомок Иуды.
- Почему Мастер стал искать укрытия в сумасшедшем доме, почему не даёт о себе знать
Маргарите? (Только назвав себя сумасшедшим, можно было спастись от гибели.)
- Как пытается спасти любимого Маргарита?
(Она заключает договор с Воландом, губит свою душу. Другого пути
к избавлению Мастера у неё нет. Надежды на людей нет.)
- Почему влюблённым помогает сатана, а не Бог?
- Что символизирует в романе полёт Маргариты по ночной Москве и её окраинам?
(Полное освобождение от пут прежней жизни, ото лжи, пошлости мира,
от несвободы.)
- Маргарита, намазавшись кремом Азазелло, превращается в ведьму.
Куда, в первую очередь направляется она в исступлении?
(Громить квартиру критика Латунского Маргарита начинает с рояля –
в этой ненавистной квартире не должно быть музыки.)
- Можно ли назвать Маргариту женщиной-судьбой?
(Да. Она стала хранительницей очага, музой и спасительницей Мастера.
Любовь замужней Маргариты стала смыслом её жизни и спасением от пошлости того мира, в котором она существовала. Эта любовь доходит до полного самопожертвования. Ради спасения Мастера Маргарита заключает договор с Воландом, губит свою душу.)
- Что показалось вам самым необычным в описании Бала Сатаны? Какую роль играла на
балу Маргарита?
- Маргарите, как королеве бала, даровалось исполнение одного желания. О чём она попросила Воланда?
(Чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она задушила своего ребёнка. Маргарита поняла, что Фрида совершила преступление под давлением общества, из страха перед ним, из-за невозможности воспитать одной своего ребёнка. Её преступление вызвано отчаянием, а раскаяние и муки Фриды не знают границ.)
- Чем заканчивается история любви Мастера и Маргариты?
(Иешуа посылает к Воланду Левия Матвея с просьбой помочь Мастеру. Вместе с Воландом и его свитой Мастер и Маргарита направляются к звёздам. Им будет подарен дом с садом и венецианским окном, где наградой для них станет покой и счастье.)
3. Образ Воланда.
- В чём необычность булгаковской трактовки образа Сатаны-Воланда?
«…Что делать вам в подвальчике? – Здесь потухло сломанное солнце в стекле. – Зачем? – продолжал Воланд убедительно и мягко. – О трижды романтический Мастер, неужто вы не хотите гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта?»
- В чём смысл такой награды Мастеру?
- Объясните смысл эпиграфа к роману (из трагедии Гёте «Фауст»):
… так кто ж ты, наконец?
Я – часть той силы,
что вечно хочет зла
и вечно совершает благо.
♠ Воланд – одно из названий чёрта в немецком языке.
♠ И Воланд, и его свита наказывают только дурных, безнравственных людей.
♠ Они помогают Мастеру и Маргарите, принимают участие в их судьбе.
♠ Воланд преклоняется перед Иешуа, терпит дерзкие слова Левия Матвея.
♠ Воланд исполняет второе желание Маргариты и отправляет её с любимым в другую, вечную жизнь.
♠ Воланд оказывается гуманнее и милосерднее многих людей.
- Что объединяет роман Булгакова и трагедию И.-В. Гёте «Фауст»?
Сюжет: Мефистофель (дьявол) искушает доктора Фауста – Воланд искушает Маргариту; путешествия по историческим событиям; бал нечистой силы; участие Сатаны в судьбах героев.
Герои: Мефистофель – Воланд, Мастер – Фауст, Маргарита – Гретхен,
Фрида – Гретхен (обе согрешают и из страха перед людским судом совершают детоубийство).
- Перед смертью Булгаков попросил, чтобы его похороны и панихида по нему прошли без музыки, в тишине.
4. Домашнее задание:
1) написать сочинение по роману «Мастер и Маргарита»;
2) прочитать роман М. Шолохова «Тихий Дон»;
3) подготовить сообщения по темам:
- Жизнь и творчество М. А. Шолохова;
- История создания романа М. Шолохова «Тихий Дон»;
- Гражданская война и судьбы героев романа «Тихий Дон»;
- Семья Мелеховых: нравы, быт, традиции. Григорий, Пётр.
- Женские образы в романе «Тихий Дон»: Аксинья, Наталья, Дарья, Ильинична.
Темы к сочинению по роману «Мастер и Маргарита»:
1. Своеобразие жанра романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
2. Тема любви и милосердия в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
3. Воланд – дух зла или ангел тьмы (заблудший ангел)?
4. В чём смысл награды, дарованной Мастеру и Маргарите?
5. Сатирические главы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». (Московские главы)
6. Тема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита»: Иешуа и Понтий Пилат.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.