Итоговая работа
Руководитель команды: Моисеева Раиса Ивановна
Участники команды: Матвеева Елена Ивановна, Иванченко Светлана Анатольевна
Название темы: Времена года
Предметные направления, представленные командой: литература, окружающий мир, изобразительное искусство.
Рекомендации по использованию кейса:
Данные материалы содержат познавательную информацию, способствующую расширению кругозора, обогащению представлений и знаний об окружающем мире. Целесообразно использовать на уроках: развития речи, литературы, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, музыкальной ритмики, а также на внеурочных мероприятиях, освещающих тематические направления по блокам: «Природа», «Живопись», «Литература», «Жизнь и творчество деятелей искусства».
Цитаты:
Марина Ивановна Цветаева – русская поэтесса, прозаик, переводчик, одна из крупнейших поэтов XX века.
«Сегодня у меня явилась мысль: если юность — весна, зрелость — лето, пожилые годы — осень и старость — зима, то что же — детство? Это — весна, лето, осень и зима в один день.
Александр Куприн – русский писатель
«Наступает зима. Как-то вечером пошёл снег, и всё стало среди ночи белым: набережная, лодки у берега, крыши домов, деревья. Только вода в заливе остаётся жутко чёрной и неспокойно плещется в этой белой тихой раме».
Марк Твен (настоящее имя Сэ́мюэл Лэ́нгхорн Кле́менс) — американский писатель, журналист и общественный деятель.
«…страна, в которой существуют четыре резко разграниченных времени года, всегда прекрасна и никогда не прискучит. Истинный любитель природы приветствует каждое время года как самое прекрасное».
Предметное направление |
Содержание интересной, познавательной информации |
Источник информации |
Литература |
Осень чувствуют все. Кто-то наслаждается листопадом и ловит отражения в лужах, а кто-то, кутаясь от холода в шарф, наблюдает за унылыми низкими тучами. Осень — пора рефлексий, подведения итогов прожитого и нажитого. Пожалуй, нет поэта без стихотворения об осени. «Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава…». Константин Паустовский «Желтый свет» «С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи… сперва тихо, осторожно, потом все гуще… Наступала долгая, тревожная ночь…». Алексей Иванов. «Географ глобус пропил» «Сквозь обнажённые, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве…» Иван Тургенев. «Лес и степь» |
https://godliteratury.ru/public-post/10-citat-russkikh-pisateley-ob-oseni
|
Литература |
«Год Литературы» подготовил цитаты о зиме, какой её видят русские писатели А. П. Чехов «Цветы запоздалые» «Выпал первый снег, за ним второй, третий, и затянулась надолго зима со своими трескучими морозами, сугробами и сосульками. Не люблю я зимы и не верю тому, кто говорит, что любит её. Холодно на улице, дымно в комнатах, мокро в калошах. То суровая, как свекровь, то плаксивая, как старая дева, со своими волшебными лунными ночами, тройками, охотой, концертами и балами, зима надоедает очень быстро и слишком долго тянется, для того чтобы отравить не одну бесприютную, чахоточную жизнь». И. С. Тургенев «Отцы и дети» «Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря». Борис Пастернак «Доктор Живаго» «Пахло началом городской зимы, топтаным листом клена, талым снегом, паровозной гарью и теплым ржаным хлебом, который выпекали в подвале вокзального буфета и только что вынули из печи. Приходили и отходили поезда… Столбы дыма бесконечными лестницами подымались к небу. Растопленные паровозы стояли, готовые к выходу, обжигая холодные зимние облака кипящими облаками пара». |
https://godliteratury.ru/public-post/takaya-raznaya-zima |
Литература |
П.А. Вяземский становится тем первым поэтом, который выражает не просто любовь русских к холодному времени года, а создаёт такое описание зимы, в котором отражается её «контрастное» влияние на русский характер. Приближение холодов, последующих за первым снегом, не усыпляет, но зовет к пробуждению. Узаконивая тему зимнего «пылания» сердец, подхваченную затем А.С. Пушкиным, П.А. Вяземский пишет: «О, пламенный восторг! В душе блеснула радость, / Как искры яркие на снежном хрустале. / Счастлив, кто испытал прогулки зимней сладость!» По своей образности элегия Вяземского «Первый снег» сопоставима со стихотворением Пушкина «Зима. Что делать нам в деревне?». Однако, если у Вяземского праздничное начало питает весь текст, у Пушкина вначале говорится о зимней скуке и апатии, которые лишь в последних строках сменяются восторженным и радостным чувством, сопряженным с мотивами «огня» / «жара»: «Но бури севера не вредны русской розе. / Как жарко поцелуй пылает на морозе! / Как дева русская свежа в пыли снегов!» Е.В. Шохина, «Зима как отражение русского национального характера в поэзии начала XIX века». |
file:///C:/Users/user/Downloads/zima-kak-otrazhenie-russkogo-natsionalnogo-haraktera-v-poezii-nachala-xix-veka.pdf |
Литература |
Мороз в пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка» – противопоставление Солнцу, божество, приносящее гибель и разрушение. Их противостояние обострилось, когда у Весны и Мороза появилось дитя – Снегурочка, прекрасная дева с холодным сердцем, не способным любить. Солнце отвернулось от людей в наказание за их холод друг к другу. А Снегурочка стала символическим воплощением конфликта тепла и холода души. |
https://soundtimes.ru/detskie-spektakli/snegurochka |
Окружающий мир |
По наблюдению за временем расцвета растений в разных частях нашей планеты, учёные вычислили скорость движения весны по земному шару. Она равна около двух километров в час, 50 км за сутки. В это время в Северном полушарии — Арктике наступает полярный день, который длится около полугода. А в Южном полушарии, Антарктиде наоборот наступает полярная ночь. В Антарктиде всё наоборот: сентябрь, октябрь и ноябрь считаются весенними месяцами. |
https://www.let-us-dream.ru/interesnye-korotkie-fakty-pro-vesnu/ |
Окружающий мир
|
В жарких странах времена года проявляются немного по-другому, чем в средних широтах. К примеру, в Индии зимой очень сильная засуха. Зимой там дуют зимние муссоны с суши на море. Весной же ветры дуют с моря на сушу, тем самым принося с собой влагу. На северном и южном полюсах можно сказать одинаковый Климат. Всегда Зима. Отличие Зимы от Лета заключается в количестве света, а не тепла. Весной и летом солнце ходит по небу всё время, таким самым день круглосуточно. Зимой же сплошная ночь. |
http://terasfera.ru/klimat/kak-i-pochemu-menyayutsya-vremena-goda |
Окружающий мир
|
В швейцарском городе Женева весна наступает только после того, когда издаётся официальный указ. В центре города растёт каштан, как только на нём появляется первый листок – весна пришла. Эта традиция существует с 1818 года. Кстати, самый ранний приход весны в Женеве был зафиксирован 3 января. Произошло это в 1991 году. |
http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/1538364_interesnye_fakty_o_vesne |
Окружающий мир
|
Зимой 2016 / 2017 года снег выпал в самых экзотических для снегопада местах. Почти метровым слоем снега укрыло некоторые из Гавайских островов. Их жители до этого могли видеть снег вживую только на высокогорье. Снег выпал в алжирской части пустыни Сахара, во Вьетнаме и Таиланде. Причём на две последние страны снег обрушился в конце декабря, то есть в середине лета, что привело к соответствующим последствиям для сельского хозяйства. |
https://100-faktov.ru/xolodnaya-i-surovaya-zima/ |
Окружающий мир
|
Самая жаркая температура летом регистрируется в Калифорнии на пустынном участке, который называется «Долина смерти». Там температура порой достигает значения выше 57 градусов. |
https://zen.yandex.ru/media/id/5ccdda0d4d5ac200afb59e25/a-vy-znali-10-samyh-interesnyh-faktov-o-lete-5cdd4f05635d0800b447b97d |
Окружающий мир |
В северных широтах приход зимы означает не сокращение дня – а его полное исчезновение. И не просто увеличение продолжительности ночи – а её полновластное воцарение над землёй. На Север приходит полярная ночь. Вопреки расхожим представлениям, полярная ночь длится не всю зиму. В начале января жители Крайнего Севера снова заметят, что солнце начало появляться на горизонте. А на границе полярного круга полярная ночь длится менее двух суток. На тех же широтах, где наступает полная полярная ночь, вообще нет человеческих посёлков с постоянным населением. |
https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/node/2363 |
Окружающий мир |
Даже небольшой слой снега при таянии даёт весьма приличное количество воды. К примеру, если на 1 гектаре земли лежит слой снега толщиной 1 см, после таяния земля получит около 30 кубометров воды — половину железнодорожной цистерны. |
https://100-faktov.ru/xolodnaya-i-surovaya-zima/ |
Изобразительное искусство |
Каждому чувствующему человеку памятны свои особые ощущения при встрече с красивыми природными явлениями: багряным осенним лесом, цветущим лугом, белоснежными зимними полями, радугой, величавыми горными вершинами, таинственным морским закатом. И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А. К. Саврасов, А.И. Куинджи, И.К. Айвазовский открыли для нас свой взгляд на окружающий мир - такой удивительный и, очень разный. Не зря и сегодня пейзажи картины природы маслом являются самыми востребованными и любимыми среди почитателей живописи. Различают следующие направления пейзажной живописи: романтическое, где на первый план выступает субъективное переживание художника, восторг перед красотою природы - отсюда некоторая приукрашенность действительности; реалистическое, где присутствует спокойная и правдивая передача природных тонов и красок; импрессионизм, где важнейшим компонентом является вибрирующая световоздушная среда, словно оживляющая изображенные на полотнах уголки природы. |
http://www.artrussia.ru/landscape |
Изобразительное искусство
|
Время беспрепятственно движется в одном направлении — только вперёд. Люди примирились с его неумолимым ходом и упорядочили своё мироустройство годичными циклами, сменой времён года. Какими же символами «кодировали» художники время, и как оно обозначено в искусстве? Сезонная символика пользовалась особой популярностью в погребальной культуре Древнего мира. Изображение смены времен года, символизирующей чередование расцвета и угасания жизни, обнадёживало тех, кто оставался по эту сторону Стикса, и должно было служить утешением для тех, кто покидал мир живых. Надгробия и саркофаги украшали сюжетами, напоминающими о бренности земных радостей и неизменном возрождении. Существовали различные варианты персонификации времен года. И если в 1 в.н.э. зима, весна, лето и осень изображались, как правило, в женском обличье, то потом они почему-то приобрели мужские очертания. |
https://artchive.ru/encyclopedia/1212~Uporjadochennaja_neotvratimost'_vremja_kak_simvol_v_iskusstve |
Изобразительное искусство
|
Лето в картинах русских художников пропитано гармонией тепла и благоухания зелени, то слегка утомленной знойной жарой, то пропитанной освежающей влагой после теплого летнего дождя в красках великолепия природы русских пейзажей. Например, картина Левитана «Березовая роща»? описывает летнюю природу березового леса, летние краски в живописи на примере известной картины Исаака Левитана "Березовая роща" – одно из лучших произведений этого великого живописца. |
https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/% |
Изобразительное искусство
|
Говоря
о жанре пейзажа невозможно не обратится к творчеству великих художников
пейзажистов. Сейчас трудно себе представить, что двести лет назад такого
понятия как "русский пейзаж" ещё не существовало. Традиции
российской пейзажной живописи начали формироваться лишь в конце XVIII
столетия. До этого художники писали под влиянием итальянских и французских
мастеров, облагораживая природу согласно академическим законам, считавшимися
обязательными в живописи той поры. |
http://www.art-paysage.ru/article/velikie-hudozhniki-peizazhisty/ |
Изобразительное искусство
|
Картины, написанные русскими и зарубежными художниками на тематику окружающей природы, приковывают к себе взгляд. Пейзажи художников современности и 19-начала 20 века отражают удивительную закономерность: человек становится не хозяином родных просторов, а верным сыном своей земли. Колористика полотен пейзажистов уникальна. Смена облика природы всегда волновала художников. Времена года на их картинах – это особое настроение. У каждого из художников своё отношение к флоре и фауне родного края. Кто-то видит худенькие березки, кто-то любуется раскидистыми ивами, а кто-то в восторге от бурного моря – любое полотно несёт в себе очарование и неподдельную красоту. |
https://5sec.info/tag/kartiny-prirody/ |
Изобразительное искусство
|
Работы Арчимбольдо могут быть шутливыми, но он и его современники были очарованы красотой и гротеском, которые можно найти в окружающем мире. Благодаря тому, что он описывал флору и фауну вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищались на протяжении столетий. Самая безумная работа художника — "переворачивающаяся" голова, а картина с первого взгляда выглядит, как натюрморт. Чтобы увидеть лицо, нужно перевернуть её на бок. |
https://kulturologia.ru/blogs/291215/27798/ |
Изобразительное искусство |
После смерти Джузеппе Арчимбольдо был забыт на долгих четыре века, но, воскрешённый усилиями сюрреалистов в начале века двадцатого, он сразу встал рядом с великим Леонардо да Винчи, не уступающим ему ни по широте эрудиции, ни по универсальности талантов, ни по гениальности. Сегодня Арчимбольдо в числе тех немногих художников, что оказали наиболее сильное влияние на европейскую живопись, задав ей новое направление. Джузеппе начал первым изображать уродливое, тем самым поставив под сомнение утверждение, что предметом искусства является только прекрасное. Чудаковатость его картин современники оценивали как курьезы, шутки, перевертыши, веселящие императорский двор, подобно пышным праздничным церемониям, фейерверкам и водным представлениям в императорском дворце, мастером организовывать которые был Арчимбольдо. На современном языке его можно было бы назвать арт-директором императорского двора, но в первую очередь он был всё-таки художник, каким и вошёл в историю европейской живописи. |
http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2015/07/archimboldo9.jpg |
Изобразительное искусство |
В трудах Т. Дакосты Кауфмана проводится последовательно серьёзная интерпретация наследия Арчимбольдо в контексте культуры XVI века. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Фонтео «Картины „Времена года“ и „Четыре элемента“ императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Гармония, с которой плоды и животные сочетаются в изображении человеческих голов, символизирует гармонию империи под благим правлением Габсбургов. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Времена года чередуются в неизменном порядке, символизируя как постоянство природы, так и вечность правления дома Габсбургов. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы — павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. На воинственное начало указывают и пушки. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу — императора Максимилиана. На праздничной процессии 1571 года император предстал именно в костюме Зимы, что также намекало на его роль владыки всего мира. |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Арчимбольдо,_Джузеппе |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.