Аспекты направления: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
1. Герой XXI века. Портрет современного человека, его жизненная позиция. Духовные ценности и нравственные ориентиры молодежи.2. Связь поколений: сходства и различия между представителями современного поколения и их предшественниками.3. Культурные запросы и потребности современного человека: кино, музыка, театр, литература, массовая культура.4. Литературные пристрастия современного читателя. Герои и антигерои в современной литературе.5. Влияние технологий на современность. Цифровой человек. Поколение Z. Зумеры*.6. Молодежь перед вызовами 21 века. Влиянии молодого поколения на формирование будущего мира.
ТЕМА 1. Может ли классическая литература дать ответы на вопросы, волнующие современного подростка? ТЕМА 2. Кого можно назвать героем XXI века? ТЕМА 3. Как формируются нравственные ориентиры современного человека? ТЕМА 4. Каков он: портрет современного человека? ТЕМА 5. Может ли компьютер заменить книгу?ТЕМА 6. О чем мечтает мое поколение?ТЕМА 7. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?ТЕМА 8. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?ТЕМА 9. Как влияет время на выбор профессии?ТЕМА 10. Может ли кино вытеснить литературу?ТЕМА 11. Актуальна ли классическая литература в наши дни?ТЕМА 12. Каков он: портрет современного человека?ТЕМА 13. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?ТЕМА 14. Согласны ли вы с утверждением: «молодежь смотрит на мир глазами своих кумиров»?ТЕМА 15. Какая профессия является престижной в 21 веке?ТЕМА 16. Как меняется язык в 21 веке?ТЕМА 17. Согласны ли вы с тем, что современный человек утрачивает связь с природой?ТЕМА 18. Почему молодежь стремится жить в городе?ТЕМА 19. В чем плюсы и минусы интернета?ТЕМА 20. Кто является героем для молодежи?
Книги – это имущество, завещаемое умом человечеству, предназначенное для передачи из поколения в поколение, на пользу тем, которые со временем родятся. (Джозеф Аддисон)
Современный человек не знает, что делать со временем и силами, которые он выпустил из своих рук. (Пьер Тейяр де Шарден)
Современный человек ничем не защищен от воздействия почти беспрерывного «шума»: радио, телевидение, вывески, реклама, кино – в основном это не просветляет, а затуманивает наш разум. (Эрих Фромм)
В погоне за «сокровищами» – деньгами, славой, властью – современный человек потерял нечто очень важное. Он потерял самого себя. (Анхель де Куатье, "Дневник сумасшедшего")
Современный человек чувствует неустойчивость всего, что делается вокруг него. У него такое ощущение, что все должно рухнуть, и все почему-то держится. (Фазиль Искандер, "Сандро из Чегема")
То, что было хорошо для наших родителей, для нашего поколения уже недостаточно хорошо. (Оскар Уайльд, "Портрет Дориана Грея")
Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее. (Джордж Оруэлл)
Каждое поколение восстает против отцов и дружит с дедами. (Льюис Мамфорд)
Мы тратим молодость на приобретение богатства, а богатство – на покупку молодости. (Дуглас Коупленд, "Поколение Х")
У молодых есть все преимущества перед старыми. Все, кроме одного: старые знают, что каждое поколение приходит со своей правотой и своими иллюзиями. Молодые видят только свою правоту и склонны счесть её правотой окончательной. Умный Базаров был бы ещё умнее, если бы догадался, каким тупицей прослывёт он у первых эстетов и декадентов. (Георгий Адамович)
Список книг к направлению "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения". Русская литература.
Список произведений к направлению "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения". Зарубежная литература.
Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
Я думаю, что нравственные ориентиры современного человека, как и человека других эпох, формируются под влиянием многих факторов. И в первую очередь, это, конечно, семья. Родители, даже если они не проводят воспитательные беседы, а просто живут обычной будничной жизнью, оказывают непосредственное влияние на своих детей. Дети всегда берут пример с мамы и папы, копируют их действия, поступки и внешность. То, о чём разговаривают и как ведут себя старшие, навсегда остаётся в памяти и сознании ребёнка. Я не раз замечала такую закономерность. Если, например, в семье слушают красивую музыку, не повышают голос при общении, не употребляют нецензурную лексику, то ребёнок, чаще всего, вырастет спокойным и культурным. И наоборот, там, где ребенка окружают ругань, неуважительное отношение к другим людям, он становится несдержанным, грубым или абсолютно закомплексованным человеком.
Герои многих литературных произведений как раз и подтверждают моё мнение. Особенно это прослеживается в романе И.А.Гончарова “Обломов”. Два главных героя, два друга, Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц, абсолютно противоположные личности. Автор подробно рассказывает об их детстве. В связи с этим становится понятно, почему они живут по таким разным принципам. Илья Ильич с младенчества впитал в себя дух Обломовки, где хозяева в основном спали и ели. Труд не был ценностью в семье Обломовых. Родители даже не принуждали сына к серьёзному обучению. Главное, по их мнению, - это здоровье и покой. Такую установку их сын пронёс через всю жизнь. Лежание на диване и “ничегонеделание” стали жизненной философией этого героя.
В семье Штольцев правила жизни были совершенно иными. Отец был строг с Андреем, приучал его к труду с ранних лет, сам обучал точным наукам. Собственным примером Иван Богданович показал сыну, как надо серьёзно относиться к делу и к своему будущему. Именно труд и целеустремлённость помогли уже взрослому Андрею Ивановичу Штольцу добиться многого в жизни в отличие от своего ленивого товарища.
Пример этих героев служит доказательством того, что в любые времена именно семья является для человека главным жизненным ориентиром. Но если бы родители были единственным примером, то люди вырастали бы точной их копией. А это не так. На человека оказывает влияние вся окружающая действительность. Когда ребёнок подрастает, он общается с друзьями, воспитателями, учителями и другими людьми, смотрит телевизор, слушает музыку, посещает массовые мероприятия. Всё это влияет на его характер, интересы, формирует мировоззрение, нравственные принципы. Нельзя не упомянуть ещё об одном факторе, оказывающем влияние на нравственные ориентиры современного человека. Это интернет. Беспрепятственный доступ во всемирную паутину может помочь укрепить нравственность, а может и окончательно разрушить её. И здесь я снова хочу вспомнить о роли семьи. Когда родители общаются со своими детьми, интересуются их жизнью, разделяют или поддерживают интересы ребёнка, интернет не станет паутиной, затягивающей подростка в пучину ненависти, безысходности и жестокости. Он будет для него источником знаний и возможностей, способом творить добро и нести в мир красоту.
Кого можно назвать героем XXI века?
XXI век – время быстроразвивающихся технологий, глобализации и переизбытка информации. Кто же является героем нашего по-настоящему уникального времени? По моему мнению, это – человек, которому в наше стремительное время удаётся оставаться собой.
Подтверждение этого тезиса можно найти в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Это во многом пророческое произведение написано в середине ХХ века, однако оно написано о будущем, поэтому его содержание относится и к нашему времени. В мире этой антиутопии люди сжигают книги, чтобы избавиться от сомнений и переживаний. Характерным представителем общества будущего является жена главного героя. Милдред интересны лишь развлечения: целыми днями она смотрит телевизионные шоу, а её самая большая мечта – гигантский телеэкран во всю стену. Главный герой Гай Монтэг противопоставлен ей. Однажды он приходит к тому, что жить нужно осознанно, что наслаждаться нужно природой, а не развлекательными передачами, что книги – главный проводник мудрости и знаний. Герой даже присоединяется к группе отшельников, которые заучивают книги наизусть, чтобы сохранить их для будущих поколений. Разумеется, в современном мире никто не сжигает книги, но тем не менее сейчас люди склонны к бездумному поглощению информации, как и в романе Брэдбери. На мой взгляд, те, кто, подобно Монтэгу, умеет ценить по-настоящему важные вещи, являются героями XXI века.
Другая антиутопия ХХ века, содержание которой так или иначе стало пророческим, – роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». В будущем, описанном Хаксли, люди делают всё возможное, чтобы избавиться от негативных эмоций. Индустрия развлечений и культ потребления там развиты невероятно сильно, а государство производит специальное вещество, позволяющее людям забыть о любых проблемах. В этом мире все счастливы, но у этого есть и обратная сторона: такие вещи как любовь, искусство и даже семья здесь под запретом, ведь они могут приносить негативные эмоции. Джон, один из героев произведения, восстаёт против этого. Он вырос далеко от цивилизации, у него была семья, он любил читать и искренне не понимал, как люди могут не знать, что такое любовь. Так и не признав ценности общества потребления, он становится отшельником. Как и герой Брэдбери, Джон остаётся собой в мире, где принято ценить лишь абсолютно пустые вещи.
Итак, в антиутопиях ХХ века, как ни странно, можно найти пример героя ХХI века. На мой взгляд, это – человек, который ценит любовь, искусство семью, природу, который может противостоять таким современным реалиям, как тяга к пустым развлечениям и «быстрой» информации. Именно такие люди ведут всё человечество вперёд.
Каков он: портрет современного человека?
Как описать современного человека? Какую характеристику ему дать? Я вижу много людей вокруг себя, и все они разные. Эти различия зависят от возраста, социального положения, воспитания. Мне кажется, что термин “современный” больше всего относится к людям младшего возраста, к тем, кто родился не в СССР, а в России. Наши бабушки и дедушки воспитывались на совсем других принципах и идеалах. Кроме того, в последние десятилетия научный прогресс прочно вошёл в нашу жизнь и сильно изменил не только бытовые условия, но и сам стиль жизни. Вместе с ним изменился и менталитет современного человека.
Когда я читаю роман Л.Н. Толстого “Война и мир”, я невольно сравниваю себя с его героями. Как много они размышляют и рассуждают на различные темы! Вот Андрей Болконский мечтает о подвиге, вспоминая биографию Наполеона, а позже выводит свою знаменитую формулу о том, что жить нужно, избегая двух зол: угрызения совести и болезни. А вот Пьер Безухов возносит хвалебные оды французской революции, а после взятия “антихристом” Москвы, производит подсчёты, которые подталкивают его к покушению на императора Франции. Современному молодому человеку некогда заниматься подобными вещами. Наше время - это время информации и скоростей. Моему современнику надо постоянно успевать переработать огромные потоки информации и уметь быстро принимать правильное решение. От этого часто зависит его будущее и благополучие семьи. А ещё он должен быть гибким, способным адаптироваться в быстро меняющемся мире. Наш стиль жизни кардинально отличается от того, как жили люди не только сто, а даже двадцать лет назад. Представители старшего поколения часто называют моих современников ленивыми, избалованными и даже агрессивными. Я думаю, что это не так. Найти своё место и прочно обосноваться в жизни нам гораздо труднее, чем представляется старшим, а за агрессию они, скорее всего, принимают коммуникабельность и раскрепощённость, которые не были свойственны предыдущим поколениям.
Несмотря на такое разительное отличие, людей всех возрастов объединяют общечеловеческие ценности. Мои современники так же, как и их предшественники, страдают от предательства и неразделённой любви, ненавидят подлость и жестокость, мечтают жить в мире и согласии с другими. Они очень ранимы, часто одиноки и непоняты, но не могут позволить себе расслабляться и делиться своими проблемами с окружающими. Скорее всего, современный человек спрячется в сетях глобальной паутины и наденет на себя маску счастливца, потому что слабый в нашем мире не выживет или просто будет влачить убогое существование.
Возможно, портрет моего современника получился не очень светлым, но ведь в жизни не всё так просто и однозначно. Рассуждать о современности и людях, живущих в этом бурно изменяющемся мире, довольно сложно. Очень точно по этому поводу высказался, на мой взгляд, писатель А. Вяземка: “Величие можно найти лишь в прошлом и будущем, а искать величие в современности не стоит. Современность нужно строить, а не восхищаться ею”.
Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
Ч. Айтматов "Плаха"
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.