Гитара - (исп. quitarra от греч. kithara - лира) род струнного щипкового музыкального инструмента с деревянным корпусом - резонатором в форме восьмёрки и с длинным грифом. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.
Гитара (исп. quitarra от греч. kithara лира) род струнного
щипкового музыкального инструмента с деревянным корпусом
резонатором в форме восьмёрки и с длинным грифом.
Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во
многих музыкальных стилях, а также как сольный классический
инструмент. Является основным инструментом в таких стилях
музыки, как блюз, кантри, фламенко, рокмузыка и многих
формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке
электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую
культуру.
Многие историки поразному описывают историю
происхождения современной гитары и ее разновидностей. Это
не удивительно, ведь первые струннощипковые инструменты,
явившиеся прообразом настоящей гитары, появились в
глубокой древности, 34 тысячи лет до нашей эры.
Струнные щипковые инструменты, снабженные шейкой,
появились в глубокой древности. Они составляют семейство
лютневых в широком смысле слова. Самые ранние
сохранившиеся свидетельства – это скульптурные изображения
Месопотамии, которые относятся примерно ко 2 тысячелетию
до н. э.
В них запечатлены инструменты с небольшим корпусом,
который был сделан, из панциря черепахи или из тыквы
(обтянутой, по всей вероятности, кожей). Подобного рода
инструменты существуют и в наши дни в некоторых странах: наБалканах – тамбурица, в Иране – ситар, в Турции – саз, в
Греции – базуки. В Центральной Азии и на севере Индии
появляется также двухструнный дутар (используется в наши
дни в Иране, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении).
У него закругленный книзу и усеченный в верхней части корпус
и длинная шейка, в которую ввинчены колки.
Решающий момент в истории развития инструмента – появление
нового резонаторного корпуса, состоящего теперь уже из трех
частей: деки, верхней деки и двух обечаек, которые их
соединяют. Этот этап наступает в Китае в III или IV веке н. э. С
возникновением инструментов юаня (в наши дни
неупотребляемого) и юкина, верхняя дека которого сделана из
цельной деревянной пластины.
Начиная с этого времени инструменты, сходные с гитарой,
широко распространяются на Среднем Востоке. Прекрасный
образец одного из таких инструментов запечатлен на фризе
буддийского монастыря Эртама близ Термеза (Узбекистан),
фрагмент которого хранится в С. Петербургском Эрмитаже.
Однако пока еще не существует точной датировки этого фриза:
он может быть отнесен к периоду между I веком до н. э. и III
веком н. э. В Древнем Китае широко используются различные
виды лютни с длинной шейкой. Особенно привлекает внимание
так называемый нефер (что в переводе означает «красота»).
Этот инструмент, с его миндалевидным вытянутым корпусом,
можно считать одним из предшественников нашей гитары.Недостаточность и разрозненность достоверных данных
затрудняет научное изучение предыстории гитары. Более всего
мы склоняемся к мысли, что она родилась на Среднем Востоке
и оттуда распространилась по Азии и Европе.
Важная роль в этом процессе принадлежит Египту. Как
отмечает К. Омо, «начиная с IX века на западе этой страны
европейская лютня называется китарой»
На древнеегипетских пирамидах и ассирийских архитектурных
памятниках встречаются иероглифы, изображающие
инструмент наблу, по форме отдаленно напоминающие гитару.
Интересно, что таким же иероглифом у древних египтян
обозначались понятия "добро", "хорошо", "красиво".
В Месопотамии и Египте некоторые разновидности кифар (в
том числе египетская набла и арабский эльауд) получили
дальнейшее конструктивное развитие и распространились по
всему средиземноморскому побережью уже в III II
тысячелетиях до новой эры. До сих пор в странах Малой Азии
встречается музыкальный инструмент "кинира", родственный
гитаре.
В Древней Греции самыми популярными музыкальными
инструментами были китара (китарра), лира, арфа, пандора.
В первых веках новой эры в средиземноморских странах
Европы была распространена латинская гитара, родственная
греческой. Была известна и ближайшая родственница гитары
лютня. Само названия "лютня" происходит от арабского слова"эльауд", что означает "деревянный" или "благозвучный".
Кроме того, очевидно родство между нефером и первыми
инструментами, изображенными на испанских манускриптах.
Нашествие арабов могло послужить – это касается и лютни –
фактором связи между Северной Африкой и Южной Европой;
но нельзя исключить и определенного влияния Малой Азии –
через грекороманский мир.
Латинское слово cithara происходит от греческого слова
кифара и ещё задолго до средневековья используется для
обозначения разновидностей гитары, как kitaire, quitaire,
quitarre, введённые в обиход после 1250 года.
К сожалению, этот драгоценный документ составляет
единичный случай. Самые близкие к нему по времени
изображения инструментов – предшественников гитары мы
находим лишь в X – XI веках в Испании. Конструкция их
выглядит не столь развитой.
До XVI века гитара была трех и четырехструнной. Играли на
ней пальцами и плектром (костяной и черепаховой
пластинкой).
В XVI веке в Испании появилась пятиструнная гитара, и с этого
времени она стала называться испанской гитарой. Струны
ставились двойные, иногда первая струна ("певунья") была
одинарной. Из всех европейских стран наибольшее
распространение гитара получила в Испании, где она сталаподлинно народным инструментом.
С появлением пятой струны и увеличением её художественно
исполнительских возможностей гитара начинает успешно
конкурировать с лютней и виуэлой, своей предшественницей, и
постепенно вытеснять их из музыкального обихода.
Появляется целый ряд талантливейших виртуозов и
композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на очень
высокий уровень. Среди них Ф. Корбетта (16201681),
придворный гитарист королей Испании, Франции и Англии, его
ученик Р. де Визе (16501725), придворный гитарист короля
Франции Людовика XIV, Ф. Кампион (16861748), Г. Санз
(16401710) и многие другие.
Начинают выходить первые табулатурные сборники и учебные
пособия для гитары: "Книга гитары" Р. де Визе (1682), "Новые
открытия гитары" Ф. Кампиона (1705) и многие другие.
В них печатались старинные испанские танцы пасскальи,
чаконы, сарабанды, фолии и другие пьесы.
Во второй половине XVIII века появляется шестиструнная
гитара (по утверждениям историков опять в Испании). С
появлением шестой струны и заменой двойных струн
одинарными начинается триумфальное шествие гитары по
странам и континентам; в таком виде существует до сих пор.
Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались
столь велики, что она становится из самых любимых
инструментов.Начинается "золотой век" гитары. Он связан с именами
испанских композиторов и гитаристоввиртуозов Ф. Сора (1778
1839), Д. Агуадо (17841849) и итальянских Ф. Карулли (1770
1871), М. Джулиани (17811829), М. Каркасси (17921853).
Расцвет гитары, продолжавшийся почти до конца XIX столетия,
сменился ее упадком, главным образом благодаря появлению
фортепиано. Однако с начала XX века мы наблюдаем период
нового расцвета гитары, вызванный, повидимому, изменением
отношения широкой публики к ней, как к старинному и одному
из наиболее выразительных народных инструментов. В
результате появился ряд исключительно одаренных гитаристов
виртуозов, преимущественно испанцев (Таррега, Льобет,
Сеговия, Пухоль и другие), которые довели до совершенства
искусство игры на гитаре и поставили гитару наравне с другими
традиционными сольными инструментами. И снова, как в эпоху
первого расцвета, гитара привлекает к себе многочисленных
друзей из числа виднейших композиторов, таких как Турина,
МануэльдеФалья, Понс, Руссель других.
В нашей стране широко была распространена наряду с
шестиструнной гитарой её разновидность гитара
семиструнная, преимущественно с терцовым строем.