История гитары

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 12.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Гитара - (исп. quitarra от греч. kithara - лира) род струнного щипкового музыкального инструмента с деревянным корпусом - резонатором в форме восьмёрки и с длинным грифом. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.
Иконка файла материала 1.docx
Гитара ­ (исп. quitarra от греч. kithara ­ лира) род струнного  щипкового музыкального инструмента с деревянным корпусом ­ резонатором в форме восьмёрки и с длинным грифом.  Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во  многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях  музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок­музыка и многих  формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке  электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую  культуру.  Многие историки по­разному описывают историю  происхождения современной гитары и ее разновидностей. Это  не удивительно, ведь первые струнно­щипковые инструменты,  явившиеся прообразом настоящей гитары, появились в  глубокой древности, 3­4 тысячи лет до нашей эры.  Струнные щипковые инструменты, снабженные шейкой,  появились в глубокой древности. Они составляют семейство  лютневых в широком смысле слова. Самые ранние  сохранившиеся свидетельства – это скульптурные изображения  Месопотамии, которые относятся примерно ко 2 тысячелетию  до н. э.  В них запечатлены инструменты с небольшим корпусом,  который был сделан, из панциря черепахи или из тыквы  (обтянутой, по всей вероятности, кожей). Подобного рода  инструменты существуют и в наши дни в некоторых странах: наБалканах – тамбурица, в Иране – ситар, в Турции – саз, в  Греции – базуки. В Центральной Азии и на севере Индии  появляется также двухструнный дутар (используется в наши  дни в Иране, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении).  У него закругленный книзу и усеченный в верхней части корпус  и длинная шейка, в которую ввинчены колки.  Решающий момент в истории развития инструмента – появление нового резонаторного корпуса, состоящего теперь уже из трех  частей: деки, верхней деки и двух обечаек, которые их  соединяют. Этот этап наступает в Китае в III или IV веке н. э. С возникновением инструментов юаня (в наши дни  неупотребляемого) и юкина, верхняя дека которого сделана из  цельной деревянной пластины.  Начиная с этого времени инструменты, сходные с гитарой,  широко распространяются на Среднем Востоке. Прекрасный  образец одного из таких инструментов запечатлен на фризе  буддийского монастыря Эртама близ Термеза (Узбекистан),  фрагмент которого хранится в С. Петербургском Эрмитаже.  Однако пока еще не существует точной датировки этого фриза:  он может быть отнесен к периоду между I веком до н. э. и III  веком н. э. В Древнем Китае широко используются различные  виды лютни с длинной шейкой. Особенно привлекает внимание  так называемый нефер (что в переводе означает «красота»).  Этот инструмент, с его миндалевидным вытянутым корпусом,  можно считать одним из предшественников нашей гитары.Недостаточность и разрозненность достоверных данных  затрудняет научное изучение предыстории гитары. Более всего  мы склоняемся к мысли, что она родилась на Среднем Востоке  и оттуда распространилась по Азии и Европе.  Важная роль в этом процессе принадлежит Египту. Как  отмечает К. Омо, «начиная с IX века на западе этой страны  европейская лютня называется китарой»  На древнеегипетских пирамидах и ассирийских архитектурных  памятниках встречаются иероглифы, изображающие  инструмент наблу, по форме отдаленно напоминающие гитару.  Интересно, что таким же иероглифом у древних египтян  обозначались понятия "добро", "хорошо", "красиво".  В Месопотамии и Египте некоторые разновидности кифар (в  том числе египетская набла и арабский эль­ауд) получили  дальнейшее конструктивное развитие и распространились по  всему средиземноморскому побережью уже в III ­ II  тысячелетиях до новой эры. До сих пор в странах Малой Азии  встречается музыкальный инструмент "кинира", родственный  гитаре.  В Древней Греции самыми популярными музыкальными  инструментами были китара (китарра), лира, арфа, пандора.  В первых веках новой эры в средиземноморских странах  Европы была распространена латинская гитара, родственная  греческой. Была известна и ближайшая родственница гитары ­  лютня. Само названия "лютня" происходит от арабского слова"эль­ауд", что означает "деревянный" или "благозвучный".  Кроме того, очевидно родство между нефером и первыми  инструментами, изображенными на испанских манускриптах.  Нашествие арабов могло послужить – это касается и лютни –  фактором связи между Северной Африкой и Южной Европой;  но нельзя исключить и определенного влияния Малой Азии –  через греко­романский мир.  Латинское слово cithara происходит от греческого слова  кифара и ещё задолго до средневековья используется для  обозначения разновидностей гитары, как kitaire, quitaire,  quitarre, введённые в обиход после 1250 года.  К сожалению, этот драгоценный документ составляет  единичный случай. Самые близкие к нему по времени  изображения инструментов – предшественников гитары мы  находим лишь в X – XI веках в Испании. Конструкция их  выглядит не столь развитой.  До XVI века гитара была трех­ и четырехструнной. Играли на  ней пальцами и плектром (костяной и черепаховой  пластинкой).  В XVI веке в Испании появилась пятиструнная гитара, и с этого времени она стала называться испанской гитарой. Струны  ставились двойные, иногда первая струна ("певунья") была  одинарной. Из всех европейских стран наибольшее  распространение гитара получила в Испании, где она сталаподлинно народным инструментом.  С появлением пятой струны и увеличением её художественно­ исполнительских возможностей гитара начинает успешно  конкурировать с лютней и виуэлой, своей предшественницей, и  постепенно вытеснять их из музыкального обихода.  Появляется целый ряд талантливейших виртуозов и  композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на очень  высокий уровень. Среди них Ф. Корбетта (1620­1681),  придворный гитарист королей Испании, Франции и Англии, его  ученик Р. де Визе (1650­1725), придворный гитарист короля  Франции Людовика XIV, Ф. Кампион (1686­1748), Г. Санз  (1640­1710) и многие другие.  Начинают выходить первые табулатурные сборники и учебные  пособия для гитары: "Книга гитары" Р. де Визе (1682), "Новые  открытия гитары" Ф. Кампиона (1705) и многие другие.  В них печатались старинные испанские танцы ­ пасскальи,  чаконы, сарабанды, фолии и другие пьесы.  Во второй половине XVIII века появляется шестиструнная  гитара (по утверждениям историков ­ опять в Испании). С  появлением шестой струны и заменой двойных струн  одинарными начинается триумфальное шествие гитары по  странам и континентам; в таком виде существует до сих пор.  Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались  столь велики, что она становится из самых любимых  инструментов.Начинается "золотой век" гитары. Он связан с именами  испанских композиторов и гитаристов­виртуозов Ф. Сора (1778­ 1839), Д. Агуадо (1784­1849) и итальянских Ф. Карулли (1770­ 1871), М. Джулиани (1781­1829), М. Каркасси (1792­1853).  Расцвет гитары, продолжавшийся почти до конца XIX столетия, сменился ее упадком, главным образом благодаря появлению  фортепиано. Однако с начала XX века мы наблюдаем период  нового расцвета гитары, вызванный, по­видимому, изменением  отношения широкой публики к ней, как к старинному и одному  из наиболее выразительных народных инструментов. В  результате появился ряд исключительно одаренных гитаристов­ виртуозов, преимущественно испанцев (Таррега, Льобет,  Сеговия, Пухоль и другие), которые довели до совершенства  искусство игры на гитаре и поставили гитару наравне с другими традиционными сольными инструментами. И снова, как в эпоху  первого расцвета, гитара привлекает к себе многочисленных  друзей из числа виднейших композиторов, таких как Турина,  Мануэль­де­Фалья, Понс, Руссель других.  В нашей стране широко была распространена наряду с  шестиструнной гитарой её разновидность ­ гитара  семиструнная, преимущественно с терцовым строем.