Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 – 8 классов разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной прогрпммы ООО по музыке и авторской программы курса (Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина Музыка: 5-7-й классы; Искусство: 8-9-й классы: сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных организаций (ФГОС), М: Просвещение)
Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1 – 4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.
Как и программа для начальной школы, настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Одновременно с этим концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. При сохранении подхода к музыке, как часть общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Другие отличительные особенности программы отразились:
- во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника;
- в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно – нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи предмета «Музыка» заключаются в следующем:
-научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явления, потребность в музыкальных переживаниях;
- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющиеся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзии о музыке, «музыкальный рисунок»);
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкальной и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Кроме того, настоящая программа предусматривает решение еще одной важной задачи. Она заключается в постепенном воспитании культуры мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета «Музыка» несомненна. Однако, постановка такой задачи не только правомерна, но естественно вытекает из характера и широкой гуманитарной направленности предмета.
Столь серьезный подход к музыкальному образованию потребовал адекватного методологического обоснования. Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них – метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, системный подход, метод проблемного обучения.
Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.
Расширение «междисциплинарного поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин – таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение.
Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения «музыка и жизнь». Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения – с 1 по 8 класс. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства – литература и живопись. «Несмотря на коренные различия, искусства, по-видимому, произрастают из одного корня, и стоит начать вглядываться в них, как единство выступает все более и более убедительно», - отмечал П.Флоренский. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же – о жизни человека.
Углубление содержания в программе для основной школы повлекло и более дифференцированный подход в применении метода междисциплинарных взаимодействий. Если в программе для начальной школы преимущественно затрагивается аспект, связанный с воплощением единой темы в различных видах искусства (например, 2 класс. Тема «Осень: поэт – художник – композитор»), то сейчас, помимо него, углубляются аспекты образных соответствий (например, 7 класс. Тема «Драматические образы в музыке», в которой освещаются различные стороны взаимодействий музыкального и поэтического образов на примере вокальной баллады Ф.Шуберта «Лесной царь» и ее литературного первоисточника И.Гете – В.Жуковского), а также соответствий на уровне средств художественной выразительности (5 класс. Тема «Музыка – сестра живописи» - общие для музыки и живописи понятия: пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и т.д.).
Кроме того, подробное освещение в программе получают и другие проявления взаимодействий, связанные:
- с созданием произведений в одном виде искусства, вдохновленных произведениями других искусств;
- с очевидным влиянием искусств друг на друга (явления музыкальности поэзии и живописи; изобразительности музыки и поэзии).
Если применение междисциплинарного метода направлено на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, а также с другими предметами художественной и познавательной деятельности, то освещение собственно музыкальных процессов и явлений выражается с помощью стилевого подхода.
Несмотря на то, что специально не вводятся стилевые темы (как, например, это делается в ряде программ по музыке и мировой художественной культуре), присутствие данного подхода со всей очевидностью заметно во многих разделах программы.
Все взгляды на проблему развития музыкальности обучающихся реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода и метода проблемного обучения.
Системный подход, как и в программе для 1 – 4 классов, выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Его использование помогает организовать важнейшие компоненты программы – ее тематизм, музыкальный и фоновый (литературно – изобразительный) материал, виды практической деятельности.
Широкая познавательная панорама, отличающая системный подход и наглядно воплощенная в содержательной концепции курса «Музыка», позволяет выявить внутри настоящей программы (макросистемы) ее этапные уровни (подсистемы).
Четыре подсистемы, соответствующие годам обучения в основной школе, получают отражение в содержании каждой из тем года:
5 класс – «Музыка и другие виды искусства»;
6 класс – «В чем сила музыки»;
7 класс – «Содержание и форма в музыке»;
8 класс – «Традиция и современность в музыке».
Каждая из вышеназванных тем обладает самостоятельностью и внутренней законченностью; одновременно с этим все темы выступают как звенья единой содержательной концепции.
Содержание 5 класса (тема «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Тематическое построение этого года соответственно предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «Музыка и литература»), а так – же специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).
Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Данная тема, как следует из учебника 5 класса, предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что ее рождает и окружает: с жизнью, с природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многое другое. Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопостовлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Столь обширные задачи предполагают постоянную координацию курса с другими предметами, изучаемые в 5 классе:
литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры – например, сказки Х.К.Андерсена, поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Вот север тучи нагоняет…», «музыкальная» басня – Г.Малер. «Похвала знатока», общие для литературы и музыки понятия – интонация, предложение, фраза);
изобразительное искусством ( жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие для живописи и музыки понятия – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и т.д.);
историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В.Глюк «Орфей»);
мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» - описание романса К.Дебюсси «Оград бесконечный ряд»);
природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметом, либо «методом подхвата» (один за другим), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.
Содержание 6 класса отражает проблему художественного воздействия музыки (тема года «В чем сила музыки»),
Содержание, художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности.
В отличие от предыдущего класса, представляющего попытку построения стройной картины содружества искусств, программа 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров.
В какой музыке господствует мелодия? В чем смысл музыкальной гармонии? Мир, какой образности заключает в себе полифоническая музыка? Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике? Все эти и другие вопросы, отраженные в программе 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, ее смысла, тайны воздействия на человека.
В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»).
Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника для 7 класса.
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой – только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии? Все это составляет тему второй части.
Главная тема 8 класса «Традиция и современность в музыке» обращена к воплощению в музыке проблему вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.
Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с ХХ веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений.
Организация тематизма в программе 5 – 8 классов принципиально отличается от организации тематизма в программе для начальной школы. Это обусловлено тем, что восприятие школьников в возрасте десяти – четырнадцати лет становится во многом другим, способным удерживать и развивать одну тему и проблему на протяжении нескольких уроков. С учетом этого в программе предпринято укрупнение внутренних тематических блоков.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Программа «Музыка» для учреждений общего образования составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенным на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 5-8-х классах в общем объеме не менее 136 часов (по 34 часа в каждом классе).
Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки; в школе – кружками (например, сольного и хорового пения), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной музыкальной деятельности учащихся:
«Вокальный практикум» (хоровое, ансамблевое и сольное пение), создающий условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности.
«Музыкально-театральная студия», призванная расширить пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к театральному искусству в разных видах деятельности.
Большое значение в организации музыкального образования младших школьников имеют проектные работы: конкурсы, инсценировки (эскизное исполнение) произведений, фестивали и праздники любителей классической музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Российская музыкальная культура – одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет формирования у школьников национального и гражданского самосознания - гордости за непреходящие художественные ценности России.
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях города, района и др.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
Основные виды практической деятельности на уроке:
Содержание программы и примерное поурочно-тематическое планирование \
для 5 класса
Тема года: «Музыка и другие виды искусства »
«Музыка рассказывает обо всем» (1 час)
Встреча со школой. Музыка встречает ребят в первый школьный день. Разговор о настроении: радостном, весёлом, торжественном, серьёзном.
Слушание песни: С. Маршак «Гвоздь и подкова»
«Истоки» (1 час)
Слушание: М.Таривердиев «Маленький принц»;
Пение: Г.Струве «Музыка», Г. Струве «Весёлая песенка».
«Искусство открывает мир» (1 час)
Слушание: П.Чайковский «Октябрь» Осенняя песнь. Из фортепианного цикла «Времена года».
Пение: Г.Струве «Музыка», Е.Крылатов «Где музыка берет начало?».
«Искусства различны, тема едина» (1 час)
Слушание: Р.Шуман «Первая утрата» из фортепианного цикла «Альбом для юношества».
Пение: М.Таривердиев «Маленький принц», Е. Крылатов «Крылатые качели».
«Два великих начала искусства» (1 час)
Слушание: М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», Ф.Шуберт «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха».
Пение: Американская народная песня «Веселый мельник».
«Стань музыкою, слово!». (1 час)
Слушание: В.Моцарт «Симфония№40» первая часть. фрагмент, М.Мусоргский «Кот Мартос» из вокального цикла «Детская».
Пение: Украинская народная песня «Веснянка».
«Музыка «дружит» не только с поэзией» (1 часа)
Слушание: П.Чайковский «Концерт №1»для фортепиано с оркестром.
3 часть. фрагмент.
Пение: Й. Гайдн. «Мы дружим с музыкой», Е.Крылатов «Мы дружим с музыкой».
Обобщающий урок по темам 1 четверти.
«Песня – вечный спутник человека».
Пение: Г.Струве «Музыка», Е.Крылатов «Где музыка берет начало?»,
Й. Гайдн. «Мы дружим с музыкой», Е.Крылатов «Мы дружим с музыкой».
2 четверть
«Мир русской песни». (1 час)
Слушание: В.Баснер «С чего начинается Родина?».
Пение: В.Баснер «С чего начинается Родина?», Ю.Тугаринов «Если другом стала песня», польская народная песня «Висла».
«Песни народов мира» (1 час)
Слушание: Русская народная песня «Ах, ты степь широкая», Н.Иванов «Вечерний звон».
Пение: Я.Френкель «Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых», В. Лебедев «Песня гардамаринов», А.Александров «Ух ты зимушка – зима».
«Романса трепетные звуки» (1 час)
Слушание: М.Глинка «Жаворонок».
Пение: М.Глинка «Жаворонок».
«Мир человеческих чувств». (1 час)
Слушание: С.Рахманинов «Ночь печальна».
Пение: С.Рахманинов «Островок».
«Народная хоровая музыка». (1 час)
Слушание: Русская народная песня «Есть на волге утес», П.Чайковский «Отче наш».
Пение: Д.Бортнянский «Многолетие», кант 18 века «Музы согласно»
Обобщающий урок по темам 2 четверти.
«Что может изображать хоровая музыка». (1 час)
Слушание:Г.Свиридов «Поет зима», Н.Римский – Корсаков «Вхождение в невидимый град» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» 4 действие. Фрагмент.
Пение: Канон «С веселой песней» музыка неизвестного композитора.
3 четверть
«Самый значительный жанр вокальной музыки». (1 часа)
Слушание: М.Глинка «Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила, Н.Римский – Корсаков «Сцена таяния Снегурочки» из оперы «Снегурочка.
Пение: М.Глинка «Славься» финальный хор из оперы «Жизнь за царя».
«Из чего состоит опера». (1 час)
Слушание: Н.Римский – Корсаков «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» 3 действие. фрагмент.
Пение: С.Баневич «Пусть будет радость в каждом доме» финал оперы «История Кая и Герды».
«Единство музыки и танца» (1 час)
Слушание: М.Глинка «Мазурка» из оперы «Жизнь за царя» 2 действие. фрагмент, Ф.Шопен «Мазурка ля минор».
Пение: Е.Адлер «Песня менуэта».
«Русские сезоны в Париже». (1 часа)
Слушание: И. Стравинский «У петрушки» из балета «Петрушка», П.Чайковский «Вариации» из балета «Щелкунчик».
Пение: П.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица».
«Музыкальность слова» (1 час)
Слушание: К.Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика».
Пение: М.Яковлев «Зимний вечер».
«Музыкальные сюжеты в литературе». (1 час)
Слушание: К.Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика».
Пение: М.Яковлев «Зимний вечер», Е.Адлер «Песня менуэта».
«Живописность искусства». (1 час)
Слушание: С.Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О.Лассо «Эхо».
Пение: Г.Струве «Веселое эхо».
«Музыка – сестра живописи». (1 час)
Слушание: П.Чайковский «Концерт №1» для фортепиано с оркестром. 2 часть, фрагмент, М.Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки».
Пение: Ю. Тугаринов «Я рисую море»
«Может ли музыка выразить характер человека». (1 час)
Слушание: М Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов», М.Мусоргский «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки».
Пение: Г.Гладков «Песня в картинках».
«Образы в природы в творчестве музыкантов». (1 час)
Слушание: П.Чайковский «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года» фрагмент, И Стравинский «Поцелуй земли». Вступление к балету «Весна священная».
Пение: П. Чайковский «Неаполитанская песенка», В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей».
Обобщающий урок по темам 3 четверти.
«Музыкальные краски в произведениях композиторов - импрессионистов». (1 час)
Слушание: К.Дебюсси «Оград бесконечный ряд», К.Дебюсси «Облака» из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент, М.Равель «Игра воды».
Пение: русская народная песня «Ты река ли моя реченька».
4 четверть
«Волшебная сказочность музыкальных сказок». (1 час)
Слушание: Н.Римский – Корсаков «Пляска златоперых и сереброчешуйчатых рыбок» из оперы «Садко», П.Чайковский «Па – де – де» из балета «Щелкунчик.
Пение: С.Никитин «Сказка по лесу идет», А Зацепин «Волшебник».
«Сказочные герои в музыке». (1 час)
Слушание: И Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар – птица»,М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (баба Яга) из фортепианного цикла «Картинки с выставки».
Пение: С.Никитин «Сказка по лесу идет», А Зацепин «Волшебник».
«Тема богатырей в музыке». (1 час)
Слушание: А.Бородин «Симфония №2» «Богатырская» 1 часть, фрагмент. М.Мусоргский «Богатырские ворота» (В стольном городе Киеве) из фортепианного цикла «Картинки с выставки».
Пение: С.Никитин «Сказка по лесу идет», А Зацепин «Волшебник».
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (2 час)
Слушание: Ф.Торрес «Альфа», п.Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром №1».
Пение: В.Семенов «Звездная река»
Обобщающий урок по темам 4 четверти.
«Как здорово» (2 час)
Пение:Б.Окуджава «Пожелание друзьям», В.Высоцкий «Песня о друге».
Требования к уровню подготовки учащихся
по итогам 5 класса
Требования заключаются:
- в умении находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создание музыкальных рисунков;
- в умении определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а так же музыкально – изобразительных жанров;
- В знании новых имен композиторов – К.Дебюсси и М.Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- В проявлении навыков вокально – хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).
Содержание программы для 6 класса.
Тема года: «В чем сила музыки».
1 четверть.
«Музыка души» (1 час)
Слушание: Е.Дога «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
Пение: М.Дунаевский «Цветные сны».
«Наш вечный спутник» (1 час)
Слушание: И.Брамс «Симфония №3» 3 часть.фрагмент, М.Глинка «Вальс – фантазия» фрагмент.М.Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки», Л Бетховен «Симфония №7» 2 часть. фрагмент,Р.Вагнер «Антракт» 3 действие из оперы «Лоэнгрин», К.Дебюсси «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны».фрагмент, Л.Бетховен «Симфония №9» 4 часть.фрагмент.
Пение: Г.Струве «Школьный корабль».
«Искусство и фантазия» (1 час)
Слушание: М.Глинка «Вальс – фантазия» фрагмент. М.Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки», Л Бетховен «Симфония №7» 2 часть. фрагмент.
Пение: Г.Струве «Школьный корабль», А.Рыбников «Ты мне веришь?».
«Искусство – память человечества» (1 час)
Слушание: .М.Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки», Л Бетховен «Симфония №7» 2 часть. фрагмент.
Пение: А.Рыбников «Ты мне веришь?», А.Калныныш «Музыка».
«Какой бывает музыка» (1 час)
Слушание: Р.Вагнер «Антракт» 3 действие из оперы «Лоэнгрин», К.Дебюсси «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны».фрагмент.
Пение: А.Калныныш «Музыка», Г.Струве «Спасем наш мир».
«Волшебная сила музыки». (1 час)
Слушание: Л.Бетховен «Симфония №9» 4 часть.фрагмент.
Пение: Г.Струве «Спасем наш мир».
«Музыка объединяет людей» (2 часа)
Слушание: К.Дебюсси «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны».фрагмент, Л.Бетховен «
Пение: Г.Струве «Спасем наш мир», А.Рыбников «Ты мне веришь?», А.Калныныш «Музыка»
Обобщающий урок по темам 1 четверти.
« Тысяча миров музыки» (1 час)
Слушание: И.Брамс «Симфония №3» 3 часть.фрагмент, К.Дебюсси «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны».фрагмент, Л.Бетховен «Симфония №9» 4 часть.фрагмент.
Пение: Г.Струве «Школьный корабль», Г.Струве «Спасем наш мир», А.Рыбников «Ты мне веришь?», А.Калныныш «Музыка».
2 четверть.
«Единство музыкального произведения». (1 час)
Слушание: И.Штраус «Сказки Венского леса»фрагмент, Ф.Шопен «Мазурка си бемоль мажор» фрагмент.
Пение:
«Вначале был ритм». (1 час)
Слушание: Ф.Шопен «Полонез ля мажор» фрагмент.
Пение: М.Дунаевский «Непогода» из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания».
«О чем рассказыкает музыкальный ритм» (2 час)
Слушание: М.Равель «Болеро», А.Хачатурян «Танец с саблями»из балета «Гаянэ».
Пение: Г.Струве «Бьют тамтамы» из кантаты для хора и солиста «Голубь мира»
«Диалог метра и ритма» (1 час)
Слушание: Л.Бетховен «Симфония №5» 1 часть. фрагмент.
Пение: И.Бах русский текст А.Попова «Нам день приносит свет зари».
«От адажио к престо». (2 час)
Слушание: И.С.Бах «Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи», Ф.Шопен «Полонез ля мажор» фрагмент, Д.Россини «Неаполитанская тарантелла».
Пение: М.Дунаевский «Непогода» из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания»,П.Аедоницкий «Добрая столица».
Обобщающий урок по темам 2 четверти.
« Ритм» (1 час)
Слушание: Ф.Шопен «Полонез ля мажор» фрагмент, Д.Россини «Неаполитанская тарантелла».
Пение: Е.Крылатов «Три белых коня», М.Славкин «Новый год».
3 четверть.
«Мелодия – душа музыки». (1 час)
Слушание: Ф.Шуберт «Серенада».
Пение: К.Крылатов «Прекрасное далеко».
«Мелодией одной звучат печаль и радость». (1 часа)
Слушание: П.Чайковский. «Па – де – де» из балета «Щелкунчик».
Пение: Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В.Моцарта, обработка Д.Кабалевского.
«Мелодия «угадывает» нас самих» (1 час)
Слушание: В.Моцарт «Маленькая ночная серенада» 1 часть. фрагмент, В.Моцарт «Реквием. Лакримоза».
Пение: П.Чайковский «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года», П.Чайковский «Утренняя молитва» из детского альбома».
«Что такое гармония в музыке». (1 часа)
Слушание: И.Бах «Прелюдия до мажор» из тома 1 «Хорошо темперированного клавира».
Пение: Г.Струве «Музыка, П.Чайковский «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».
«Два начала гармонии» (1 час)
Слушание: В.Моцарт «Симфония №40» 1 часть. фрагмент, Ж.Бизе «Увертюра» из оперы «Кармен».
Пение: Ю. Тугаринов «Веселая история».
«Эмоциональный мир музыкальной гармонии». (1 час)
Слушание: Н.Римский – Корсаков «Шествие чуд морских» из оперы «Садко».
Пение: «Праздничный вечер» голландская народная песня, русский текст А.Попова.
«Красочность музыкальной гармонии». (1 часа)
Слушание: И.Бах «Прелюдия до мажор» из тома 1 «Хорошо темперированного клавира», В.Моцарт «Симфония №40» 1 часть. фрагмент.
Пение: Г.Струве «Музыка, Ю. Тугаринов «Веселая история».
«Мир образов полифонической музыки». (1 час)
Слушание: И.Бах «Токката и фуга ре минор».
Пение: В.Моцарт «Dona nobis pacem», «Во поле береза стояла» русская народная песня.
«Философия фуги». (1 час)
Слушание: И.Бах «Токката и фуга ре минор».
Пение: «Камертон» норвежская народная песня, «В сыром бору тропина» Русская народная песня.
«Какой бывает музыкальная фактура». (1 час)
Слушание: С.Рахманинов «Сирень», С.Рахманинов «Весенние воды».
Пение: Г.Струве «Пожелание друзьям».
Обобщающий урок по темам 3 четверти.
«Пространство фактуры» (1 час)
Слушание: Ж.Бизе «Утро в горах» антракт к 3 действию из оперы «Кармен».
Пение: Е.Крылатов «До чего дошел прогресс».
4 четверть.
«Тембры – музыкальные краски». (1 час)
Слушание: Н.Римский – Корсаков «Тема Шахеразады» из симфонической сюиты «Шахеразада», Н.Римский – Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане», И.Баз «Скерцо» из сюиты №2 для оркестра.
Пение: немецкая народная песня «Музыканты».
«Соло и тутти». (1 час)
Слушание: С.Рахманинов «Вокализ», Н.Римский – Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Пение: М.Славкин «Скрипка».
«Громкость и тишина в музыке» (1 час)
Слушание: Л.Бетховен «Симфония №6» 4 часть «Гроза. Буря», К.Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты».
Пение: И.Брамс «Ночной костер» на основе венгерского танца.
«Тонкая палитра оттенков» (1 час)
Слушание: О.Мессиан. «Пробуждение птиц» фрагмент.
Пение: М.Минков «Дорога добра».
«По законам красоты» (2 час)
Слушание: К.Сен – Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных», М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», Т.Альбинони «Адажио».
Пение: Е.Подгайц «Будем добрыми друзьями», М.Дунаевский «Песня о дружбе».
Обобщающий урок по темам 4 четверти.
«В чем сила музыки» (1 час)
Слушание: .Сен – Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных», М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», Т.Альбинони «Адажио».
Пение: М.Минков «Дорога добра», М.Славкин «Скрипка».
Требования к уровню подготовки учащихся
по итогам 6 класса
Требования заключаются:
- в умении определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;
- в умении отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
- в умении находить взаимодействие между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных из учебника для 6 класса;
- в проявлении навыков вокально – хоровой деятельности (исполнение одно – двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
Содержание программы для 7 класса.
Тема года: «Содержание и форма в музыке».
1 четверть.
«Магическая «единственность» музыкального произведения» (1 час)
Пение: Ю.Шевчук «Что такое осень».
«Музыку трудно объяснить словами» (1 час)
Слушание: И.Брамс «Симфония №3» 3 часть. фрагмент.
Пение: Я.Дубравин «Когда играет музыкант».
«Что такое музыкальное содержание» (2 час)
Слушание: М.Таривердиев «Маленький принц», Л.Бетховен «Соната №14» для фортепиано 1 часть.
Пение: Ю.Мигуля «Быть человеком», Л.Бетховен «Двужба».
«Музыка, которую необходимо объяснить словами» (1 час)
Слушание: А.Вивальди «Зима» 1 часть из цикла «четыве концерта для скрипки с оркестром «Времена года».
Пение: Е.Подгайц «Осенний вокализ», Ю.Мигуля «Быть человеком».
«Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского» (1 час)
Слушание: О.Мессиан «Пробуждение птиц» фрагмент.
Пение: Е.Подгайц «Осенний вокализ», Ю.Мигуля «Быть человеком».
«Восточная» партитура Н.Римского – Корсакова «Шахаразада»». (1 час)
Слушание: Н.Римский – Корсаков «Шахеразада» симфоническая сюита 1 часть.
Пение: В.Ребиков «Осенняя песня».
«Когда музыка не нуждается в словах» (1 часа)
Слушание: П.Чайковский «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года».
Пение: А.Варламов «Горные вершины».
Обобщающий урок по темам 1 четверти.
«Каким бывает музыкальное содержание» (1 час)
Слушание: А.Скрябин «Этюд ре минор».
Пение: Ю.Мигуля «Быть человеком», Л.Бетховен «Двужба», Ю.Шевчук «Что такое осень».
2 четверть.
«Лирические образы в музыке». (1 час)
Слушание: С.Рахманинов «Прелюдия солб минор».
Пение: Ю.Милютин «Лирическая песенка».
«Драматические образы в музыке». (1 час)
Слушание: Ф.Шуберт «Лесной царь».
Пение: Г.Струве «Матерям погибших героев».
«Эпические образы в музыке» (1 час)
Слушание: Н.Римский – Корсаков «Океан – море синее» вступление к опере «Садко».
Пение: Г.Струве «Вечное детство».
«Такие разные песни, танцы, марши» (3 час)
Слушание: Ф.Шопен «Полонез ля мажор», «Во поле береза стояла» русская народная песня, П.Чайковский «Марш Тореадора» из оперы «Кармен»,
Пение: Русская народная песня «Ты река ль моя реченька», В.Мурадели «Школьная тропинка».
Обобщающий урок по темам 2 четверти.
«Память жанра» (1 час)
Слушание: П.Чайковский «Вальс» из оперы «Евгкний Онегин»фрагмент, Ф.Шопен «Вальс».
Пение: В.Берковский «Под музыку Вивальди».
3 четверть.
«Сюжеты и герои музыкальной формы». (1 час)
Слушание: Р.Вагнер «Антракт» из оперы «Лоэнгрин».
Пение: Е.Клылатов «Я верю только мечтам и мечтам».
«Художественная форма – это ставшее зримым содержание». (1 часа)
Слушание: В.Моцарт «Реквием. Лакримоза», Ф.Шуберт «Серенада».
Пение: А Зацепин «Есть только миг».
«От целого к деталям». (1 час)
Слушание: В.Мацарт «Увертюра» из оперы «Свадьба Фигаро», Ф.Шуберт «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь».
Пение: Э. Колмановский «Московская серенада»,А.Рыбников «Последняя поэма» из кинофильма «Вам и не снилось».
«Какой бывает музыкальная композиция». (1 часа)
Слушание:Л.Бетховен «Симфония №5» 1 часть.фрагмент.
Пение: Л.Дубравин «Снежинка».
«Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)». (1 час)
Слушание: М.Равель «Игра воды» фрагмент.
Пение: А.Гречанинов «Призыв весны»
«Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)». (1 час)
Слушание: М.Глинка «Венецианская ночь».
Пение: М.Глинка «Венецианская ночь».
«Трехчастность в ночной серенаде» Пушкина - Глинки». (1 часа)
Слушание: М.Глинка «Я здесь, Инезилья».
Пение: М.Глинка «Я здесь, Инезилья».
«Многомерность образа в форме рондо». (2 час)
Слушание: Ф.Шопен «Прелюдия ля мажор»,А.Бородин «Спящая княжна».
Пение: А.Бородин «Спящая княжна» (участие в вокальном исполнении)
«Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации)». (1 час)
Слушание: Д.Шостакович «Симфония №7».
Пение: В.Синявский «Благодарим, солдаты вас!».
Обобщающий урок по темам 3 четверти.
«Музыкальная композиция». (1 час)
Слушание: М.Равель «Игра воды» фрагмент.
Пение: А Зацепин «Есть только миг».
4 четверть.
«Музыка в развитии». (1 час)
Слушание: М.Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки».
Пение: А.Пахмутова «Просьба».
«Музыкальный порыв». (1 час)
Слушание: Р.Шуман «Порыв» из фортепианного цикла «Фантастические пьесы».
Пение: С.Соснин «Родина».
«Движение образов и персонажей в оперной драматургии». (1 час)
Слушание: М.Глинка «Мазурка» из оперы «Жизнь за царя» фрагмент, М.Глинка «Хор поляков» из «Сцены в лесу» из оперы «Жизнь за царя» фрагмент.
Пение: Б.Алексеенко «Подарок Родины».
«Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»». (2 час)
Слушание: А.Бородин. Опера «Князь Игорь».фрагменты: Хор «Славься» из Интродукции, хор бояр «Мужайся,княгиня» 1 действие, хор «Улетай на крыльях ветра»2 действие, ария князя Игоря 2 действие, ария хана Кончака 2 действие, «Плач Ярославны»4 действие.
Пение: участие в вокальном исполнении эпизодов из оперы «Князь Игорь» (Хор «Славься», хор «Улетая не крыльях ветра», ария князя Игоря).
«Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии». (1 час)
Слушание: В.Моцарт «Симфония №41» «Юпитер» 4 часть.
Пение: В.Моцарт «Светлый день».
Обобщающий урок по темам 4 четверти.
«Музыкальная драматургия». (1 час)
Слушание: Р.Шуман «Порыв» из фортепианного цикла «Фантастические пьесы».
Пение: Г.Комраков «Вечный огонь».
Требования к уровню подготовки учащихся
по итогам 7 класса
Требования заключаются:
- в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
- в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
- в умении находить взаимодействие между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- в умении находить взаимодействие между художественными образами музыка, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике 7 класса;
- в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
- В понимании художественно – выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
- в проявлении навыков вокально – хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса).
Содержание программы для 8 класса.
Тема года: «Традиция и современность в музыке».
1 четверть.
«Музыка «старая» и «новая»» (1 час)
Пение: А.Островский «Песня остается с человеком».
«Настоящая музыка не бывает «старой»» (1 час)
Пение: Т.Хренников «Московские окна».
«Живая сила традиции» (1 час)
Слушание: М.Мусоргский «Монолог Пимена» из оперы «Борис Годунов» 1 действие.
Пение: Ю.Чичков «Наша школьная страна».
«Искусство начинается с мифа» (1 час)
Слушание: Н.Римский – Корсаков «Сцена весны с птицами» вступление к опере «Снегурочка».
Пение: Я.Дубравин «Песня о земной красоте».
«Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского – Корсакого «Снегурочка»» (1 час)
Слушание: Н.Римский – Корсаков «Сцена весны с птицами» вступление к опере «Снегурочка».
Пение: И.Сохадзе «Добрая фея».
«Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского». (1 час)
Слушание: И.Стравинский «Весенние гадания», «Пляски щеголих» из балета «Весна священная».
Пение: Л.Квинт «Здравствуй мир.
«Поэма радости и света: К.Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»» (1 часа)
Слушание: К.Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна» фрагмент.
Пение: В.Чернышев «Этот большой мир» из кинофильма «Москва – Кассиопея».
«Благословляю вас леса…» (1 час)
Слушание: П.Чайковский «Благословляю вас леса».
Пение: В.Ребиков «Румяной зарею покрылся восток».
Обобщающий урок по темам 1 четверти.
«Сказочно – мифологические темы в музыке» (1 час)
Слушание: Н.Римский – Корсаков «Сцена весны с птицами» вступление к опере «Снегурочка».
Пение: Л.Квинт «Здравствуй мир, В.Ребиков «Румяной зарею покрылся восток».
2 четверть.
«Образы радости в музыке».( 1 час)
Слушание: Н.Римский – Корсаков «Хороводная песня Садко» из оперы «Садко» фрагмент.
Пение: В.Моцарт «Слава солнцу, слава миру».
«Мелодией одной звучат печаль и радость». (2 час)
Слушание: В.Моцарт «Концерт №23» для фортепиано с оркестром. Фрагмент 1, 3 части, С.Рахманинов «Здесь хорошо…».
Пение: В.Моцарт «Слава солнцу, слава миру», Б Окуджава «Песня о Моцарте».
«Слезы людские, о слезы людские…» (1 час)
Слушание: Д.Шостакович «Бессмертие» из сюиты для баса и фортепиано, П.Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома», Р.Шуман «Грезы» из фортепианного цикла «Детская».
Пение: Б Окуджава «Песня о Моцарте»,В.Моцарт «Послушай как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта».
«Бессмертные звуки «Лунной» сонаты». (1 час)
Слушание: Л.Бетховен «Соната №14» для фортепиано 1 часть.
Пение: В.Высойкий «Братские могилы».
«Тема любви в музыке. П.Чайковский. «Евгений Онегин»». (1 час)
Слушание: П.Чайковский «Сцена письма» из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.
Пение: А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из рок – оперы «Юнона и Авось».
«В крови горит огонь желанья…». (1 час)
Слушание: М.Глинка «В крови горит огонь желанья…».
Пение: А.Макаревич «Пока горит свеча», Н.Леви «В пушкинском парке».
Обобщающий урок по темам 2 четверти.
«Мир человеческих чувств». (1 час)
Слушание: Л.Бетховен «Соната №14» для фортепиано 1 часть.
Пение: В.Высойкий «Братские могилы», А.Макаревич «Пока горит свеча».
3 четверть.
«Трагедия любви в музыке» (1 час)
Слушание: П.Чайковский «Увертюра – фантазия» «Ромео и Джульетта». Фрагмент, Р.Вагнер «Вступление» к опере «Тристан и Изольда». Фрагмент.
Пение: Ю.Визбор «Ты у меня одна», А.Рамирес «Странники».
«Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт»». (1 часа)
Слушание: Л.Бетховен «Увертюра «Эгмонт»».
Пение: А.Рамирес «Странники», В Высотский «Песня о друге».
«Мотивы пути и дороги в русском искусстве». (1 час)
Слушание: Г.Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель».
Пение: А Алябьев «Зимняя дорога», К.Кельми «Замыкая круг».
«Мир духовной музыки». (1 часа)
Слушание: М.Глинка «Херувимская песнь», М.Мусоргский «Рассвет на Москве – реке» вступление к опере «Хованщина», М.Мусоргский «Пролог» из оперы «Борис Годунов».
Пение: Д.Бортнянский «Поем тебе» из «Трехголосной литургии», Гимн «Достойно есть» русские песнопения.
«Колокольный звон на Руси». (1 час)
Слушание: С.Рахманинов «Колокола.№1» из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра. Фрагмент.
Пение: С.Филатов «Церквушки России» ,Е.Крылатов «Колокола».
«Рождественская звезда». (1 час)
Слушание: А Лядов «Рождество Твое, Христо Боже наш», П.Чайковский «Святки» из фортепианного цикла «Времена года».
Пение: Рождественский кант «Небо и земля», В.Филатова «Под Рождество».
«От Рождества до Крещения». (1 часа)
Слушание: Н.Римский – Корсаков «Колядные песни» из оперы «Ночь перед Рождеством». Фрагмент.
Пение: В.Филатова «Под Рождество»,»Рождественское чудо» Неизв. Автор.
« Светлый праздник. Православная музыка сегодня». (1 час)
Слушание: Н.Римский – Корсаков «Увертюра» «Светлый праздник». Фрагмент, Р.Щедрин «Запечатленный ангел». Фрагмент.
Пение: М.Парцхаладзе «Христос воскрес», И.Анухина «Пасхальная песня», Ц.Кюи «Христос воскрес», П.Чайковский «Легенда».
«Как мы понимаем современность»». (1 час)
Слушание: А. Онеггер «Пассифик 231» фрагмент.
Пение: М.Глинка «Попутная песня».
«Вечные сюжеты» (1 час)
Слушание: А.Хачатурян «Смерть гладиатора» «Адажио Спастака и Фригии из балета «Спартак». Фрагмент.
Пение: М.Глинка «Попутная песня».
Обобщающий урок по темам 3 четверти.
«Философские образы 20 века: «Турангалила – симфония»» (1 час)
Слушание: О Мессиан «Ликование звезд»5 часть.
Пение: М.Дунаевский «Песня о дружбе» из кинофильма «Три мушкитера».
4 четверть.
«Новые области в музыке 20 века (джазовая, эстрадная)». (2 час)
Слушание: Д.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, Д Гершвин «Колыбельная Клары», «Дуэт Бесс и Порги» из оперы «Порги и Бесс».
Пение: Д.Герман «Привет, Долли!»
«Лирические страницы советской музыки». (1 час)
Слушание: Д.Герман «Привет, Долли!»,Б.Кемпферт «Путники в ночи».
Пение: Д.Герман «Привет, Долли!»,Б Кемпферт «Путники в ночи».
«Диалог времен в музыке А.Шнитке». (1 час)
Слушание: Д.Леннон «Вчера»,Б.Андерсон «Слава победителю».
Пение: А.Лепин «Песенка о хорошем настроении», И.Бах «Желанный час».
«Любовь никогда не перестанет». (1 час)
Слушание: А.Эшпай «Симфония №2» 2 часть. Фрагмент, С.Слонимский «Я недаром печальной слыву» из вокального цикла «шесть стихотворений Анны Ахматовой», А.Шнитке «Токката», Г.Свиридов «Любовь святая» из цикла «Три хора».
Пение: Ю.Чичков «Россия, Россия».
«Музыка всегда остается». (1 час)
Слушание: слушание произведений по выбору учащихся.
Пение: А.Флярковский «Прощальный вальс», И.Грибулина «Прощальная».
Обобщающий урок по темам 4 четверти.
«О современности в музыке». (1 час)
Слушание: слушание произведений по выбору учащихся.
Пение: Ю.Чичков «Россия, Россия».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать:
- специфику музыки как вида искусства;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий;
- определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
5 класс
6 класс
7 класс
материально-технического обеспечение:
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.