История развития технологий 5 класс Методическая разработка технологической карты урока
Оценка 4.9

История развития технологий 5 класс Методическая разработка технологической карты урока

Оценка 4.9
docx
22.10.2020
История развития технологий 5 класс  Методическая разработка технологической карты урока
Тех.карта урока История развития технологий.Махмутовой Р.Н..docx

Технологическая карта урока

 

1.      Дата __________класс

2.      Предмет  Технология ведения дома

3.      Учитель: Махмутова Рамзия Наильевна

4.      Класс:

5.      Тема урока: История развития технологий.

6.      Цель урока: Сформировать представление об основных технологиях. Представить исторические сведения о развитии технологий.

7.      Задачи:

ü  с историей развития технологий;

ü  познакомить с понятиями технология, труд, продукт труда, предмет труда, средства труда;

ü   с видами технологий в разных сферах производства;

ü  представить, что является технологией в той или иной созидательной деятельности;

ü  показать значимость развития технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду.

8.      Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

9.      Планируемые результаты:

Предметные: уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

10.   Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), частично – исследовательский, наглядный, практический.

Характеристика этапов урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Орг. Момент

 

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению темы «История развития технологий».

Проверяет готовность учеников к уроку.

Представляет план урока.

Обучающиеся проверяют готовность своего рабочего места и письменных принадлежностей.

К.:

уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве.

2.

Мотивация к учебной деятельности

 

А помнит ли кто-либо из вас как перевести слово «технология» и что оно означает? Выслушав предполагаемые ответы учащихся, предлагаю сравнить их высказывания с определением на слайде.

(Слайд) Технология происходит от соединения двух греческих слов: «техно», что означает искусство, мастерство, умение и «логос» – учение, слово, наука. Оно означает совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий при производстве продукции.

Но определение «технологии» не ограничивается только тем, которое дано на слайде.

Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.

Где вы ещё встречаетесь с этим словом? Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.

Как вы думаете, что это за технологии? Правильно -  это технология ухода за жильем, технологии обработки пищевых продуктов, тканей, технология декоративно-художественной обработки материалов, и др. Вот этими-то технологиями мы с вами постараемся овладеть, изучая  предмет «Технологии ведения дома».

Фронтальный опрос учениц

П.: структурировать знания

К.: адекватно воспринимать оценку учителя.

Р.:

- уметь контролировать своё время и управлять им;

– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

3.

Актуализация знаний

Мир, который нас окружает, человек изменяет и преобразует в соответствии со своими потребностями. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.

(Слайд) В конце XVIII века в общем массиве знаний о технике стали различать традиционный описательный раздел и новый, нарождающийся, который получил название «технология». Иоганн Бекман (1739—1811) ввел в научное употребление термин «технология», которым он назвал научную дисциплину, читавшуюся им в германском университете в Геттингене с 1772 г. В 1777 г. он опубликовал работу «Введение в технологию», где писал: «Обзор изобретений, их развития и успехов в искусствах и ремёслах может называться историей технических искусств; технология, которая объясняет в целом, методически и определенно все виды труда с их последствиями и причинами, являет собой гораздо большее». Позже в пятитомном труде «Очерки по истории изобретений» (1780—1805 гг.) он развил это понятие.

(Слайд) В 1822 году Академик В. М. Севергин выделил 10 разделов технологии: металлы, минералы, дерево, горючие материалы, питательные вещества, химические произведения, обрабатывание животных, ткани, бумага, орудия.

До появления технологии господствовало искусство — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар — дано или не дано.

С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем.

Например, изготовление каменного топора можно представить как акт искусства, а можно — как технологию.

В первом случае мы имеем (возможно) бесподобный топор, но со смертью носителя искусства делания топоров, означенных инструментов больше не будет.

Во втором случае мастерство сохранится навсегда, но качество продукта (возможно) будет не таким высоким.

(Слайд) Самыми давними технологиями можно считать:

Обработку камня, дерева, шкурок и других материалов каменными ножами и рубилами (около 800000 г.до н.э.)

Использование огня для обработки пищевых продуктов, обогрева жилья (около 500000 г. До н.э.)

Изготовление сплошных колос из дерева и телег, посуды из глины с использованием гончарного круга, металлургия меди (около 4000 г. До н.э.)

Производство муки из зерна с помощью ручных мельниц, металлургия железа (около 1000г. До н.э.)

Производство бумаги (105-300 гг.).

(Слайды.) Также рассмотрим технологий конца XVIII — начала XX1 века

Конец XVIII — начало XIX века. Промышленная революция — создание паровой машины и универсальных прядильных станков, что ознаменовало закат ремесленного производства и переход к промышленной экономике (машинному производству).

Конец XIX века. Создание двигателя внутреннего сгорания, что позволило создать новый класс компактных машин, в том числе автомобилей, судов и т. д. Широкое внедрение электричества, в том числе способов его генерации и использования в электрических машинах Начало XX века. Развитие радиотехники и радиоэлектроники. Создание конвейерного производства.

Середина XX века. Внедрение широкой автоматизации производства, создание вычислительной техники. Выход в космос.

Конец XX — начало XXI века. Исследования в области био- и нанотехнологий, которые могут привести к очередной революции во многих областях деятельности человека.

(Слайды) Знание технологий помогает определить с помощью каких операций и какими инструментами можно создать те или иные материальные и нематериальные блага. В ходе этого процесса получается продукт труда.

Чтобы произвести любой продукта труда, материального или нематериального потребительского блага, необходимо соединить предмет труда (материал), средства труда (инструменты, приспособления, механизмы) и труд человека.

Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность.

Предмет труда — объект природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.

Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта:

материальная технология создаёт материальный продукт,

информационная технология (ИТ) — информационный продукт.

(Слайды) Классификация технологий:

Машиностроительные технологии

Информационные технологии

Телекоммуникационные технологии

Инновационные технологии

Каждый день в нашем мире появляются новые изобретения и открытия, внедряются интересные технологические разработки.

Это делает нашу жизнь более наполненной, содержательной, выводит её на совершенно другой уровень.

Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям (англ. high technology, high-tech).

(Слайды) К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.

Разработанные людьми технологии очень часто оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду.

Например, технологии добычи полезных ископаемых разрушают природные ландшафты, в результате чего гибнут леса, загрязняются реки, а морская добыча нефти является угрозой экологической катастрофы. На промышленных предприятиях возникают отходы от обработки сырья, загрязняющие природу, а газообразные вещества, выбрасываемые из заводских труб, загрязняют атмосферу.

На тепловых электростанциях при сжигании угля загрязняется атмосфера, атомные электростанции не загрязняют окружающую среду продуктами сгорания топлива, но опасность представляют собой радиоактивное топливо и радиоактивные отходы.

В сельском хозяйстве удобрения и химические средства борьбы с вредителями посевов попадают в почву и грунтовые воды, что представляет большую опасность для природной среды.

Выхлопные газы автомобилей, проезжающих по автострадам, также загрязняют окружающую среду

Фиксируют в рабочих тетрадях

 

 

 

 

 

Работают с презентацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с презентацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с презентацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приводят примеры из жизни процессы получаемого продукта труда.

П.: извлечение необходимой информации из текстов

Р.: выполнение пробного учебного действия

К.: учёт разных мнений, выражение  своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

 

4

Практическое задание

Что такое технология? Выделите правильные ответы.

1.Целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов.

2.Процесс создания человеком полезных изделий и услуг.

3.Вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда.

4.Определённая последовательность операций, действий, обеспечивающих производство какой-либо продукции заданного качества.

Подчеркните средства труда.

Древесин; Животноводство ; Оборудование; Машиностроение; Ножницы; Металл; Лопата; Руда; Пшеница; Рубанок; Комбайн

 

Выделите красным цветом предмет труда, синим цветом – средство труда.

Ткань; Деревянная доска; Иголка; Картон; Пила ; Удочка; Рыба; Ножницы

 

Какая отрасль народного хозяйства отвечает за указанный вид деятельности.

В качестве ответа укажите номер правильного ответа из списка.

 

1 – швейная машинка; 2 – нефть; 3 – дерево; 4 – глина; 5 – нож

Что является предметом труда при производстве мебели?

Что является средством труда при производстве одежды?

Что является предметом труда при производстве бензина?

Что является средством труда при приготовлении салата?

Что является предметом труда при производстве керамической посуды?

 

Расставьте последовательность технологических операций при производстве продукта труда.

-Воздействие на предмет труда средствами труда

-Сбор урожая яблок

-Окончательная обработка продукта труда

-Подготовка предмета труда к обработке

 

Запишите в рабочей тетради последовательность действий для одной из простейших технологий:

 - укладки школьной сумки перед выходом в школу;

 - уборки комнаты подростка;

 - мытья посуды вручную;

 - подготовки велосипеда к прогулке;

 - посещения продуктового магазина;

 - подготовки грядки на садовом участке к посадке.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание в тетради.

П.: выполнение действий  по алгоритму, доказательство.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

 

5.

Физкультминутка

Исходное положение – стоя, руки на поясе.

На счет «раз» - повернуть голову вправо;

на счет «два» - вернуться в исходное положение,

на счет «три» - повернуть голову налево;

на счет «четыре» - вернуться в исходное положение.

Делают волнообразные движения.

К: осуществление совместной двигательной деятельности в группе.

 

К.: осуществление совместной двигательной деятельности в группе.

6.

Закрепление пройденного материала

Надо научиться использовать и развивать технологии таким образом, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия путём применения малоотходных и безотходных технологий, ограничения выбросов в атмосферу, применения ветряных и солнечных электростанций, восстановления  разрушенных природных ландшафтов высадкой зелёных насаждений и др.

1.Что такое технология?

2.Кто ввел в научное употребление термин «технология»?

3.Назовите самые давние технологии?

2.Что такое продукт труда, предмет труда, средства труда?

3.Какие виды промышленности относятся к высоким технологиям?

Осмысление изученного материала.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Л.: умение провести самооценку и организовать взаимооценку;

Р.: умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению;

К.: умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников;

7.

Рефлексия

Подведём итог урока.

Какое новое знание вы сегодня открыли?

Когда это знание будет вам необходимо?

Как вы открыли новое знание?

Оцените свою работу на уроке.

 

Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.

Оценивают  степень достижения цели.

8.

Домашнее задание

Задание:

Написать мини – сочинение на тему «Почему разработанные людьми технологии очень часто оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду?»

Записывают в дневник

Л.: самооценка на основе  критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Учебно – методический комплекс: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений. М.: Вента – Граф, 2015


 

Технологическая карта урока 1

Технологическая карта урока 1

К.: уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве

К.: уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве

Позже в пятитомном труде «Очерки по истории изобретений» (1780—1805 гг

Позже в пятитомном труде «Очерки по истории изобретений» (1780—1805 гг

До н.э.) Изготовление сплошных колос из дерева и телег, посуды из глины с использованием гончарного круга, металлургия меди (около 4000 г

До н.э.) Изготовление сплошных колос из дерева и телег, посуды из глины с использованием гончарного круга, металлургия меди (около 4000 г

Слайды) Знание технологий помогает определить с помощью каких операций и какими инструментами можно создать те или иные материальные и нематериальные блага

Слайды) Знание технологий помогает определить с помощью каких операций и какими инструментами можно создать те или иные материальные и нематериальные блага

ИТ) — информационный продукт. (Слайды)

ИТ) — информационный продукт. (Слайды)

На промышленных предприятиях возникают отходы от обработки сырья, загрязняющие природу, а газообразные вещества, выбрасываемые из заводских труб, загрязняют атмосферу

На промышленных предприятиях возникают отходы от обработки сырья, загрязняющие природу, а газообразные вещества, выбрасываемые из заводских труб, загрязняют атмосферу

В качестве ответа укажите номер правильного ответа из списка

В качестве ответа укажите номер правильного ответа из списка

Закрепление пройденного материала

Закрепление пройденного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2020