История музея школы № 1
Оценка 4.9

История музея школы № 1

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
история
9 кл—11 кл +1
06.10.2021
История музея школы № 1
Без памяти нет будущего. Память одна на всех. Где можно прикоснуться к прошлому, к великим свершениям наших дедов и отцов? Прежде всего, в музее. Любой музей, даже школьный, - это своеобразная «машина времени». В ней во время экскурсий, внеурочных мероприятий учащиеся «совершают путешествие» в прошлое; сопоставляют, сравнивают события разных лет, могут поразмышлять о будущем. Недаром, первый народный комиссар просвещения нашей страны Анатолий Васильевич Луначарский назвал музей «памятной книгой человечества».* Собранные в экспозиции документы и предметы хранят память прошлого. Они передают и поддерживают связь, нить времён и поколений; создают модели событий прошлого. В этом актуальность работы.
История музея школы.docx

Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 1»

(«Школа № 1»)

 

 

История музея школы № 1

 

Работа на областную туристско-краеведческую конференцию «Живи, Кузнецкая земля!»

 

 

 

 

Здание школы   В музее 2008 г

 

Номинация: школьные музеи

 

                                          Выполнила:

                                         Лиханова Кристина

                                         обучающаяся 8 класса  МБОУ  «Школа № 1».

 

 

                      

                                            Руководитель:

                       Екимов Андрей Владимирович,

                             руководитель исторического музея

       имени Волынова Б.В.

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокопьевск

 

 

Оглавление.

 

Введение___________________________________________3

Школьный краеведческий музей_____________________ 4

Музей во Дворце пионеров__________________________  6

Музей «Космос» ___________________________________  9

Современный музей________________________________ 13

Заключение _______________________________________ 14

Список используемых  источников и литературы _____ 15

Приложения_______________________________________ 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

    Введение

Без памяти нет будущего. Память одна на всех. Где можно прикоснуться к прошлому, к великим свершениям наших дедов и отцов? Прежде всего, в музее. Любой музей,  даже школьный, - это своеобразная «машина времени». В ней во время экскурсий, внеурочных мероприятий учащиеся «совершают путешествие» в прошлое; сопоставляют, сравнивают события разных лет, могут поразмышлять о будущем.

Недаром, первый народный комиссар просвещения нашей страны Анатолий Васильевич Луначарский назвал музей «памятной книгой человечества».*

         Собранные в экспозиции  документы и предметы хранят память прошлого. Они передают и поддерживают связь, нить времён и поколений; создают модели событий прошлого. В этом актуальность работы.

Данная работа имеет цель: проследить роль школьного музея в сохранении истории. Для этого предполагается решить ряд задач:

1.     Рассказать об истории школьного краеведческого музея, в том числе и музея располагавшегося во Дворце пионеров.

2.    Рассказать о наиболее значимых и ярких событиях из истории музея «Космос».

3.     Кратко остановиться на современном историческом музее имени Б.В. Волынова.

Объект – исторический музей школы.  Предмет – документы школьного музея.

Временные рамки охватывают период  с 1951 по 2012 годы.

В работе были использованы письменные исторические источники:

документы

-         школьного архива;

-         Городского краеведческого музея;

-         Городского музея истории народного образования.

-         воспоминания учителей школы разных лет: Краснопёровой Александры Михайловны, Карповой Александры Михайловны, Богомазовой Анны Тимофеевны, Либензон Любовь Михайловны.

Методы исследования:

- работа с фондами, архивами школьного музея, Городского краеведческого музея.

-         Запись воспоминаний участников и очевидцев описываемых событий.

Хочется выразить огромную благодарность за предоставленные материалы и воспоминания: Заслуженным учителям школы № 1 Анне Тимофеевне Богомазовой, Эльвире Владимировне Щербицкой;

известному в городе краеведу  Раводиной Нине Романовне.

*А.Е. Сейненский. Музей воспитывает юных. М.,1988, с.4

                                                                                                                           Школьный краеведческий музей.

В 1949 г. в мужскую среднюю школу № 1 переводится из школы № 10 учитель истории Михаил Георгиевич Елькин  (См. приложение № 1).  Влюблённый в свой предмет, он сумел зажечь ребят, увлечь их поисковой работой по истории Кузбасса через археологические исследования памятников прошлого.

14 сентября 1949 года было проведено организационное занятие общества « Юный историк» (создано 18 февраля 1948 г. в школе № 10), утверждён устав, избран совет общества. Так 14 сентября стал в школе на долгие годы Днём историка:

-         в этот день Общество проводило своё годовое заседание, где его члены отчитывались о проделанной  работе за год и экспонировались выставки находок, собранных во время походов и экспедиций.

Первая 20 – ти дневная экспедиция состоялась в 1951 г. На место железоделательного завода в село Томское. За 8 дней пребывания в селе удалось обмерить территорию завода, сфотографировать развалины на поверхности. С собой взяли экспонаты 27 - и наименований – барельефы, утварь и то, что смогли унести на руках.

По возвращении из экспедиции в августе 1951 г. в ДК им. Артёма прошла выставка (См. приложение № 2).

По воспоминаниям бывшего председателя общества Нины Романовны Лободы – Раводиной, были поощрения и подарки: председатель исполнительного городского комитета А.Н. Паяльников вручил ценный по тем временам приз – фотоаппарат.

Для привлечения внимания общественности города и сохранения находок использовали городскую газету «Ударник Кузбасса».

Летом 1952 г. состоялась археологическая экспедиция к реке Ур в Беловском районе. Были открыты группы курганов могильника у деревень Усканда и Ур – Бедари. А также Дегтярёвская неолитическая стоянка (эпохи конца третьего – второго тыс. до н. э.).  Всего обследовано 70 курганов, обнаруженных у деревень Ур – Бедари, Саратовка, Дегтярёвка.

В августе 1952 г. прошла выставка находок на конференции учителей, на сессии городского совета. Летом 1953 г. в ходе экспедиции было найдено 4 кремневых наконечника, 35 фрагментов керамики, более 300 дробленых костей животных. Были обследованы  138 курганов у деревни Ур – Бедари, установлено, что это захоронения тюрок – кочевников 8 –10 веков н.э.

В Академию наук СССР был направлен подробный отчёт о сделанных археологических открытиях стоянки человека эпохи камня у деревни Дегтярёвка и курганного могильника эпохи железа у деревни Ур - Бедари.

Отдел новых исследований Института истории материальной культуры Академии наук прислал Уведомление  № 307 от 13.06.1954 г. о рассмотрении и утверждении представленного отчёта. Был также выслан отзыв рецензентов и Открытый лист на ведение археологических раскопок в 1954 г. Так на протяжении 15- ти лет Академия наук высылала ежегодно Открытый лист на право ведения раскопок.

По мере накопления исторических материалов их размещали в подвальном помещении школы: создан краеведческий уголок, затем были освоены коридоры.

В коридоре школы был отведён небольшой уголок для выставок общества «Юный историк».

В декабре 1953 г. состоялось открытие школьного краеведческого музея. Его руководителем стал М. Г. Елькин. Документы и часть экспонатов горно-геологического музея передала Е. А. Гаус.

Школьный музей расположился в небольшом подвальном помещении. Члены общества «Юный историк» сами сделали планшеты, витрины, таблицы, чертежи, фотографии; используя свои  художественные способности.  Старались использовать каждый сантиметр свободной площади. В разделе палеонтологии содержалось описание около 500 костей древних животных.

На всю археологию выделили всего 2,5 кв. метра.

За первый год своего существования в музее проведено 27 экскурсий. Их посетителями стали учителя и учащиеся не только школы № 1, но и всего города.

А первый урок по истории в пятых классах по традиции проходил прямо в школьном краеведческом музее.

В октябре 1956 г. на годовом собрании членов общества « Юный историк» было принято решение – музей краеведения, созданный обществом и действующий в  школе с 1953 г., передать школьникам всего города.

Стены школы не вмещали все собранные находки, и единодушно решили перенести экспонаты в городской Дворец пионеров. За неимением транспорта, кости древних животных и литьё с Томского завода, и ящики с археологическими находками, и самодельные витрины – всё это несли на руках старшеклассники от первой школы по центральной улице города Фасадной до Дворца пионеров.*

(См. приложение № 3).

___________________________________________________________

* Общество « Юный историк» под руководством М.Г. Елькина. // Воспоминания Раводиной Н.Р. // Фонды исторического музея имени Волынова Б.В.

 

 

 

                                Музей во Дворце пионеров.

Самая большая и светлая комната первого этажа была предоставлена юным историкам. Здесь они создали настоящую музейную экспозицию, включавшую в себя такие разделы:

1)    Геологическая история Прокопьевского  рудника – это постоянно пополнявшиеся коллекции горных пород, минералов, каменного угля; карты, схемы.

2)    Палеонтология Южного Кузбасса, Прокопьевского района, в частности, солидная коллекция фауны четвертичного периода; останки мамонтов, шерстистых носорогов, короткорогих бизонов, исполинских оленей, ископаемых быков, окаменелости, отпечатки растений.

3)    Археология была представлена неолитической стоянкой с прекрасными образцами кремневых орудий труда, стрелами – вкладышами, керамикой. Фотографии иллюстрировали все стадии подготовки и проведения раскопок. Здесь же были представлены изумительные находки эпохи бронзы и позднего железного века из долины реки Ур Гурьевского района. ( См. приложение № 4)

Большое место было отведено истории Прокопьевского рудника и, прежде всего, его людям.

Краеведы записывали воспоминания старожилов, проводили встречи, беседы, выпускали рукописный журнал, вели хронику событий, (по материалам местных газет).

Вся музейная экспозиция размещалась на стендах с фотографиями, стеллажах с находками, а в витрины помещали наиболее хрупкие вещи. Археологию разместили на 10 стеллажах, фотографии к ним – на 12 стендах. История города прослеживалась на 10 больших стендах в виде 380 фотографий.

Теперь краеведческая работа сосредоточилась во Дворце и приобрела общегородские масштабы. При музее стало сразу работать отделение областного общества краеведов « Кузбасс», уча-

стники которого решали вопросы туристско-краеведческого характера. В частности, они обратились ко всем школьникам Кузбасса с предложением составить всекузбасскую карту историко-археологических памятников, для чего в летних походах тщательно обследовать территорию края.

Музейщики проводили свои научные конференции, устный журнал, встречи с известными в городе людьми, экскурсии по музею для школьников города и гостей из других территорий; участвовали и в общих мероприятиях Дворца. При музее работали группа палеонтологов, археологов, изучались вопросы теории и проходила подготовка к летним полевым работам.

 

Историки – краеведы знакомились с опубликованными данными по истории края, восстанавливали имена старожилов, их адреса, встречались с ними и как итог готовили сообщения на конференции или на уроки.

Из хорошо знавших музейную экспозицию создавали группу экскурсоводов, которые по очереди и по любимым разделам проводили увлекательные экскурсии и беседы с кружковцами и посетителями музея.

Запоминающими были страницы устного журнала «Мы из Прокопьевска». А в рукописных изданиях «Город, рождённый Октябрём» и «Энциклопедии юного историка» собрали  воспоминания, очерки о людях города, материалы о крупных предприятиях города;  рассказы о народном образовании, здравоохранении, культуре. Этими сведениями пользовались не только школьники, но учителя, лекторы, местные журналисты. Они помогли Николаю Павловичу Шуранову в работе над книгой «Прокопьевск», которая была выпущена Кемеровским книжным издательством в 1964 г.

И сейчас тем,  что сохранилось, пользуются в городском краеведческом музее.

Для проведения в музее уроков истории были разработаны обзорные лекции по сложным темам на базе местного материала.

Прокопчане хорошо знали о существовании музея: шахтёры сообщали о находках, а чаще сами приносили то отпечатки, то найденные в выработках кости древних животных. Старожилы передавали свои семейные реликвии.

В 1967 г. вышел совместный приказ министра просвещения и министра культуры РСФСР « О мерах по дальнейшему улучшению деятельности школьных музеев». В выходе этого приказа есть и определённая роль прокопьевского школьного музея: министр и зам. Министра посещали Дворец и музей, внимательно знакомясь с его деятельностью, пытаясь проверить знания ребят по сложным вопросам. Экскурсовод, сам вскрывавший курган, захоронения, расчищавший находки; знал, что он рассказывает, и ни министр,  ни  иностранные гости не могли сбить с толку.

Нина Романовна Раводина вспоминает корреспондента ТАСС Владимира Войтенко, который и сам увлекался древней историей и старался для членов совета музея отыскать самые каверзные вопросы. Он был гостем на раскопках, интересовался, как мы достаем мамонтёнка на разрезе. Его материалы были опубликованы в журнале «Народное образование», «За рубежом», в сборнике о заслуженных учителях, который вышел в издательстве «Просвещение»*

·        Воспоминания Раводиной Н.Р. // Фонды исторического музея имени Волынова Б.В.

 

 

В августе 1961 г. по решению Министерства культуры РСФСР был образован городской краеведческий музей в помещении Дворца пионеров.

А в 1964 г. для Г. К.М. был выделен первый этаж пятиэтажного здания по улице Фасадной (с 1967 г. – проспект Шахтёров.)

И снова, как восемь лет назад, учащиеся школы на руках перенесли экспонаты в новое помещение музея.

С преобразованием в городской краеведческий музей традиции не были утрачены, а первыми сотрудниками стали активисты общества. Как и прежде, большая работа проводилась со школами города, учащимися, учителями истории.

За годы деятельности школьный краеведческий музей посетили свыше 11 тыс. учащихся.

В самой средней школе № 1 в 1961 - 1970 гг. действовал своеобразный музей: стенды размещались по коридорам.

Таким образом, школьный музей прошёл путь от краеведческого уголка до краеведческого городского музея с настоящей научно – исследовательской работой.

Школьный музей наглядно показал направление историко-краеведческой работы, а также её значимость в учебно-воспитательном процессе, сохранении истории: экспозиция музея всегда привязывалась к урокам истории, географии, и т.д.

Подводя итог по главе, следует отметить, что школа № 1 стала первой, кто предложил создать настоящий музей по результатам одних из первых в РСФСР школьных археологических раскопок.

Таким образом,  школа № 1 явилась своего рода пионером в освоении и развитии школьного музейного движения в городе: активная пропаганда краеведческих знаний привела к тому, что начался активный процесс создания школьных музеев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

  Музей « Космос»

Не каждому городу, не каждой школе повезло иметь своего космонавта.15 января 1969 г. с ликованием учащиеся, учителя и все прокопчане узнали, что в космосе наш земляк – бывший ученик школы № 1 (учился в 1942- 1952 г.г.) и её выпускник, ныне дважды Герой Советского Союза – Борис Валентинович Волынов.

На открытом школьном собрании было решено начать сбор материалов о космосе и оформить уголок. Работа закипела, трудились все: учащиеся, учителя, родители. Подбирали материалы, изготавливали альбомы. (См. приложение № 5)

В сентябре 1971 г, к 40 - летию школы, по предложению комитета комсомола решили просить администрацию школы выделить помещение для создания космической комнаты. Членами первого актива стали: Бабина Татьяна, Дягилева Людмила, Мусохранова Татьяна, Шампурова Людмила и т. д. Ребята активно взялись за дело: изготовили альбомы о первых 13 –ти космонавтах, установили связь с Новокузнецким планетарием, посетили маму космонавта – Евгению Израилевну Волынову, писали письма и встречались с людьми, знающих Бориса Волынова.

В День космонавтики 12 апреля 1972 г. комната была открыта. Она стала подарком школе выпускных 10- х классов. В сентябре эстафету приняли учащиеся 7 «б» класса и продолжали работу в течение 3 – х лет.

В том же 1972 г. был создан клуб « Космос». Работа в нём велась по следующим отделам:

1.     поиск;

2.     летописцы;

3.     экскурсоводы;

4.     переписчики;

5.     лекторская группа.

В космической комнате были оформлены стенды:

·        Б.В. Волынов – гордость школы;

·        История развития космонавтики;

·        Пионеры Вселенной;

·        Космонавты – гости Прокопьевска.*

В 1975 – 1976 г.г. комната была переоборудована: появились красочно оформленные панно, поменялись стенды.

С первых лет существования космическая комната стала центром общественной жизни: здесь принимают в  октябрята и пионеры, вручают комсомольские билеты и паспорта; принимают гостей из других школ и городов, и конечно же, для всех желающих проводили экскурсии по истории космонавтики и о Б. В. Волынове.

 

*Фонды исторического музея имени Б.В. Волынова.

В космической комнате была собрана богатейшая библиотека о космонавтах и развитии космической техники - более 200-х книг и брошюр.

14 марта 1978 г. космической комнате было присвоено звание « школьного музея». В том же году под руководством Близнюк Лидии Григорьевны была начата подготовка к открытию второго зала музея « Космос».

По воспоминаниям Лидии Григорьевны, в день открытия собралось много гостей: Евгения Израилевна Волынова, учителя Бориса – Нефф Василий Лукьянович, Карпова Александра Михайловна, Кабанова Тамара Сергеевна, представители городского отдела народного образования.

Экспозицию « Гагаринского зала» составили стенды:

1.     К.Э. Циолковский.

2.     С.П. Королёв.

3.     Ю.А. Гагарин.

4.     В.Н. Терешкова.

5.     А.А. Леонов.

6.     Звёздный городок.

7.     Международные космические полёты.

8.     Космонавты – участники программы «Интеркосмос».

В музее был собран и  представлен большой материал о космических полётах, начиная с запуска первого искусственного спутника Земли до полётов станции « Мир».

В музее неоднократно проходили встречи с  прославленным земляком:

1.     в сентябре 1971 г., в ходе своего визита в родной город.

2.     В 1972 г. -  на 20 – летие окончания школы.

3.     В 1977 г., после второго полёта в космос. Борис Валентинович Волынов приезжал в Прокопьевск вместе с Виктором Михайловичем Жолобовым.

4.     В 1982 г. космонавт был гостем на 50 – летнём юбилее школы.

5.     В 1984 г. – приезжал на открытие бюста Б.В. Волынова на проспекте имени Гагарина, у остановке «Институтская» (См. приложение № 6)

Во время своих визитов Б. В. Волынов всегда привозил сувениры.

Они то и составляли наиболее уникальные экспонаты,  такие как тубы, с пищей космонавта,   значки, марки, медали, конверты со штампом орбитальной станции «Салют – 5»; точная копия календаря, который был с космонавтами на орбитальной станции, дарственные книги, личные часы и т.д. Постоянно оказывала помощь мать космонавта – Евгения Израилевна, которая часто бывала в Звёздном городке. К примеру, спортивный костюм, в котором Волынов летал в 1976 г. вместе с В. М. Жолобовым; она привезла в сентябре 1979 г. и передала школьному музею.

(См. приложение № 7)

И сейчас в фондах исторического музея хранятся магнитофонные ленты с записью выступлений самого космонавта, его матери - Евгении Израилевны, учителей, которые его учили, его бывших одноклассников.

Хорошо была подобрана библиотека, среди них имеются две книги Л.  Маркелова  «Всегда в полёте» и «Четверо над планетой», посвящённые Б. В. Волынову. Эти книги вышли в Западно-Сибирском книжном издательстве города Новосибирска и в Кемеровскую область не поступили. Но бывшие выпускники клуба «Космос», учась в Вузах городов Омска и Томска, прислали несколько экземпляров. (См. приложение № 8)

Один из них был подарен Евгении Израилевне Волыновой, а другой – передали в городской краеведческий музей.

В 1980 – 1991 г. г. формы работы совета музея  и клуба « Космос» были самыми разнообразными: это и тематические политинформации, экскурсии в планетарий города Новокузнецка, коллективные просмотры кинофильмов о космосе с последующим обсуждением; торжественные линейки, посвящённые Дню космонавтики. Также проводились « космические» конкурсы и викторины, конференции старшеклассников, научно – фантастические игры.

Традиционными стали «гагаринские» уроки, проводимые в апреле месяце; День знаний первого сентября для первоклассников начинался с музея, а в школе это был день истории.

В школе долгое время работал клуб интернациональной дружбы, который носил имя дважды Героя Советского Союза, летчика - космонавта Б. В. Волынова. Руководила им замечательный энтузиаст, отличник народного просвещения Щербицкая Эльвира Владимировна.

Члены клуба знакомились с историей космонавтики, проводили и отмечали даты красного календаря, поддерживали связь со Звёздным городком. Активисты клуба «Космос» со своим руководителем Лидией Григорьевной Близнюк дважды побывали в нём – в январе  1977 и в 1986 гг. (См. приложение № 9)

В ходе этих поездок, по словам Лидии Григорьевны, ребята лично встретились с Б. В. Волыновым; побывали на экскурсиях в центре подготовки космонавтов. Они привезли много подарков и пожеланий от прославленного земляка.

Музей был награждён грамотами Министерства культуры РСФСР, Кемеровского областного общества  охраны памятников культуры.

Школа активно участвовала во всех маршрутах экспедиции «Моя Родина – СССР». И как напутствие тогда звучало пожелание ответственного работника Центрального Комитета Социалистической единой партии Германии – кандидата экономических наук Петера Кольбе, посетившего музей 25 сентября 1981 г.:

«Сердечное спасибо за предоставленную возможность посетить музей «Космос». Желаю ученикам и учителям школы № 1 дальнейших успехов в деле воспитания и обучения новых космонавтов».

Кризис в обществе, радикальные перемены, произошедшие в стране в 1985 – середине 1990- х г. г., не обошли стороной и наш музей.

Была закрыта вторая комната, прервалась связь и переписка со Звёздным городком, перестал существовать клуб интернациональной дружбы.

В середине 1990 – ых  в ходе ремонта были похищены или просто варварски уничтожены некоторые бесценные экспонаты: командирские часы, тубы с пищей космонавта и т. д.

С 1998 г. ситуация стала меняться к лучшему. Руководитель музея Галина Анатольевна Тузовская возобновила переписку с Б. Волыновым, а также с планетарием города Новокузнецка. Опять традиционными стали экскурсии в День космонавтики и для первоклассников 1 сентября. Школьный музей посещают снова учащиеся других школ города.

Лекторская группа проводит беседы о космонавтах  разных лет, продолжается сбор материалов о текущих полётах, проводятся выставки рисунков и стенгазет; классные часы и викторины, посвящённые Дню космонавтики.

С 2001 г. началась поисковая работа в рамках подготовки к 70 – летнему юбилею школы. Оформлено 8 папок по истории школы   

разных лет. Каждый класс получил определённое задание.

В актовом зале планировалось создать экспозицию по истории школы.

1 сентября 2003 г. была выделена новая большая комната площадью 40 кв. метров.

 

Итак, в начале 1970 –х, к 40 –летнему юбилею школы, вновь начата поисковая работа, был открыт музей « Космос», посвящённый нашему прославленному земляку Борису Валентиновичу Волынову.

Он имел ярко выраженную космическую и биографическую направленность.

 

 

 

 

 

 

Современный музей школы.

        23 августа 2006 г., при содействии Главы города В.А. Гаранина, состоялось торжественное открытие новой обновлённой экспозиции школьного исторического музея имени летчика - космонавта, дважды Героя СССР, Героя Кузбасса Бориса Валентиновича Волынова.

        Музей состоит из четырех разделов: «Жемчужина Кузбасса», «Они сражались за нашу великую Родину», «Сын планеты Земля», «История первой средней школы».

        В  первом разделе представлены редкие фотографии Прокопьевска 1930- х. и предметы быта тех лет: утюги, толчан и ступа, керосиновая лампа, скатерть и др. (См. приложение 10)

       Раздел  музея «Они сражались за нашу великую Родину»  посвящён выпускникам и учителям школы ушедшим на фронты Великой Отечественной войны. В витринах демонстрируются автопортрет Землянского Георгия, письмо с фронта Зильберштейна Соломона, 1942 г., трудовая книжка Колесникова И.И.и др. (См. приложение № 11)

        Раздел «Сын планеты Земля»  посвящён дважды Герою СССР, Герою Кузбасса, летчику – космонавту, выпускнику мужской средней школы № 1 1952 г. Борису Валентиновичу Волынову. Открывает раздел информация об истории развития  космонавтики. Далее следует материал о жизни, полетах Бориса Валентиновича Волынова, его официальных и частных визитах в родной город. В витринах можно увидеть газету «Комсомольская правда» от 12 апреля 1961 г. с сообщением о полете Юрия Алексеевича Гагарина; землю и полынь с места гибели космонавтов космического корабля «Союз -11» Добровольского, Волкова, Пацаева;  значки и марки на космическую тему; газету «Шахтёрская правда», освящавшей приезды Бориса Валентиновича в Прокопьевск; экземпляр книги «Четверо над планетой»; подарки Бориса Валентиновича Волынова учащимся школы во время посещения «Звездного городка» в 2004 и 2005 годах. Гордость исторического музея - спортивный костюм Бориса Валентиновича  подарен школьному музею в 1979 г.

       В разделе «История средней школы» представлен материал о заслуженных учителях России: Елькине  Михаиле Георгиевиче и обществе «Юный историк», Карповой Александре Михайловне,  Щербицкой Эльвире Владимировне, Богомазовой Анне Тимофеевне и др.  На стенде  «Наши выпускники» представлен материал о выпускниках школы, погибших, отстаивая целостность России: Комарове Олеге Александровиче и Весеневе Евгении Васильевиче

        В витринах  размещен материал о знаменитых выпускниках школы: Малаховском Владиславе Степановиче и Конторовиче Алексее Эмильевиче.  (См. приложение № 12)

 

                                      Заключение

 

Таким образом, мы попытались проследить роль школьного музея в сохранении истории.

Прежде всего, хочется отметить некоторые особенности:

Во – первых, школа № 1 первая в городе и одна из первых в РСФСР начала школьную археологическую деятельность; одна из первых в городе создала школьный краеведческий музей, который в дальнейшем перерос в городской краеведческий музей.

Во – вторых, школьный музей всегда был тесно связан с уроками различных дисциплин: историей, географией, зоологией, биологией и другими.  

В – третьих, музейное дело всегда было связано со школой.

В – четвертых, несмотря на то, что менялись название музея, его экспозиция, руководители, вот уже на протяжении почти 60-ти лет музей был и остается хранителем памяти.

Я считаю, что школе необходимо иметь музей.  У нас, молодого поколения, он формирует  интерес к прошлому, заставляет задуматься о себе, о своих корнях, и своей малой Родине.

А главное: школьный  музей помогает сохранить память нашего народа! 

Практическая значимость работы:

на уровне школы:

Ø систематизация истории музея,

Ø пополнение фондов музея.

          на уровне  города:

Ø знакомство обучающихся других школ с историей нашего музея, историей школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Список используемых источников и  литературы.

 

1.     Елькин М.Г. Вехи моей жизни.// Фонды Прокопьевского краеведческого музея.

2.     Исторический музей имени Волынова Б.В. // Фонды исторического музея имени Волынова Б.В.

3.     Общество «Юный историк» под руководством М. Г. Елькина.// Воспоминания Раводиной Н.Р.

4.     Воспоминания учителей школы разных лет: Богомазовой А.Т. , Близнюк Л. Г., Карповой А.М., Либензон Л.М., Щербицкой Э.В.

 

5.     А.Е. Сейненский  Музей воспитывает юных.  /Текст/ Сейненский А.Е. - М.,1988.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

              

 

Приложение № 1

Основатель школьного краеведческого музея – Михаил Георгиевич Елькин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Дневник похода, 1951 год.

 

0

 

14

 

 

Приложение № 3

Музей во Дворце пионеров.

 

Музей во Дворце

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Археологические находки,

сделанные  обществом «Юный историк»

 

Photo-0005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

 

Борис Валентинович Волынов – «звездный» сын

города Прокопьевска 

 

Волынов 1

 

Приезд Б.В. Волынова в Прокопьевск, 1972 год

 

Встреча Волынова

 

 

 

Приложение № 6

Открытие бюста на улице Институтской, 1984 год.

 

13

 

12

 

 

 

 

 

Приложение  № 7

Костюм космонавта

 

костюм волынова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 8

Редкие книги музея

«Четверо на орбите»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 9

Учащиеся школы в «Звездном городке».

 

Дарственный автограф 1977

 

В музее

 

 

 

 

Приложение № 10

Раздел исторического музея

«Жемчужина Кузбасса»

 

1 раздел

 

Приложение № 11

Раздел  музея «Они сражались за нашу великую Родину» 

 

Война 2

 

Приложение № 12

Алексей Эмильевич Конторович – выпускник 1951 года, Академик РАН,

Председатель президиума Кемеровского научного центра

СО РАН

с директором школы Пронякиной Еленой Михайловной

 

IMG_6744

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    


 

Управление образования администрации города

Управление образования администрации города

Оглавление. Введение___________________________________________3

Оглавление. Введение___________________________________________3

Введение Без памяти нет будущего

Введение Без памяти нет будущего

Школьный краеведческий музей.

Школьный краеведческий музей.

Отдел новых исследований Института истории материальной культуры

Отдел новых исследований Института истории материальной культуры

Музей во Дворце пионеров . Самая большая и светлая комната первого этажа была предоставлена юным историкам

Музей во Дворце пионеров . Самая большая и светлая комната первого этажа была предоставлена юным историкам

Историки – краеведы знакомились с опубликованными данными по истории края, восстанавливали имена старожилов, их адреса, встречались с ними и как итог готовили сообщения на конференции…

Историки – краеведы знакомились с опубликованными данными по истории края, восстанавливали имена старожилов, их адреса, встречались с ними и как итог готовили сообщения на конференции…

В августе 1961 г. по решению Министерства культуры

В августе 1961 г. по решению Министерства культуры

Музей « Космос» Не каждому городу, не каждой школе повезло иметь своего космонавта

Музей « Космос» Не каждому городу, не каждой школе повезло иметь своего космонавта

В космической комнате была собрана богатейшая библиотека о космонавтах и развитии космической техники - более 200-х книг и брошюр

В космической комнате была собрана богатейшая библиотека о космонавтах и развитии космической техники - более 200-х книг и брошюр

См. приложение № 7) И сейчас в фондах исторического музея хранятся магнитофонные ленты с записью выступлений самого космонавта, его матери -

См. приложение № 7) И сейчас в фондах исторического музея хранятся магнитофонные ленты с записью выступлений самого космонавта, его матери -

Социалистической единой партии

Социалистической единой партии

Современный музей школы. 23 августа 2006 г

Современный музей школы. 23 августа 2006 г

Заключение Таким образом, мы попытались проследить роль школьного музея в сохранении истории

Заключение Таким образом, мы попытались проследить роль школьного музея в сохранении истории

Список используемых источников и литературы

Список используемых источников и литературы

Приложение № 1 Основатель школьного краеведческого музея –

Приложение № 1 Основатель школьного краеведческого музея –

Приложение № 2 Дневник похода, 1951 год

Приложение № 2 Дневник похода, 1951 год

Приложение № 3 Музей во Дворце пионеров

Приложение № 3 Музей во Дворце пионеров

Приложение № 4 Археологические находки, сделанные обществом «Юный историк»

Приложение № 4 Археологические находки, сделанные обществом «Юный историк»

Приложение № 5 Борис Валентинович

Приложение № 5 Борис Валентинович

Приложение № 6 Открытие бюста на улице

Приложение № 6 Открытие бюста на улице

Приложение № 7 Костюм космонавта

Приложение № 7 Костюм космонавта

Приложение № 8 Редкие книги музея «Четверо на орбите»

Приложение № 8 Редкие книги музея «Четверо на орбите»

Приложение № 9 Учащиеся школы в «Звездном городке»

Приложение № 9 Учащиеся школы в «Звездном городке»

Приложение № 10 Раздел исторического музея «Жемчужина

Приложение № 10 Раздел исторического музея «Жемчужина

Приложение № 12 Алексей Эмильевич

Приложение № 12 Алексей Эмильевич
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2021