«История происхождения, развития художественной резьбы по кости села Ломоносово и её современное состояние».
Оценка 4.6

«История происхождения, развития художественной резьбы по кости села Ломоносово и её современное состояние».

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
история
10 кл
13.10.2021
«История происхождения,  развития художественной резьбы по кости села Ломоносово  и её современное состояние».
Холмогоры издавна славились замечательными мастерами - косторезами. Вот об этом виде искусства данная работа
Мария исследование (2).doc

МБОУ «Ломоносовская СОШ им.М.В.Ломоносова»

 

 

 

 

Проектно - исследовательская работа на тему:

«История происхождения,

развития художественной резьбы по кости села Ломоносово

и её современное состояние».

          

                                                                                                                         Выполнила: Петрова Мария Сергеевна,

                                                                                                                         учащаяся 11 класса МОУ «Ломоносовской  

                                                                                                                         СОШ  им.М.В.Ломоносова».

                                                                                                                         Руководитель: Степаненко Татьяна          

                                                                                                                         Владимировна, руководитель

                                                                                                                       кружка «Этика и этикет».

  

 

 

 

 

 

                                            с. Ломоносово, 2012г.

Содержание:

Введение                                                                                                

Глава I. Теоретическая часть:                                                                        

1.  Холмогорская резьба по кости (экскурс в историю)                              

1.1. Виды резьбы по кости                                                                        

1.2. История Ломоносовской косторезной школы                                     

1.2.1. Современное состояние «Художественного профессионального училища резьбы по кости №27»                                                                    

1.2.1.1. Кадры училища                                                         

1.2.1.2. Контингент обучающихся в училище                                        

1.2.1.3. Учебно-материальная база училища                                          

2. Современное состояние косторезной фабрики села Ломоносово  

3. Мастера резьбы по кости села Ломоносово                                           

3.1. Династии мастеров – косторезов села Ломоносово                    

Глава II.  Практическая часть:                                                             

1. Краткое описание используемого оборудования, инструментов    

2. Описание технологического процесса по изготовлению

стаканчика «Олени»

3.Тестирование                                                                               

Заключение                                                                                  

Список литературы

Приложения, мультимедийное сопровождение.                                             

 

 

 

 

 

                           

Введение

Я, Петрова Мария Сергеевна (Приложение 1), учащаяся Ломоносовской школы, представляю проектно-исследовательскую работу с мультимедийным сопровождением. А начну свою работу словами стихотворения:

Среди лугов, полей и пашен

Стоит обычное село.

Здесь знаю каждую тропинку

Здесь возродиться повезло.

Не утолить вовек мне жажду

Его водою ключевой

Мне жить его теплом сердечным,

Его не громкой красотой.

(Приложение 2)

 

Для меня моей любимой малой родиной стала Ломоносовская земля. Прямо напротив Холмогор, через речку на Курострове, образуемого протоками Северной Двины, расположилось село Ломоносово.

Куростров  впервые упоминается в уставной Двинской грамоте в 1397 году.

Среди островов Куростров самый большой и с XV века его называли Великим. В те далекие времена Куростров не был так известен, как теперь известно знаменитое село Ломоносово, которое раньше называлось Холмогорами. Начиная с XVII века село является  центром косторезного промысла Архангельской губернии, а теперь Архангельской области.

Холмогоры издавна славились замечательными мастерами - косторезами. Их произведения искусства занимают почетное место во многих музеях России и за границей. Приезжающие к нам туристы посещают историко - мемориальный музей М.В. Ломоносова. Именно в залах этого музея многие впервые знакомятся с произведениями искусства, выполненными из кости. Восхищаются тончайшей работы кружевами, которые неподражаемо передают прелесть нашего северного края с его снегами и морозными узорами. Желая ближе познакомиться с людьми, создающими эти произведения, приходят гости на фабрику «Художественной резьбы по кости».

И каждый мастер-резчик, отвечая на традиционный вопрос: «Где он овладел этим мастерством?», отвечает: «Окончил Ломоносовскую художественную школу».

Ежегодно из разных уголков области приезжают к нам ребята, объединенные одним желанием - научиться  видеть прекрасное в обычном.

Так в 1995 году моя мама (Клименко Ольга Николаевна) (Приложение 3) поступила учиться в училище «Холмогорской резьбы по кости и рогу». Решение учиться именно здесь пришло ей не сразу. О том, что в селе Ломоносово есть косторезное училище она узнала от моей тёти (Млечко- Малыгиной Елены Николаевны), своей родной сестры, которая в нём училась и уже была знакома с людьми, теми, кто был связан с косторезным промыслом.

Я росла и видела, как невзрачные, бесформенные костяшки в маминых руках превращались в незатейливые узорчатые брошки, в  роскошное колье или в изящные гребни (Приложение 3, 11). Меня это очень удивляло, завораживало и  восхищало.

Сама я узнала, что недалеко от дома культуры жил удивительный, талантливейший человек  -  Буторин  Николай Дмитриевич (Приложение 4), член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии имени  Репина Н. Д.  Слушая разговоры о нём, я узнавала столько интересного из его биографии, о его новых работах, о его деятельности в области косторезного промысла.

Мой руководитель Татьяна Владимировна рассказывала мне, с какой любовью и уважением он вспоминал своих преподавателей!

Также на нашем острове проживала и творила замечательная мастерица – Шарыпина Устинья Семёновна (кстати, моя прабабушка) (Приложение 5). Как интересно слушать было о ней, о её золотых руках!

Слушая своего руководителя, наблюдая за своей мамой и тётей, посещая кружок «художественная резьба по кости» (Приложения 8, 16 (листы 2,3)), сидя в мастерской своей мамы (Приложение 8) , я делала свои выводы и понимала, что художники - люди творческого труда прежде всего привлекают к себе внимание окружающих ожиданием чего - то необычного, особенного и даже, быть может, исключительного. А на самом деле все художники, одаренные и талантливые, очень даже простые и обычные люди. Особенность их лишь в том, что они умеют пристальнее вглядываться в жизнь, умеют любить чуточку сильнее все, что их окружает, иными словами, знают, как и за что ценить жизнь. Вот и Николай Дмитриевич, моя мама, тётя, наверное, жизнь видят немного дальше и ощущают  глубже других.

Сама я ещё учусь в школе, но мне очень хочется разобраться и понять: «Сколько вокруг прекрасного, красивого; в каком удивительном селе мы живем; какая богатая история, а мы порой этого не замечаем, не ценим, а бежим, едем, ищем чего-то, а оно здесь рядом с нами. В музей сходишь, прикоснешься к этой истории, и такой заряд энергии получишь, такая гордость за наше село, за его людей».

Училище, в котором учились мама и тётя (Приложение 8, 12) является островком доброты и человечности, в океане страстей и раздоров. В нём работали и продолжают работать  добрые, понимающие люди, талантливые преподаватели и мастера. Именно с ними мои родные прошли по этой дороге, длиною в три года, чтобы овладеть всеми премудростями этой профессии - мастера резьбы по кости.

К сожалению, я вижу, что в современном обществе все меньше людей знают об этом уникальном промысле. Из села Ломоносово уезжает молодежь, т.к. нет рабочих мест, а ведь раньше жители работали на косторезной фабрике (Приложение 8), да и учёба в косторезном училище длилась 3 года, а не как теперь - всего 2. Сегодня необходимы усилия для  развития промысла, чтобы  сохранить уникальное явление художественной культуры для потомков и дать новую жизнь селу Ломоносово. А для этого надо знать современное состояние Холмогорской  резьбы по кости,… поэтому, я считаю, что выбранная мною  тема (Приложение 6) актуальна.

Целью данной работы является изучение истории происхождения, развития Холмогорской резьбы по кости и её современного состояния.

Объектом  проектно-исследовательской работы является холмогорская резьба по кости.

Предметом проектно-исследовательской работы является косторезный промысел села Ломоносово (Приложение 7).

Для достижения поставленной цели необходимо было  решить ряд задач:

1.           изучить литературу по данной теме;

2.           ознакомиться с сохранением и развитием  Холмогорской художественной резьбы по кости;

3.           познакомиться с мастерами – косторезами села Ломоносово;

4.           выявить  проблемы  современного состояния косторезного промысла и подумать, чем можно помочь, чтобы промысел был сохранён;

5.           посетить мастерские ИП, места, где идёт работа резьбы по кости.

Базой реализации проектно-исследовательской работы являются: Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Художественное профессиональное училище резьбы по кости № 27», фабрика резьбы по кости села Ломоносово, личная мастерская моей мамы (Клименко Ольги Николаевны, индивидуального предпринимателя), кружок «Холмогорская резьба по кости» на базе нашей школы (Приложение 8).

 Гипотезой исследования будет являться мое утверждение, что холмогорская  резьба по кости как промысел существует и развивается  в селе Ломоносово (Приложение 9).

Методы  исследования:

·        Изучение литературы;

·        Посещение выставочного зала музея М.В.Ломоносова;

·        Посещение косторезной школы, фабрики, кружка на базе общеобразовательной школы, мастерских ИП;

·        Беседы с мастерами-косторезами, с мамой;

·        Проведение тестирования среди населения.


 Глава I. Теоретическая часть:

 1. Холмогорская резьба по кости (экскурс в историю)

Издавна наши предки добывали в Белом и Баренцевом морях не только треску, навагу или тюленя, но и моржовую кость - «рыбий зуб». Случалось, находили  ископаемую  мамонтовую. Даже простая трубчатая коровья кость-цевка  и та в руках искусных мастеров становилась похожей на благородную. Резали кость по всему Северу – от Сольвычегодска и Великого Устюга до Архангельска. Но, как - то так получилось, что центром косторезного промысла стали именно Холмогоры.

Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относятся к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его братья были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате и, впоследствии, стали лучшими ее косторезами.

Эта первая фамилия мастера – костореза, которую сохранили для нас архивные документы. Но ведь и до него, вернее до них, братьев – умельцев Шешениных, были резчики: «…стоит подворотенка – дорог рыбий зуб, мудрены вырезы вырезано, а и только в вырезу муравью пройти» Старинная северная былина. Именно об этом. О мастерстве тех, кто еще до XVII века занимался резьбой по кости. Их имен не донесло до нас изустное народное творчество. Но,  благодаря  ему,  мы прекрасно понимаем, что холмогорскому косторезному промыслу значительно больше, чем 400 лет.

За это долгое время – разное было. На смену XVII веку пришел XVIII.

Ставший  временем подлинного расцвета холмогорской художественной   резьбы, в 1703 году была основана новая столица Империи на берегах Невы.

Для того, чтобы блистать и поражать Европу, срочно понадобились красивые, нарядные, неординарные вещи. Холмогорские мастера по своему профессиональному уровню уже могли это сделать и были готовы выполнить поступивший им заказ (1 стр. 60 – 62).

Большую часть заказных изделий того периода составляли ларцы самых разных размеров.

Они могли иметь форму сундучка с четырехскатной крышкой, а могли выполняться простыми коробочками с ровным верхом, чей деревянный корпус оклеивался  костяными пластинами из моржовой кости или обычной цевки. Для оживления монотонной поверхности ларца часть этих пластин окрашивалась в зеленый, реже коричневый, цвет. Чередуясь с белыми, окрашенные пластины создавали своеобразный декоративный ритм готового изделия.

На пластины гравировкой наносился так называемый «глазковый» орнамент  в виде концентрических кругов с точкой – глазком посередине. Или  растительный – из небольших веточек с бутонами и розетками цветов. Гравированный рисунок подкрашивался зеленым, красным или черным цветом, что, с одной стороны,  создавало определенный контраст с чистым белым или молочно – кремовым материалом кости, а с другой – связывало ее в единую композицию с уже окрашенными пластинами.

Костяные изделия вошли в моду. Они не только вручались в качестве памятных подарков разным высокопоставленным особам и просто важным лицам, но и постоянно находились в царском обиходе. Так, после смерти Екатерины I специальным протоколом – описанием Верховного Тайного Совета было установлено, что свои личные вещи императрица хранила в двух холмогорских ларцах. Помимо них в комнатах императрицы находилось по два резных  костяных образа, соответственно – в золотой и серебряной оправах.

В течение всего XVIII века спрос на художественные изделия холмогорских резчиков не только не снижался, он неуклонно рос. Расширялся как сам ассортимент костяных изделий, так и многообразие форм и способов их  декорирования. К уже ставшим традиционными ларцам и коробочкам добавились табакерки, миниатюрные   камодики, секретеры и туалетные шкатулки. К гребням – подставки под часы и пластины с портретами. Ажурный орнамент дополнился цветным фоном прокладки, в качестве которой используются фольга или шелковая ткань. И, как результат, любая вещь становится  пышной и нарядной, превращаясь  в настоящее произведение искусства. Чему в немалой степени способствовали и мастера – косторезы, творившие в то время  (1 стр.  63 – 65).

История сохранила для нас несколько имен. Это Осип Христофорович Дудин и выдающийся деятель русской культуры, известный скульптор – Федот Иванович Шубин (Приложение 10). Последний приехал в Петербург в 1759 году и, благодаря содействию Михаила Васильевича Ломоносова, еще одного талантливого выходца из Холмогор, довольно скоро получил многочисленные заказы от широкого круга вельможных сановников, который он «услуживал резьбой по кости». Считается, что именно Шубиным вырезан рельефный портрет М. Ломоносова.

В начале XIX века определенные коррективы в работу холмогорских мастеров вносят элементы нового архитектурного стиля – классицизма. Особую строгость и изыск приобретают пропорции изделий, их формы, в которых более отчетливо проявляется геометрическое начало, становятся лаконичнее, а орнамент – миниатюрнее. Необыкновенного мастерства достигают в своих работах резчики. Такие, например, как выросший в семье солдата Николай Степанович Верещагин, расцвет творчества которого пришелся на 1790 – 1810 гг.

Как и Дудин, Верещагин соединил в своих лучших произведениях традиции северорусского косторезного искусства с элементами современной ему архитектурной школы, что говорит не только о природной сметке, но и высоких эрудиций и культуре резчика. До настоящего времени дошло несколько декоративных ваз Верещагина, одна из которых была преподнесена им Екатерине II.

Украшенные сквозной тончайшей резьбой и рельефами, воздушность ажурного рельефа которых подчеркивается чистотой полирования костяной поверхности, - эти изделия мастера просто уникальны.

В конце XIX – начале XX веков у холмогорской художественной резьбы появляется новый характерный элемент – механика сквозной резьбы.

И – новые имена мастеров, виртуозно освоивших этот технологический прием. Такие как Михаил Михайлович Бобрецов и Максим Иванович Перепелкин. Учитель и ученик.

Самым известным изделием является блюдо с резным бортиком и вензелем «В», в  центре  которого в 1885 году вместе с хлебом – солью было поднесено, посетившему Холмогоры великому князю Владимиру Александровичу. Князь был настолько очарован этим изделием, что внёс 400 рублей денег на развитие косторезного промысла.

Максим Иванович с 1885 по 1900 год был руководителем класса резьбы по кости при Ломоносовской школе, который организовал статистический комитет Архангельска с целью поддержания промысла.

Но, как известно, в начале 20 века в связи с ростом промышленного изготовления многих товаров спрос на косторезные изделия резко сократился. Холмогорский промысел приходит в упадок.

После Великой Октябрьской социалистической революции при восстановлении народного хозяйства Советское правительство приступило к возрождению народных промыслов. Уже в 1921 году Архангельский губернский Совет народного хозяйства  организует  курсы резьбы по кости, а в 1930 году создается профессионально – техническая школа с трех годичным сроком обучения в селе Ломоносово.

Здесь еще теплилась резьба по кости. Первыми инструкторами производственного обучения стали престарелые мастера В. П. Гурьев, В. Т. Узиков, Г. Е. Петровский, которые передали секреты замечательного искусства молодежи.

А молодежь оказалась удивительно талантливой. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже работы из кости М. А. Христофорова, Ф. Н. Гурьев, Н. И. Суминова, Т. Ф. Горбатова, и их наставники В. П. Гурьева были удостоены Диплома Золотой медали. Дипломом Золотой медали отмечена и артель.

 Артель была организована в 1933 году и в ней трудились незаурядные мастера резьбы по кости: У. С. Шарыпина (моя прабабушка) , М. И. Куликова,  М.П. Синькова, А.Е. Штанг, Я. К. Вагнер, П. П. Черникович, М. Ф. Соловцов, И. А. Верещагин, С. И. Козицын, В. И. Измайлов, Н. В. Олехов, Н. Тышов, братья И. Д. и П. Д. Гурьевы, А. К. Вагнер и многие другие, усилиями которых возрождался и укреплялся промысел.

В соответствии с постановлением ВЦИК в 1936 году было построено просторное двухэтажное здание артели и школы.

Великая Отечественная война вынудила работу артели и школы прервать Мужчины ушли на фронт, женщины – на работу в народное хозяйство. К сожалению, многие талантливые мастера с войны не вернулись, погибли на фронте.

В 1943 году по решению правительства с фронта были отозваны Ф. Н. Гурьев, М. А. Христофоров, А. Е. Штанг для возобновления работы артели. Энтузиазм, жажда мирного труда и творчества преодолевали все трудности организационного периода. Люди работали. (5 стр. 2 – 3) .

В пятидесятые годы создается ряд уникальных работ из бивня мамонта.

Работы выполнены в лучших традициях с тонкой моделировкой портретов и виртуозным исполнением ажурной резьбы. Интересные работы создают А. Е. Штанг, У.С. Шарыпина и многие другие мастера.

В эти годы включается новое поколение мастеров, выпускников профтехшколы: А.С. и А. Е. Гурьевы, Т. Г. Большакова, В. Я. Кузнецов. Орнаментальная ваза из мамонтовой кости Т.Г.Большаковой, коробочка «Колобок» Гурьевых и ваза «Север» Черниковича на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году удостоены серебряной медали. Серебряной медалью была награждена артель им. Ломоносова.

В 1952 году Министерство торговли СССР артели присвоено звание предприятия Диплома II степени с ежегодной премией 2500 рублей за высококачественное изготовление массовой продукции: шкатулок, бус, кулонов, брошей, серег, ножей из кости.

В 1960 году артель переименовывают в фабрику имени Ломоносова. Начали работать экономические рычаги, характерные для государственного предприятия и, как следствие пошел неуклонный рост товарного производства.

За период с 1960 по 1987 годы выполнено около 700 авторских вещей для внутрисоюзных и зарубежных выставок, для музеев страны большое количество высокохудожественных образцов для массового и серийного производства. Шахматы «Холмогорские» Н. И. Зачиняева  шкатулка «Весна» В. Я. Кузнецова и созданные им украшения для женщин пользуются спросом, как подлинные произведения.

В эти годы Н. Д. Буторин поднимает свое творчество до вершин косторезного дела. Его работы не уступают лучшим произведениям знаменитых  мастеров прошлого. К  ним  можно  отнести  уникальные  вещи из мамонтового  бивня:   вазы « Над  братскими могилами»  и  «Космос», кубок «Единство»,  вазу  «Звезды  советского  балета»,  склейной  ларец «Ярославна»,  шахматы «Русь». В этих работах мощно показано мастерство и глубоко раскрыта тема.

В 70-е годы происходит становление и признание как большого мастера Г. Ф. Осипова. Он создает вещи, достойные нашего времени. Это ряд шкатулок и ларцов с тематикой Севера для серийного производства а, также уникальные работы кубок «Новгородцы идут на Север», вазу «Декабристы» и другие произведения.

В эти годы промысел живет и работает. Работает много на рынок и вместе с тем на искусство. В 1987 году работы холмогорских косторезов экспонировались во многих зарубежных странах, в Москве на ВДНХ. За границей наше искусство неожиданно, сенсационно, отзывы о нем полны восхищения.

Говоря о советском периоде, время и место упомянуть о М. А. Христофорове - незаурядной личности, энтузиасте и сподвижнике косторезного дела Это он был талантливым учеником В. П. Гурьева в первом наборе учащихся профтехшколы. Это он после войны помогал создавать школу по кости, а затем в 1946 году возглавил артель и в сложнейших условиях послевоенного времени начал создавать материальную базу артели. Это при нем в экономический кризис артели 1947 – 1949 годов создавались произведения искусства, отразившие героический пласт истории советского народа.

Вместе с укреплением материальной базы, строительства жилья, с ростом производства пришло экономическое благополучие фабрики. Росло, набирало силу уникальное искусство. Все это в течение всей жизни было его заботой и радостью. Деятельность М. А. Христофорова вселяла уверенность людей в материальном благополучии и вечности самого косторезного дела.

Нынешнее поколение холмогорских косторезов имеет богатейшее наследие и глубокие традиции. За века известными и неизвестными народными мастерами создано немало шедевров из кости. Они хранятся в Эрмитаже, Русском музее, в музее Этнографии народов СССР в Ленинграде, в Историческом музее, музее Народного искусства в Москве, в Загорской лавре и других музеях страны.

Уникальные работы современных мастеров, выполненные в последние два десятилетия, в основном находятся в Архангельском музее изобразительных искусств.

К  290 - летию со дня рождения М. В. Ломоносова в музее Ломоносова в селе Ломоносово построено новое помещение (пристройка к музею М.В.Ломоносова) для выставочного зала. В выставочном зале экспонируется две выставки: «Сельская картинная галерея» и « Холмогорская резная кость». Они пользуются большой популярностью у посетителей музея. Здесь выставлены работы таких мастеров как  Н. Д. Буторин , В. А. Просвирин,  В. Т. Ватлин, А. С. Гурьев, Г. Ф. Осипов, В. В. Хабаров, В. Я. Кузнецов. Коллекция насчитывает более 500 экспонатов.

Косторезный промысел не стареет. Он молод и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком творческих сил.(6 ист. 64 -65)      

1.1. Виды резьбы по кости

Посещая мастерские индивидуальных предпринимателей (приложения 8), кружок на базе общеобразовательной школы, и, побывав на мастер – классах (Приложение 16 (лист1), я узнала о разных видах резьбы (Приложение 11)  и попыталась даже определить виды резьбы на работах мамы, знакомых. А ведь у меня  получилось!

 Резьба по кости по разновидностям технического исполнения во многом напоминает резьбу по дереву; здесь также встречается гравировка, ажурная, рельефная и объемная (скульптурная ) резьба.

Ниже приведу краткое описание наиболее употребительных типов резьбы по кости.

Гладкие работы.

По техническому  исполнению - это самые простые работы, обычно не снабженные ни насечкой, ни узором. К такому типу изделий относятся различные медицинские инструменты – шпахтели, трубки, весы, а также гладкие ножи для разрезания книг, ручки для зубных щеток, бильярдные шары, мундштуки, шахматные фигуры, кольца, переплетные косточки. Они исполняются на токарном станке. Некоторые изделия украшают простой насечкой или орнаментальной резьбой простого типа.

Граверные работы.

Граверные работы – самый простой вид художественной обработки кости. Для выполнения граверных работ необходимо иметь некоторые графические навыки и умение пользоваться граверной иглой – « штикселем»,  который наносят на поверхности изделия неглубокие линии рисунка. Холмогорские мастера иногда применяли гравировку отдельно, но большей частью в сочетании с ажурными и рельефными работами. Такой декоративный прием давал возможность достигнуть наибольшей живописности изделия. В прошлом среди работ часто встречались гравированные окрашенные костяные пластинки. Сочетание окрашенных и неокрашенных, гравированных и ажурных пластинок позволяло создавать красивые изделия. Нередко гравировка окрашивалась путем втирания мелкотертых красок ,смешанных  с воском. Этот прием делал гравировку более выпуклой, заметной. Иногда окрашивание гравировки производилось в несколько цветов  (черный, коричневый, зеленый, красный).

Для заливки гравировки часто употребляют черный лак, а иногда применяют следующий способ : костяной предмет покрывают грунтом, по которому делают гравировку, и затем протравляют рисунок следующим составом : 6 г. Азотнокислого серебра растворяют в 30 куб. см азотной кислоты и полученный раствор разбавляют 125 г дестиллированной воды. Эту жидкость оставляют на рисунке в течение 30 минут, после чего рисунок высушивают промокательной бумагой и протравленную поверхность подвергают воздействию солнечных лучей.

Для получения других цветов вместо азотнокислого серебра употребляют хлорное золото и хлорную платину.

Рельефная резьба.

Рельефная резьба подразделяется на  плоскорельефную, низкорельефную, высокорельефную и прорезную, или ажурную

    Плоскорельефная резьба  точно обрисовывает лишь контуры фигуры, дает основной ее силуэт. Главные детали одежды и лица наносятся едва заметными линиями. Все фигуры  располагают в профильном положении. Перспектива рисунка не выявляется.

Части кости окружающие фигуру, вынимаются на проем или на глубину, достаточную для образования рельефа с таким расчетом ,чтобы получился точный силуэт, но грани фигуры не сглаживаются, даются прямые обрезы.

Низкорельефная резьба  применяется в сочетании с ажуром. По своему характеру она во многом сходна с плоской резьбой. Силуэт фигуры приобретает вид контура путем выпиливания окружающих фигуру частей или срезания резцом фона частично до глубины, достаточной для выявления рельефа. Такой вид низкорельефной резьбы будет относится к резьбе с фоном. Здесь нет сквозной прорези, и рельеф получается за счет прорезания  контура и удаления на соответствующую глубину окружающего фигуру фона при помощи различных резцов. Поверхности фигур придают некоторую округлость ,основные   части прорабатывают.

 может быть с прорезью. В этом случае контуры фигуры получают выпиливанием  излишних  частей  поверхности, примыкающих  непосредственно к граням фигуры. Выпиливанием придают фигуре округлые формы. Затем на поверхность наносят необходимые по рисунку линии путем дополнительных вырезов и срезов. Основные детали наносят легкими прорезями.

   Высокорельефная резьба  отличается округлостью и пластичностью форм. Здесь уже есть элементы перспективы при размещении частей рисунка, полное моделирование фигур и всесторонняя проработка деталей. Сначала производят глубокую обработку рельефа путем снятия фона на высоту. Снятый фон выравнивают и слегка зачищают. После этого производится грубая обработка фигуры. Так получается общая композиция рисунка с перспективным размещением всех фигур и деталей фона. Дальше производят обработку фигур до полного соответствия их рисунку, дают соответствующее округление и наносят все необходимые детали фигуры. После этого делают прорезной фон, если он намечен по композиции рисунка, или отделывают  не прорезной фон рисунка. Холмогорские мастера широко применяли и применяют рельефную резьбу во всех своих работах в том или ином виде.

Ажурная резьба

Это работы «на проем». К такому типу надо отнести  различные шкатулки, коробочки, «репки», корзиночки и др. Каждую пластинку обрабатывают отдельно при помощи мельчайших втиральников. Размеры  и форма  втиральников  позволяют  достигать максимальной тонкости перемычек. После прорезной работы пластинки слегка моделируют, деталям придают некоторую закругленность и мягкость. Эта резьба требует тонкости работы, верности глаза, терпения и большой затраты времени. Для ускорения резьбы иногда применяется одновременное резание нескольких тонких пластинок, скрепленных между  собой. Но такие пластинки требуют последующей отделки и подчистки.

Объемная (скульптурная) резьба

К этому виду работ относятся отдельные фигурки, а также целые многофигурные скульптурные группы. По своей технике объемная резьба по кости напоминает во многом скульптурную работу по дереву, во всяком случаи  порядок работы тот же. Сначала производят заготовку болванки, достаточной по размерам для  вырезывания намеченной фигуры. На нее наносят рисунок будущей скульптуры, затем при помощи резцов вырезают основной профиль фигуры, моделируют – придают фигуре сходство с рисунком и только после этого окончательно наносят мельчайшие детали, придают фигуре требуемую чистоту, шлифуют и полируют ее. Обработку обычно производят плоскими и закругленными резцами, причем резьбу по кости производят, как правило, вдоль слоек кости.

К объемным (скульптурным) работам надо отнести также мелкие штучные или «штуковинные» работы. Это самые миниатюрные изделия: ажурные яички, костяные цепочки, сделанные из целого кусочка без разреза звеньев – колец цепочек, бирюльки.

По большей части это чисто токарная работа. Однако к объемным работам надо отнести и мельчайшие фигурки на различных прорезных изделиях.

Однако следует отметить, что холмогорские  изделия, редко выполняются по  какому – либо одному приведенному выше типу резьбы. Большей частью они являются «комбинированными», то есть, выполнены двумя, тремя, а иногда и всеми типами резьбы.

Простая токарная работа мундштука дополняется рельефной резьбой; на  ажурной шкатулке при тщательном с ней ознакомлении   нередко можно  видеть  гравировку -  плоский,  низкий  и высокий рельеф, не прорезной  фон, на  скульптурах – сочетание объемной резьбы с токарной и плоской  и т. д.  Холмогорский  мастер – художник не может  при  изготовлении  изделия  остановиться  на  каком – то одном типе резьбы,  а  в целях достижения большей художественности изделия он старается использовать по возможности все приемы резьбы.     В этом и заключается ценность технического  исполнения  холмогорских изделий. Для большей художественности изделия они прибегали к окраске кости, к подкладке под ажурную резьбу цветной фольги (часто для смягчения цвета фольги прокладывался по верху тонкий слой слюды). Все это в сочетании со многими приемами резьбы придавало холмогорским изделиям особую художественную красоту и легкость (6, стр. 66 – 69).

Какие красивые получаются изделия из кости! А сколько нужно вложить творчества, чтобы они были с «изюминкой», именно эту «изюминку» мне удалось рассмотреть в изделиях наших мастеров и учеников. Именно эту «изюминку» я увидела, посещая выставочный зал музея М.В.Ломоносова, что расположен на нашей Земле.


1.2. История Ломоносовской косторезной школы

Мне было очень интересно посетить «Художественное профессиональное училище резьбы по кости № 27» (Прилжение 8, 12), где училась моя мама и тётя, и знакомые. Нигде в мире не встретишь такой редкой по красоте ажурной, рельефной, объемной резьбы по кости (Приложение 11), как на родине великого русского ученого – в селе Ломоносово - родине Михаила Васильевича Ломоносова, Холмогорского района. За четыре столетия здесь сложился признанный центр косторезного промысла. Работы холмогорских резчиков известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Большая заслуга этому принадлежит Художественному профессиональному училищу резьбы по кости № 27. В нем ведутся уроки производственного обучения, на которых ученики под руководством опытных мастеров осваивают сложившиеся в веках традиционные приемы холмогорской резьбы по кости.

Благородная цель – сохранение для потомков уникальнейшего искусства северной ажурной резьбы по кости, побуждала предпринимать попытки налаживания специального обучения косторезному мастерству. Еще в 1885 году при непосредственном участии великого князя Владимира Александровича был открыт ремесленный класс при Ломоносовском сельском училище под руководством М. И. Перепелкина (1860 – 1929)

Позже попытки сохранить традиции промысла путем налаживания специального обучения предпринимались и в 1920 – 1930 – е годы. На базе Холмогорского учебного пункта резьбы по кости 11 сентября 1930 года была образована художественная школа резьбы по кости. Из первых выпускников школы в 1933 году была организована производственная артель художественной резьбы по кости. В 1941 году школу пришлось закрыть в связи с началом Великой Отечественной войны. И только с третьей попытки, в 1943 году, в селе Ломоносово была открыта постоянно работающая косторезная школа, ставшая настоящей кузницей профессиональных кадров. Ее значение для современного промысла заключается даже не столько в подготовке резчиков, умеющих обращаться с инструментом и знающих основные способы обработки материала, сколько в воспитании мастеров – художников, знающих и понимающих историю и традиции искусства холмогорской резьбы по кости.

Все без исключения известные современные мастера проходили полный курс обучения в школе и «шлифовали» свои навыки, работая на фабрике.

В. А. Просвирнин (Приложение 17), Н. Д. Буторин, Г. Ф. Осипов(Приложение 17), И. И. Маклакова, Н. И. Зачиняев (Приложение 17), В. С. Лохов и другие художники сами выступали в качестве мастеров производственного обучения в школе, соблюдая принцип преемственности, то есть промыслового подхода в подготовке новых мастеров.

Определение «шлифовали навыки на фабрике» полностью соответствует действительности, так как изначально обучение было нацелено на подготовку резчика тиражируемых по образцам изделий. Все выпускники школы, показавшие хорошие навыки обработки материала и желания работать, принимались на фабрику. Самые талантливые из них развивали свое мастерство, делали авторские разработки и завоевывали право называться мастером – художником, а значит и право на самостоятельность.

Технический и художественный  уровень подготовки резчиков в школе уже к началу 1980 – х годов был достаточно высок. Повышение этого уровня было обоснованным и закономерным процессом: накапливался педагогический и производственный опыт. Известные мастера – художники делились личными секретами, нацеливали молодежь на творчество, а не бездумное усвоение правил. Конкретизировались и повышались требования к выпускнику. В трехгодичный период обучения он должен был овладеть всеми способами обработки кости (сквозным ажуром, гравировкой, рельефом, мелкой пластикой, тонированием) и изучить, в доступном для условий села Ломоносова виде, основные памятники и традиции холмогорской резьбы.

В качестве дипломной работы выпускник представляет сложное, законченное изделие (Приложение 12). Это может быть ваза, шкатулка, настольный секретер или любое другое оригинальное произведение. Способность выпускника продемонстрировать не только мастерство обработки материала, но и, что особенно важно, свои творческие возможности и художественный вкус становится главным критерием оценки диплома.

Работы учащихся демонстрируют высокую профессиональную подготовку выпускников.

Сейчас в Ломоносовском училище абитуриентов – всего единицы, кризисные явления двух последних десятилетий сказались на промысле. Но косторезное училище – единственное в России и уникальное(3, стр. 235).

Но пусть и абитуриентов недостаточное количество, и не всё так, как хочется, но  училище действует, мастера трудятся, выпуская ежегодно новое поколение молодых специалистов.

 

 


1.2.1. Современное состояние «Художественного профессионального училища резьбы по кости №27»

Художественное профессиональное училище резьбы по кости № 27 расположено в селе Ломоносово (Приложение 8, 12), Холмогорского района, Архангельской области.

На протяжении ряда столетий мастерство холмогорских резчиков по кости заслуженно пользуется широкой известностью.

20 октября 1929 года в Ломоносово был открыт учебный пункт художественной резьбы по кости. В августе 1930 года году он был реорганизован в Холмогорскую профессионально- техническую школу резьбы по кости.

Благодаря заботливому отношению Советского правительства был восстановлен Холмогорский промысел резьбы по кости. Школа художественной резьбы по кости сыграла огромную роль в восстановлении и совершенствовании промысла.

В 1997 году косторезную школу переименовали в Художественное профессиональное училище резьбы по кости № 27, находится в ведомстве Департамента образования и науки Архангельской области (Приложение 8)

Методы и процесс обучения все время совершенствуется. Училище художественной резьбы по кости сыграло огромную роль в восстановлении и совершенствованию промысла. Задачи перед училищем постоянно усложняются: а именно, преподавательский коллектив должен подготовить молодого мастера, владеющего всеми традиционными приемами холмогорской резьбы по кости, способного выполнять современный ассортимент изделий. Мастера производственного обучения используют не только образцы производства, но и создают новые, усложняя задания.

В настоящее время училище размещается в 2-х приспособленных деревянных зданиях с электроотоплением. Произведён капитальный ремонт зданий, закуплено новое оборудование. В здании есть своя столовая, где учащимся предоставляется горячее бесплатное питание. Кроме того, имеется общежитие- 12-ти квартирный дом с паровым отоплением, в котором проживают все учащиеся и отдельные работники училища.

1.2.1.1. Кадры училища

Директор училища- Горбатова Анна Валентиновна имеет профессиональное высшее образование. Работает в училище с 01 января 1998 года. Стаж работы- 30 лет. Мастер производственного обучения- Семаков Алексей Павлович (Приложение 12), мастер - косторез 4 разряда, 2 квалификационная категория. Стаж работы в училище - 8 лет. Преподаватель - Калинина Г.А. (Приложение 12) - преподаватель спец дисциплин. Закончила Абрамцевское  художественное  училище, стаж работы 27 лет; 2 квалификационная категория.  Мастер и преподаватель в совершенстве владеют особенностями косторезного промысла. Молодые мастера обращаются за советами к опытным мастерам, которые находятся на заслуженном отдыхе.

 

1.2.1.2. Контингент обучающихся  в училище

Срок обучения в училище - 2 года на базе основного общего образования. После окончания учебного заведения выдается диплом установленного образца по профессии: изготовитель изделий из кости и рога (Приложение 12); резчик по кости и рогу по разрядам — третий и четвертый (повышенный). Основной контингент обучающихся - жители села Ломоносова и Холмогорского района и районов Архангельской области. В настоящий момент контингент обучающихся составляет 6 человек.

 

1.2.1.3. Учебно-материальная база училища

Теоретическое обучение проводится в 3-х аудиториях общей площадью 87 кв.м. каждая из них рассчитана на 15 посадочных мест. Производственное обучение организуется в 2 учебных мастерских общей площадью 55 кв.м. по одной мастерской на каждый курс и 1 общая мастерская. Каждая мастерская имеет 16 посадочных мест, где оборудованы рабочие столы, рассчитанные на 4 места. В общей мастерской размещены циркулярная пила, токарный станок, шкуровальные круги, полировочный круг. Имеется библиотека, где собраны издания книг в количестве 1000 книг искусствоведческого направления, видеокассеты, диски. В фондах училища хранятся удивительные по богатству форм, тематике, приемам резьбы работы, выполненных руками учащимися 2- 3 курсов в количестве 358 шт. Обеспечено училище и новой мебелью для учебных классов, мольбертами. В 2005 году фонды училища пополнились наглядными пособиями. В наличии имеются гипсовые геометрические фигуры, античные и римские головы, гипсовые рельефы. Также имеются и различные бытовые предметы. Неплохо оборудованы и учебно-производственные мастерские. Приобретение материалов для производственного обучения производится за счет внебюджетной деятельности, денежных средств не всегда хватает на полное материальное обеспечение при обучении. С 2005 года училище перешло с 3-х годичного на 2-ух годичный срок обучения согласно стандартам образования. В связи с этим существенно сократилась программа по производственному обучению и теоретическому обучению. Выпали очень важные темы, способствующие к выполнению изделий большого объемного характера.

Многие выпускники, после окончания училища продолжают обучение в средних специальных и высших учебных    заведения художественного профиля.

В течение учебного года проводится много экскурсий как в музей

с. Ломоносова, так и в училище. А также преподавателем училища и руководителем кружка «Холмогорская резьба по кости»  Проурзиной Ириной Викторовной, проводятся мастер-классы (Приложение). При общении с экскурсантами чувствуется большая заинтересованность в дальнейшем развитии косторезного промысла. Русский Север является кустом богатейшей народной культуры, интерес к которой в последнее время возрастает. Промыслы нуждаются в квалифицированных кадрах и возможностью совершенствоваться в условиях работы специализированной фабрики. В нашей стране только одно художественное учебное заведение, готовивших искусных мастеров холмогорской резьбы по кости, и поэтому нам необходимо сохранять и преумножать художественные традиции народов.


 

В нашем прекрасном, красивейшем крае

Впятеро больше людей бы селилось,

Кабы фабричное дело не крылось,

Кабы налоги его не давили.

Студенты вот тоже, - ведь жалко до слез.

Только экзамены в школе нахлынут

И без того в мастера не идут, -

Нет! Еще мало! Ругают начальство.

Нет перспективы у них никакой

Где у них совесть?... Там много училось

По два года трудились, а дело кидают

Ведь производство практически сгинуло.

Как жаль,

Но наши мужи творить продолжают,

Хоть дело особо не процветает,

Так как фабрика вроде закрыта

Держится только на самых «сердитых».

Старается каждый задумкой узорной

Промысел костяной удержать упорно.

Инструмент пред глазами мелькает

Тогда из кости мастер рождает

Шахматы, брошки, заколки, экран,

Скульптуры, закладки, любой «ураган».

Пока у нас есть такие люди

Уникальный промысел жить, конечно, будет

 

Автор стихотворения Степаненко Т. В.


2.1. Современное состояние косторезной фабрики села Ломоносово

Бежит по коровьей кости – цевке, выпиливая узор, лобзик. Ажурные сквозные дырочки оставляет сверло.   Нет, не сразу, конечно. К долгой, тонкой и аккуратной технологии обязательно должны добавиться твердая рука, верный глаз мастера и его художественное чутье. Вот когда все это сойдется в одной точке.  Тогда и только тогда можно рассчитывать на положительный результат. На то самое изделие, за которое не стыдно.

Совсем не обязательно, что попадет оно в Государственный Эрмитаж или Оружейную палату. Ну и пусть! Главное, что непременно будет радовать любого, чей взгляд не сможет пробежать мимо, не остановившись в восхищении. Чтобы увидеть в том, небольшом кусочке, что когда – то был моржовым клыком, усом кашалота, бивнем мамонта или обычной трубчатой коровьей косточкой – цевкой. Увидеть волны Двины, неспешно несущей свои воды к студеному Белому морю. Сполохи северного сияния. Бескрайние заснеженные просторы. Припорошенное снежной марлей, но все равно, зеленое, бескрайнее лесное море, где – то у самого горизонта смыкающее свои волны с небесным куполом. Для кого – то серым и непривлекательным, а для кого – то своим… Родным.

Уже более четырех веков так было. А вот дальше будет ли.

Были и не самые лучшие времена нынче в истории холмогорских косторезов. Вначале  90 –х. пришли разгосударствление и приватизация. И холмогорская фабрика художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова стала закрытым акционерным обществом. Но… Что – то  ни пошло, ни заладилось у акционеров. Попробовали вернуться пусть и не под государственную – муниципальную крышу. Побыли какое – то время унитарным предприятием. Правда, как показывает практика, смена вывески не очень  помогает в решении проблем, если вдруг они возникли. Пришла беда, хочешь – не хочешь, а ворота открывать все равно придется…

Вот и холмогорские резчики. Держались, крепились. По полгода не получали зарплаты. Когда на фабрике вышла из строя отопительная система, а восстановить ее было не на что, в шапках и фуфайках работали в холодных помещениях… Только… Не помогло это. И пошла фабрика под банкротство. Нет сегодня холмогорской фабрики художественной резьбы по кости. И что? Все? На этом закончилась история холмогорского промысла? А ведь такая история…

Славная и богатая история у холмогорской косторезной традиции. Ее нужно  вспоминать. Но я хочу рассказать  о  другом. О том, что пусть и сохранилась вывеска холмогорской косторезной фабрики на здании, где она раньше была, но почти  пустое оно нынче. Нет сейчас фабрики.  Одно из зданий  косторезной фабрики отдано в аренду мастерам, в этом двухэтажном здании работает 15 человек. Они сами платят за все коммунальные услуги, продукцию реализуют тоже сами. Многие  мастера, сейчас – индивидуальные предприниматели. У себя дома из моржовой, мамонтовой, а чаще из обычной кости – цевки они режут и изделия для массового потребления, и уникальные вещи, достойные самых авторитетных выставок и музеев.

Сложен, долог и извилист сегодня путь от мастеров до покупателя. Очень сложен. А без покупателя ведь нет смысла. Зачем?  Мастер ведь не просто так режет. На продажу. Чтобы нашло его изделие своего ценителя, а он – достойное своему таланту вознаграждение. Такое, чтобы хватило и на жизнь достойную, и на продолжение деятельности. Потому, если о том, «есть ли шанс», так однозначно – есть.

Ну,  во  - первых, холмогорская художественная резьба по кости - это же не просто промысел. Промысел народный. Соответственно он жив , пока жив народ, являющийся и носителем, и сосредоточением памяти о навыках, приемах и стилевых особенностях этой частички нашего общего культурного наследия

А  во- вторых… Конечно, с одной стороны, не особо, что спасение утопающих, дело рук самих...  Но  с  другой… Надежнее оно, когда рассчитываешь только на себя. И  будет или нет у холмогорского промысла будущее, во многом зависит от всех нас. Потенциальных покупателей.

Есть объективные экономические законы, которые никто не отменял.

И  основной  из  них  о том,  что  предложение  порождается  спросом.

Есть спрос на определенный товар, рынок незамедлительно реагирует на него. В результате – на прилавке появляется то, что нужно потенциальному покупателю. И если мы, все вместе, будем интересоваться, спрашивать, искать изделия холмогорских косторезов. У этого промысла есть… Обязательно будет будущее!


3. Мастера резьбы по кости села Ломоносово

Сколько я узнала о мастерах косторезного промысла интересного! Какие «золотые» по истине руки у этих людей!

Устинья Семеновна Шарыпина - мастер – художник высшего класса. (Приложение 5).

Буторин Николай Дмитриевич – родился в 1934 году. 15-летним подростком, поступил в 1949 году в косторезную школу в селе Ломоносово (Приложение 4).

P1030396Осипов Геннадий Федорович - ведущий мастер косторезного промысла. Член Союза художников СССР, лауреат премии Ленинского комсомола. В 70 – е годы происходит становление и признания его как большого мастера. Он целиком отдается творческой работе и создает вещи, достойные того времени .Это ряд шкатулок и ларцов с тематикой Севера для серийного производства, а также уникальные работы. Г. Ф. Осипов в 1988 году возглавил коллектив преподавателей и учащихся Ломоносовской художественной школы.  Ему присвоено звание заслуженного художника России.

 Ватлин Василий Тимофеевич - мастер -  художник высшего класса, член Союза художников России. Его отличает виртуозная резьба и утонченное мастерство владения материалом. Кость, обработанная мастерской рукой, смотрится как драгоценность. Основа содержания его работ – природа. Оптимизм, свойственный народному мировоззрению, проявляется в его творчестве удивительно ярко.

P1030399Просвирнин Виталий Александрович - член Союза художников России. Его работы экспонируются во многих музеях страны, а также на зарубежных выставках. Имя этого художника останется в истории промысла.  

 


 3.1. Династии мастеров – косторезов села Ломоносово.

1. Шарыпина Устина Семёновна (выпуск 1934). Дочь Ольга.

2. Гурьев Александр Степанович (выпуск 1947) и Анфиса Елисеевна.

      Сыновья Сергей и Алексей – его жена Элла Леонидовна.

3. Буторин Николай Дмитриевич (выпуск 1952)- жена Лия Михайловна, сын Михаил, его жена Наташа.

6.      Лохов Валентин Степанович (выпуск 1965) — его жена Римма Ивановна. Сыновья Сергей, Олег - его жена Татьяна.

7.      Чернаков  Валентин  Николаевич  (выпуск 1972) - его жена Галина Михайловна, дети - Андрей и Вячеслав, Чернаков Матвей (внук, ученик 1 класса)-посещает кружок «Холмогорская резьба по кости» (Приложение 16 (лист 3))

8.      Хабаров  Владимир Николаевич (выпуск 1974), его жена Галина Петровна, дети: Илья, Елена, Николай — его жена Ирина; брат Хабарова В. Н. ­Александр и сестра Татьяна,  племянницы - Наташа и Елена.

9.      Осипов Геннадий Федорович (выпуск 1962),  его жена. Галина, сыновья Алексей, Владимир: его жена Оксана, Осипов Дмитрий (внук, ученик 5 класса)-посещает кружок «Холмогорская резьба по кости» (Приложение 16 (лист 3))

10. Братья Лаврентьевы: Николай, Владимир, Юрий - его жена Ольга.

9.  Баландин Владимир Михайлович - его жена Людмила, сын Владимир.

10. Ю. Веревкина Тамара Георгиевна (выпуск 1952), дочь - Татьяна, её муж-Андрей.

11 .Верещагин Иван Алексеевич (выпуск 1933), внучка Татьяна, её муж-Алексей.

12.3ачиняев Николай Иванович, сын Кирилл.

1 З. Лялин Николай Алексеевич, жена - Людмила, сын Юрий - жена Елена. Н.

14. Мышова Зинаида  Петровна,  сын  Юрий,  дочери: Елена, Ирина.

15.Волков  Алексей  Иванович, жена Вера, дети Иван, Денис, Владик, Юта.

16.Гурьев Сергей Михайлович, жена Людмила, сын Михаил, дочь Наташа.

17.Юрьев Геннадий Владимирович- жена Надежда, сын Александр, Его жена Надежда.

P1030359

                          Гурьев Александр Степанович и Анфиса Елисеевна

 

          P1030392

3ачиняев Николай Иванович

Глава II. Практическая часть:

1.     Краткое описание используемого оборудования, инструментов

Посещая мастерские в косторезном училище, на фабрике и кружке на базе общеобразовательной школы, мастерскую своей мамы,  я с удовольствием рассматривала разного рода инструменты и станки  (Приложение 8, 12, 16( листы 2, 3). Это всё необычные инструменты, интересные, а некоторые и загадочные.

Для хорошего холмогорского мастера, выполняющего все виды резьбы, требуются инструменты в большом количестве. Значительную часть инструментов изготовляют сами мастера в соответствии с требованиями техники резьбы по кости. В основном инструмент мастера резьбы по кости довольно примитивен. Труд мастеров не механизирован и все делается вручную.

1. Циркулярные пилы – различных размеров. Они употребляются для   распиловки и разделки кости.

2. Шкуровальный станок -  Употребляется для выравнивания поверхности кости.

3. Токарный станок – Употребляется для обточки кости. На токарном станке мастера вытачивают: различные фигуры, кольца, круглые коробочки, корпуса ваз и кубков и т.д.

4. Токарные стамески – Употребляются для обточки различных изделий. 

5. Лобзик с металлическими пилками – Употребляется для выпиливания тонких прорезных деталей на изделиях.

6. Втиральники – своеобразные напильники, плоские и круглые, с прямой и косой насечкой, по размерам от иголки до самых крупных. Употребляются для обтачивания болванки кости до формы изготовляемого предмета, а также для подпилки сторон прорезов.

7. Бормашина – Употребляется для  выполнения  различных деталей изделия.

8. Клепики – многочисленные резцы для костяной скульптуры. Они употребляются для обтачивания костяной фигуры или рельефа. Клепики, бывают плоские  и  круглые,  различной  величины.

9. Боры разной конфигурации – Употребляются для выполнения ажурного и рельефного орнаментов.

10. Полировочный станок – Употребляется для полировки костяных изделий.

11. Пемза или мел — Употребляется для шлифовки костяных изделий

12. Стиральный порошок – Употребляется для полировки костяных изделий

13. Клей ПВА – Употребляется для склеивания кости.

14.  Клей канцелярский — Употребляется для закрепления  рисунка.

15.  Рашпиль – С конической насечкой применяется для грубой обточки изделия.

16.  Напильники – Употребляются для изготовления различных инструментов.

17.  Зубной порошок – Употребляется для полировки всего изделия.

18. Перекись водорода — Употребляется для  отбеливания кости.

19.0деколон —  Употребляется для полировки всего изделия.

20.  Графитный карандаш – Употребляется для нанесения рисунка.

18.Кость цевка — простая коровья

19.Наждачная бумага разной зернистости — (крупная, средняя, мелкая)

20.Стекло с приклеенной наждачной бумагой – Употребляется для притирания костяных пластинок.

21.Ткань - под ажурные вставки

22.Бумага - для наклеивания ткани.

23.Утюг - для проглаживания бумаги с тканью.

24.Деревянная палка - как стержень.

25.Дерево — как каркас для основания.


2. Описание технологического процесса по изготовлению стаканчика «Олени» (по рассказу руководителя кружка «» на базе МОУ «Ломоносовской СОШ им.М.В.Ломоносова» Проурзиной Ирины Викторовны, а также друга нашей семьи)

 

Стаканчик «Олени»

(технологический процесс)

*Заготовка формы будущего изделия путём ошкуривания на станке с применением наждачной бумаги.

*Придание плавности силуэта, выравнивание наружной плоскости по высоте диаметру.

*Зачистка неровностей внутренней полости кости при помощи усиленной круглой фрезы.

*Нанесение рисунка путём определения основных фигур композиции с последующим дополнением свободного места композиционным рисунком, который выразится в ажурной резьбе.

*Просверливание отверстий на участках предполагаемого ажура борами и выбирание ими сквозных отверстий по  контуру рисунка.

*Вырезание крупных деталей и фигур большими подрезными борами.

*Выравнивание втиральниками основных линий рисунка.

*Чёткая проработка мелких деталей и элементов орнамента борами.

*Зачистка наждачной бумагой(или полировальными резинками) мелкой зернистости всех элементов ажура и всей поверхности стакана также внутри.

 

*При необходимости отбеливание в жидкой перекиси водорода.

*Полировка.

*Разработка: при нанесении мелкой разработки фигуры и ажур сюжетной композиции приобретают структуру вещей, деталей одежды, а растительный орнамент отличается от воздушного.

*Изготовление подставки из наиболее подходящего материала и присоединение её ко дну стакана при помощи клея ПВА

 

3.            Тестирование

 

              Я столько всего прочитала (Приложение 13), изучила, рассмотрела, но мне очень хотелось узнать мнение жителей села и  учащихся нашей школы разного возраста  о взгляде на современное состояние  косторезного промысла, услышать, как и что люди думают об этом, а не только я. Поэтому и пришла идея  и я составив вопросы анкеты, двинулась опрашивать и маленьких и больших, и тех, кто не имеет отношения к косторезному промыслу, и тех, кто связан с ним. Все отвечали по - разному. Бланки, которые я подготовила, пришлось увеличивать, потому что равнодушных не было. К кому бы я не обращалась, все отвечали, как думали (Приложение14). А потом я всё просмотрела, подвела итоги и выполнила диаграммы (Приложение 15), при помощи которых нарисовалась общая картина мыслей.

 

Сейчас на острове я увидела, что промысел жив от того, что даровитые мастера передают опыт молодым: отец-сыну, мать-дочери. История промысла насчитывает не одну династию (Приложения:12, 16 (лист 3)


 

 Заключение

Выводы: Изучая, рассматривая, анализируя, подводя итоги столько всего про косторезный промысел, рядом с которым проходит моя жизнь, я узнала, как труден, но интересен и, можно сказать, загадочен путь изготовления того или иного изделия.

Изучая  историю Холмогорской резьбы по кости, я не раз убеждалась в том, что только у нас на Севере могло зародиться это великое искусство.

Здесь были созданы все условия для развития и процветания  косторезного промысла. Зародившееся в далеком прошлом искусство резьбы по кости,  развивалось до высокого народного творчества и сохранилось до наших дней.

Созданное народом и вышедшее из народа, пережившее и взлеты и падения,  оно продолжает жить и развиваться вместе с народом. Это искусство продолжает быть глубоко народным, отражающим замечательное

прошлое,  настоящее и будущее нашего  народа.

И очень приятно видеть, что в нашем селе идёт грандиозное строительство прекрасного учебно- производственного комплекса. И, видя это строительство, появляется радость и надежда, что косторезный промысел будет жить!

А закончить свою работу я хотела бы  словами выдающего мастера народного искусства Н. Д. Буторина, так страстно и исповедально он высказывался в одной из  бесед с корреспондентом о своем творчестве: «Я живой, хрупкий человек, о меня бьется мир. Меня питает и жизнь, и живая история искусства. Это все надо втиснуть в холмогорскую художественную структуру, и сделать это должен я, с моими мыслями и художественными помыслами. Мне никогда не хотелось делать просто красивые вещи. Мне хотелось в них сказать о современном мире, в котором я живу. Я хочу сказать о чем – то трепетном через искусство, древнее и новое одновременно»(10,стр.14)


МБОУ «Ломоносовская СОШ им.М.В

МБОУ «Ломоносовская СОШ им.М.В

Содержание: Введение

Содержание: Введение

Введение Я, Петрова Мария Сергеевна (Приложение 1), учащаяся

Введение Я, Петрова Мария Сергеевна (Приложение 1), учащаяся

Холмогорами. Начиная с XVII века село является центром косторезного промысла

Холмогорами. Начиная с XVII века село является центром косторезного промысла

Сама я узнала, что недалеко от дома культуры жил удивительный, талантливейший человек -

Сама я узнала, что недалеко от дома культуры жил удивительный, талантливейший человек -

Училище, в котором учились мама и тётя (Приложение 8, 12) является островком доброты и человечности, в океане страстей и раздоров

Училище, в котором учились мама и тётя (Приложение 8, 12) является островком доброты и человечности, в океане страстей и раздоров

ИП, места, где идёт работа резьбы по кости

ИП, места, где идёт работа резьбы по кости

Глава I . Теоретическая часть: 1

Глава I . Теоретическая часть: 1

Большую часть заказных изделий того периода составляли ларцы самых разных размеров

Большую часть заказных изделий того периода составляли ларцы самых разных размеров

К уже ставшим традиционными ларцам и коробочкам добавились табакерки, миниатюрные камодики, секретеры и туалетные шкатулки

К уже ставшим традиционными ларцам и коробочкам добавились табакерки, миниатюрные камодики, секретеры и туалетные шкатулки

Верещагина, одна из которых была преподнесена им

Верещагина, одна из которых была преподнесена им

Здесь еще теплилась резьба по кости

Здесь еще теплилась резьба по кости

Работы выполнены в лучших традициях с тонкой моделировкой портретов и виртуозным исполнением ажурной резьбы

Работы выполнены в лучших традициях с тонкой моделировкой портретов и виртуозным исполнением ажурной резьбы

Ярославна», шахматы «Русь».

Ярославна», шахматы «Русь».

Они хранятся в Эрмитаже, Русском музее, в музее

Они хранятся в Эрмитаже, Русском музее, в музее

Ниже приведу краткое описание наиболее употребительных типов резьбы по кости

Ниже приведу краткое описание наиболее употребительных типов резьбы по кости

Азотнокислого серебра растворяют в 30 куб

Азотнокислого серебра растворяют в 30 куб

Поверхности фигур придают некоторую округлость ,основные части прорабатывают

Поверхности фигур придают некоторую округлость ,основные части прорабатывают

Для ускорения резьбы иногда применяется одновременное резание нескольких тонких пластинок, скрепленных между собой

Для ускорения резьбы иногда применяется одновременное резание нескольких тонких пластинок, скрепленных между собой

Простая токарная работа мундштука дополняется рельефной резьбой; на ажурной шкатулке при тщательном с ней ознакомлении нередко можно видеть гравировку - плоский, низкий и высокий рельеф,…

Простая токарная работа мундштука дополняется рельефной резьбой; на ажурной шкатулке при тщательном с ней ознакомлении нередко можно видеть гравировку - плоский, низкий и высокий рельеф,…

История Ломоносовской косторезной школы

История Ломоносовской косторезной школы

Все без исключения известные современные мастера проходили полный курс обучения в школе и «шлифовали» свои навыки, работая на фабрике

Все без исключения известные современные мастера проходили полный курс обучения в школе и «шлифовали» свои навыки, работая на фабрике

В качестве дипломной работы выпускник представляет сложное, законченное изделие (Приложение 12)

В качестве дипломной работы выпускник представляет сложное, законченное изделие (Приложение 12)

Современное состояние «Художественного профессионального училища резьбы по кости №27»

Современное состояние «Художественного профессионального училища резьбы по кости №27»

В настоящее время училище размещается в 2-х приспособленных деревянных зданиях с электроотоплением

В настоящее время училище размещается в 2-х приспособленных деревянных зданиях с электроотоплением

Учебно-материальная база училища

Учебно-материальная база училища

В течение учебного года проводится много экскурсий как в музей с

В течение учебного года проводится много экскурсий как в музей с

В нашем прекрасном, красивейшем крае

В нашем прекрасном, красивейшем крае

Шахматы, брошки, заколки, экран,

Шахматы, брошки, заколки, экран,

Современное состояние косторезной фабрики села

Современное состояние косторезной фабрики села

Вот и холмогорские резчики. Держались, крепились

Вот и холмогорские резчики. Держались, крепились

А во- вторых… Конечно, с одной стороны, не особо, что спасение утопающих, дело рук самих

А во- вторых… Конечно, с одной стороны, не особо, что спасение утопающих, дело рук самих

Мастера резьбы по кости села Ломоносово

Мастера резьбы по кости села Ломоносово

Ватлин Василий Тимофеевич - мастер - художник высшего класса, член

Ватлин Василий Тимофеевич - мастер - художник высшего класса, член

Династии мастеров – косторезов села

Династии мастеров – косторезов села

З. Лялин Николай Алексеевич, жена -

З. Лялин Николай Алексеевич, жена -

Глава II . Практическая часть: 1

Глава II . Практическая часть: 1

Употребляются для обтачивания болванки кости до формы изготовляемого предмета, а также для подпилки сторон прорезов

Употребляются для обтачивания болванки кости до формы изготовляемого предмета, а также для подпилки сторон прорезов

Стекло с приклеенной наждачной бумагой –

Стекло с приклеенной наждачной бумагой –

Описание технологического процесса по изготовлению стаканчика «Олени» (по рассказу руководителя кружка «» на базе

Описание технологического процесса по изготовлению стаканчика «Олени» (по рассказу руководителя кружка «» на базе

При необходимости отбеливание в жидкой перекиси водорода

При необходимости отбеливание в жидкой перекиси водорода

Заключение Выводы: Изучая, рассматривая, анализируя, подводя итоги столько всего про косторезный промысел, рядом с которым проходит моя жизнь, я узнала, как труден, но интересен и,…

Заключение Выводы: Изучая, рассматривая, анализируя, подводя итоги столько всего про косторезный промысел, рядом с которым проходит моя жизнь, я узнала, как труден, но интересен и,…

Мне никогда не хотелось делать просто красивые вещи

Мне никогда не хотелось делать просто красивые вещи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2021