МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-Алания
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «ЗАРЯ»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «История национального костюма».
Дата проведения: 26.11.2009г.
Место проведения: ЦРТДЮ «Заря»
Количество обучающихся – 25 чел.
Группа I
Ансамбль народного танца «Кафаг»
Габуев А.В.
Владикавказ 2009 г.
Тема: «История национального костюма».
Цель занятия:
- дать основные понятия об истории возникновения и развития костюма;
- одеть танцора.
Задачи занятия:
- Обучающая – познакомить обучающихся с историей развития костюма.
- Развивающая – развивать исполнительские умения, внимание, применять имеющиеся знания на практике, развивать познавательный интерес;
- Воспитательная – воспитать эстетический вкус, чувство прекрасного, аккуратность, привить любовь к народному танцу, к народной музыке.
Тип занятия - комбинированный.
Метод обучения:
Словесный – рассказ.
Наглядный – иллюстрации рисунков национальной одежды.
Оснащение: куклы в костюмах, рисунки национальных костюмов, мужской и женский костюмы, гармошка и доул.
Оборудование.
Гармошка, доул.
Музыкальный репертуар.
Марш, «Симд», «Хонга», «Лирическая», «Лезгинка», «Сиргœ», «Горский», «Абхазский».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приветствие.
Контроль посещаемости.
Проверка готовности к занятию.
Вводный инструктаж.
Педагог объявляет цели и задачи занятия.
2. Разминка – тренаж.
В начале занятия проводится разминка на разогрев мышц ног, спины, рук, плеч.
- Марш по кругу с оттянутым носочком;
- марш на полупальцах на пятках;
- переменный ход с пятки на носок;
- бег по кругу с поднятием ног, с захлестом назад, с прямыми вперед;
- поднятие на полупальцах по VI позиции;
- plie по I и II позициям;
- battement tendu по I позиции;
- растяжка мышц ног и спины;
- ковырялочка (простая);
- ковырялочка (в сторону);
- «высокая» ковырялочка;
- ковырялочка с выбросом ноги;
- ковырялочка с прыжком;
- ножницы;
- ножницы с прыжком;
- растяжка;
- работа над пластикой рук;
- выпады корпуса вперед и в стороны (с руками);
- ласточка;
- повороты с вращением вправо и влево.
3.Основная часть
Контроль домашнего задания.
Педагог предлагает обучающимся
- вспомнить терминологию осетинских танцев, музыкальных инструментов и танцевальных костюмов;
- ответить на вопросы и показать названный предмет:
нагрудники - риуылдарæн;
платье - къаба;
коса - дзыкку;
шапка - худ;
косынка - сæрбæттнæ, касинкæ;
черкеска - цухъа;
рубашка- хæдон;
штаны – хæлаф, салбар и т.д.
- вспомнить названия осетинских танцев:
«Симд», «Хонга», «Лирическая», «Лезгинка», «Сиргœ», «Горский», «Абхазский».
- назвать танец (концертмейстер играет мелодию, обучающиеся называют танец).
Объяснение нового материала «История национального костюма».
Ювелирные изделия составляли существенную часть быта, женского и мужского костюма осетин. Это поясная пряжка (аргъаваг), поясные бляшки (роны фалыдан), украшения к повязкам ноговиц (зангбаттан), навершия газырей (барцыта), застежки для бурок (уаладаран ныматы агънадаыта). Также и украшения оружия: отделки ружья (топп), пистолета (дамбаца), ножны (карддзам), кинжалы (хъама), сабли (ахсаргард). Кинжалы отличались по размерам: большие, мечеобразные и поменьше. Были взрослые и детские, по степени украшенности серебром – «сау хъама» - черный кинжал, «амыхгад хъама» - закрытый кинжал. Черные кинжалы встречались размером от 40-55см до массивных – 55-70см, тогда как закрытые – это кинжалы в серебряных ножках, с серебряной рукояткою. Черными они назывались, так как их центральная часть обтягивалась тисненой черной кожей. Серебром отделывались наконечник с навершием и вся верхняя часть, а именно устье и обхват, который во Владикавказе назывался «вешалкой», а у осетинских мастеров – «ауындзан» или «босбаттан». Рукоять или «фистон» кинжала, в зависимости от навершия, во Владикавказе называлась «казачьей» (элипсообразное) или «шамилевской» (боле сложная форма навершия).
Сабли (ахсаргард) так же отличались, как и кинжалы, и были «черные» и «закрытые» (по тому же принципу, что и кинжалы).
Кремневый пистолет (дамбаца) состоял из ствола, замка с кремнем и пусковым устройством, монтирующимся у основания ствола, рядом с пороховым отверстием и деревянной рукоятью. Деревянная часть вытачивалась их самых твердых пород дерева и отделывалась серебром с ювелирной работой. Стволы украшали золотой или латунной насечкой. Также отделывали и кремниевые ружья.
Мужские пояса (рон) из сыромятной кожи ко второй половине XIXв. несколько изменились. Если раньше к поясу приделывалась пряжка (аргъаваг) на одном конце и язык (Роны авзаг) на другом, с некоторым количеством крючков для подвешивания нужных предметов: кресало, жирницы, шила, ножи, пороховницы и т.д., то впоследствии, когда необходимость в этих вещах отпала, эти крючки заменили серебряные украшения с ювелирной работой – чеканкой, гравировкой и чернением.
Газырь (барц – деревянная или костяная гильза) – мера пороха для одного выстрела. Порох, пыж, пуля или дробь там находились в той последовательности, в какой их надо было ввести в ствол ружья. В газырях также хранились порошки из лекарственных трав (своеобразная «аптечка»). Сверху газыри плотно закрывались крышечкой. На груди помещалось от 14 до 18 штук газырей – по 7-9 с каждой стороны. Со временем газыри потеряли свое первоначальное значение и стали украшением костюма.
Элементами женского костюма являются: пояс (рон), застежки, крючки нагрудные (риуы агънадаыта), другие украшения – браслеты (фардгуыта), наперстки (ангуырстан). Женские пояса – изящные и изысканные – были двух видов: полностью металлические и «комбинированные». Застегивались они с помощью крючка, приделанного к внутренней частит пряжки, состоящей из трех частей: овальной – в центре и фигурных – по бокам. Пояс металлический или «камари» состоял из отдельных звеньев, округленных, прямоугольных или фигурных размером 6,5*3см; каждое звено готовилось ювелиром отдельно. На серебряной пластинке выполнялась филигранная работа из серебряной проволоки с зернью и т.д. Затем все звенья, которых от 7 до 11 штук, в зависимости от талии заказчицы, и части пряжки соединялись серебряными петлями и весь пояс покрывали позолотой. А нагрудные крючки и пояса украшали также и цветными камнями. Комбинированные пояса же состояли частично из металлических пластин, а частично были сплетены из золотых и серебряных нитей (хардгабыд), эту работу выполняли женщины-рукодельницы.
Нагрудные застежки выполнялись из 7-19 пар крючков, состоящих из двух половинок разного размера от 1,5-20см наверху до 9см внизу вертикального ряда крючков. Были они и разной ширины. Крючки делались из серебра с позолотой и украшались филигранью, чернью, зернью.
4. Закрепление нового материала.
Педагог предлагает обучающимся назвать отдельные предметы осетинского костюма и одеть юношу и девушку согласно иллюстрации «Национальный костюм».
5.Заключительный этап. Подведение итогов.
6.Домашнее задание. Повторить терминологию осетинских костюмов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.