История развития информатики
Оценка 4.9

История развития информатики

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +1
docx
информатика
9 кл—11 кл
20.01.2018
История развития информатики
Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его все большая информатизация. Начавшись в 70-х годах уходящего столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время этот процесс охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере. Эти изменения столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества столь значительно, что можно вполне обоснованно говорить о формировании на нашей планете принципиально новой информационной среды обитания — автоматизированной инфосферы. Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является, переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания. Какие же новые возможности откроются перед людьми в уже наступающем информационном обществе? Как изменятся условия их профессиональной деятельности, быта и отдыха? С какими новыми проблемами столкнется человек в новой высокоавтоматизированной информационной среде?
реферат по информатике.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11  г. Чебоксары Реферат по дисциплине «Информатика» на тему: «История развития информатики» Выполнили: ученики 9 класса «А» Елизарова Анна­Валерия Валерьевна и                                  Николаев Даниил Олегович                                          Руководитель:   учитель информатики Гаджимурадова  Жанат  Магомедовна. Чебоксары 2013 Содержание: 1. Введение. Актуальность выбранной темы  стр. 2. Основная часть  стр.3­4 2.1. Этапы развития вычислительной техники  стр.4­10 2.2. История развития информатики в России  стр.10­17 2.3. Информатика как единство науки и технологии  стр.17­21 2.4. Информатика и современное общество  стр.21­25 2.5. Социальные аспекты информатики  стр.25­30 3. Заключение  стр.30­32 4. Список литературы  стр.32­33 5. Приложение 1  стр.34 6. Приложение 2  стр.34 7. Приложение 3  стр.35 8. Приложение 4  стр.36 9. Приложение 5  стр.37 10. Приложение 6  стр.38 11. Приложение 7  стр.39 12. Приложение 8  стр.40 13. Приложение 9  стр.41 14. Приложение 10  стр.42 15. Приложение 11  стр. 43 16. Приложение 12 стр.44 17. Приложение 13 стр. 45 2 18. Приложение 14 стр. 45­46 1.       Введение Важной   отличительной   особенностью   современного   этапа   развития общества   является   его   все   большая   информатизация.   Начавшись   в   70­х годах уходящего столетия, процесс информатизации общества в последние годы   приобрел   поистине   глобальный   характер.   В   настоящее   время   этот процесс охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие   развивающиеся   страны.   Под   воздействием   информатизации происходят   кардинальные   изменения   во   всех   сферах   жизни   и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре,   здравоохранении,   бытовой   сфере.   Эти   изменения   столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества столь значительно, что можно вполне обоснованно говорить о формировании на нашей планете принципиально новой информационной среды обитания — автоматизированной инфосферы. Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является, переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания. Какие же новые возможности откроются перед людьми в уже наступающем информационном обществе? Как изменятся условия их профессиональной   деятельности,   быта   и   отдыха?   С   какими   новыми проблемами   столкнется   человек   в   новой   высокоавтоматизированной информационной среде? Какими знаниями и умениями должен он обладать для того, чтобы справиться с новыми проблемами или же, по крайней мере, 3 уменьшить   их   негативное   воздействие   на   свою   судьбу?   Все   это   сугубо прагматические   вопросы,   которые   касаются   каждого   современного   обеспокоенного   своим   будущим,   независимо   от   его человека, профессиональной   ориентации,   политических   взглядов   и   религиозных убеждений. Ответы на эти вопросы сегодня получить совсем не просто, несмотря на все возрастающее количество публикаций по этим вопросам, как   в   научной   литературе,   так   и   в   средствах   массовой   информации. Поэтому в современном обществе объективно существует потребность в систематизированном   изучении   проблем   информатизации   общества, формировании в этой области проблемно­ориентированных научных знаний и передового опыта, а также в распространении этих знаний и умений в обществе через систему образования. Информатизация общества является неизбежной   закономерностью   развития   цивилизации.   В   ближайшие десятилетия   она   распространится   на   все   страны   мирового   сообщества. Поэтому изучение основных закономерностей развития этого процесса и его воздействия на социально­экономические структуры общества является актуальной темой. Академик А. Яншин говорил, что развитие науки невозможно без изучения ее  истории, которое  открывает  специалисту широкие  перспективы  в  его профессиональном творчестве, позволяет избегать ошибок и таким образом совершенствовать свою деятельность. 2.       Основная часть 2.1. Этапы развития вычислительной техники Информатика   –   молодая   научная   дисциплина,   изучающая   вопросы,   преобразованием   и связанные   с   поиском,   хранением,   сбором, использованием   информации   в   самых   различных   сферах   человеческой деятельности.   Генетически   информатика   связана   с   вычислительной 4 техникой,   компьютерными   системами   и   сетями,   так   как   именно   хранить   и   автоматически компьютеры   позволяют   порождать, перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным   процессам   становится   одновременно   необходимым   и возможным. До настоящего времени толкование термина “информатика” (в том смысле как он используется в современной научной и методической литературе) еще не является установившимся и общепринятым. Обратимся к   истории   вопроса,   восходящей   ко   времени   появления   электронных вычислительных   машин.   Подойдем   сейчас   к   этому   вопросу   с терминологической   точки   зрения.   Вскоре   вслед   за   появлением   термина “кибернетика”   в   мировой   науке   стало   использоваться   англоязычное “Computer Science”, а чуть позже, на рубеже шестидесятых и семидесятых годов,   французы   ввели   получивший   сейчас   широкое   распространение термин   “Informatique”.   В   русском   языке   раннее   употребление   термина “информатика” связано с узкоконкретной областью изучения структуры и общих свойств научной информации, передаваемой посредством научной литературы. Эта информационно­аналитическая деятельность, совершенно необходимая   и   сегодня   в   библиотечном   деле,   книгоиздании   и   т.д.,   уже давно   не   отражает   современного   понимания   информатики.   Как   отмечал академик   А.П.   Ершов,   в   современных   условиях   термин   информатика “вводится в русский язык в новом и куда более широком значении – как название   фундаментальной   естественной   науки,   изучающей   процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается   более   непосредственно   связанной   с   философскими   и общенаучными   категориями,   проясняется   и   ее   место   в   кругу “традиционных” академических научных дисциплин”. Попытку определить, что же такое современная информатика, сделал в 1978 г. Международный конгресс   по   информатике:   “Понятие   информатики   охватывает   области, 5 связанные   с   разработкой,   созданием,   использованием   и   материально­ техническим   обслуживанием   систем   обработки   информации,   включая машины,   оборудование,   математическое   обеспечение,   организационные   коммерческого, аспекты,   а   также   комплекс   промышленного, административного и социального воздействия”. Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятельности в первую очередь связано  с  развитием   компьютерной   техники.  Причём  основная   заслуга   в этом   принадлежит   микропроцессорной   технике,   появление   которой   в середине 70­х гг. послужило началом второй электронной революции. С этого   времени   элементной   базой   вычислительной   машины   становятся интегральные схемы и микропроцессоры, а область, связанная с созданием и   использованием   компьютеров,   получила   мощный   импульс   в   своём развитии.   Термин   «информатика»   приобретает   новое   дыхание   и используется   не   только   для   отображения   достижений   компьютерной техники, но и связывается с процессами передачи и обработки информации. Часто   возникает   путаница   в   понятиях   «информатика»   и   «кибернетика». Основная   концепция,   заложенная   Н.   Винером   в   кибернетику,   связана   с разработкой   теории   управления   сложными   динамическими   системами   в разных   областях   человеческой   деятельности.   Кибернетика   существует независимо от наличия или отсутствия компьютеров. Кибернетика – это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических,   социальных   и   др.   Информатика   занимается   изучением процессов   преобразования   и   создания   новой   информации   более   широко, практически   не   решая   задачи   управления   различными   объектами,   как кибернетика. Поэтому может сложиться впечатление об информатике как о более   ёмкой   дисциплине,   чем   кибернетика.   Однако,   с   другой   стороны, информатика   не   занимается   решением   проблем,   не   связанных   с использованием   компьютерной   техники,   что,   несомненно,   сужает   её, 6 казалось   бы,   обобщённый   характер.   Между   этими   двумя   дисциплинами провести   чёткую   границу   не   представляется   возможным   в   связи   с   её   хотя   существует   довольно размытостью   и   неопределённостью, распространённое   мнение,   что   информатика   является   одним   из направлений кибернетики. История компьютера тесным образом связана с попытками   человека,   облегчить,   автоматизировать   большие   объёмы вычислений.   Информатика   появилась   благодаря   развитию   компьютерной техники, базируется на ней и совершенно немыслима без неё.  Человечество проделало   долгий   путь,   прежде   чем   достигло   современного   состояния средств вычислительной техники.   Основными этапами развития вычислительной техники являются: 1) Ручной период ­ с 50­го тысячелетия до н. э.; 2) Механический период  ­ с середины XVII века; 3) Электромеханический период ­ с 90х годов XIX века; 4) Электронный период ­ с 40х годов XX века. 1) Ручной   период   автоматизации   вычислений   начался   на   заре человеческой цивилизации. Он базировался на использовании пальцев рук и ног. Счет   с   помощью   группировки   и   перекладывания   предметов   явился предшественником счета на абаке — наиболее развитом счетном приборе древности.  Аналогом  абака на Руси  являются  дошедшие  до  наших  дней счеты.   Использование   абака   предполагает   выполнение   вычислений   по разрядам, т.е. наличие некоторой позиционной системы счисления. В начале XVII века шотландский математик Дж. Непер ввел логарифмы, что оказало революционное   влияние   на   счет.   Изобретенная   им   логарифмическая линейка успешно использовалась еще пятнадцать лет назад, более 360 лет 7 прослужив инженерам. Она, несомненно, является венцом вычислительных инструментов ручного периода автоматизации. 2) Развитие   механики   в   XVII   веке   стало   предпосылкой   создания вычислительных устройств и приборов, использующих механический способ   вычислений.   Вот   наиболее   значимые   результаты, достигнутые на этом пути.           1623   г.   —   немецкий   ученый   В.Шиккард   описывает   и   реализует   в единственном экземпляре механическую счетную машину, предназначенную для выполнения четырех арифметических операций над шестиразрядными числами.     1642   г.   Б.Паскаль   построил   восьмиразрядную   действующую модель счетной суммирующей машины. Впоследствии была создана серия из   50   таких   машин,   одна   из   которых   являлась   десятиразрядной.   Так формировалось мнение о возможности автоматизации умственного труда. 1673   г.   —   немецкий   математик   Лейбниц   создает   первый   арифмометр, позволяющий   выполнять   все   четыре   арифметических   операции.    1881  г.   Арифмометры организация   серийного   производства   арифмометров.   использовались   для   практических   вычислений   вплоть   до   шестидесятых годов XX века. Английский математик Чарльз Бэббидж (Charles Babbage, 1792—1871)   выдвинул   идею   создания   программно­управляемой   счетной машины,   имеющей   арифметическое   устройство,   устройство   управления, ввода и печати. Первая спроектированная Бэббиджем машина, разностная машина,   работала   на   паровом   двигателе.   Она   заполняла   таблицы логарифмов методом постоянной дифференциации и заносила результаты на металлическую пластину. Работающая модель, которую он создал в 1822 году,   была   шестиразрядным   калькулятором,   способным   производить вычисления   и   печатать   цифровые   таблицы.  Второй   проект   Бэббиджа   — аналитическая машина, использующая принцип программного управления и 8 предназначавшаяся   для   вычисления   любого   алгоритма.   Проект   не   был реализован, но получил широкую известность и высокую оценку ученых. Аналитическая машина состояла из следующих четырех основных частей: блок хранения исходных, промежуточных и результирующих данных (склад —   память);   блок   обработки   данных   (мельница   —   арифметическое   блок   управления   последовательностью   вычислений устройство); (устройство   управления);   блок   ввода   исходных   данных   и   печати результатов   (устройства   ввода/вывода).     Одновременно   с   английским ученым работала леди Ада Лавлейс (Ada Byron, Countess of Lovelace, 1815­ 1852). Она разработала первые программы для машины, заложила многие идеи   и   ввела   ряд   понятий   и   терминов,   сохранившихся   до   настоящего времени. 3) Электромеханический   этап   развития   ВТ   явился   наименее продолжительным   и   охватывает   около   60   лет   —   от   первого табулятора Г.Холлерита до первой ЭВМ “ENIAC”.       1887 г. создание Г.Холлеритом в США первого счетно­аналитического комплекса, состоящего из ручного перфоратора, сортировочной машины и табулятора.   Одно   из   наиболее   известных   его   применений   —   обработка результатов   переписи   населения   в  нескольких   странах,  в   том   числе   и   в России.  В дальнейшем   фирма   Холлерита  стала   одной  из  четырех  фирм, положивших начало известной корпорации IBM. Начало — 30­е годы XX века — разработка счетно­аналитических комплексов. Состоят из четырех основных устройств: перфоратор, контрольник, сортировщик и табулятор. На   базе  таких  комплексов  создаются   вычислительные   центры.  В  это   же время развиваются аналоговые машины.  1930г.   В.Буш   разрабатывает   дифференциальный   анализатор, использованный в дальнейшем в военных целях.   9  1937 г.  Дж. Атанасов,  К.Берри создают электронную машину ABC.   1944г.   Г.Айкен   разрабатывает   и   создает   управляемую вычислительную машину MARK­1. В дальнейшем было реализовано еще несколько моделей.  1957г.     Последний   крупнейший   проект   релейной   вычислительной техники в СССР создана РВМ­I, которая эксплуатировалась до 1965  4) Электронный этап, начало которого связывают с созданием в США в конце 1945 г. электронной вычислительной машины ENIAC.           В   истории   развития   ЭВМ   принято   выделять   несколько   поколений, каждое   из   которых   имеет   свои   отличительные   признаки   и   уникальные характеристики.   Главное   отличие   машин   разных   поколений   состоит   в элементной   базе,   логической   архитектуре   и   программном   обеспечении, кроме   того,   они   различаются   по   быстродействию,   оперативной   памяти, способам   ввода   и   вывода   информации   и   т. д.     ЭВМ   пятого   поколения должны   удовлетворять   следующим   качественно   новым   функциональным требованиям:   обеспечивать простоту применения ЭВМ путем эффективных систем ввода/вывода   информации,   диалоговой   обработки   информации   с использованием   естественных   языков,   возможности   обучаемости, ассоциативных (интеллектуализация ЭВМ); построений     и   логических   выводов  упростить   процесс   создания   программных   средств   путем автоматизации   синтеза   программ   по   спецификациям   исходных требований   на   естественных   языках;   усовершенствовать инструментальные средства разработчиков; 10  улучшить   основные   характеристики   и   эксплуатационные   качества ЭВМ,   обеспечить   их   разнообразие   и   высокую   адаптируемость   к приложениям. 2.2. История развития информатики в России История информатики в нашей стране (сначала в Советском Союзе, а затем в России) насыщена драматическими событиями  и резкими изменениями приоритетов. Это ощущается даже в терминологии. Термин "информатика" для   обозначения   совокупности   научных   направлений,   тесно   связанных   с появлением   компьютеров   и   их   стремительным   вхождением   в   сферу, определяемую жизнедеятельностью людей, у нас относительно новый. Он получил  "права   гражданства"   в   начале  80­х   годов,  а  до   этого,   согласно определению, данному в Большой Советской энциклопедии, информатика рассматривалась как "дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности". Говоря об истории информатики в бывшем СССР и теперешней России, по сути,   надо   излагать   историю   отечественной   кибернетики   и   частично прикладной   математики   и   вычислительной   техники.   Современными успехами компьютеризации и информатизации мировое сообщество обязано миллионам   тружеников   ­   ученым,   инженерам,   рабочим,   создавшим современные ЭВМ, их программное обеспечение, мощные информационные сети.   Однако   тех,   кто   закладывал   фундамент   компьютерной   науки   и техники, было не так уж много. На их долю выпало самое трудное ­ создать то,   чего   еще   никогда   не   было.   Среди   них   были   ученые,   инженеры   и математики   многих   стран.   Вторая   мировая   и   последовавшая   за   ней "холодная"   войны   привели   к   разобщению   ученых   и   секретности   работ, поскольку   ЭВМ   создавались   в   первую   очередь   в   военных   целях.   В 11 результате   первое   время   имена   творцов   вычислительной   техники   были известны   лишь   специалистам.   В   СССР   этот   процесс   затянулся. "Перестройка"   и   образование   СНГ   не   способствовали   его   завершению, скорее   наоборот.   В   трудное   послевоенное   время   усилия   этих   людей   и коллективов,   в   которых   они   работали,   вывели   СССР   в   число   мировых лидеров     компьютер   строения.   К   великому   сожалению,   в   годы   застоя лидерство   было   утеряно.   Вряд   ли   можно   обвинять   в   этом   учеников, сменивших своих славных учителей. Сегодня уже очевидно, что на то были более весомые причины. Разработка ЭВМ в трудные послевоенные годы, в кратчайшие сроки была подвигом. Тому,   кто не был свидетелем первых шагов   зарождавшейся   цифровой   электронной   вычислительной   техники, следует   напомнить,   что   в   отличие   от   обычных   для   того   времени радиотехнических устройств, при переходе к ЭВМ счет пошел на тысячи. Даже если не вдумываться о стоимости только электронных ламп и многих тысяч радиодеталей (конденсаторов, сопротивлений и др.), то уже само их размещение на громоздких щитах и в металлических шкафах становилось проблемой. Первые ЭВМ занимали просторные залы, и выглядел так, как смотрятся   сейчас   громадные,   многометровой   длины   пульты   управления крупными   энергоблоками   или   энергосистемами.   Требовался   громадный инженерный опыт, чтобы быть уверенным в возможности слаженной работы такого количества радиоламп, сопротивлений, конденсаторов, соединенных сотнями тысяч паек и разъемных контактов. Только у одной лампы восемь ножек для подключения в электрическую схему! А если их тысячи? Не случайно   постройка   ЭВМ   в   те   времена   воспринималась   большинством авторитетных специалистов как безумство или безграмотная техническая авантюра. Возможно, именно отсюда появилось недоверие к новой науке ­ кибернетике, взявшей на вооружение цифровую вычислительную технику. Уж   очень   далеки   были   первые   ЭВМ   от   огромных   возможностей 12 человеческого мозга.  Несмотря на огромные человеческие и материальные потери   в   годы   Великой   Отечественной   войны,   для   первых   десятилетий после   ее   окончания   характерен   огромный   всплеск   энергии   и   энтузиазма среди   населения   СССР.  Советский   Союз   в   те   годы   по   темпам   развития опережал все страны мира, за исключением Японии. Следует отметить,  что становление   и   развитие   вычислительной   техники   в   СССР   шло   в послевоенные годы в условиях отсутствия контактов с учеными Запада: разработка   ЭВМ   за   рубежом   велась   в   условиях   секретности,   поскольку первые цифровые электронные машины предназначались, в первую очередь, для военных целей. Вычислительная техника в СССР в этот период шла своим собственным путем, опираясь на выдающиеся научные результаты отечественных ученых.  Основные вехи истории  В   1950   году   в   ИТМИВТ   АН   СССР   начал   работать   первый постоянный семинар по программированию, которым руководил Л. А. Люстерник.  В   1952   году   в   МГУ   была   создана   кафедра   вычислительной математики   (кафедру   возглавил   С.   Л.   Соболев),   для   студентов   и аспирантов которой в 1952­53 учебном году А. А. Ляпунов впервые прочитал курс "Принципы программирования".  В   1953   году   в   Отделе   прикладной   математики   Математического института АН СССР был создан во главе с А. А. Ляпуновым отдел программирования. В этом же году появилась первая доступная всем интересующимся этой областью книга по программированию. 13  В   1955   году   был   создан   Вычислительный   центр   МГУ, специализирующийся на разработке и применении вычислительных методов для решения сложных научных и прикладных задач.  К   середине   50­х   годов   у   ведущих   специалистов   в   области вычислительной техники было ясное представление о путях развития отечественной информатики. Примером может служить статья В. М. Глушкова,   работавшего   тогда   в   лаборатории   вычислительной техники Института математики АН УССР в Киеве. В середине 1957 года   автор   статьи   четко   определяет   направления   стратегических исследований в области информатики. По мнению В. М. Глушкова, основой   прогресса   развития   вычислительных   машин   должна   стать   разработка   методов   автоматизации теория   их   работы, проектирования   ЭВМ   и   развитие   методов   автоматизации программирования.  В Московском , Ленинградском и Киевском университетах началась подготовка   специалистов   по   вычислительной   математики.   В   ряде технических   высших   учебных   заведений   появились   курсы   по вычислительной   техники,   а   затем   стали   открываться   кафедры вычислительной техники и вычислительных машин.  В конце 1958 года А.И. Берг начал серию консультаций с ведущими специалистами  в области информатики  с  целью создания  с СССР института   кибернетики.   меду   участниками   К   сожалению, консультаций возникли непреодолимые разногласия, что помешало созданию института.  В конце 1961 года у Берга возникла идея начать с более простого, чем   организация   академического   института.   Он   решает   создать 14 Научный совет при Президиуме АН СССР, который координировал бы исследования по кибернетике в СССР и одновременно вел бы научные исследования, что позволило бы в дальнейшем создать на базе Совета Институт кибернетики АН СССР.  В конце того же 1961 года в Киеве был создан Научный совет по комплексной проблеме "Кибернетика" при Президиуме АН УССР. Этот   Совет   возглавил   В.М.   Глушков.   В   1962   году   он   стал директором организованного им при активной поддержке А.И. Берга Института   кибернетики   АН   УССР,   ставшего   центром   развития информатики на Украине.  Чуть раньше создания этого института А. И. Берг сумел добиться от руководства Академии наук Грузии согласия на открытие в Тбилиси Института   кибернетики   АН   ГССР   (1960).   Директором   этого института   стал   В.В.   Чавчанидзе.   Затем   были   созданы   институты такого   же   профиля   и   в   других   республиках   СССР:   Институт кибернетики  АН ЭССР (1960) в Таллинне, Институт  кибернетики АН   АзССР   (1965)   в   Баку,   Институт   технической   кибернетики   в Минске   (1965),   Институт   кибернетики   АН   УЗССР   в   Ташкенте (1966).   В   других   республиках   отделения,   отделы   и   лаборатории кибернетического   профиля   возникли   в   структуре   ранее существовавших   академических   институтов   (в   Молдавии   это   был Институт математики, в Киргизии – Институт автоматики, в Латвии – Институт электроники и вычислительной техники).  На   последующее   двадцатилетие   приходится   расцвет кибернетических исследований в нашей стране. Активно развивались все   ее   направления.   Во   многих   из   них   результаты   советских специалистов или находились на мировом уровне, или опережали его. 15  Все перечисленные достижения отечественной информатики в 60­70­ х годах проходили на фоне высокой активности научного сообщества в нашей стране. Повсеместно работали семинары и научные школы, проходили   многочисленные   и,   многолюдные конференции, симпозиумы и совещания, нарастал поток издаваемой   как   правило, в  области  кибернетики   литературы,  возникали  новые  институты   и подразделения кибернетического профиля в ранее существовавших организациях.  C   начала   70­х   годов   стремительно   развивается   новое   научное направление – искусственный интеллект. Сначала круг его интересов охватывает   лишь   вопросы,   связанные   с   моделированием интеллектуальной деятельности, но постепенно в сферу приложений искусственного   интеллекта   втягиваются   практически   все направления   информатики.   Даже   такие   традиционные   для информатики   направления,   как   системное   программирование   или вычислительные   модели,   с   течением   времени   стали   обогащаться идеями,   порожденными   в   ходе   работ   в   области   искусственного интеллекта   (использование   логических   методов   доказательства правильности   программ   или   обеспечение   интерфейса   на профессиональном   естественном   языке   с   пакетами   прикладных программ – лишь два примера такого обогащения).  С   80­х   годов   можно   считать,   что   технология   решения   задач, опирающаяся на идею использования знаний о предметной области, где возникла задача, и знаний о том, как решаются подобные задачи, характерная   для   работ   по   интеллектуальным   системам,   стала основной парадигмой для современной информатики .Информатика уже   оторвалась   от   своей   прародительницы   кибернетики   и   стала 16 самостоятельной научной дисциплиной. Характеризуя информатику 80­х годов, А.П. Ершов пишет: "... этот термин снова, уже в третий раз,   вводится   в   русский   язык   в   новом   и   куда   более   широком значении,   как   название   фундаментальной   естественной   науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. Далее на той   же   странице   информатика   определяется   как   "наука   об информационных   моделях, философское понятие "информация"".   отражающих   фундаментальное  Термин   "информатика"   в   80­е   годы   получает   широкое распространение,   а   термин   "кибернетика"   постепенно   исчезает   из обращения, сохранившись лишь в названиях тех институтов, которые возникли в эпоху "кибернетического бума" конца 50­х ­ начала 60­х годов. В названиях новых организаций термин "кибернетика" уже не используется.  После   1985   года   начался   период   освоения   и   все   более   широкого применения в нашей стране персональных ЭВМ. Вначале это были совсем   примитивные   модели   восьми­   и   шестнадцатиразрядных ПЭВМ, в основном европейского или же японского производства. Затем   появились   модели,   произведенные   различными   фирмами США, сначала 16­разрядные, а затем и 32­разрядные. Параллельно с этим   в   стране   велись   разработки   и   собственных   моделей   ПЭВМ. Причем развивались сразу три различных архитектуры этих моделей, программы между собою не совместимые.  в начале 90­х годов ХХ века в СССР была разработана и принята   так   как   начала «Концепция   информатизации   общества»,   осознаваться   необходимость   системного   подхода   к   процессу развития   информатизации   общества,   а   понятие   «информатизация» 17 стало все шире использоваться как в научной, так и общественно­   постепенно   вытесняя   понятие политической   терминологии, «компьютеризация» 2.3. Информатика как единство науки и технологии На сегодняшний день: Информатика ­ это фундаментальная естественная наука,   изучающая   процессы   передачи   и   обработки   информации. Информатика   изучает   проблемы   создания   вычислительных   машин, математического   обеспечения,   современных   методов   расчета   данных, методов   автоматизации   производства   и   научных   исследований. Информатика   ­   это   комплексная   научная   и   техническая   дисциплина, которая изучает важнейшие аспекты разработки, проектирования, создания машинных   систем   обработки   данных,   а   также   их   воздействие   на   жизнь общества   и   государства.   Таким   образом,   информатика   ­   это   наука, предметом  изучения  которой  являются  процессы   сбора,  преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средства их автоматизированной   обработки.   При   этом   информатика   имеет,   по сравнению с другими естественными науками, важную особенность. Она не только изучает свой предмет, но и разрабатывает и внедряет собственные технологии, основываясь на знаниях, полученных другими естественными науками и, в первую очередь, физикой и химией. Информатика является комплексной   научно­технической   дисциплиной,   призванной   создавать новые   устройства   и   технологии,   предоставлять   методы   и   средства исследования другим областям, даже таким, где считается невозможным применение количественных методов из­за неформализуемости процессов и явлений. Главная функция информатики заключается в разработке методов и средства преобразования информации и их использования в организации технологического   процесса   переработки   информации.   Информатика   как 18 фундаментальная   наука   занимается   разработкой   методологии,   создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на   базе   компьютерных   информационных   систем.   Одна   из   главных   задач этой науки – выяснение, что такое информационные системы, какое место они занимают, какую должны иметь структуру, как функционируют, какие   Цель   фундаментальных общие   закономерности   им   свойственны. исследований   в   информатике   ­   получение   обобщенных   знаний   о   любых информационных   системах,   выявление   общих   закономерностей   их построения   и   функционирования   и   принципов   разработки.  Информатика как   прикладная   дисциплина   занимается   изучением   закономерностей   в информационных   процессах   (накопление,  переработка,   распространение), созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой   деятельности,   разработкой   информационных   систем   и технологий   в   конкретных   областях   и   выработкой   рекомендаций относительно   их   жизненного   цикла:   для   этапов   проектирования   и разработки   систем,   их   производства,   функционирования   и   т.д. Информатика  ­   отнюдь   не   только  “чистая   наука”.     Важная   особенность информатики, это широчайшие приложения. Охватывающие почти все виды человеческой деятельности: производство, управление, науку, образование, проектные   разработки,   торговлю,   финансовую   сферу,   медицину, криминалистику, охрану окружающей среды и др.   И может быть, главное из   них   совершенствование   социального   управления     на   основе   новых информационных   технологий.     Как   наука,   информатика   изучает   общие закономерности,   свойственные   информационным   процессам   (в   самом широком смысле этого понятия). Когда разрабатываются новые носители информации, каналы связи, приемы кодирования, визуального отображения информации и многое другое, конкретная природа этой информации почти не имеет значения. Для разработчика системы управления базами данных 19 (СУБД)   важны   общие   принципы   организации   и   эффективность   поиска данных,   а   не   то,   какие   конкретно   данные   будут   затем   заложены   в   базу многочисленными   пользователями.   Эти   общие   закономерности   есть предмет   информатики   как   науки.   Объектом   приложений   информатики являются самые различные науки и области практической деятельности, для   которых   она   стала   непрерывным   источником   самых   современных технологий,   называемых   часто   “новые   информационные   технологии” (НИТ). Многообразные информационные технологии, функционирующие в разных   видах   человеческой   деятельности  (управлении   производственным процессом,  проектировании,  финансовых  операциях, образовании  и т.п.), имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой. Перечислим   наиболее   впечатляющие   реализации   информационных технологий,   используя,   ставшие   традиционными,   сокращения.   АСУ   ­ автоматизированные   системы   управления   ­   комплекс   технических   и программных средств, которые во взаимодействии с человеком организуют управление объектами в производстве или общественной сфере. Например,   АСУТП   ­ в   образовании   используются   системы   АСУ­ВУЗ. автоматизированные   системы   управления   технологическими   процессами. Например,   такая   система   управляет   работой   станка   с   числовым программным   управлением   (ЧПУ),   процессом   запуска   космического аппарата и т.д. АСНИ ­ автоматизированная система научных исследований ­   программно­аппаратный   комплекс,   в   котором   научные   приборы сопряжены с компьютером, вводят в него данные измерений автоматически, а   компьютер   производит   обработку   этих   данных   и   представление   их   в наиболее удобной для исследователя форме. АОС ­ автоматизированная обучающая система. Есть системы, помогающие учащимся осваивать новый материал,   производящие   контроль   знаний,   помогающие   преподавателям готовить   учебные   материалы   и   т.д.   САПР­система   автоматизированного 20 проектирования   ­   программно­аппаратный   комплекс,   который   во   инженером­ взаимодействии   (конструктором, с   человеком     архитектором   и   т.д.)   позволяет   максимально проектировщиком, эффективно проектировать механизмы, здания, узлы сложных агрегатов и др.   Также   диагностические   системы   в   медицине,   системы   организации   системы   ведения   бухгалтерско­финансовой продажи   билетов, системы   обеспечения   редакционно­издательской деятельности, деятельности   ­   спектр   применения   информационных   технологий   чрезвычайно   широк.  С   развитием   информатики   возникает   вопрос   о   ее взаимосвязи   и   разграничении   с   кибернетикой.   При   этом   требуется уточнение   предмета   кибернетики,   более   строгое   его   толкование. Информатика   и   кибернетика   имеют   много   общего,   основанного   на концепции   управления,   но   имеют   и   объективные   различия.   Один   из подходов разграничения информатики и кибернетики ­ отнесение к области информатики   исследований   информационных   технологий   не   в   любых кибернетических системах (биологических, технических и т.д.), а только в социальных   системах.   В   то   время   как   за   кибернетикой   сохраняются исследования   общих   законов   движения   информации   в   произвольных системах,   информатика,   опираясь   на   этот   теоретический   фундамент, изучает   конкретные   способы   и   приемы   переработки,   передачи, использования информации. Впрочем, многим современным ученым такое разделение   представляется   искусственным,   и   они   просто   считают кибернетику одной из составных частей информатики. 2.4. Информатика и современное общество. Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. Она является научным фундаментом процесса информатизации общества. С ней связаны прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие 21 информационных   сетей,   создание   новых   информационных   технологий, которые приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве,   науке,   образовании,   медицине.   Характерной   чертой современности   является   рост   производства,   потребления   и   накопления информации   во   всех   отраслях   человеческой   деятельности.   Вся   жизнь человечества,   так   или   иначе,   связана   с   получением,   накоплением   и обработкой информации. Что бы человек ни делал: читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, разговаривает ли – он постоянно и непрерывно получает   и   обрабатывает   информацию.   Усложнение   индустриального производства,   социальной,   экономической   и   политической   жизни, изменение   динамики   процессов   во   всех   сферах   деятельности   человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой – к созданию   новых   средств   и   способов   удовлетворения   этих   потребностей. Внедрение   ЭВМ,   современных   средств   переработки   и   передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного   процесса,   называемого   информатизацией,   в   развитии человеческого   общества   и   получившего   название   информационного общества, находящегося на этапе индустриального развития. Информатика как   отрасль   промышленности   занимается   производством   компьютерной техники, разработкой программных продуктов, информационных систем и баз данных, созданием средства сбора, накопления, обработки и передачи информации.   При   этом   от   эффективности   информатики   как   отрасли производства во многом зависит рост производительности труда в других отраслях   промышленности   и,   как   следствие,   их   развитие.   Повсеместное использование   микропроцессорной   техники   –   от   игрушек   до   сотовых телефонов,   цифровых   фотоаппаратов   и   видеокамер   –   изменило   жизнь общества, сделало ее жизнь более динамичной и мобильной. Информатика как сфера услуг. В современном обществе информация все чаще выступает 22 как   предмет   конечного   потребления,   как   высоко   востребованный   товар. Людям   необходима   информация   о   событиях,   происходящих   в   мире,   о развитии науки и самого общества, о предметах и явлениях, относящихся не только к их профессиональной  деятельности, но и ко всем сторонам жизни.   В   первую   очередь,   это   данные   о   предприятиях,   их   продукции   и услугах.   Экономическая   и   социальная   информация.   Справочные   базы данных.  Расписания самолетов и поездов, биографические данные, адреса и телефоны,   энциклопедии   и   справочники,   описания   новых   видов потребительских товаров и др.  Создание таких баз данных и поддержание их   в   актуальном   состоянии   требует   затрат,   а   значит   такая   информация может быть оценена в денежном эквиваленте и, следовательно, имеет цену. А   в   случае   востребованности   –   становится   товаром.   Наиболее распространенной   информационной   услугой,   обеспечивающей   доступ   и получение   (приобретение)   такой   информации   является   сеть   Интернет. Целью   информатизации   является   создание   информационного   общества, когда большинство людей занято производством, хранением, переработкой и   реализацией   информации.   Для   решения   этой   задачи   возникают   новые направления в научной и практической деятельности членов общества. Так возникла информатика и информационные технологии.  Характерными чертами информационного общества являются:  решена   проблема   информационного   кризиса,   когда   устранено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;  обеспечен приоритет информации перед другими ресурсами;  главная форма развития общества – информационная экономика; 23  в   основу   общества   закладывается   автоматизированная   генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;  информационные   технологии   приобретают   глобальный   характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;  формируется   информационное   единство   всей   человеческой цивилизации;  с   помощью   средств   информатики   реализован   свободный   доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;  реализованы   гуманистические   принципы   управления   обществом   и воздействия на окружающую среду.    Помимо   перечисленных   положительных   результатов   процесса информатизации   общества,   возможны   и   негативные   тенденции, сопровождающие этот процесс:  все большее влияние приобретают средства массовой информации; информационные   технологии   могут   разрушить   частную   жизнь человека;   существенное значение приобретает проблема качественного отбора достоверной информации;    некоторые   люди   испытывают   сложности   адаптации   к информационному обществу   В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина   информационного   общества.   Прогнозируется   превращение   всего 24 мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое   жилище   оснащено   всевозможными   электронными   приборами   и компьютеризированными   устройствами.   Деятельность   людей   будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины. Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение,   радио).   Поставленные   современными   научно­техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно­коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых   странах   Западной   Европы,   США,   Японии,   Великобритании.   С помощью   средств   массовой   информации   возможно   манипулирование   создание   необходимых   психологических общественным   мнением, предпосылок   для   формирования   политических   решений   в   различных сферах деятельности.  Развитию средств массовой информации во многом способствует   процесс   информатизации   общества.   Появление   новых технических   средств,   информационных   технологий,  телекоммуникаций   и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и   передачу   информации   в   любую   точку   мирового   пространства.   Как следствие,   становится   возможным   принятие   оперативных   решений   и целенаправленных   воздействий   на   общество.   Это   одна   из   причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует, и негативное влияние. Так, ряд 25 ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс, в сфере массовой   коммуникации   служит   в   некоторых   случаях   социальному регрессу   общества,   так   как   порой   разрушает     созданные     социально­   В   свою   очередь,   и   средства   массовой коммуникационные   связи.   информации   могут   оказывать   влияние   на   процесс   информатизации общества,   рекламируя   новые   информационные   продукты   и   услуги, формируя   общественное   мнение   о   приоритетности   этого   процесса   по сравнению   с   другими,   о   первостепенной   важности   проводимых мероприятий   по   его   интенсификации,   о   роли   информационной   сферы   в модели будущего информационного общества. 2.5. Социальные аспекты информатики      Информатизация общества – процесс проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества.   Казалось бы, компьютеризация и информационные технологии несут в мир одну лишь благодать,   но   социальная   сфера   столь   сложна,  что   последствия   любого, даже   гораздо   менее   глобального   процесса,   редко   бывают   однозначными. Рассмотрим, например, такие социальные последствия информатизации как рост производительности труда, интенсификацию труда, изменение условий труда. Все это, с одной стороны, улучшает условия жизни многих людей, повышает   степень   материального   и   интеллектуального   комфорта, стимулирует рост числа высокообразованных людей, а с другой – является источником повышенной социальной напряженности. Например, появление на   производстве   промышленных   роботов   ведет   к   полному   изменению технологии,   которая   перестает   быть   ориентированной   на   человека.   Тем самым   меняется   номенклатура   профессий.   Значительная   часть   людей вынуждена менять либо специальность, либо место работы – рост миграции населения   характерен   для   большинства   развитых   стран.   Государство   и 26 частные   фирмы   поддерживают   систему   повышения   квалификации   и переподготовки, но не все люди справляются с сопутствующим стрессом.  Прогрессом информатики порожден и другой достаточно опасный процесс для   демократического   общества.     Все   большее   количество   данных   о каждом   гражданине   сосредоточивается   в   разных   (государственных   и негосударственных)   банках   данных.   Это   и   данные   о   профессиональной карьере (базы данных отделов кадров), здоровье (базы данных учреждений здравоохранения), имущественных возможностях (базы данных страховых компаний), перемещении по миру и т.д. (не говоря уже о тех, которые копят специальные службы). В каждом конкретном случае создание банка может быть оправдано, но в результате возникает система невиданной раньше ни в одном   тоталитарном   обществе   прозрачности   личности,   чреватой возможным вмешательством государства или злоумышленников в частную жизнь.   Пожалуй,   самый   востребованный   информационный   инструмент сегодня – это компьютер. Компьютер – это универсальная техника, которая с 2000 года особенно заменила почти каждому человеку скучную бумажную жизнь     интересную.   Компьютер   может   многое,   в   том   числе   быть виновником многих проблем и бед. Но смотря, кто как его использует и сочетает с ним свою жизнь. Сегодня начиная со школы, ученики изучают урок под названием «Информатика». В основу его лежит изучение самого компьютера, его компонентов и программ, а так же применение дающихся навыков   в   будущем.   Например,   рисование,   программирование,   общение, математические действия, работать в аудио и видеоинформацией и многое другое учат на компьютере. Сначала детям кажется всё сложным, ведь они впервые сталкиваются с подобной техникой, но потом интерес  растет и детей   уже   сложно   оставить   без   компьютера.   Видео   игры   –   одна   из потребностей   молодежи,   которая   удовлетворяется   посредством компьютера или подобной технологии. Интернет общение (социальные сети, 27 программы   быстрого   обмена   сообщениями,   видео   чаты,   форумы   и   т.д.) стало удобным способом взаимодействия людей друг с другом и является так   же   самым   дешевым   способом   связи.   Интернет   сделал   жизнь   людей проще   и   прозрачней.   Сегодня   интернет   –   это   неотъемлемая   часть взаимодействия   людей   друг   с   другом.   Молодежь   пользуется   этим   поэтому   выпуск   новых   цифровых средством   больше   всего, информационных устройств рассчитывается больше на молодое поколение. Сегодня   Интернет   –   это   самое   практичное   средство   общения   и   обмена информацией.   Существует   множество   программ,   которые   разработаны специально   для   общения.   Например:   ICQ,   Mail   агент,   чаты   и   прочие. Сообщение с одного конца света приходит в другой за считанные секунды. Это очень удобно. Молодежь ­ группа, активно пользующаяся подобными инструментами   связи.   Единственный   минус   в   этих   программах   в невозможности передать то или иное настроение человека, его эмоции и чувства. Да, существуют смайлики и кавычки, но это не описывает точно состояние   человека,   поэтому   программам,   никогда   не   заменить   живое общение. Интернет – это обширная библиотека, где можно найти тексты на любую   тему.   В   некоторых   отношениях   она   лучше,   чем   большинство библиотек,   по   крайней   мере,   с   точки   зрения   подростка.   Сколько информации может содержаться в общественной библиотеке о рок­группах или   телевизионных   звездах?   С   одной   стороны,   подобная   информация бесполезна и лишена всякого практического значения. С другой стороны, интернет   предоставляет   подросткам   самим   решить   для   себя,   какая информация полезна, а какая – нет. Положительное влияние интернета:  Интернет   предоставляет   не   только   огромное   количество всевозможной информации, но и возможность общения в реальном 28 времени,   используя   специальные   программы.   Плюсы   подобной электронной коммуникации – уничтожение расстояний, возможность отсроченного ответа, создание сообществ по интересам.  Интернет пространство дает много возможностей. Сегодня не нужно студенту   или   школьнику   идти   в   библиотеку   искать   источник,   он может   найти   его   в   электронном   виде   на   сайте.   Не   нужно   ездить далеко за покупкой велосипеда, например – его можно заказать через интернет, а потом его доставят прямо к вашему дому. Так же с едой и другими вещами. Интернет­магазин  это очень удобное и практичное средство.  Поиск   работы   и   размещение   своего   резюме   так   же   можно осуществить через интернет.  Разместить,   рекламную   компанию   или   стать   известным   человеком теперь тоже можно благодаря интернету. Не нужно тратить огромные деньги за рекламу на телевидение или радио, все в общедоступном месте.  В   интернете   можно   зарабатывать   деньги,   можно   смотреть карты/маршруты, общаться и владеть информацией быстрее, чем те, кто им не пользуется.  Благодаря интернету можно скачивать и устанавливать программное обеспечение, которое необходимо для комплектующих электронных устройств. Отслеживать погоду и строить свои планы тоже можно благодаря интернету. Негативное влияние интернета:      Компьютерные   игры   и   сеть   интернет   приводят   к   нарушению психических   состояний   у   игроков:   снижение   настроения, 29 самочувствия, активности, к появлению психологических разладов во   взаимоотношениях   с   родителями   и   друзьями,   к   снижению школьных показателей, к нервным срывам и беспричинной агрессии.  Посещения   Интернета   с   образовательными   целями   постепенно отошло   на второй план. Большинство предпочитают использовать Сеть для поиска и скачивания музыки, игр, картинок. Все чаще дети используют Интернет и как средство общения, что, по мнению все тех же исследователей, очень вредно. Общаясь в виртуальности,  не приобретаются   необходимые   коммуникативные   навыки,   меньше проводится времени на воздухе, . Все это представляет опасность не только для социализации , но и для его здоровья.  Одним   из   негативных   последствий   использования   детьми   сети Интернет, исследователи называют снижение грамотности.  Психологи, да и многие родители во всем мире уже столкнулись с такой   проблемой,  как   интернет­зависимость   детей   и  подростков. Прогнозы исследователей  лишены оптимизма. Если в ближайшем будущем не будут приняты серьезные меры, в зависимость от Сети попадут миллионы детей и подростков.  Реклама   пива,   сигарет   только   усугубляет   положение   здоровья нации.   Реклама   размещается   на   многих   популярных   сайтах, которыми   пользуется   молодое   поколение.   Это   неправильно,   но запретить ее в данном пространстве никто не может.  Обман – еще одна негативная сторона интернета. Существую много объявлений,   различных   сайтов   с   предложениями,   с   услугами, товарами, которые заведомо ложно несут информацию. 30  Прочесть   информацию   о   человеке,   посмотреть   его   личные фотографии   может   сегодня   даже   пользователь,   не   имеющий огромного опыта работы в сети. Открытый доступ к личным данным может впоследствии сказаться губительным для человека.                      Одним словом, жизнь в “информационном обществе” легче, по­ видимому,   не   становится.   А   вот   то,   что   она   значительно   меняется, несомненно.   Трудно,   живя   в   самом   разгаре   описанных   выше   процессов, взвесить, чего в них больше – положительного или отрицательного, да и четких критериев для этого не существует. 3.       Заключение            Для современности характерна небывалая скорость развития науки, техники   и   новых   технологий.   Если   от   изобретения   книгопечатания (середина XV в.) до изобретения радиоприемника (1895 г.) прошло около 450 лет, то между изобретением радио и телевидения ­ около 30 лет. Разрыв во   времени   между   изобретением   транзистора   и   интегральной   схемы составил всего 5 лет. В области накопления научной информации ее объем начиная с XVII в. удваивался примерно каждые 10­15 лет. Поэтому одной из   важнейших   проблем   человечества   является   лавинообразный   поток информации в любой отрасли его жизнедеятельности. Поэтому,   в период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к   быстрому   восприятию   и   обработке   больших   объемов   информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Для   свободной   ориентации   в   информационном   потоке   человек   должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.   Информационная   культура   связана   с   социальной   природой человека.   Она   является   продуктом   разнообразных   творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах: 31  в конкретных навыках, по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);  в   способности   использовать   в   своей   деятельности   компьютерную информационную   технологию,   базовой   составляющей   которой являются многочисленные программные продукты;  в  умении   извлекать   информацию   из   различных  источников:   как   из периодической   печати,   так   и   из   электронных   коммуникаций, представлять   ее   в   понятном   виде   и   уметь   ее   эффективно использовать;  во владении основами аналитической переработки информации;  в умении работать с различной информацией;  в   знании   особенностей   информационных   потоков   в   своей   области деятельности.                          Необходимо начать овладевать информационной культурой с детства,   сначала   с   помощью   электронных   игрушек,   а   затем   привлекая персональный компьютер. Социальным заказом информационного общества следует   считать   обеспечение   уровня   информационной   культуры школьников   и   студентов,   необходимой   для   работы   в   конкретной   сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры   наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени   необходимо   уделить   компьютерным   информационным технологиям,   являющимся   базовыми   составляющими   будущей   сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных   устойчивых   навыков   работы   в   среде   базовых информационных   технологий   при   решении   типовых   задач   сферы деятельности. В информационном обществе центр тяжести приходится на 32 общественное   производство,   где   существенно   повышаются   требования   к уровню   подготовки   всех   его   участников.   Поэтому   в   программе информатизации   следует   особое   внимание   уделить   информатизации образования   как   направления,   связанного   с   приобретением   и   развитием информационной   культуры   человека.   Это,   в   свою   очередь,   ставит образование   в   положение   "объекта"   информации,   где   требуется   так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не   только   общеобразовательные   и   профессиональные   знания   в   области информатики,   но   и   необходимый   уровень   информационной   культуры. Повсеместное   внедрение   персонального   компьютера   во   все   сферы   Новые   его   возможности   по   организации народного   хозяйства. "дружественной"   программной   среды,   ориентированной   на   пользователя, использование   телекоммуникационной   связи,   обеспечивающей   новые   применение условия   для   совместной   работы   специалистов, информационных   технологий   для   самой   разнообразной   деятельности, постоянно   растущая   потребность   в   специалистах,   способных   ее осуществлять,  ставят   перед   государством   проблему   по   пересмотру   всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно   учесть   опыт   наиболее   развитых   стран,   к   числу   которых относятся  США,  Япония,  Англия,  Германия, Франция, где этот  процесс уже получил значительное развитие. 4.       Список использованной литературы:  Эд Титтел,   Мэри Бурмейстер  «HTML», Москва, Диалектика, 2008.  Алекс Экслер  «Укрощение компьютера» Москва, NT Press, 2005.  Топоркова О.М., «Информатика:  Учебное  Пособие», Калининград: КГТУ, 2001 33  Лысенко В.В, Л. А. Малинина, М. А. Беляев  «Основы информатики: Учебник для вузов»   электронная книга ­ Неоглори, 2006  Микрюков   В.Ю.   «   Информация,   информатика,   компьютер, информационные системы, сети». – Ростов н/Д.: Феникс,2007­340с.  Семакин   И.Г.,   Залогова   Л.А.,   Русаков   С.В.,   Шестакова   Л.В. Информатика: учебник по базовому курсу. М.: Лаборатория базовых знаний, 1998   Малиновский Б.Н.   История вычислительной техники в лицах. ­ К.: фирма "КИТ", ПТОО "А.С.К.", 1995. ­ 384 с., ил.    Интернет­ресурсы, в особенности, ru.wikipedia.org  Виртуальный   европейский   музей   истории   компьютерной   науки   и техники. http://www.icfcst.kiev.ua/MUSEUM/museum_r.html  История вычислительной техники. http://historyvt.narod.ru/ 34 Приложение №1 Работы и достижения ученых и специалистов, внесших существенный вклад в   разработку средств вычислительной техники, могут служить вехами в развитии информатики: Блез Паскаль (1642 г.) – предложил устройство, механически выполняющее сложение чисел. Приложение № 2 Готфрид   Вильгельм   Лейбниц   (1673   г.)   –   предложил   арифмометр, выполняющий четыре арифметических действия. 35 Приложение № 3 36 Бэббидж Чарльз (26 декабря 1791 – 18 ноября 1871) Одна из самых выдающихся фигур в науке и технике XIX столетия. Впервые определил состав и назначение функциональных средств автоматического компьютера. Англичанин Чарльз Бэббидж более десяти лет заведовал кафедрой физики и математики Кембриджского университета (когда-то этот пост занимал Исаак Ньютон), являлся одним из основателей Королевского астрономического общества. В 1822 году создал Разностную машину, действие которой основывалось на принципе, известном в математике как "метод конечных разностей". Затем Бэббиджем было задумано более совершенное устройство — Аналитическая машина. Обогнав свое время, эта идея являлась проектом первого универсального программируемого компьютера, который так и не был осуществлен. Приложение №4 Андре   Мари   Ампер   (первая   половина   XIX   век)   –   в   предложенной классификации наук ввел несуществующую тогда науку кибернетику 37 38 Приложение №5  Винер Норберт (26 ноября 1884 – 19 марта 1964) Математик и философ, профессор Массачусетсского технологического института США. Автор работ по математической теории связи, математическому анализу, теории вероятностей, вычислительной технике. Один из разработчиков статистических основ современной теории информации. Возможно, Винер первым понял, что появление цифрового компьютера поднимает вопрос о качественно новом уровне взаимодействия человека с 39 машиной. Книга Винера "Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине" ознаменовала своим появлением рождение нового научного направления — кибернетики. Винер стал основателем кибернетической философии, основателем собственной школы. Именно школе Винера принадлежит ряд работ, которые, в конечном счете, привели к рождению Интернета. Приложение № 6 Говард   Эйкен   (1943   г.)   –   разработчик   счетной   машины   «Марк­1»   на электромеханических   реле.   Аналогичную   машину   в   1941   году   построил Конрад Цузе. 40 41 Приложение №7 Джон   Мочли,   Преспер   Эккерт   (1943   г.)   –   разработали   вычислительную машину ENIAC на электронных лампах. Программа хранилась в памяти, коммутация продолжалась часы и даже дни. Джон У. Мочли(слева) и Дж. Преспер Эккерт(справа) 42 Приложение № 8 Джон   фон   Нейман   (1945   г.)   –   опубликовал   доклад   о   принципах функционирования   универсального   вычислительного   устройства (компьютера). 43 Приложение №9  Морис Уилкс (1949 г.) – построил первый компьютер на принципах фон Неймана. 44 45 Приложение № 10 Роберт Нойс (1959 г.) – разработал первые интегральные схемы (чипы). 46 Приложение № 11 Маршиан Эдвард Хофф (1970 г.) – разработал микропроцессор Intel­4004. В начале 1975 года был выпущен первый коммерческий распространяемый компьютер «Альтаир­8800» на микропроцессоре Intel­8080. 47 Приложение № 12 Билл Гейтс, Полл Ален   (конец 1975 г.) – создали интерпретатор языка Basic для компьютера «Альтаир». 48 49 Приложение №13 С   именами   основоположников   цифровой   электронной   вычислительной техники  в СССР связаны исторически важные события: организация   первой   в   СССР   вычислительной   лаборатории,   прообраза будущих вычислительных центров (И.Я. Акушский, 1941) Приложение №14 50 Ершов Андрей Петрович (19 апреля 1931 – 8 декабря 1988) Выдающийся программист и математик, академик АН СССР, автор первой в мировой практике монографии по автоматизации программирования. Под руководством Ершова разрабатывались одни из первых отечественных программирующих программ ("интегральные разработки" языка и системы программирования). Сформулировал ряд 51 общих принципов программирования как нового и своеобразного вида научной деятельности, затронул аспект, который впоследствии будет назван дружественностью к пользователю, одним из первых в стране поставил задачу создания технологии программирования. Стал одним из создателей так называемой "школьной информатики" и признанным лидером отечественной школьной информатики, вошел в число ведущих мировых специалистов в этой области. 52

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики

История развития информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018