История развития теории и практики менеджмента
1. Предпосылки возникновения менеджмента
2. Подходы к управлению на основе выделения различных школ
3. Процессный подход
4. Системный подход
5. Ситуационный подход
Содержание лекции
1. Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Необходимость в управлении появляется только тогда, когда лица, непосредственно выполняющие работу, в силу каких-либо объективных причин не в состоянии самостоятельно координировать свои действия. Такими причинами могут быть слишком сложная конечная цель, невозможность для работников самостоятельно контролировать и оценивать действия друг друга и т. п. В этом случае какой-либо человек или группа людей должны взять на себя координирующие функции, то есть осуществлять управление деятельностью исполнителей. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
- политической — необходимость установления и поддержания порядка в группах;
- экономической — необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
- оборонительной — защита от врагов и диких зверей.
Возникновение управления относят к пятому тысячелетию до нашей эры и выделяют в истории его развития пять периодов, начало которых связано с пятью управленческими революциями.
Первая управленческая революция — религиозно-коммерческая — связана с возникновением письменности в Древнем Шумере. Появление письменности оказало существенное влияние на развитие древнего общества и в конечном итоге привело к образованию особой касты жрецов-коммерсантов. Они осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Религиозный характер носило управление и в Древнем Египте. Построенные в 3000—2000 гг. до н. э. египетские пирамиды свидетельствуют о высоком уровне развития не только науки и культуры, но и управленческого искусства.
Вторая управленческая революция — светско-административная относится к 1792—1750 гг. до н. э. Она связана с деятельностью правителя Вавилона — царя Хаммурапи, издавшего свод законов, регламентирующих порядок управления государством.
Третья, производственно-строительная, управленческая революция датируется 605—562 гг. до н. э. — время правления древнего царя Навуходоносора. Ее основным результатом была интеграция методов государственного управления с контролем и регулированием деятельности в сфере производства и строительства.
Четвертая управленческая революция сопряжена с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII—XVIII вв.). Ее сущность заключается в отделении управленцев от собственности на средства производства и зарождении такого явления, как профессиональное управление.
1. Выделяют 4 подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:
1. Подход с позиций выделения различных школ в управлении. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это
š школа научного управления;
š школа административного управления;
š школа человеческих отношений и науки о поведении;
š школа науки управления или количественных методов
Вклад различных направлений в развитие менеджмента как науки представлен в табл.2.1.
2. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
3. Системный подход подчеркивает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
4. Ситуационный подход базируется на том допущении, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Организация в своей деятельности постоянно находится в определенных ситуациях, на которые необходимо реагировать. Поэтому наиболее эффективным способом управления является тот, который соответствует данной ситуации.
Таблица 1.2. Вклад различных направлений
Школа научного управления |
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи. 2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задачи, и обеспечение их обучения. 3. Обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения их задач. 4. Использование материального стимулирования для повышения производительности. 5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. 4. Систематичне і
правильне використання матеріального стимулювання для підвищення
продуктивності. |
Классическая школа управления |
1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организацией. |
Школа человеческих отношений и науки о поведении |
5. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности трудом и производительности. 6. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы работник мог быть полностью использован в соответствии со своим потенциалом. |
Школа науки управления |
1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применения моделей. 2. Развитие количественных методов для руководителей, принимающим решения в сложных ситуациях. |
3. Процессный подход был впервые предложен сторонниками административной школы управления, которые пытались описать функции менеджера. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей –– не единовременной действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий –– функций управления.
Анри Файоль выделил 5 исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
Рассмотрим кратко каждую из функций управления.
Функция планирования включает определение миссии, целей и задач на предстоящий период, выбор стратегии для их достижения, составление планов и программ для их реализации.
Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях осуществляет организационная функция через создание самой организации, формирование ее структуры, системы управления ею.
Ни одна задача не будет успешно решена с необходимым качеством и минимальными затратами, если работники не будут в этом заинтересованы. Мотивационная функция менеджмента заключается в определении потребностей людей, выбора наиболее подходящего и действенного способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.
Оценку и корректировку результатов деятельности организации и ее сотрудников осуществляет функция контроля. Контроль призван выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и совершенствовать работу. Существуют три аспекта процесса контроля:
1) установление стандартов –– точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени; основывается на планах разработанных в процессе планирования;
2) измерение фактически достигнутых результатов и сравнение их с запланированными;
3) коррекция отклонений от плана, устранение причин возникновения отклонений.
Четыре функции управления требуют принятия решений и обмена информацией, для того чтобы принять правильное решение и сделать его понятным другим членам организации. Коммуникации и принятие решений называется связующими процессами, потому что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость.
4. Системный подход
Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию, дадим определение системы. Система –– некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Организация включает в себя совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структуры, задачи и технология, которые ориентированы на достижение целей в условиях изменяющейся внешней среды.
Входы Преобразования Выходы
Рис. 1.3. Организация –– открытая система
5. Ситуационный подход
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления», использования приемов, способствующих достижению целей организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри организаций.
Методологию ситуационного подхода можно объяснить как 4-х шаговый процесс:
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, доказавшими свою эффективность. Это понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
2. Каждая из управленческих методик и концепций имеет сильные и слабые стороны, когда применяется к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия от применения данной методики или концепции.
3. Руководитель должен правильно интерпретировать ситуацию, выделять наиболее важные факторы в данной ситуации и определять эффект в случае изменения одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен уметь увязать конкретные приемы с конкретными ситуациями, обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем при сложившихся обстоятельствах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.