История любви Мастера и Маргариты. Тема любви в романе. Судьба художника в тоталитарном государстве.
Оценка 4.6

История любви Мастера и Маргариты. Тема любви в романе. Судьба художника в тоталитарном государстве.

Оценка 4.6
doc
08.10.2024
История любви Мастера и Маргариты. Тема любви в романе. Судьба художника в тоталитарном государстве.
Конспект урока_Роман М.А. Булгакова _Мастер и Маргарита_.doc

 

 

11 класс. Конспект урока литературы.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».

Тема:                           История любви Мастера и Маргариты.

Тема любви в романе. Судьба художника в тоталитарном государстве.

 

Главы: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 12, 18.

 

Цель: - анализ глав, рассказывающих историю любви Мастера и Маргариты;

               дать понятие творческой свободы; показать самоотверженность чувства Маргариты. 

 

1. Тема творчества и судьбы художника в романе.

- Одна из самых важных проблем романа – это проблема творческой несвободы,

   зависимости? Что было источником этого явления? Идеология правящей  партии.

 

- В какой обстановке создавал свой роман Мастер?

       Полной творческой свободы. Он не сочинял, а угадывал. На него не могли влиять никакие «руководящие установки», он не испытывал никакого насилия над своим творчеством.

  Главные компоненты творческой свободы: уединение, минимум житейского комфорта, природа за окном, пылающий в камине огонь, вода (символ жизни), книги и любовь.

 

-  Почему герой называет себя Мастером?

  Мастер – это человек, наделённый творческой свободой. Мастер – наставник, образец для подражания, художник милостью божьей. Исследователи творчества Булгакова считают, что в имени Мастера зашифрованы инициалы писателя – М. А. 

     Литературоведы сходятся во мнении, что образ Мастера автобиографичен. Здесь и чисто внешнее сходство, и общее для обоих чувство отчаяния от работы «в стол», которая не доходит до читателя.

   Судьба мастера – это судьба многих художников России, вынужденных молчать в эпоху тоталитарного режима Сталина и его последователей.   

 

2. Тема любви в романе.

- Почему в свой странный сатирико-мистический роман Булгаков вводит такое

   лирическое начало, как любовная история?

Для писателя главные ценности жизни: свобода, творчество, любовь.

 

- При каких обстоятельствах происходит встреча Мастера и Маргариты?

(гл. 13. «Явление героя». Стр. 109-110)

«Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы…

И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто.

…меня поразило… никем не виданное одиночество в её глазах!»

 

- Почему Мастер полюбил именно Маргариту?

Маргарита – под стать Мастеру. Она по натуре своей вольная птица. Она «угадала» Мастера среди тысяч людей (На Тверской было многолюдно).

 

- Маргарита имела всё, о чём мечтают многие женщины: красивого, доброго и любящего

мужа, роскошный особняк, деньги, дорогую, модную одежду. Почему же она была     несчастлива?    В её жизни не было самого главного – любви.

 

- Что разрушило счастье влюблённых?

Мастера уличили в том, что он пишет и мыслит «неправильно». Его увезли на Лубянку, а когда он вернулся, то в его квартирке уже обитал провокатор и доносчик Алоизий Могарыч, прямой потомок Иуды.

 

 

- Почему Мастер стал искать укрытия в сумасшедшем доме, почему не даёт о себе знать

   Маргарите? (Только назвав себя сумасшедшим, можно было спастись от гибели.)

 

- Как пытается спасти любимого Маргарита?

(Она заключает договор с Воландом, губит свою душу. Другого пути

к избавлению Мастера у неё нет. Надежды на людей нет.)

 

- Почему влюблённым помогает сатана, а не Бог?

 

- Что символизирует в романе полёт Маргариты по ночной Москве и её окраинам?

(Полное освобождение от пут прежней жизни, ото лжи, пошлости мира,

от несвободы.)

 

- Маргарита, намазавшись кремом Азазелло, превращается в ведьму.

   Куда, в первую очередь направляется она в исступлении?

(Громить квартиру критика Латунского Маргарита начинает с рояля –

в этой ненавистной квартире не должно быть музыки.)

 

- Можно ли назвать Маргариту женщиной-судьбой?

(Да. Она стала хранительницей очага, музой и спасительницей Мастера.

Любовь замужней Маргариты стала смыслом её жизни и спасением от пошлости того мира, в котором она существовала. Эта любовь доходит до полного самопожертвования. Ради спасения Мастера Маргарита заключает договор с Воландом, губит свою душу.)

 

- Что показалось вам самым необычным в описании Бала Сатаны? Какую роль играла на

   балу Маргарита?

 

- Маргарите, как королеве бала, даровалось исполнение одного желания. О чём она    попросила Воланда?

(Чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она задушила своего ребёнка. Маргарита поняла, что Фрида совершила преступление под давлением общества, из страха перед ним, из-за невозможности воспитать одной своего ребёнка. Её преступление вызвано отчаянием, а раскаяние и муки Фриды не знают границ.)

 

- Чем заканчивается история любви Мастера и Маргариты?

(Иешуа посылает к Воланду Левия Матвея с просьбой помочь Мастеру. Вместе с Воландом и его свитой Мастер и Маргарита направляются к звёздам. Им будет подарен дом с садом и венецианским окном, где наградой для них станет покой и счастье.)

 

3. Образ Воланда.

 

- В чём необычность булгаковской трактовки образа Сатаны-Воланда?

«…Что делать вам в подвальчике? – Здесь потухло сломанное солнце в стекле. – Зачем? – продолжал Воланд убедительно и мягко. – О трижды романтический Мастер, неужто вы не хотите гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта?»

 

- В чём смысл такой награды Мастеру?

 

- Объясните смысл эпиграфа к роману (из трагедии Гёте «Фауст»):

… так кто ж ты, наконец?

Я – часть той силы,

что вечно хочет зла

и вечно совершает благо.

 

Воланд – одно из названий чёрта в немецком языке.

И Воланд, и его свита наказывают только дурных, безнравственных людей.

Они помогают Мастеру и Маргарите, принимают участие в их судьбе.

Воланд преклоняется перед Иешуа, терпит дерзкие слова Левия Матвея.

Воланд исполняет второе желание Маргариты и отправляет её с любимым        в другую, вечную жизнь.

Воланд оказывается гуманнее и милосерднее многих людей.

 

- Что объединяет роман Булгакова и трагедию И.-В. Гёте «Фауст»?

 

Сюжет: Мефистофель (дьявол) искушает доктора Фауста – Воланд искушает Маргариту; путешествия по историческим событиям; бал нечистой силы; участие Сатаны в судьбах героев. 

 

Герои: Мефистофель – Воланд, Мастер – Фауст, Маргарита – Гретхен,

Фрида – Гретхен (обе согрешают и из страха перед людским судом совершают детоубийство).  

 

- Перед смертью Булгаков попросил, чтобы его похороны и панихида по нему прошли без музыки, в тишине.

 

4. Домашнее задание:

1) написать сочинение по роману «Мастер и Маргарита»;

2) прочитать роман М. Шолохова «Тихий Дон»;

3) подготовить сообщения по темам:

- Жизнь и творчество М. А. Шолохова;

- История создания романа М. Шолохова «Тихий Дон»;

- Гражданская война и судьбы героев романа «Тихий Дон»;

- Семья Мелеховых: нравы, быт, традиции. Григорий, Пётр.

- Женские образы в романе «Тихий Дон»: Аксинья, Наталья, Дарья, Ильинична.

 

 

Темы к сочинению по роману «Мастер и Маргарита»:

1. Своеобразие жанра романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

2. Тема любви и милосердия в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

3. Воланд – дух зла или ангел тьмы (заблудший ангел)?

4. В чём смысл награды, дарованной Мастеру и Маргарите?

5. Сатирические главы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». (Московские главы)

6. Тема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита»: Иешуа и Понтий Пилат.   

 


Конспект урока литературы .

Конспект урока литературы .

Почему Мастер стал искать укрытия в сумасшедшем доме, почему не даёт о себе знать

Почему Мастер стал искать укрытия в сумасшедшем доме, почему не даёт о себе знать

Объясните смысл эпиграфа к роману (из трагедии

Объясните смысл эпиграфа к роману (из трагедии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2024