«Организация самостоятельной работы студентов колледжа при изучении иностранного языка » (из опыта работы)
Одной из важных проблем современной системы профессионального образования является повышение качества специалистов – выпускников колледжей. Они должны уметь приобретать новые знания, поэтому актуальным остаётся поиск новых средств и методов обучения, направленных на умение приобретать знания самостоятельно, развитие творческой личности. Современная педагогика уделяет большое внимание гуманизации учебно-воспитательного процесса. Идеи личностно ориентированного образования предполагают индивидуальный подход к каждому студенту, помощь ему в осознании себя личностью, стимулируют самостановление, самоутверждение и самореализацию обучающихся. Роль педагога в этих процессах трудно переоценить. В решении одной из ключевых задач при организации образовательного процесса отводится поощрению самостоятельной работы студентов в решении образовательных задач.
Наблюдение за практикой организации самостоятельной работы в колледже позволяют выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в её организации:
- нет системы в организации работ, они случайны по содержанию, количеству, форме;
- уровень самостоятельной работы не всегда соответствует учебным возможностям студентов;
- самостоятельные работы большей частью однообразны, нет индивидуального подхода в выборе заданий.
Несмотря на всё это, самостоятельная работа является одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и активизации познавательной деятельности обучающихся. Процесс организации самостоятельной работы студентов должен строиться с учётом основных принципов гуманизации – принципе элективности и принципе позитивности. Такой подход к организации самостоятельной работы, основанный на положительном эмоциональном настрое преподавателя и студента на совместное творчество, с одной стороны, и воспитании в студенте чувства ответственности и способности к самооценке и самоконтроля – с другой, даёт возможность развития, саморазвития личности, способствует поиску своей индивидуальности.
Организовать самостоятельную работу и при этом решить целый ряд дидактических задач можно с помощью такого средства обучения, как информационные технологии. Использование коммуникационных и телекоммуникационных технологий помогают мне организовывать самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу. На своих занятиях я сочетаю использование мультимедийной базы и электронных ресурсов, таких как образовательный портал колледжа EDUHOUSE, с традиционной формой обучения. Ведь самостоятельная работа по иностранному языку тесно связана с обработкой библиографических данных, подготовкой письменных работ, поиском виртуальной информации, самостоятельным аудированием и т.п.
В качестве вспомогательных средств обучения мультимедиа очень эффективны и гибки в использовании. К преимуществам их применения и их педагогическим возможностям можно отнести: «возможность фиксировать содержание с многократным возвращение к нему в нужном режиме; выбор индивидуального темпа, объёма времени обращения со средством; удобство хранения и доступа к большому объёму информации; построение принципиально новой системы общения между студентом и преподавателем на этапе контроля». Открытый доступ каждого студента к сети Интернет позволяет имитировать процесс коммуникации и способствует оптимизации творческого подхода к формированию коммуникативных умений. Существует огромное количество обучающих компьютерных игр, которые я рекомендую своим студентам в процессе организации их самостоятельной деятельности. Например, одними из самых любимых являются следующие образовательные ресурсы:
https://www.umaigra.com/
,
https://ru.piliapp.com/random/wheel/,
https://www.oxfordonlineenglish.com/english-level-test
https://magazine.skyeng.ru/check-your-english-level/
https://do.eduhouse.ru/admin/tool/dataprivacy/summary.php
https://www.studygerman.ru/courses
https://nationalteam.worldskills.ru/
https://englishclub.com/english-for-work/hotel-vocabulary-quiz.htm
Учащиеся не только усваивают новый и закрепляют старый материал, но и работают со словарём, страноведческой литературой, с различными видео – и киноматериалами. Одним из самых любимых заданий для самостоятельной работы стало задание на снятие короткого видео на английском языке по одной из изученных тем, например: “Environment”.
В идеале, работа на иностранном языке должна носить ежедневный характер, что по ряду причин оказывается совершенно невозможным. Но на первом курсе программой предусмотрено чтение аутентичных текстов на английском языке, которым я пользуюсь как элементом домашнего чтения при организации самостоятельной работы в аудитории и дома. Учитывая достаточно высокую лингвострановедческую сложность произведений и комплексность затрагиваемых проблем, аудиторная работа со студентами проходит первоначально с использованием упражнений учебника (языковые упражнения, упражнения на парафраз и синонимическую подстановку, пересказ по заданному плану и т.п.). Следующий этап – задания творческого характера (эссе, составление ситуаций и диалогов), в которых отражается актуальность затронутых классиком проблем на современном этапе. Очень часто одни и те же литературные герои вызывают совершенно противоположные взгляды, размышления, оценки студентов. Способность оценки персонажей и их поступков является одним из показателей процесса формирования личности студентов. Таким образом, домашнее чтение является ещё одним важным инструментом и необходимым компонентом развития навыков самостоятельной работы студентов, их личностного развития в целом.
Но хочется ещё раз подчеркнуть, что только в процессе творческой деятельности самого преподавателя определяются конкретные пути и формы организации самостоятельной работы, и только в результате этой творческой деятельности рождается культура самостоятельной учебной деятельности студентов.
Литература
1. Ахмадов М.М. Формирование технологического потенциала средств обучения и воспитания студентов на факультете экономики и управления СЗФ МГЭИ- Материалы VII научно-методической конференции Северо-Западного филиала Московского гуманитарно-экономического института- М.:МГЭИ, 2006
2. Берченко Т.В. Формирование целостного мировоззрения студентов педагогического колледжа в системе их литературного развития. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.- Мурманск: МГПУ, 2004.
3. Кускова С.В. Принципы гуманизации взаимодействия педагога и студента по иностранному языку. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.- Мурманск МГПУ, 2003
4. Пидкасистый П.И. Педагогика – М., 1996
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.