История с.Вислая Поляна
Оценка 4.9

История с.Вислая Поляна

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
география
6 кл—7 кл
30.11.2022
История с.Вислая Поляна
Исследовательская работа
История Вислой Поляны.doc

Есть в Тербунском районе село такое,

что Вислой Поляной зовут.

Здесь гармонь на гулянье людей закликает,

на полянах берёзы растут.

Здесь в полях поднимаются дружные всходы,

по оврагам журчат ручьи.

Здесь на ясные зори, на тихие воды

прилетают весной соловьи.

Есть в Тербунском районе село такое,

здесь прошло всё детство моё.

И куда бы ни шёл я - звучит не смолкая

тихий, ласковый голос его.


История

села Вислая Поляна.


Оглавление.

1.          Почему Вислая Поляна?

2.         Маленькая точка на карте России.

3.         Далёкая даль.

4.         Возникновение поселений.

5.         Церковь.

6.         Легенды и придания.

7.         Рост численности подворий и населения.
8.Жизнь и быт населения в 19 -н. 20 веков.

9.  Рукоделие 19 -н. 20 веков.

10.          Революция, гражданская война.

11.          Коллективизация.

12.          30-е годы.

13.          Село в годы ВОВ.

14.          Радость и боль послевоенных лет.

15.          60 - 80 годы.

16.          80 - 90 годы.
17.21
век.

 

18.           Из истории школы.

19.           Знаменитые земляки.


1.Почему Вислая Поляна?

Наше село имеет красивое название - Вислая Поляна. Существует несколько различных версий по его названию.

Одна из них предполагает, что название дано по местоположению селения на поляне, через которую протекал ручей Вислый. (6)

По другой версии, село получило название по наклонной, как-бы нависающей над балкой поляне. (7)

По легенде, которую выдвинули местные жители, выходит, что село получило своё название ещё во времена Петра 1.

Будто - бы селение ранее называлось не Вислая, а Вёслая Поляна, (от старорусского слова «вёсла»). Легенда гласит, что в те давние времена в селе изготавливали вёсла для Воронежского флота (10).

Но документального подтверждения этих сведений мы пока не обнаружили.

6  - т. 1, стр.200.

7  -стр.112.
Приложение 1.

2.Маленькая точка на карте России.

1708 год - при делении России на губернии, В - Поляна вошла в состав

Азовской губернии в составе Землянского уезда. 1725год - Азовская губерния переименована в Воронежскую.

1779год - Землянский уезд - в составе Воронежского наместничества

Архангельской волости. Предположительно, В - Поляна находилась в составе Землянского уезда

Воронежской губернии до 1928 года. 14 мая 1928 год - по постановлению ВЦИК и СНК РСФСР образована

Центрально - Чернозёмная область. Губернии и уезды -упразднены. Наш край вошёл в состав Елецкого округа ЦЧО. Июль - август 1928 год - образован Болыпеполянский район, в состав

которого входила Вислая Поляна. 1934 год - ЦЧО упразднены, В - Поляна вошла в состав образованной

Курской области Большеполянского района. 6 января 1954 год - В - Поляна, в составе Большеполянского района

вошла в состав образованной Липецкой области. 6 июля 1956 год - Большеполянский район вошёл в состав Тербунского

района.

5 - стр.247 - 252. Приложение -2.


3. Далёкая даль.

В 8 веке, местность, на которой теперь расположено наше село ещё не обжита. Дикое поле так называли этот степной простор историки.

Много лет здесь кочевали скифы. В 9 веке их сменили печенеги, а через два столетия печенегов вытеснили половцы.

В начале 13 века - Дикое поле захватили монгола - татары.

Только в 1657 году, по завершению строительства оборонительной черты и крепости Землянска, наша местность перестала быть опасной для освоения.

5-стр.5-12.

4.Возникновение поселений.

Селения в нашей местности возникло не случайно, а по царской воле приказано «сводить» в Дикое поле служилых людей, которые отличились в ратном деле и были «прожиточны и семьянисты...». В царских грамотах определялись и обязанности этих людей - дворами селиться на новом месте, государеву службу исправно нести и землю пахать. Земля отводилась служилым людям с учётом их ратных заслуг (1,9).

«Окладные книги Рязанской митрополии» и «Историческое описание церквей, приходов и монастырей» дают сведения, что в 1674 году в Вислой Поляне было от 30 до 60 дворов(3,8).

1 - стр.92.

3 - стр.296.

8-стр.51,52,543,547.

9 - стр.270.

 

5. Церковь.

Наше село обозначено на карте селений, имеющих церкви или часовни с 1682 по 1703 год(6).

Документы подтверждают, что в 1701 году в селе находилась действующая церковь(7).

Эта церковь была деревянной. Есть сведения, что церковь упоминается в нашем селе в 1737 году. По сведениям Госдирекции каменная Троицкая церковь, здание которой сохранилось до сих пор, была построена на месте обветшалой деревянной в 1792 году. Название соответствует типу строения. Заказчик и строитель церкви неизвестны. В конце 19 века к зданию церкви


были пристроены два придела. Правый - в честь праздника Преображения Господня, который отмечается 19 августа. Левый придел в честь святого Дмитрия, день которого отмечается 8 ноября (приложение 3).

Все три праздника (Троица, Второй Спас, и Дмитриев день) являются престольными праздниками нашего села.

В 1933 году церковь закрыли. Огромное количество людей собралось возле церкви, когда с колокольни сбрасывали колокола. Для этого в стенах башни пришлось прорубить проём (приложение 3). Большой колокол с гулом упал на землю и раскололся. Малый колокол при ударе уцелел. Старухи пугали божьей карой. Всем присутствующим было неловко, они испытывали чувство тревоги. Лишь небольшая группа молодёжи криками подбадривала снимавших колокола мужчин. Судьба, снимавших колокола, была трагической. Один из них безвременно погиб, второй стал инвалидом.

Большой колокол из села вывезли, а малый, по слухам, был спрятан Мешковым Кириллом Васильевичем.

После закрытия, в разные годы, в здании церкви располагались: пилорама, мельница, движок электростанции, склады, и госпиталь, во время ВОВ.

В настоящее время ведётся работа по подготовке церкви к реставрации. Инициатором работы выступила учитель истории Глотова Надежда Васильевна. С 1 по 3 мая 2003 года жители села вычистили здание церкви от скопившегося мусора (приложение 3).

Весной 2003 года, с восточной стороны церкви был обнаружен провал. Для его исследования приглашались специалисты отдела охраны исторических памятников области.

На территории села до настоящего времени, как историко - архитектурные памятники, кроме церкви, сохранился дом дьяка, а существующий до ноября 2003 дом священника, был разрушен во время пожара.

6  - стр.200

7  -стр.112

8   

9  6. Легенды и предания.

Недалеко от села есть леса с названиями Ближний, Средний и Дальний Разбойные. По преданиям, когда - то в этих лесах жили разбойники. Возможно, это действительно так, потому что, кроме служилых людей в крае оседали и беглые крестьяне, «вольные и охочие» люди, не признававшие над собой ни боярской, ни помещичьей власти. Яркий пример тому, граничащее с Вислой Поляной, село Яковлево, получившее своё название от имени грозного предводителя разбойной ватаги, жившей в дремучих здешних лесах(б).

Легенда гласит, что в каком - то из этих лесов закопана золотая карета.


Молва гласит, что в Среднем Разбойном лесу люди находили золотые украшения. По рассказу Лесных Семёна Константиновича, известно, что когда то один из мужиков (предположительно Хромых Яков) который косил сено в Среднем лесу, заметил, что на стволе дерева что - то блестит. Это оказалось вросшее в ствол золотое кольцо. Кольцо было деформировано разросшимся стволом. Вероятно, побеги растения подняли кольцо с земли, и оно постепенно вросло в ствол. Некоторые пытались искать карету, но безуспешно. С этим же лесом связана и другая легенда о святом колодце. Рассказывают, будто однажды на опушке леса пастух пас стадо. Одно из животных ногой продавило землю. Из образовавшегося углубления потекла вода, и доносились звуки церковного пения.

На этом месте образовался колодец, который стали, называли Святым.

Рассказывают, что у этого колодца обнаруживались люди, больные «порчей».

В дни водосвятия у колодца собиралось много жителей из окрестных сёл и деревень. Здесь читались молитвы и люди набирали с собой воду.

Со слов Полуниной Антонины Павловны 1940 г.р. (бывшего завуча школы), известно, что в день Ивана Купала в 1954 году, она со своей бабушкой, Поповой Анной Фёдоровной, затемно пришли к колодцу. Едва успели набрать воды, как пришли другие женщины: Крылова Аксинья Ивановна, Лыкова Маланья, Бурцева Евдокия Ивановна. Они тоже стали набирать воду. Вдруг, Бурцева Евдокия Ивановна заблеяла как коза и не своим голосом заговорила: «Это место святое. Здесь в золотой карете проезжала девица Ульяна, и её убили разбойники». Затем женщина потеряла сознание, её стали бить судороги. Ничего о том, что с ней произошло, не помнила. Потом подошли другие люди, которые с удивлением слушали рассказ перепуганных очевидцев события.

В нашей местности есть лога, которые называются: Паново, Шипилов, Дачи. Предания гласят, что когда - то здесь стояли помещичьи усадьбы. Эту информацию необходимо проверить, т.к. по рассказам старожилов в тех местах видели остатки фундаментов и садов.

В центре села находится заброшенное кладбище. На поверхности ещё сохранились могильные плиты 19 века. Основная часть плит скрыта землёй. Предположительно, что это более древние могилы.

В 70 е годы жители, близлежащих к этому месту домов, на рассвете увидели легковую машину и чужих людей, которые что то делали на заброшенном кладбище. Когда местные жители приблизились, приезжие побросали в машину, какие - то вещи и быстро уехали. Местные жители увидели, что одна из могил разрыта.

Кто были эти люди, и с какой целью ночью была разрыта могила - не установлено. (10)


7 Рост численности подворий и населения села в

18 -19 в.в.

Краевед Константин Тихонович Огрызков даёт данные о количестве дворов и жителей Вислой Поляны с 1746 года. Исходя, из этих данных делаем вывод, что с 1746 года число жителей и дворов села неуклонно растёт: 1746 год 44 двора;

1780 год - 107 дворов; 1859 год 205 дворов и 2244 жителя; 1880 год-357 дворов и 2413 жителей; 1900 год - 439 дворов и 2667 жителей.

Наибольшее количество дворов(495) и жителей(2954 человека) проживало в селе в 1905 году(6). Вероятно, это время было периодом расцвета села. В этом же году в селе была открыта первая двухкомплектная школа, где первой учительницей была Лукашевич Клавдия Николаевна. Известно также, что в то время в селе собиралась большая ярмарка, куда приходили люди со всей округи, т.к. ярмарка была не только местом торга, но и местом отдыха, развлечений и демонстрации нарядов(4).

В нашем селе ярмарка собиралась в день праздника «Сошествия Святого Духа» (приложение 4).

6-стр.200 4-стр.136

8. Жизнь и быт населения: 19 - н.20 в.в.

В к. 19-20 в.в. главным человеком в селе был староста. Во главе с ним решались все важнейшие вопросы, для чего собирались на сход в большую избу. Чаще всего местом сбора был дом «Саратовых»

Крестьяне обязаны были платить подушную подать. В случае неуплаты расплачивались домашним скотом, а иногда даже имуществом и землёю. Такие люди вынуждены становиться батраками. Практически всё необходимое для хозяйства изготавливали сами.

Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включённых в него предметов. Основное пространство избы занимала печь, которая располагалась справа от дверей. Стол всегда стоял напротив печи. Над ним была расположена божница с иконами. Передний угол с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы, это место святое. Здесь


молились Богу.

Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил - палати. Небольшое пространство избы (около 20 - 25 кв.м.) было организовано таким образом, что в избе могли разместиться 7-8 человек. Это достигалось, благодаря тому, что каждый член семьи зная своё место в общем, пространстве.

Мужчины обычно работали в поле и во дворе. Отдыхали днём на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днём на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены, дети и холостая молодёжь - под палатями или на палатях, взрослые, заключившие брак люди спали: в тёплое время в клетях и сенях, в холодное на лавке под палатями или на приступке около печи. Каждый член семьи, зна# своё место и за семейной трапезой. Хозяин дома сидел под образами. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Сени использовались в основном как хозяйственное помещение. Летом в сенях могли спать.

Традиционный порядок соблюдался и в ношении одежды. Например, для каждого праздника у женщин имелся соответствующий платок. Так по обычным праздникам надевали штапельный платок. Шёлковый платок покрывали на Пасху, тёртый - на масленицу, бахмарёный - на Крещение, реповый - на Рождество, цветной подшальник - на Дмитриев день, клетчатый - на старый Новый год, чёрную косынку - на Троицу. По воскресеньям покрывали французский платок.

(10, приложение 5)

9. Рукоделие: 19 - н.20в.в.

Обязанности мужчин и женщин в России 19 века были чётко разграничены. Первейшей обязанностью женщин, помимо приготовления пищи, было обшить всех членов семьи. Для того чтобы изготовить холст, необходимо было вырастить лён. Требовалось много времени, труда и умения, чтобы превратить растение в льняную нить. К работе приступали сразу после окончания уборки. Изготовление нитей, ткани и их окраска - всё это делалось вручную. Чтобы в одиьочку соткать за 6 месяцев 3 холста длиной по 50 метров, нужно было проводить за ткацким станком по 12 - 15 часов. Нити готовили на прялке, ткани - на ткацком станке. Готовую ткань отбеливали, после чего можно было приступать к кройке и шитью, что тоже делалось вручную. Готовые вещи отличались добротностью, прочностью. Ведь изготавливали их на долгое использование. Например, особого мастерства требовало изготовление скатерти. Мастерицы старались разнообразить узоры тканого полотна. Детали одежды, которые быстрее


изнашивались, прошивались в два слоя. С изнанки пришивали, не цельный, а составленный из лоскутков, кусок ткани, так как ценили каждый сантиметр холста.

Девочки с 5 6 лет начинали учиться рукоделию. Они готовили себе приданное к свадьбе. Одних только полотенец нужно было приготовить не менее сорока. Полотенце нужно было промережить, т.е. продёрнуть нити и украсить вышивкой. Самое нарядное полотенце доставалось жениху. Другими одаривалось его родня. Для украшения божницы изготавливали накрюшники, которые украшались не только богатой разнообразной вышивкой, но и «выбивкой». Это техника, при которой из ткани вырезали и выдёргивали большие промежутки и обшивали специальными узорами. Не каждая мастерица могла выполнить такую работу.

Девичьими и женскими руками украшалась и одежда.

( приложение 1)

Первый костюм состоит из вышитой рубашки, на которую зажиточные люди иногда надевали жилет из домотканой юбки, которая называется королинка. В торжественных случаях одевали нижнюю юбку.

Второй костюм состоит из шёлковой юбки, край которой для прочности обшивали другой тканью, и рубашки с поддёвкой.

Поддёвка это подол рубашки из более грубого полотна, который пришивали в целях экономии качественной ткани.

(приложение 2)

Мужская одежда н. 19 века - это рубашка - косоворотка. К концу 19 века крой рубашки меняется. Меняется и техника вышивки.

Рубашки носили с широкими домоткаными поясами.

(10, приложение 6)

10. Революция и гражданская война.

На селе об отречении Николая II и революции узнали не сразу. Отсутствие достоверной информации порождало всевозможные слухи. Все ждали новостей. В январе 1918 года представитель села (имя, к сожалению, не установлено) был отправлен на съезд советов в Ливны. К концу 1918 года в селе был создан Совет. Бедняцкие семьи объединились в комунну, которая помогала выжить. Мы не смогли найти сведений о крупных столкновениях среди жителей села в годы гражданской войны, но известно, что некоторые жители уходили и с «белыми» и с «красными отрядами, проходившими через село.

Известно, что в нашем крае красноармейские части 3 и 42 красноармейских дивизий сражались с войсками Деникина, Мамонтова и Шкуро. (5)

Жительница села Сычёва Мария Николаевна 1916 г.р., со слов своей


матери, вспоминает как отряды «белых» шарили по домам в поисках пищи, и отбирали даже те продукты, которые были привязаны под одеждой к тельцу детей или спрятаны в люльке.

С большим недоверием население отнеслось к смене царских денег в 1924 году. Были случаи, когда при сносе старых домов деньги пачками находили в стенах, в подполье (приложение 6). 5 - стр.73-75

11. Коллективизация.

Наступивший в стране 1928 год провозгласил коллективизацию. Советское правительство направило в глубь страны 25 тысяч рабочих с целью создания колхозов по всей стране.

Организатором первого у нас в селе колхоза и его первым председателем был один из московских рабочих - товарищ Даниленко. После него председателем был избран крестьянин бедняк Белоусов Антон Алексеевич. Беднота, не имея выбора, шла в колхоз с радостью. Первый колхоз был очень маленьким - всего 8-10 дворов и имел 50 гектаров земли.

Чтобы завлечь людей в колхозы, колхозникам давали пшеничную муку, в то время как всё остальное население пользовалось ржаной мукой. А ещё колхозникам предоставили право покупки товаров в магазине вне очереди, чем первые колхозники страшно гордились.

Были среди жителей и такие, кто не хотел вступать в колхоз. Они были объявлены «кулаками» и по решению комитета бедноты были раскулачены и отправлены в ссылку. Среди таких людей были Полунин Василий Иванович, Крылов Дмитрий Данилович, Хромых Иван Дмитриевич и многие другие. Но по рассказам старожилов - эти люди пострадали напрасно, так как имели достаток исключительно из - за своего трудолюбия, не разгибали спины от зари до зари. Рассказывают, как один из раскулаченных перекрестился сам, смахнул землю и сор с истлевшей от пота рубахи, перекрестил всех вокруг, сказав: «Прости их Боже, ибо не ведают что творят!», и босой уселся в телегу.

В эти годы многие жители бежали из села. Среди таких были: Сергей Гаврилович и Михаил Михайлович. Их фамилии, к сожалению пока неизвестны. Это купцы торговых лавок. Имя владельца третьей в селе лавки не сохранилось в людской памяти.

В те же годы выехали из села священник - Смирницких Сергей Сергеевич и много других зажиточных людей.

В последующие годы появились новые (почти на каждой улице) и укрупнялись уже созданные колхозы. Колхоз им. Ворошилова объединился с «Красной Нивой». Образовались колхозы «Весёлый пахарь» на Карташовке


и колхоз «Правда» в Ивановке. В эти годы на селе появился первый трактор марки «Фордзон». Его появление было встречено звоном церковных колоколов. Старушки запирали детей, крестились и плакали, называя трактор нечистой силой. Только наиболее смелые мужчины гарцевали верхом на лошадях, свитом и криками сопровождали трактор. В первое время народ толпами ходил за трактором, удивляясь, как эта «железяка» ездит сама, без лошади. Первый тракторист - Пересёлков Нестер Ильич 1938 года рождения. Но сломавшийся трактор починить не смогли. Не хватало знаний. (10, 11, приложение 7)

12. 30 –е годы.

Колхозы крепли, люди привыкали к новой жизни.

В 1930 году в селе показывали первое немое кино. Показы всегда собирали огромное количество народа.

Колхоз Ворошилова приобрёл тракторы «СТЗ» и «Фордзон», на которых работали Пересёлков Захар и Глотов Михаил Тихонович.

В 1933 году закрыли церковь. Был открыт сельский клуб, заведующим которого стал комсомолец Чеботарёв Сергей Никитович. В 1933 году открылись курсы трактористов.

В 1937 году начальная школа в центре села была реорганизована в семилетнюю и была открыта начальная школа на Карташовке. Первая учительница - Семёнова М.И.

Велись работы по ликвидации неграмотности, на которых обучали грамоте взрослое население. Но взрослые учились неохотно.

Есть сведения, что в 1938 году в селе была создана первая комсомольская организация во главе с Глотовой Татьяной Трофимовной. Но эти данные необходимо уточнить, так как найден пригласительный билет от 1925 года, на торжественное заседание, посвященное 7 летию комсомола. Возможно, что комсомольская организация возникла не в 1938 году, а ранее, (приложение 8).

 

13. Село в годы ВОВ.

Не обошли стороной наше село и события Великой Отечественной войны. 3 августа 1942 года на территорию с. В - Поляна прибыли части 240-й


стрелковой дивизии. Они приступили к сооружению оборонительной полосы. Почти четыре месяца дивизия находилась в обороне на нашей земле. За это время было сооружено большое количество дзотов, блиндажей, землянок, наблюдательных пунктов, боевых позиций для миномётов и противотанковых рубежей, ходы сообщения. Всё это приходилось делать ночью, скрытно от врага. До сих пор не заросли землёй ямы, напоминающие о тех днях.

Военные располагались в домах местных жителей. Население, чем могло, помогало военным. Практически все мужчины села ушли на фронт, а женщины кормили солдат, чинили одежду, работали в тыловой прачечной (здание старой школы на Карташовке), ухаживали за ранеными (под госпиталь было оборудовано здание церкви).

Когда в результате наступательной операции в январе 1943 года фронт отступил - женщины подбирали и хоронили погибших на передовой линии солдат (в районе Озёрок), вместе с военными вывозили снаряды с бывшей передовой линии, разминировали поля.

По имеющимся данным из нашего села в действующую армию было призвано 527 человек. Погибло - 264. Без вести пропало 134 человека. Данные уточняются.

На конец 2003 года в живых осталось 7 ветеранов. Собранный об их фронтовой жизни материал, хранится в школьном музее. ( приложение 8). (Ю, 12, 13)

14. Радость и боль послевоенных лет.

Долгожданная победа вернула домой оставшихся в живых мужчин. Их рабочие руки были крайне необходимы, так как практически все сельхозработы приходилось выполнять вручную, из - за отсутствия не только техники, но и лошадей. Вручную лопатами вскапывали поля, вручную убирали урожай. Хлеба в первые послевоенные годы не хватало. Муку иногда приходилось делать из желудей и лебеды.

После уборки урожая на полях собирали для колхоза колоски, а людей, пытавшихся собирать колоски для своей семьи, наказывали. За сбор колосков могли даже арестовать. Не щадили и детей. Шаталов Василий Илларионович рассказывает, как его, семилетнего ребёнка, за сбор колосков на колхозном поле, избил кнутом объездчик. Шрамы от побоев остались до сих пор.

Денег за работу в колхозе не платили, а каждый рабочий день засчитывался трудоднём. Выполнившие норму трудодней получали некоторую часть продукции.

Постепенно жизнь налаживалась. Начала появляться техника. Было разрешено держать домашнее хозяйство по усмотрению хозяев.

В 1950 году в селе появились первые радиоприёмники. Их было всего три:


15. 60-е  -   70-е годы.

Эти годы были годами подъёма хозяйства. Именно в эти годы начинается строительство новых сооружений и основных средств производственных отраслей.

1961 г. - зернохранилище.

1963       г. - зернохранилище.

1964      г. - свинарник. В апреле 1964 года колхозники села Дуброво
выделились в самостоятельный колхоз, с этого года (1964) колхоз в В
Поляне стал называться - «Дружба».

1965       г. автогараж, коровник.

1966       г. - здание правления колхоза.

1967       г. - дом животновода, водопровод от артскважины, ремонтная
мастерская
, интернат-общежитие.

 

1969      г. овчарник, кузня.

1970      г.-АЗС.

1971        г. - СДК на 200 мест, коровник.

1972       г. - столовая, пристройка к мастерской, кладовая, водопровод на
ул
. Галдиловка, пущена механическая дойка.

1973       г. мельница, навес к зерноскладу, телятник, два подвала,
продлили водопровод.

1974      г. - баня, автогараж, свинарник, запружен пруд «Таволжан»
(Талжан).

1975       г. - коровник, изгородь кладбища.

1976      г. - зернохранилище, кормоцех, орошаемый участок, крытый ток,
запружен Большой пруд.

1977      г. —ток 2.

1978       г. - детский сад.

Именно в эти годы село было подключено под постоянный свет (с 1972 года), проложен асфальт (середина 70-х), построены магазин и медпункт.

В эти годы значительно улучшилось благосостояние населения (10, 11, 13, 14, приложение 10).


16. 80 –е  -  90-е годы.

Произошедшие в стране перемены повлияли на развитие села. Значительно снизились темпы строительства. За период с 1981 по 1993 годы было создано:

1981 г. силосохранилище.

1986 г. установлены: 1. циркулярная пилорама и

2. автозаправочные колонки; телятник.

1987       г. - водонапорная башня.

1988       г. - ЗАВ - 40 (зерноочистительное сооружение).

1989      г. - весовая на току.

1990       г. - сенохранилище (модуль), коровник.

В 1993 г. в селе была проложена новая трасса водопровода (на те улицы, где ещё не было водопровода, например на «Лягушевке») и параллельно старому водопроводу, по другим сторонам улиц.

С 90-х годов наблюдается развал хозяйства.

Именно в эти годы проходит сокращение пахотных земель с 4876 до 3834 га.

Средняя численность работников в 11-ой пятилетки (1981 1985гг.) сократилось по сравнению с годами 10-ой пятилетки (1976 - 1980) с 362 до 345.

По производству с/х продукции запланированные и фактические результаты не соответствуют. Так в 1981 году зерна по плану 4280 т., фактически - 1392 т.. 1985 год - по плану - 4661, фактически - 2540.

Сравнивая среднегодовое производство с/х в 11-ой пятилетке в сравнении с 10-ой (приложение 5) делаем вывод, что все показатели снизились. Снижены показатели среднегодовой урожайности с/х культур (приложение 6).

В то же время увеличивается среднегодовая себестоимость продукции (приложение 77) и затраты труда на производство (приложение).

Работа колхоза становится убыточной. За 17 лет (октябрь 1982 июль 1989 гг.) сменилось 11 руководителей.

Наблюдается сокращение численности дворов и жителей села.

1977 г. - 345 дворов, 714 жителей.

2000 г. - 341 двор, 682 жителя.

В 90-х годах стали возникать крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ).

КФК «Пересёлково»     год                      земли (га)                    техники

на     1992                     50

на    2003                     200                     2 комбайна

2 трактора 1 «КАМАЗ»


год

1992

2003

КФК «Полунино»

на на

на

КФК «Василёк»

1997

на        2003

КФК «Карташово»       2001 (10, 11, 14, приложение 11).


земли (га)         техники
66,2            ДТ-75, авт. «ЗИЛ»

73               комбайн, сортировка,

«Белорус»

240           ДТ-150(2),дизель(4),

Комбайн (4), «ЗИЛ», «ГАЗ».

1900 К-700, свеклокомбайн и погрузчик, комбайн (2), ДТ-150, бензовоз (2).


17. 21 век.

На 2001 год дворов - 332, жителей 682 человека.

2002        год - 317-670 (без учёта студентов).

2003        год - 280 дворов, 692 человека.

На ноябрь 2003 года родилось - 1 человек, умерло - 21 человек. Хозяйство практически полностью развалено. 17 ноября 2003 года колхоз «Дружба» объявлен банкротом. Рабочих мест не стало. Молодёжь, по окончанию учёбы переселяется в города. (10)

18. Из истории школы.

Первая школа на селе открылась в 1905 году. Это была двухкомплектная школа. Первая учительница - Лукашевич Клавдия Николаевна. В школе обязательно изучали закон божий.

В 1934 году открылась школа в деревне Ивановка (Приклоновка). Это была первая начальная школа. До этого дети в Ивановке не обучались.


В 1937 году открылась начальная школа в деревне Карташовка. В 1940 году начальная школа в с.В - Поляна была реорганизована в семилетнюю.

В 1961 году семилетняя школа реорганизована в восьмилетнюю. С 1962 года началось строительство современного здания школы. В 1967 году постройка типового здания школы на 320 мест была завершена и школа приняла первых учеников. Их было 245. Директор - Герасимов Александр Никитович. Завуч - Сычёва Нина Андреевна. Педагогический коллектив состоял из 17 учителей.

В 1975 году восьмилетняя школа была реорганизована в среднюю.

В 2001 году в школе был открыт комплексно-краеведческий музей.

В 2003 году в школе работали 21 педагог и обучалось 86 детей.

(10, приложение 13).

19. Знаменитые земляки.

Захаров Иван Ильич (1814 - 1885) -русский филолог-китаевед, дипломат, профессор Петербургского университета. Родился в с. Вислая Поляна Тербунского района. Большую известность в научном мире приобрёл как знаток китайского и манчжурского языков. Его капитальные труды «Полный манчжурско-русский словарь» и «Грамматика манчжурского языка» пользовались огромным успехом в России, Китае и других странах. За манчжурско-русский словарь Захаров был удостоен учёной степени доктора, а Русское Географическое общество присудило ему свою высшую награду Большую золотую медаль. Захаров первым среди учёных России и Западной Европы изучал историю экономики Китая. Написанные им материалы «Историческое обозрение народонаселения в Китае» и «Поземельная собственность в Китае» получили признание в Европе и были переведены на немецкий и английский языки.

Глотова Анна Захаровна, звеньевая свекловичного звена за успехи в труде в 1968 году награждена орденом Ленина.

Орденом Трудового Красного Знамени награждена свекловичница Хромых Анастасия Романовна.

Орден Октябрьской революции и «Знак почёта» получил механизатор


Полунин Степан Тимофеевич.

Бурцев Сергей Лазаревич был делегатом съезда колхозников.

Белоусова Клавдия Тимофеевна имеет звание «Заслуженный учитель».

Многие земляки имеют медали «За трудовую доблесть». Сбором материала о них занимается школьный музей. (6 страница 20, приложение 13).


Литература

1.  ж. «Вопросы истории» 10 1950.

2. «Воронежская беседа» 1861

3.  «Историческое описание церквей, приходов и
монастырей» 1905

4. «Историческое, географическое и экономическое
описание Воронежской губернии» 1861

5. А. А. Голубев «Край родной» 1999

6.  «Липецкая энциклопедия» 1999

7.  «Липецкий энциклопедический словарь» 1994

8.  «Окладные книги Рязанской метрополии» 1902

9.  «Воронежская беседа» Санкт-Петербург 1862

 

10.   Материалы, собранные по рассказам местных жителей

11.   Данные Тербунского райархива

12.   Данные Тербунского райвоенкомата

13.   Данные архива администрации села Вислая-Поляна

14.        Данные архива колхоза «Дружба»


15.  

Есть в Тербунском районе село такое , что

Есть в Тербунском районе село такое , что

История села Вислая Поляна

История села Вислая Поляна

Оглавление . 1. Почему

Оглавление . 1. Почему

Почему Вислая Поляна ? Наше село имеет красивое название -

Почему Вислая Поляна ? Наше село имеет красивое название -

Далёкая даль . В 8 веке , местность , на которой теперь расположено наше село ещё не обжита

Далёкая даль . В 8 веке , местность , на которой теперь расположено наше село ещё не обжита

Правый - в честь праздника

Правый - в честь праздника

Молва гласит , что в Среднем

Молва гласит , что в Среднем

Рост численности подворий и населения села в 18 -19 в

Рост численности подворий и населения села в 18 -19 в

Богу . Вдоль стен шли неподвижные лавки , над ними врезанные в стены полки

Богу . Вдоль стен шли неподвижные лавки , над ними врезанные в стены полки

С изнанки пришивали , не цельный , а составленный из лоскутков , кусок ткани , так как ценили каждый сантиметр холста

С изнанки пришивали , не цельный , а составленный из лоскутков , кусок ткани , так как ценили каждый сантиметр холста

С большим недоверием население отнеслось к смене царских денег в 1924 году

С большим недоверием население отнеслось к смене царских денег в 1924 году

Правда» в Ивановке . В эти годы на селе появился первый трактор марки «Фордзон»

Правда» в Ивановке . В эти годы на селе появился первый трактор марки «Фордзон»

Они приступили к сооружению оборонительной полосы

Они приступили к сооружению оборонительной полосы

Эти годы были годами подъёма хозяйства

Эти годы были годами подъёма хозяйства

Произошедшие в стране перемены повлияли на развитие села

Произошедшие в стране перемены повлияли на развитие села

КФК «Полунино» на на на

КФК «Полунино» на на на

В 1937 году открылась начальная школа в деревне

В 1937 году открылась начальная школа в деревне

Полунин Степан Тимофеевич

Полунин Степан Тимофеевич

Литература 1. ж . «Вопросы истории» № 10 1950

Литература 1. ж . «Вопросы истории» № 10 1950
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2022