Синяя шляпа символизирует контроль и организованность. Человек, надевающий эту шляпу, призван придать течению наших мыслей строгую направленность. Он должен определить, к какому типу мышления нам следует обратиться для всестороннего рассмотрения поставленного вопроса.
Мышление в синей шляпе напоминает дирижера симфонического оркестра. Человек, надевающий шляпу небесного цвета, определяет порядок вступления в общий хор других мыслеварительных шляп.
ИТОГИ НАШИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ ПОД НЕБОСВОДОМ ШЛЯПЫ СИНЕЙ
Синяя шляпа символизирует контроль и организованность. Человек,
надевающий эту шляпу, призван придать течению наших мыслей строгую
направленность. Он должен определить, к какому типу мышления нам
следует обратиться для всестороннего рассмотрения поставленного вопроса.
Мышление в синей шляпе напоминает дирижера симфонического оркестра.
Человек, надевающий шляпу небесного цвета, определяет порядок
вступления в общий хор других мыслеварительных шляп.
Он определяет предмет, на котором должно быть сосредоточено наше
внимание, и очерчивает границы его фокусного пространства, что дает нам
возможность не рассеивать свое внимание на решение проблем, напрямую с
ним не связанных. Он ставит наводящие вопросы, давая направление нашим
мыслям. И кроме того, в его прямые обязанности входит подведение итогов
достигнутого и определение направлений нашего дальнейшего развития.
Надев синюю шляпу, мы получаем возможность следить за правильным
протеканием мыслительного процесса и обеспечивать соблюдение
установленных правил игры. А в функции надевающего ее человека входит
прекращение споров и принятие руководящей роли в составлении карты
нашего отношения к ситуации. Человек в синей шляпе всегда за порядок и
требует такого же отношения к жизни от каждого из окружающих.
Синяя мысле-шляпа предоставляет своему обладателю право по мере
необходимости вмешиваться в ход дискуссии и направлять ее протекание в
направлении поиска конструктивных решений. Она призвана определять
последовательность наших действий, напоминающих танцевальные па в
постановке опытного балетмейстера. Но даже когда роль человека в синей
шляпе берет на себя один человек, за каждым из его собеседников
оставляется право делать замечания и выдвигать предложения, навеянные
головным убором небесной синевы.
Итак, к чему же мы пришли?
Самый большой враг мышления – его неструктурированность, или проще –
бессистемность, запутанность, приводящая к смешению наших мыслей. Когда
наши мысли текут ровно и гладко, когда все в нашем сознании разложено по
полочкам, доведение порядка до совершенства доставляет нам удовольствие
и требует меньше хлопот. Этому и призвана способствовать концепция шести
мыслеварительных шляп. Ее основные принципы очень просты и для
понимания, и для использования на практике.
Концепция шести мысле-шляп предназначена для решения двух основных
задач. Первая – предоставить человеку, возможность преодолеть беспорядок
в мышлении. Вместо того чтобы мешать все в одну кучу – давать выход
эмоциям, терзать себя поисками логических обоснований, опираться на факты
и снаряжать в полет свою фантазию, – человек обретает возможность
посвятить себя каждому из этих занятий без опасения перепутать одно сдругим. У него пропадает необходимость привлекать на свою сторону
железную логику для обоснования распирающих его чувств, поскольку он
всегда может выразить свои переживания в нужном месте и в нужное время
при помощи красной мыслеварительной шляпы. При этом он может не
обременять себя поисками причины рождения своих чувств: этим позднее
займется мышление в черной шляпе.
Второе предназначение шести мыслеварительных шляп заключается в
усовершенствовании процесса мышления. Если в ходе дискуссии один из
присутствующих упорно пытается все подвергнуть сомнению, его можно
попросить снять черную шляпу. Просьба поможет ему осознать наличие в его
поведении скрытого негативизма. Такого человека можно попросить
примерить желтую мысле-шляпу, что подразумевает требование отнестись к
рассматриваемому вопросу без предвзятости и предубеждений.
Концепция шести мыслеварительных шляп предлагает определенную
методику обмена мнениями, свободную от агрессивной напористости,
свойственной спору. И самое главное, использование этой концепции
нисколько не нарушает характерных особенностей человека, целостности его
«Я». Воспринимаемая как игра для взрослых, концепция шести мысле-шляп
дает нам возможность произвольно обращаться к тому или иному
конкретному типу мышления, наиболее целесообразному в данной ситуации.
Шляпы при этом играют роль краткого руководства к действию.
Предлагая подобную методику, я вовсе не хочу привести читателя к
убеждению, будто в процессе размышлений мы непременно должны
принуждать себя к использованию одной из шляп. В этом нет необходимости.
Когда мы решим обратиться к официальному посредничеству шести мысле-
шляп, порядок их выхода на сцену мы должны представить своим
собеседникам заблаговременно.
Чаще всего в ходе дискуссии нам предстоит использовать только одну или
две мыслеварительные шляпы – вне зависимости от того, надеваем ли их мы
сами или просим об этом своего собеседника. Вначале подобная смена масок,
безусловно, покажется нам неудобной и даже наигранной, но впоследствии
все будет происходить совершенно естественно, и главное – это пойдет на
пользу общему делу. При этом вполне очевидно, что предлагаемый метод
сумеет принести наибольшую пользу только в том случае, если люди одного
круга общения воспримут правила игры. Это особенно важно для тех, кому
приходится часто принимать участие в обсуждении насущных вопросов. Но
еще более высоких результатов мы сумеем достичь, когда присущие
концепции шести мысле-шляп понятия и выражения станут составной частью
нашего языка.