История оранментов
Оценка 4.9

История оранментов

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
7 кл
07.05.2018
История оранментов
Конспект предназначен для 6 - 7 классов. Можно использовать как во внеурочной деятельности так и внеклассной. Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; научиться создавать орнамент.... в в в в в в в в в
История орнамента.docx
Предмет, класс Тема занятия Тип занятия Цель занятия Задачи Технологическая карта занятия 6­7 История орнамента комбинированный 1.Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного  построения; научиться создавать орнамент; Развивающие: Формирование у учащихся эстетического, художественного вкуса при выполнении рисунка красками. При  работе с красками способствовать развитию у учащихся пространственного мышления, фантазии,  творческих способностей. Обучающие: познакомить учащихся с понятием «орнамент», видами орнамента. Рассказать об особенностях орнамента, о связи композиции орнамента с формой, передаче выразительности и богатства цветового узора. Воспитательные: продолжить формирование эстетического вкуса, привить у учащихся сохранение и изучение орнаментов. Ожидаемые результаты занятия Предметные Ученик (Ученица)  научится: Метапредметные Познавательные УУД:  Личностные Личностные УУД: – умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение  принятие и освоение  социальной роли  логическими действиями анализа, синтеза,  обучающегося, развитие сравнения, обобщения, построения рассуждений,  отнесения к известным понятиям. мотивов учебной деятельности и формирование личностного  Коммуникативные УУД: смысла обучения; развитие  самостоятельности и личной   адекватное использование речевых средств для  решения коммуникативных и познавательных задач; ответственности за свои  поступки на основе  готовность слушать собеседника и вести диалог;  готовность признавать возможность существования  представлений о нравственных нормах; развитие навыков  различных точек зрения; излагать своё мнение. Регулятивные УУД формирование умения планировать,  контролировать и оценивать учебные действия,  определять эффективные способы достижения  результата; овладение способностью принимать и  сохранять цели и задачи учебной деятельности,  поиска средств её осуществления. сотрудничества со взрослыми  и сверстниками в различных  социальных ситуациях. Ученик (Ученица)  получит  возможность:  Знакомство с  основными нормами  светской морали,  понимание из  значения в  выстраивании  конструктивных  отношений в семье и  обществе; понимание значения  нравственности в  жизни человека и  общества Проектор компьютер, экран. Вид используемых на уроке  средств ИКТ Необходимое аппаратное и  программное обеспечение Образовательные ресурсы  Интернет, презентация. Ход урока Этап урока Действия учителя  Организацион­ ный этап Здравствуйте ребята! ­Скажите, что вы видите на доске? ­Как можно назвать одним словом узоры на предметах? ­Сегодня мы с вами поговорим об истории орнамента. Актуализация  ­Так что такое орнамент? знаний и умений Действия  учащихся ­Расписанные  доски, посуда,  одежда. ­Орнамент Результаты обучения Регулятивные УУД Ученик научится:  Осуществлять  самоконтроль и  самоорганизацию. ­ Основанный на  повторе и  чередовании  составляющих его элементов;  предназначается  Личностные УУД Устанавливать связь  между целью деятельности и ее результатом. Познавательные УУД Находить ответы на ­Как вы думаете, почему эти простые по форме предметы украшали  русского человека, его быт? для украшения  вопросы, используя свой  жизненный опыт. различных  предметов Они красивые,  одежда и  полотенца  украшены  вышивкой, а  посуда –  росписью. Этап изучения  новых знаний и  способов  деятельности  («открытие»  детьми нового  знания). 1. История развития орнамента. Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает  “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и  чередовании составляющих его элементов. Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала  для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и  листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.   Орнамент может быть живописным или скульптурным.  Орнамент служит  украшением предметов декоративно­прикладного искусства, широко  применяется в архитектуре и книжной графике. Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий  назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали  украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались  первые украшения на предметах. Русский орнамент. Познавательные УУД Проводить анализ  учебного материала; уметь определять уровень  усвоения учебного  материала. Регулятивные УУД Высказывать свое  предположение на основе  учебного материала, осуществлять самоконтроль Орнаментальные композиции, как украшения предметов быта, на Руси  существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором.  На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом  был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами. На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые  “охраняли” от всякой нечисти. «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком…» ­ так напевно звучат всем с детства знакомые  строки из «Сказки о Царе Салтане». «В низенькой светелке огонек горит Молодая пряха у окна сидит» ­ полон и очарователен образ девы. Героиню русских народных сказок – красавицу, искусницу, мастерицу – мы  всегда застаем за каким­нибудь рукоделием. «Василиса села за дело, работа так и горит у нее, и пряжа выходит тонкая  как волосок. Соткав из этой пряжи полотно и сшив дюжину сорочек,  Василиса Прекрасная покорила сердце самого царя». «Машенька сидит в избушке и прядет пряжу, а Мышка­норушка ей помогает». Так легко за одну ночь появляется полотно в сказке. На самом деле путь  создания ткани долго и труден и знаком он был крестьянским девочкам не  по сказкам.  Как правило, крестьянских детей в возрасте до 6­8 лет  обновками не баловали, одежду им перешивали из старых вещей. Рубашка,  перешитая из старой, поношенной материнской мягче, оно хранит тепло  материнского тела и своей оберегающей силой бережет ребенка от  опасностей внешнего мира. Выбрасывать старую одежду считалось грехом,  как и покупать лишнее. Когда, по мнению, взрослых, ребенок входил «в  разум», его одевали во взрослую одежду. Это означало переход из возраста  дитяти в отроческий, когда человек может отвечать за свои поступки и  держать ответ перед Богом и людьми. Одетый как взрослый, ребенок и жить старается как взрослый. В крестьянской семье девочек уже в возрасте 6­7 лет садили за прялочку и учили прясть. В 13­14 лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в  17 – должна уметь устанавливать ткацкий стан. И глядя на нарядно одетую  молодицу, соседские парни понимали, такая красавица не просто модница,  она труженица и мастерица, а значит будет в доме хорошей хозяйкой. Ведь  сколько она напряжет пряжи, сколько соткет полотна, столько красивых  сарафанов, рубах и полотенец она приготовит к себе к замужеству. Русский орнамент очень разнообразен. Декоративные элементы  составлялись из символов и отражали чувства и интересы крестьянина.  Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай. Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало.  Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. 2. Виды орнамента. Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям  построения выделяют три разновидности: ленточный (рис. 1), замкнутый  (рис. 2), сетчатый (рис. 3). Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы  которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением,  вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива. К этому типу  орнамента относятся бордюры, каймы, обои, а также декоративная полоса  под названием “меандр” . “Меандр” ­ знаменитый греческий орнамент,  имеющий геометрический характер ломанной линии под прямым углом. Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого  сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент  чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д. Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент.  Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи  сетки. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов. Кроме того, орнаменты делятся на плоскостные и рельефные.  Плоскостной орнамент представляет украшение, выполненное на плоскости  с помощью линий. Плоскостные орнаменты применяются при украшении  одежды, росписи стен зданий в виде бордюров. Рельефные или выпуклые орнаменты представляют собой украшение,  выполненное на дереве, камне, металле, кости при помощи специальных  инструментов. Рельефные орнаменты применяют для украшений зданий. Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива. Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в  основу орнаментальной композиции. В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции,  орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный. В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические  фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном – формы  заимствованы из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы,  веточки и т.д. А в зооморфном – силуэты животных. Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали,  какие бывают виды орнамента. Этап  творческой  работы ­А сейчас мы с вами изобразим орнамент на предметах. Выберите шаблон.   И изобразите на предметах быта орнамент. Учащиеся  выполняют  задания Регулятивные УУД Осуществлять  самоконтроль и  самоорганизацию Закрепление  материала ­А пока вы рисуете я вам раздам тест с 10 вопросами для  Отвечают на  Регулятивные УУД закрепления материала  Что такое орнамент? ритмически построенный узор  Красивый цветок. веселая песенка   На каких рисунках можно встретить орнамент? Рисунки с национальной одеждой  Рисунки с животными  Рисунки с лесом 11) Назовите виды орнамента: А) Многоступенчатый, ленточный и узорчатый; Б) дугообразный, замкнутый и геометрический; В) Цветной, многоступенчатый и сетчатый; Г) замкнутый, ленточный и сетчатый. вопросы  умение планировать  работу до ее начала,  контролировать учебные  действия, способность  учащихся выполнить  новую учебную  деятельность. Рефлексия Какие основные виды орнаментов бывают? Каковы характерные особенности каждого вида орнамента? Отвечают на  вопросы  Личностные УУД устанавливать связь между целью деятельности и ее  результатом. Познавательные УУД Ученик научится: Рационально планировать  расход. Домашнее  задание Доделать работу Записывают

История оранментов

История оранментов

История оранментов

История оранментов

История оранментов

История оранментов

История оранментов

История оранментов

История оранментов

История оранментов

История оранментов

История оранментов

История оранментов

История оранментов

История оранментов

История оранментов

История оранментов

История оранментов
Скачать файл