Это научно исследовательская работа, которая рассказывает о пионерской дружине в нашей школе. Кто был первыми пионерами, как носили галстуки, когда их повязывали, какие альбомы выпускали, значки пионерские.
Сейчас для нас, детей нового поколения, эти строки ничего не значат, некоторые порой даже не знают о том, что существовала пионерская организация имени В. И. Ленина, что, конечно, очень печально, поскольку, я считаю, что не следует забывать историю. Думаю, для каждого интересно узнать что-то из прошлого своих родителей. Именно так я увлекся историей пионерии, в очередной раз, попросив родителей, рассказать что-нибудь из своего детства. Когда ты слушаешь «бывших пионеров», ощущаешь, с какой теплотой и ностальгией они говорят об этом, и понимаешь, что пионерия была главным составляющим их школьной жизни.
Актуальность темы состоит в том, что изучение истории, сохранение и популяризация работы детской общественной организации необходимо для воспитания молодого поколения.
Тема моей работы очень сложная, и невозможно в полной мере рассмотреть все аспекты, касающиеся данной темы, но я остановлюсь на самых важных моментах. И для того, чтобы это сделать, необходимо сформулировать цели и задачи научного исследования, которые заключаются в следующем:
Цель работы: изучить историю и опыт работы пионерской организации в нашей школе.Работа состоит из оглавления, введение, основная часть, заключение, литература и приложение.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Зяк – Ишметово
муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан»
Республиканский конкурс исследовательских работ
учащихся «Дорогами Отечества»
Номинация «История образования и детского движения»
История пионерской дружины
нашей школы
Выполнил: Гудеев Айнур Юрьевич
учащийся 8 класса МБОУ СОШ с.ЗякИшметово
Куюргазиский район
Руководитель: Ишмухаметова Эльза.Мидхатовна
учитель истории МБОУ СОШ с.ЗякИшметово
Куюргазинский район
Телефон 83475768307
email: zjakishmet@mail.ruЗякИшметово, 2017 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .……………………………………………………………………..3
Основная часть.
1.1 История создания школы. ………………………………………………..5
1.2. Воспоминания старших пионервожатых ……………………………….6
1.3 Воспоминания бывших пионеров………………………………………...9
1.4.Воссоздание пионерии…………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………12
Список использованной литературы………………………………………...13
Приложение……………………………………………………………………14
2Введение
Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы Пионеры — дети рабочих!
Близится время светлых годов,
Клич пионеров — всегда будь готов!
Сейчас для нас, детей нового поколения, эти строки ничего не значат,
некоторые порой даже не знают о том, что существовала пионерская
организация имени В. И. Ленина, что, конечно, очень печально, поскольку, я
считаю, что не следует забывать историю. Думаю, для каждого интересно узнать
чтото из прошлого своих родителей. Именно так я увлекся историей пионерии,
в очередной раз, попросив родителей, рассказать чтонибудь из своего детства.
Когда ты слушаешь «бывших пионеров», ощущаешь, с какой теплотой и
ностальгией они говорят об этом, и понимаешь, что пионерия была главным
составляющим их школьной жизни.
Актуальность темы состоит в том, что изучение истории, сохранение и
популяризация работы детской общественной организации необходимо для
воспитания молодого поколения.
Тема моей работы очень сложная, и невозможно в полной мере
рассмотреть все аспекты, касающиеся данной темы, но я остановлюсь на самых
важных моментах. И для того, чтобы это сделать, необходимо сформулировать
цели и задачи научного исследования, которые заключаются в следующем:
Цель работы: изучить историю и опыт работы пионерской организации
в нашей школе.
3Задачи:
изучение истории пионерской организации;
изучить социальную и нравственную значимость общественно
сохранение и популяризация опыта работы детского движения;
полезного труда пионеров;
воспоминания учителей, документы и фотографии из школьного
архива.
Методы исследования:
ведение летописи детской организации;
работа с письменными источниками;
работа с устными источниками информации, встречи с ветеранами
детского движения;
работа с фондами школьного музея;
анализ и обобщение материалов.
Объект исследования: пионерская дружина нашей школы.
Предмет исследования: деятельность дружины.
Практическая значимость:
результаты,
полученные в ходе
исследования, имеют большую значимость. Мы лучше стали понимать историю
возникновения и существования пионерской организации, рождение её
предшественника – Союза пионерских организаций – Федерации детских
организаций».
Структура работы: введение, основная часть, заключение, литература,
приложение.
41.1. История создания школы
До 1904 года вся культурно просветительская работа велась в
существовавших тогда двух мечетях. В 1905 году инициатором открытия
школы в деревне стал Галиакберов Исмагил. До этого он обучал детей
религиозным канонам в мечети.
С 1906 года начинается борьба с религией в школе. Детей обучают в
здании мечети, позднее в одной из зданий мечети оборудуется школа. В 1906
году в деревню стали приходить первые газеты. Начинается агитация за новую
школу, знакомили с новостями, объясняли новую жизнь: Акберов Исмагил,
Хусаинов Губайдулла, Акберов Гайса, Абзалилов Бахтигарей.
В 1911 году собирались открыть школу для обучения русскому языку.
Муллы обвинили этих товарищей в противорелигиозных действиях и школу не
открыли.
До 1918 года в школе вели все же религиозное обучение и учили другие
науки. Шрифт был арабский. Позднее ввели латинский шрифт, которым писали
до 1939 года. Латынь преподавал халфа Зиннатулла. У него обучались Усманов
Хамза Шакирович, ставший впоследствии председателем колхоза (4060 гг.),
Абсалямов Гайнетдин Гиззетдинович первый механизатор села ЗякИшметово.
В 1928 году под руководством Акберова Исмагила построили новую
школу, здание деревянное, одноэтажное, имело 4 окна, начинают изучать
русский язык, географию. Здание той школы передают под клуб, который
вскоре сгорел.
В 194243 годы родители написали заявление с просьбой построить школу.
Ходатайствовали об открытии семилетней школы, до этого школа была
четырехлетняя, для продолжения учебы многие родители отдавали своих детей
в школы деревень Таймасово, Мусино.
В 1946 году открывается семилетняя школа, 2 комплекта класса учились в
другом здании.
5В 1978 году построено новое двухэтажное здание школы, которое и
поныне функционирует.В дальнейшем, в 1979 году, школа преобразована в
среднюю школу и по желанию родителей старшие классы стали обучаться на
русском языке. В 1990 году в школе состоялось открытие мемориальной доски
о том, что в нашей деревне жил и работал великий поэт просветитель
татарского народа Шамсетдин Заки.
Школа функционировала, но как таковой пионерской организации не было
у нас в школе. Пионеры появились в 1950 годы, а до этого, как говорят
очевидцы, не до этого было, шло восстановление, мало было грамотных, больше
всего работой помогали.
1.2. Воспоминания старших пионервожатых
Становлению и укреплению пионерской дружины способствовал весь
педагогический коллектив школы, но, прежде всего, эта работа зависела от
старших пионервожатых. Сиразетдинова (Акберова) Альмира Башировна с 1974
по 1976 годы после окончания школы работала старшей пионервожатой в нашей
школе. Дружина носила имя Зои Космодемьянской, каждый отряд был назван
именем пионера героя. Проводились пионерские сборы с горном, барабаном и
знаменем, флагами. В годы ее работы барабанщиком был Акберов Альфред,
горнистом Баширов Сахау, знаменосец Рахмангулов Радик. Эти пионерские
символы доверяли самым лучшим пионерам и ответственным. Почетным
пионером дружины был Усманов Хамза Шакурович, участник и ветеран Великой
отечественной войны. Собирали желуди, за лучший результат ученик Фаткуллин
Фаиз награжден был путевкой в Уфу. В школьном музее есть альбом об этой
экскурсии. Это было со 2 июня по 6 июня 1972 года, сопровождал Юсупов
Варис К.
Получали ценные подарки за сбор металлолома и макулатуры, помогали в
уборке свеклы и картошки. Проводили традиционные мероприятия, такие как 1
сентября, последний звонок, 23 февраля, 8 марта, все проходило в клубе.
Проводили встречи с ветеранами труда и войны, передовиками хозяйства.
19 мая в день пионерии в 1975 году делегация из 10 человек поехала в с.
Ермолаево на пионерский парад в национальных татарских костюмах, сами
учащиеся и родители сшили.
В лето 1976 года лучшие пионеры из нашей школы ездили в город
Ульяновск за лучшие результаты, среди них наша учительница математики
Алмашева Гульфируз Раисовна. Сопровождали Альмира Башировна и Галия
Мухаметовна Фаткуллина.
6Летом июнь 1977 года состоялась поездка в Ленинград за хорошие
достижения наградили пионеров, среди них Алмашева Гульфируз Раисовна,
Асфандиярова Рушана Соппуховна, сопровождал учитель Усманов Рауф
Мунасыпович.
Отряд наших учителей, чтобы получить имя Мусы Джалиля, посетили его
родные места в Оренбургской области деревни Мустафина. Трудились, учились
хорошо, проявили себя в сборе металлолома и макулатуры, тимуровской
помощи и вот результат поездки.
В эти годы пионерской комнатой считалась библиотека, где на большой
перемене собирались и читали газеты «Пионерская Правда» и «Ялкын».
А сама когда Альмира Башировна была ученицей, у них вожатая научила
их танцевать вальс, башкирский танец. Дружина и тогда носила имя Зои
Космодемьянской, а отряд был имени Марата Казея. Тогда еще каждый
пионерский отряд выпускал газету «Нур». В каждом классе висел портрет
героя пионера, в коридоре портрет Зои Космодемьянской и ее биография. За
нарушения или проступок отбирали красный галстук на пионерском сборе, это
было позором. У каждого отряда свой альбом был, девиз, речевка, флаг, актив
отряда, председатель совета отряда, звеньевой, а в дружине председатель совета
дружины. Флаг передавался от учащихся 8 класса младшим пионерам, которые
только вступают в ряды пионеров.
Воспоминания Галии Мухамедовны Фаткуллиной старшей пионервожатой.
Сама когда принимали ее в пионеры, она помнит, что это было в здании
школы. А в 19671968 годы вошло в традицию «принятие в пионеры» начались
на горе «Вазифа», это было каждый год в день пионерии 19 мая.
В 19711972 учебном году Фания Мухамедовна стала сама старшей
пионервожатой в восьмилетней школе. Дружина была имени Зои
Космедьянской, 5 пионерских отрядов: 1 отряд имени Володи Дубинина
председатель совета отряда Юсупова Гульсум, 2 отряд имени Зины Портновой
председатель совета отряда Фаткуллина Альмира, 3Аркадия Гайдара,
председатель совета отряда Ишмухаметова Гадиля, 4Павлика Морозова
председатель совета отряда Губайдуллина Кафия, 5Юрия Гагарина
председатель совета отряда Рахимова Фания. А председателем совета дружины
была Зайнагабдинова Райса. Было всего 118 пионеров. Пионервожатые ходили
всегда с галстуками, как и все пионеры. Материал галстуков был из ситца,
шелка, сатина, яркий красный и темный цвета. Приходилось каждый год
галстуки менять, покупать, так как изнашивались, писали чернилами, пачкались
и галстуки не отмывались. Мальчишки любили концы галстуков грызть, такая у
7них привычка была. Старшие пионеры были вожатыми в младших классах.
Отряд делили на звенья, выбирали звеньевых, санитаров.
Пионеры первый класс готовили в октябрят, шефствовали над детским
садом, делали для них игрушки, флажки, звездочки, перочистки, играли с ними,
разучивали танцы, читали стихи, книги. В библиотеке ремонтировали книги,
делали наглядные пособия. Осенью участвовали в уборке свеклы, картофеля.
Пионеры помогают готовить уроки, зимой строят вместе горки, крепости и т.д.
При Галие Мухаметовне собрали 3 тоны металлолома, 1 центнер 50 кг
макулатуры, посадили 60 штук тополя, 40 штук березы и собрали около3 тонн
птичьего помета (удобрение на поля). Шефствовали над молочнотоварной
фермой, ухаживали за телятами. Это называлось «Ленинская вахта труда».
А еще было движение под названием «Поход боевой славы», где пионеры
выполняли работу по патриотическому направлению, это, например, беседы и
встречи с ребятами вернувшихся из армии, беседы о героях пионерах в Великую
Отечественную войну, читали книги о войне. Следующее направление
«Экспедиция по ленинским заветам». Главная задача экспедиции – познакомить
пионеров с тем, как жил и боролся за счастье народа В.И.Ленин и его соратники.
Были созданы ленинские уголки в каждом отряде. Организовали конкурс
лучших чтецов о Ленине, проводили читательские конференции. Следующее
направление «Эстафета искусств», задача ее всемерно способствовать развитию
эстетического воспитания в пионерской дружине. Здесь пионеры знакомятся с
культурной жизнью страны,
хоровые,
драматические кружки. А еще был кружок гармонистов. Готовили концерты и
выступали в клубе для сельчан. Следующие направления: в страну знаний, мое
Отечество СССР, мир и солидарность, равнение на пионерское знамя.
Старшие пионервожатые, работавшие в нашей школе:
посещают хореографические,
1950 – Зайнагабдинова Фания Фатихрамовна
19591967 Ишмухаметов Саях Мирасович
1965 – Юлаева Галия Исмагиловна
19671968 уч.год Рашитова Фаузия Вагаповна
19691971 уч.год Ишмухаметова Оркияапа
19711977 уч.год Фаткуллина Галия Мухаметовна сейчас живет в
Таймасово
1974 1976 Сиразетдинова Альмира Башировна, сейчас на пенсии
1976 Усманова Суфия Хакимовна сейчас на пенсии, живет в
Мурапталово
19791982гг Усмановаь Гузель Фатиховна сейчас директор школы
с.Таймасово
19821983 уч.год Якишева Зиля Миниахметовна
81986198 уч.год Юлтаева Флюра Шамилевна сейчас ее нет, она умерла
19881989 уч.год Акерова Файруза Хурматовна заведующая детсадом
«Малыш» в с.ЗякИшметово
19891993 Фаткуллина Зульфия Минихазиевна учитель начальных классов
19901993 Зайнагабдинова Ляля Нагимовна
19931995 Юсупова Аниса Набиловна живет и работает в Кумертау школа
№6
20092010 уч.год Султангареев Азамат Нуриманович
20122013 уч.год Алмашева Гульфируз Раисовна
1995 2012 Зайнагабдинова Рамзия Мансуровна
1.3. Воспоминания бывших пионеров
Учитель пенсионер Ишмухаметов Хасан Анасович.
В 1 класс пошел в 1960 году. Организация в школе работала в полную
силу. Октябренком стал во 2 классе. Вожатая была с Таймасово Галия
Исмагиловна Юлаева.
Внесение знамени пионерской дружины, барабан, горн по всем атрибутам
принимали в октябрята и пионеры. Все правила октябрят, пионеров сначала
наизусть учили, стихи об октябрятах, пионерах, песни пели.
Давали
обязательную литературу для прочтения, если не прочитали, то в пионеры не
принимали. Книги «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Голубая чашка» и т.д.
и на татарском языке, и на русском. Обязательно должны знать имена героев
пионеров и их подвиги. В 1963 году меня приняли в пионеры, первый раз
сдавали рапорт. Мы выучили биографию Зои Космодемьянской, до сих пор
помню.
Фаткуллина Зульфия Минихазиевна рассказывает ,как пионерка, что
на день пионерии ездили в Таймасово к роднику Шалтран, где проводились
эстафеты, игры, пели пионерские песни.
Со слов папы – Гудеева Юрия. В день пионерии 19мая было построение в
фойе. Выходили: горнист, барабанщик, знаменоносец и старший пионервожатый.
Проходили, неся знамя под звуки горна и барабана. Каждого, кого принимали в
этот день в пионеры, называли по фамилии. Он подходил к знамени,
поворачивался лицом к товарищам и давал клятву пионера. Потом им
завязывали красный галстук и пристёгивали пионерский значок, который они
носили с гордостью. Потом пели песню дружины «Взвейтесь кострами синие
ночи», затем отправлялись в лес и жгли пионерский костёр. Возле костра пели
песни, играли в разные игры, устраивали спортивные соревнования. Было очень
весело.
9У мамы Гудеевой Миляуши старшей пионервожатой была Юлтаева
Флюра Шамилевна. Горнистом у них был Радик Абсалямов, барабанщиком был
Альберт Абсалямов, знаменоносцем был Азамат Сатыбаев. Их отряд носил имя
Павлика Морозова, дружина имени Зои Космодемьянской. В свободное от
учебы время они ходили на тимуровские работы, помогали пожилым бабушкам
и дедушкам, собирали желуди и березовые почки.
Большое участие в жизни пионерской организации школы принимали
учителя Рахимов Ф.З., Асфандиярова Р.С., Рахимова С.С, Залилов З.Б.
Поражает их влюбленность во всё, что связано с пионерской организацией. Они
завораживающе рассказывают о том времени, о делах пионеров.
В дружине школы сложились определенные традиции. Каждый учебный
год начинался Днем знания, уроком Мира. 2 сентября октябрята, пионеры и
комсомольцы на школьном стадионе устраивали красочный спортивный
праздник «День бегуна». Ежегодно старшие пионеры принимали в сентябре
активное участие в операции «Картошка», помогая труженикам совхоза «Кызыл
шар». Ребят не пугали капризы погоды. Работали не просто хорошо, а отлично.
Шефы благодарили ребят за работу.
Ежегодно 22 апреля вся дружина приходила в школу в парадной форме,
лучшие пионеры возлагали живые цветы и стояли в почетном карауле у портрета
И. В. Ленина в школе. Проводились сборы отряда, посвященные дню рождения
В. И.Ленина, принимали октябрят в пионеры.
Последними принимали в пионеры с красными галстуками учащихся 1988
года рождения, это было в 1994 году. После этого образовалась организация
«Золотая пчелка» и стали завязывать галстуки трехцветные.
И я пришел к выводу, что пионерская дружина в нашей школе
образовалась только в 50е годы. Дружина носила имя Зои Космодемьянской, в
коридоре висел ее портрет и биография. С 4 по 8 классы это были пионерские
отряды, они носили имя пионера –героя. В пионеры принимали в день рождения
В.И.Ленина 22 апреля лучших пионеров, а 19 мая – остальных. На
торжественных собраниях звучал горн, барабан, под марш выносили пионерское
знамя и отрядный флаг, председатель совета отряда сдавал рапорт о построении
отряда старшему пионервожатому, говорили девиз, пели песню. Всей дружиной
исполняли песню «Взвейтесь кострами…». Все пионеры с красными галстуками
в парадной школьной форме.
Знаменательные события дружины:
поездка в Уфу июнь 1972 год лучшие пионеры года
поездка в Ульяновск по путевке 1976 год лучшие пионеры, отличившиеся в
учебе, сборе макулатуры и металлолома
10поездка в Ленинград по путевке 1977 год июнь
поездка на Украину в город Киев 19861987 годы
поездка во Владивосток всесоюзный пионерский лагерь «Океан» 1987 год
Салават Махмутович Сатыбаев за отличную учебу и примерное поведение.
1.4. Воссоздание пионерии
Сейчас наша дружина – это детское общественное объединение «Алые
паруса», районное объединение под названием «Радуга». Работаем по уставу
Республиканской организации «Пионеры Башкортостана», который был принят
в 1998 году. Имеется также символы пчелка, печать, штамп. Девиз нашей
организации «Пусть всегда на белом свете, дует нам попутный ветер». Девиз
республиканского объединения «Каждое дело творческое, иначе зачем?»
Каждый отряд имеет свое название, девиз, песню, план и направление работы,
актив, эмблему класса.
В нашей школе, как и в других, есть деление по ступеням:
1 ступень 14 классы – «Лучики»
2 ступень 58 классы – «Алые паруса»
3 ступень 911 классы – «Дружба»
Объединения работают по принципу равенства, взаимопомощи и
гуманизма. Боевой клич сегодняшних пионеров: «За дело, дружбу, честь!
Готов!»
В нашем объединении на сегодняшний день пятьдесят пионеров.
Президент объединения ученик 8 класса Козлов Антон, министр труда –
Абсалямов Айнур, министр образования – Зайнагабдинова Элина, министр
культуры Ишмухаметова Аделина и Мухаметьянова Рузиля, министр печати –
Рахимова Ильсияр, министр порядка – Русаков Андрей.
Работаем по различным направлениям: «Память», «Учеба и труд рядом
идут», «Необыкновенные путешествия», «Экология и мы», «Мы за здоровый
образ жизни», «Спортивное», «Тимуровцы».
11За лучшую учебу в 20142015 учебном году ученица 7 класса
Ишмухаметова Аделина была награждена путевкой в пионерский лагерь
«Артек». Неоднократно учащиеся нашей школы награждались районными
почетными грамотами, например, Салихова Дилара.
В нашем объединении так же есть пионерские атрибуты: горн, барабан,
знамя, галстук, значок, пионерские символы и ритуалы, закон пионеров.
Проходил в школе семинар пионер вожатых, где Рамзия Мансуровна показала
внеклассное мероприятие, работу в дружине.
Зайнагабдинова Рамзия
Мансуровна участвовала в мероприятии «Сердце отдаю детям», конкурсе
вожатых. Ежегодно проводятся традиционные мероприятия, сабантуй, день
пионерии и другие встречи. Обязательно выпускам классные уголки, ведем
шефство над престарелыми, несем вахту памяти, встречаемся с ветеранами
труда.
Заключение
Работая над исследованием, я задумался: нужна ли сейчас организация
подобная пионерской?
В те годы, о которых я писал, пионерская организация сплачивала
школьников, и девиз: «Один за всех, и все за одного» соответствовал
действительности. Много полезных дел на счету у пионерии: тимуровская
работа, походы по местам боевой, трудовой и революционной славы, помощь
родному совхозу в уборке урожая, интернациональная дружба, спортивные
соревнования в пионерском многоборье, пионерские слёты и многое другое.
Наверное, поэтому подъем патриотизма молодёжи относится к советскому
периоду времени. Примеры тому – подвиги пионеров и комсомольцев в годы
Великой Отечественной войны, освоение целины, комсомольские стройки
БАМа. Не было проблемы наркомании, молодёжь воспитывалась нравственно,
гуманно по отношению друг к другу. Разве мог юноша того времени отказаться
идти в армию?! Отказ от армии считался большим позором. А сейчас многие
молодые люди считают за честь «откосить» от армии, участвуют в «тусовках»,
где принимают наркотики. Чеченская война. Сколько горя и слёз для
российского народа она принесла! Где она, интернациональная дружба? Забыта!
Вот и результат – гражданская война в современной России.
С перестройкой пришли другие ценности в воспитании молодёжи, и я
очень жалею о том, что утрачено много хорошего, что было в советской школе.
Пока нас ещё окружают педагоги, которые творчески работали в те годы,
наш долг – больше узнать о таких талантливых учителях, об истории школы, и
написать исследовательские работы, сохранить для будущего поколения. Это
будет вклад нашего поколения в создание экспозиции в школьном
краеведческом музее.
12Использованная литература
1. Ананьева. Энциклопедия для детей. История. XX век. М.: Аванта+,
2004, стр.212296
2. Алиева Л. В. Детское движение – фактор гуманизации воспитательного
пространства //Теоретические исследования в 1999 году. М.,2000. – 83 С.
3. Богданов Н.В. «Гори, пионерский костер!» // издательство «Малыш»,
№1112, 1982 г.
4. Волгаева И. А. и др. «Я» становится богаче //Теория, история, методика
детского движения. М., 1995. – 80 С.
5. Волохов А. В. Будем работать вместе. М., 1996. – 147 С.
6. Гордин И. Г. Этапы пионерского пути. М., 1982. – 192 С.
7. Дубровицкий И. В. Иного нет у нас пути. М., 1974. – 127 С.
8. Зебзеева А. Н. Азбука пионерской жизни. М., 1980 – 127 С.
9. Теория и методика пионерской работы: Учеб. Пособие для учащихся
пед. Училищ. В. В. Лебединский, А. К. Бруднов, Г. Ф. Гаврилычевая и др.; Под.
Ред. В. В. Лебединского – 24 стр., издано, переработано и дополнено М.:
Просвещение, 1985г.
10. Семейный архив Сиразетдиновой А.Б.
11. Музейные фото.
Интернетресурсы
1. http
2. http
3. http
4. http
:// www.timurovets.nios.ru/
:// www.publ.lib.ru/
:// www.pionerorg.narod.ru/
:// www
. wikipedia
. ru /
135. http://thisday.nnm.ru/den_pionerii
Приложение1
Приложение 2
14
Школа 1932 годШкола 1967 год
Приложение 3
Школа 1978 год
Приложение 4
15Юлаева Галия Исмагиловна 1966 год
Приложение 5
Рашитова Фаузия Вагаповна 1968 год
16Приложение 6
Фаткуллина Галия 1971 год (четвертая слева)
Приложение 7
Мой дедушка Ишмухаметов Фагаль 1964 год
17Приложение 8
Альбом моей мамы Гудеевой Миляуши хранится в музее
Приложение 9
Поездка в Ленинград 1976 год
18Приложение 10
Поездка в Ульяновск 1977 год
Приложение 11
Поездка в Киев 1986 год
Приложение 12
19Пионерская советская атрибутика в музее
Приложение 13
20Меня принимают в пионеры 2013 год
21