«История национального костюма».
Оценка 4.8

«История национального костюма».

Оценка 4.8
doc
02.11.2022
«История национального костюма».
Габуев А.В..doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РСО-Алания

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «ЗАРЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 

ТЕМА: «История национального костюма».

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата проведения: 26.11.2009г.

Место проведения: ЦРТДЮ «Заря»

Количество обучающихся – 25 чел.

Группа I

 

 

Ансамбль народного танца «Кафаг»

Габуев А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владикавказ 2009 г.

Тема: «История национального костюма».

 

 

Цель занятия:

- дать основные понятия об истории возникновения и развития костюма;

- одеть танцора.

Задачи занятия:

- Обучающая – познакомить обучающихся с историей развития костюма.

- Развивающая – развивать исполнительские умения, внимание, применять имеющиеся знания на практике, развивать познавательный интерес;

- Воспитательная – воспитать эстетический вкус, чувство прекрасного, аккуратность, привить любовь к народному танцу, к народной музыке.

Тип занятия - комбинированный.

Метод обучения:

Словесный – рассказ.

Наглядный – иллюстрации рисунков национальной одежды.

Оснащение: куклы в костюмах, рисунки национальных костюмов, мужской и женский костюмы, гармошка и доул.

 

Оборудование.

Гармошка, доул.

 

Музыкальный репертуар.

Марш, «Симд», «Хонга», «Лирическая», «Лезгинка»,  «Сиргœ», «Горский», «Абхазский».

 

 

Ход занятия.

 

1. Организационный момент.

Приветствие.

Контроль посещаемости.

Проверка готовности к занятию.

Вводный инструктаж.

Педагог объявляет цели и задачи занятия.

 

2. Разминка – тренаж.

В начале занятия  проводится разминка на разогрев мышц ног, спины, рук, плеч.

- Марш по кругу с оттянутым носочком;

- марш на полупальцах на пятках;

- переменный ход с пятки на носок;

- бег по кругу с поднятием ног, с захлестом назад, с прямыми вперед;

- поднятие на полупальцах по VI позиции;

- plie по I и  II позициям;

- battement  tendu по I позиции;

- растяжка мышц ног и спины;

- ковырялочка (простая);

- ковырялочка (в сторону);

- «высокая» ковырялочка;

- ковырялочка с выбросом ноги;

- ковырялочка с прыжком;

- ножницы;

- ножницы с прыжком;

- растяжка;

- работа над пластикой рук;

- выпады корпуса вперед и в стороны (с руками);

- ласточка;

- повороты с вращением вправо и влево.

 

3.Основная часть

 Контроль домашнего задания.

Педагог предлагает обучающимся

 - вспомнить терминологию осетинских танцев, музыкальных инструментов и танцевальных костюмов;

 - ответить на вопросы и показать названный предмет:

нагрудники - риуылдарæн;

платье - къаба;

коса - дзыкку;

шапка - худ;

косынка - сæрбæттнæ, касинкæ;

черкеска - цухъа;

рубашка- хæдон;

штаны – хæлаф, салбар и т.д.

 - вспомнить названия осетинских танцев:

«Симд», «Хонга», «Лирическая», «Лезгинка»,  «Сиргœ», «Горский», «Абхазский».

 - назвать танец (концертмейстер играет мелодию, обучающиеся называют танец).

Объяснение нового материала «История национального костюма».

Ювелирные изделия составляли существенную часть быта, женского и мужского костюма осетин. Это поясная пряжка (аргъаваг), поясные бляшки (роны фалыдан), украшения к повязкам ноговиц (зангбаттан), навершия газырей (барцыта), застежки для бурок (уаладаран ныматы агънадаыта). Также и украшения оружия: отделки ружья (топп), пистолета (дамбаца), ножны (карддзам), кинжалы (хъама), сабли (ахсаргард). Кинжалы отличались по размерам: большие, мечеобразные и поменьше. Были взрослые и детские, по степени украшенности серебром – «сау хъама» - черный кинжал, «амыхгад хъама» - закрытый кинжал. Черные кинжалы встречались размером от 40-55см до массивных – 55-70см, тогда как закрытые – это кинжалы в серебряных ножках, с серебряной рукояткою. Черными они назывались, так как их центральная часть обтягивалась тисненой черной кожей. Серебром отделывались наконечник с навершием и вся верхняя часть, а именно устье и обхват, который во  Владикавказе назывался «вешалкой», а у осетинских мастеров – «ауындзан» или «босбаттан». Рукоять или «фистон» кинжала, в зависимости от навершия, во Владикавказе называлась «казачьей» (элипсообразное) или «шамилевской» (боле сложная форма навершия).

Сабли (ахсаргард) так же отличались, как и кинжалы, и были «черные» и «закрытые» (по тому же принципу, что и кинжалы).

Кремневый пистолет (дамбаца) состоял из ствола, замка с кремнем и пусковым устройством, монтирующимся у основания ствола, рядом с пороховым отверстием и деревянной рукоятью. Деревянная часть вытачивалась их самых твердых пород дерева и отделывалась серебром с ювелирной работой. Стволы украшали золотой или латунной насечкой. Также отделывали и кремниевые ружья.

Мужские пояса (рон) из сыромятной кожи ко второй половине XIXв. несколько изменились. Если раньше к поясу приделывалась пряжка (аргъаваг) на одном конце и язык (Роны авзаг) на другом, с некоторым количеством крючков для подвешивания нужных предметов: кресало, жирницы, шила, ножи, пороховницы и т.д., то впоследствии, когда необходимость в этих вещах отпала, эти крючки заменили серебряные украшения с ювелирной работой – чеканкой, гравировкой и чернением.

Газырь (барц – деревянная или костяная гильза) – мера пороха для одного выстрела. Порох, пыж, пуля или дробь там находились в той последовательности, в какой их надо было ввести в ствол ружья. В газырях также хранились порошки из лекарственных трав (своеобразная «аптечка»). Сверху газыри плотно закрывались крышечкой. На груди помещалось от 14 до 18 штук газырей – по 7-9 с каждой стороны. Со временем газыри потеряли свое первоначальное значение и стали украшением костюма.

Элементами женского костюма являются: пояс (рон), застежки, крючки нагрудные (риуы агънадаыта), другие украшения – браслеты (фардгуыта), наперстки (ангуырстан). Женские пояса – изящные и изысканные – были двух видов: полностью металлические и «комбинированные». Застегивались они  с помощью крючка, приделанного к внутренней частит пряжки, состоящей из трех частей: овальной – в центре и фигурных – по бокам. Пояс металлический или «камари» состоял из отдельных звеньев, округленных, прямоугольных или фигурных размером 6,5*3см; каждое звено готовилось ювелиром отдельно. На серебряной пластинке выполнялась филигранная работа из серебряной проволоки с зернью и т.д. Затем все звенья, которых от 7 до 11 штук, в зависимости от талии заказчицы, и части пряжки соединялись серебряными петлями и весь пояс покрывали позолотой. А нагрудные крючки и пояса украшали также и цветными камнями. Комбинированные пояса же состояли частично из металлических пластин, а частично были сплетены из золотых и серебряных нитей (хардгабыд), эту работу выполняли женщины-рукодельницы.

Нагрудные застежки выполнялись из 7-19 пар крючков, состоящих из двух половинок разного размера от 1,5-20см наверху до 9см внизу вертикального ряда крючков. Были они и разной ширины. Крючки делались из серебра с позолотой и украшались филигранью, чернью, зернью.

           

4. Закрепление нового материала.

Педагог предлагает обучающимся назвать отдельные предметы осетинского костюма и одеть юношу и девушку согласно иллюстрации «Национальный костюм».

 

5.Заключительный этап. Подведение итогов.

 

6.Домашнее задание. Повторить терминологию осетинских костюмов.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Тема : «История национального костюма»

Тема : «История национального костюма»

Основная часть Контроль домашнего задания

Основная часть Контроль домашнего задания

Газырь (барц – деревянная или костяная гильза) – мера пороха для одного выстрела

Газырь (барц – деревянная или костяная гильза) – мера пороха для одного выстрела
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2022