План урока в 8 классе.
«История чисел и системы счисления»
Цель урока: Закрепить знания учащихся
Задачи:
Образовательные компетентности
1) Дать представление о кодировании числовой информации;
2) Дать определение понятиям «система счисления» (СС – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами.), «Цифры» (Знаки используемые при записи чисел)
3) Познакомиться с разнообразием СС, которые существовали раньше и используются в наше время.
4) Классифицировать СС на позиционные и непозиционные.
5) Дать определение понятиям алфавит СС (все цифры в данной СС используемые для записи чисел), основание СС (количество знаков в алфавите СС).
Этапы урока:
I. Организационный момент. (Приветствие, подготовка тетрадей к работе) – 2 мин.
II. Объяснение нового материала.
1. Актуализация. –.
Система счисления - знаковая система, в которой числа записываются при помощи символов некоторого алфавита (цифр).
Системы счисления бывают: позиционные и непозиционные.
Непозиционные системы счисления - значение цифры не зависит от ее позиции в числе. Пример - римская система счисления.
Позиционные системы счисления - значение цифры зависит от ее позиции в числе. Пример - современная система записи чисел.
Основание системы - мощность алфавита знаковой системы. Разряд - позиция цифры в числе.
Свернутая форма записи числа - привычная форма записи числа цифрами.
Развернутая форма записи числа - сумма слагаемых, каждое из которых является произведением цифр на степени основания.
2. Практическая работа – 12 мин.
Задание 1. Перевести в десятичную систему счисления следующие числа:
ВАРИАНТ |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
637 4435 1516 1034 |
1203 4125 3536 1637 |
2213 1416 1517 1035 |
1245 1617 1346 1304 |
1239 2345 1336 3104 |
1267 1113 1519 1234 |
Задание 2 . Записать «личное» число в системе счисления с основанием:
ВАРИАНТ |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
12 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
Примечание: для того, чтобы получить «личное» число, необходимо выписать день, месяц и год своего рождения, а затем сложить числа – полученное число и называют «личным».
Например: 12 июня 1992г.р. «личное» число =12+6+1992=2010
Задание 3. Верны ли следующие равенства:
ВАРИАНТ |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
334=217 678=20113 |
338=2111 679=20113 |
335=219 678=20114 |
337=218 679=20114 |
339=215 679=20115 |
336=219 678=20115 |
3. Оценивание работы - 2 мин.
Сначала ученик ставит себе оценку сам, затем класс говорит, согласен ли с такой оценкой и итоговую оценку ставит учитель, ведя в своей тетради отметки в виде «+» и « - » на всех этапах работы учащихся. 1
4. Домашнее задание. - запись и объяснение – 2 мин.
759 10 = |
|
|
4556 10 = |
|
|
456 8 = |
|
|
456 3 = |
|
|
759 10 = |
|
|
4556 10 = |
|
|
456 8 = |
|
|
456 3 = |
|
|
759 10 = |
|
|
4556 10 = |
|
|
456 8 = |
|
|
456 3 = |
|
|
759 10 = |
|
|
4556 10 = |
|
|
456 8 = |
|
|
456 3 = |
|
|
759 10 = |
|
|
4556 10 = |
|
|
456 8 = |
|
|
456 3 = |
|
|
759 10 = |
|
|
4556 10 = |
|
|
456 8 = |
|
|
456 3 = |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.