История педагогики и образования
Оценка 4.8

История педагогики и образования

Оценка 4.8
docx
20.04.2020
История педагогики и образования
История педагогики и образования.docx

 «История педагогики и образования»

1.     Сравните сложившиеся в Спарте и Афинах системы воспитания. Выделите общие черты и различия.

Древняя Греция - это одна из величайших цивилизаций античного мира. Удивительные достижения Древней Греции в философии, науки, медицине, образовании, во многом определили ход всей истории человечества. Несомненны и заслуги греков в военном деле, ремеслах, мореплавании и просвещении.

Древняя Греция состояла из множества независимых городов-государств, именуемых полисами. Особую роль в истории играли два города-полиса: Спарта и Афины. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: афинская и спартанская, которые в значительной мере отличаются друг от друга из-за разницы государственных приоритетов и требований государства к идеалу гражданина.
В Спарте – это война, служба государству, защита полиса. В Афинах - это гармонично развитая личность, участвующая в управлении полисом. 

Идеал развития личности в Спарте сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. Это было обусловлено объективными причинами: вся Лакония, где находилась Спарта, представляла собой военный лагерь, находящийся в постоянной боевой готовности из-за угрозы восстаний рабов и непрерывных войн.

Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении.  По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела.

До 7 лет дети, как в Спарте, так и в Афинах воспитывались в семье. Если в Спарте дети находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, то в Афинах рассказывали сказки, читали стихи под звуки флейты, играли с ними.

При достижении семилетнего возраста, юные спартанцы становились «общественной собственностью», их забирали в агелы – своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 18 лет.

Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Давались минимальные навыки чтения и письма, а также некоторые сведения о традициях Спарты, об ее истории, религии и обрядах. Большое внимание уделялось развитию у детей «лаконичной речи». Учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов. Закалка была суровой: в детях воспитывались упорство и выносливость, умения переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль. В конце этого этапа подростков ждало испытание, в котором проверялась выдержка, готовность к дальнейшим испытаниям. Подростка сильно секли перед алтарем Артемиды, он не должен был издать ни звука.

В отличие от спартанского мальчика, афинский, когда ему исполнялось 7 лет, приступал к обучению в частных и в общественных учебных заведениях. Начальное образование мальчики получали в школах грамматиста и кифариста. Сопровождал ребенка один из рабов, называвшийся педагогом.  В школе грамматиста мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школе кифариста дети получали литературное и эстетическое воспитание. Основными предметами были музыка, пение, декламация. Обычно школьники посещали оба типа школ одновременно.

Следующий этап в обучении древнего афинянина наступал в 12 - 14 лет, когда мальчики поступали в гимнастическую школу – палестру (школу борьбы). В палестрах сутью образования являлось развитие культуры тела.  Здесь в течение двух лет ученики интенсивно занимались пятиборьем, которое включало в себя: (плавание, бег, прыжки, метание копья и диска, плавание).

Для наиболее обеспеченной части молодежи, следующей ступенью образования, могли стать общественные учреждения – гимнасии. В гимнасиях совершенствовали свое образование юноши 16 – 18 лет, где изучали философию, политику, литературу, риторику, диалектику. В этих учебных заведениях у учеников всегда была возможность послушать популярных политиков и философов.

В 18 лет юноши Спарты и Афин переходили в эфебию, для несения военной службы, здесь в течение двух лет продолжалась военно-физическая подготовка. Юноши усваивали знания из области управления государством, философии, а также командования войсками, изучали тактику, строевую подготовку, верховую езду, плавание, греблю, стрельбу из лука, фехтование и владение другими видами оружия. По окончании службы, спартанца, посвящали в воины и зачисляли в войско, в котором он обязан был служить до тридцати лет, только после этого молодой спартанец мог считаться полноправным гражданином. А молодой афинец в 20 лет ужестановился полноправным гражданином.

Девочки в Спарте воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Их готовили в матери будущих граждан-воинов. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска и борьбе. Задача женщин состояла в несении охраны жилища и держании в повиновении рабов во время отсутствия мужа в периоды военных действий и подавлений восстаний рабов.

Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома – гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.

 

Сходство воспитания в Афинах и Спарте:

·        До 7 лет дети воспитывались в семье.

·        Женское образование, девочки воспитывались дома.

Отличия:

·        В Спарте – ставка на физическое, военное воспитание.

·        В Афинах - гармоническое и ум, и тело.

·        В Спарте – обучение происходило в агелах.

·        В Афинах – обучение было сначала в школах грамматиста и кифариста, затем палестры, потом - гимнасии.

·        Содержание образование носило различную направленность: в Спарте обучение письме, чтению и речи носило минимальный характер, в Афинах – эти дисциплины имели целью эстетическое воспитание.

 

2.     Сравните, в чём состоит отличия древнеримской системы образования от древнегреческой?

Если сравнивать древнегреческую и древнеримскую систему образования, то мы видим, что многие черты и особенности спартанской и афинской систем воспитания и образования получили дальнейшее развитие в Древнем Риме. Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания исключали изящные искусства - музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать".

Продолжительность обучения, в отличие от греческой, не превышала двух лет и было совместным для девочек и мальчиков.  Исключение составляли только богатые семьи, которые предпочитали давать образование своим дочерям дома, приглашая для этого лучших учителей. Девочка, как будущая женщина и мать в древнем Риме, должна быть начитанной и образованной. Она должна будет уметь вести себя в обществе, быть мужу хорошим собеседником, дать будущим детям хорошее воспитание. Считалось, что женщина должна разбираться в философии, математике, астрономии, даже географии.

В отличие от Греции, где рабов не учили ни наукам, ни физическим упражнениям, в Риме, открывались школы для рабов. Поить и кормить раба в Риме каждый хозяин был обязан, а вот давать или нет образование – по желанию. В рабство часто попадали образованные люди, попавшие в плен во время войн. Такие рабы часто использовались как домашние учителя для детей господина, как библиотекари, секретари.

О детях рабов римляне заботились осознанно, понимая, что образованные слуги ценятся больше, чем необразованные. Для хозяина маленького раба было делом чести и предметом особой гордости дать тому хорошее образование и воспитание. Учеба должна была поднять самооценку нынешнему рабу, который, в последствии, может обрести свободу и стать свободным гражданином.

 

3.     Проанализируйте факторы, определившие специфику школы и воспитания в период Средневековья.

В конце V века, под натиском варварских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского средневековья, которое завершилось в XVII в. В эту эпоху действовали факторы, которые и определяли специфику школ и воспитания того времени.

Первым фактором была христианская традиция. Можно говорить, что возникновение и развитие средневекового образования связано с развитием церковной культуры. Здесь бог воспринимался как последний и высший судья. Христианское воспитание было обращено к каждому человеку в равной степени, но вместе с тем, имея корпоративный характер, одновременно преследовало цель воспроизводства сословной морали. Носителями христианской педагогики были в первую очередь служители католической церкви.

Второй фактор – влияние античной традиции. Эти традиции были использованы религиозными и педагогическими деятелями V-VI вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания. Именно так поступили Августин, предложивший модель обучения клириков (служителей культа), Боэций и Кассиодор, создавшие первые средневековые учебники по арифметике, логике, музыке и др. Не были забыты и постулаты античной педагогики. Так, в трактате «Формулы благородной жизни» архиепископа Мартина де Брага рекомендовалось основывать воспитание на заповедях, в свое время сформулированных стоиками: благоразумии, осторожности и осмотрительности, мужестве, справедливости и воздержанности.

Третий фактор – влияние варварской, дохристианской традиции, с которой всячески боролась христианская церковь. Влияние этой традиции было хорошо заметным, особенно в эпоху раннего Средневековья. Так, в Галлии, где к V в. исчез институт друидов - языческих жрецов, выполнявших функции наставников и учителей еще долго жили традиции языческого, нравственного, физического воспитания. Длительное время традиции варварского воспитания действовали на Севере Европы. Мальчики и девочки до 7-летнего возраста находились на попечении матери. Затем мальчики поступали под руководство мужчин семьи и рода. Программа воспитания мальчиков, подростков и юношей включала в обязательном порядке физические упражнения, которые одновременно готовили к крестьянскому труду и профессии воина. Умственное воспитание давали старейшины семьи и рода. Идеалом воспитанности считали обладание общепризнанными физическими и интеллектуальными достоинствами.

Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII в. сословная структура стала еще более дифференцированной. Каждое сословие имело в собственных глазах и глазах остального общества определенный имидж. Добродетелью крестьянства считалось трудолюбие, аристократии - воинская доблесть, духовенства - благочестие и пр. Таким образом, общество представляло собой набор социально-культурных типов, по которым должно быть сформирована система образования. Представители сословий видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. Вот почему универсальной педагогической идеей и практикой, принятой в средневековой Европе, стало ученичество. 

 

4. Дайте оценку значения введенной Яном Амосом Коменским классно-урочной системы обучения.

Одна из величайших заслуг Коменского – разработка важнейших вопросов классно-урочной системы обучения. В истории школы и педагогической мысли основной формой организации обучения была индивидуальная работа учителя с учениками, поскольку прием в школу происходил в любое время года независимо от возраста, и каждый ученик получал задание учителя в индивидуальном порядке.

Коменский разработал следующие особенности классно-урочной системы:

·        Постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовки (класс).

·        Работа по годовому плану (переход из класса в класс).

·        Учебный процесс в виде последовательных взаимосвязанных частей (уроков).

·        Каждый урок посвящается одному предмету.

·        Постоянное чередование уроков (расписание).

·        Руководящая роль учителя (педагогическое управление).

·        Использование разных форм, методов и средств обучения (вариативность деятельности).

Четкость организации учебно-воспитательной работы, знание учителем учащихся и ими друг друга, стимулирующее влияние классного коллектива, относительная непрерывность педагогического руководства в учебном процессе, экономическая выгодность – все это достоинства классно-урочной системы обучения.

Главным недостатком классно-урочной системы, является, как и триста лет назад, так и сейчас – ориентированность на среднего ученика – такого, каких подавляющее большинство. На уроке весь класс работает в едином темпе. В результате менее способный ребёнок не успевает за всеми, отставая всё больше и больше. А одарённый ученик выполнит задания быстрее, и остальное время будет бездельничать, его способности не будут развиваться, и постепенно он станет «как все».

Как бы не ругали классно-урочную систему, на сегодняшний день нет другой развитой полноценной образовательной системы, такой, чтобы от дошкольного до ВУЗовского и далее в академическую науку.

 

 

5. Раскройте суть теории «свободного воспитания» Жана-Жака Руссо.

Суть теории «свободного воспитания» по Руссо заключается в том, что в развитии личности ребенка нужно следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы, а формирование личности - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.

Сделать воспитанника человеком, воспитать в нем, прежде всего, такие черты, необходимые любому человеку, независимо от его социального положения и занимаемой должности. Нужно научить ребенка, полагал Руссо, выносить удары судьбы, презирать богатство и нищету, жить в любых условиях. 

Высшей потребностью человека он считал “потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладанию духовными ценностями”. Поэтому главная задача народного учителя, по мнению Руссо, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого воспитанника была его потребность в другом человеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

Литература:

1.     Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 432 с.

2.     Мазалова М. А., Уракова Т. В. История педагогики и образования. Пособие для сдачи экзамена. — М.: Высшее образование, 2006. — 192 с.

3.     Поздняков А.Н. История педагогики и образования за рубежом и в России. Учебное пособие. — Саратов: Наука, 2009. — 143 с.

 

Интернет источники:

1.     Презентация на тему: Древняя Греция (Афины и Спарта). [Электронный ресурс].  URL:http://ppt4web.ru/istorija/drevnjaja-grecija7.html.  Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 08.01.2016)

2.     Проза.ру. Система образования в Древней Греции. [Электронный ресурс]. URL: http://www.proza.ru/2013/11/17/1554. Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 08.01.2016)

3.     P-Lib.ru. Библиотека для студента.  Система образования Древнего Рима. [Электронный ресурс]. URL: http://p-lib.ru/pedagogika/sitarov_didaktika/sitarov_didaktika9.html. Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 09.01.2016)

4.     4BRAIN. Блог о саморазвитии. Великая дидактика: образовательные принципы Яна Амоса Коменского.  [Электронный ресурс]. URL: http://4brain.ru/blog/. Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 09.01.2016)


 

История педагогики и образования» 1

История педагогики и образования» 1

В отличие от спартанского мальчика, афинский, когда ему исполнялось 7 лет, приступал к обучению в частных и в общественных учебных заведениях

В отличие от спартанского мальчика, афинский, когда ему исполнялось 7 лет, приступал к обучению в частных и в общественных учебных заведениях

До 7 лет дети воспитывались в семье

До 7 лет дети воспитывались в семье

Учеба должна была поднять самооценку нынешнему рабу, который, в последствии, может обрести свободу и стать свободным гражданином

Учеба должна была поднять самооценку нынешнему рабу, который, в последствии, может обрести свободу и стать свободным гражданином

Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу

Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу

Как бы не ругали классно-урочную систему, на сегодняшний день нет другой развитой полноценной образовательной системы, такой, чтобы от дошкольного до

Как бы не ругали классно-урочную систему, на сегодняшний день нет другой развитой полноценной образовательной системы, такой, чтобы от дошкольного до

Джуринский А.Н. История педагогики

Джуринский А.Н. История педагогики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020