Аспекты направления: «Разговор с собой»
Что значит быть «самим собой», «оставаться собой». Уникальность человека, идентичность.
Гармония с собой или душевный разлад.
Рефлексия. Самопознание, самоопределение и самоанализ как путь к самосовершенствованию. Попытки понять себя, свое место в мире, предназначение, смысл жизни ( ценности, интересы, мотивы)
Выявление сильных и слабых сторон собственной личности. Нормы морали. Совесть как внутренний голос человека, позволяющий сделать нравственный выбор, оценить поступки.
Личный опыт и осмысление опыта других людей (например, литературных героев). Герои, влияющие на наше мировоззрение (в том числе литературные).
ТЕМА 1. Что значит быть самим собой?ТЕМА 2. В чем состоит опасность душевного разлада?ТЕМА 3. Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?ТЕМА 4. Что помогает человеку совершенствовать себя?ТЕМА 5. Как найти "свой путь"?ТЕМА 6. Что значит быть честным с самим собой?ТЕМА 7. Как вы понимаете словосочетание «внутренний голос»?ТЕМА 8. Важно ли быть в гармонии с собой?ТЕМА 9. Может ли литература помочь человеку понять себя?ТЕМА 10. Какие вопросы задает человек самому себе?ТЕМА 11. Трудно ли быть самим собой?ТЕМА 12. Помогает ли любовь понять себя?ТЕМА 13. Когда просыпается внутренний голос?ТЕМА 14. Что помогает человеку найти свой путь?ТЕМА 15. Как искусство помогает человеку понять себя?ТЕМА 16. Можно ли жить без цели?ТЕМА 17. Что значит идти путём самосовершенствования?ТЕМА 18. Чем опасно бессмысленное существование?ТЕМА 19. Что помогает человеку лучше понять себя?ТЕМА 20. К чему приводит душевный разлад?ТЕМА 21. Почему важно правильно оценивать себя и свои поступки?ТЕМА 22. Для чего человеку нужна совесть?
Для чего же, дана мне моя душа? Для того, чтобы в каждом отдельном случае спрашивать себя самого и испытывать, что происходит у меня сейчас в той части, которую называют руководящим началом, и чья душа во мне сейчас: не мальчика ли? не юноши ли? не слабой ли женщины? не тирана ли? не домашнего ли животного? не дикого ли зверя? (Марк Аврелий «К себе самому»)
Отчаяться каждый может. А вот чтобы совладать с собой, нужно быть человеком. (Джон Стейнбек, "Гроздья гнева")
Надо быть самим собой, человек должен быть самим собой, чего бы это ни стоило. (Даниил Гранин, "Иду на грозу")
Секрет – в самодостаточности. В умении быть личностью, в умении быть счастливой с самой собой. Это трудно. Зато все остальное жизнь вам даст в подарок. (Вивьен Вествуд)
Соперничество – в нас самих. Я стараюсь быть лучше, чем это возможно. Я соревнуюсь с самим собой, а не с другими. (Лучано Паваротти)
Нужно быть собой. Всегда собой, изо всех сил собой, и тем больше, чем трудней: не примеривать чужие судьбы. (Станислав Лем)
Герой — тот, кто хочет быть самим собой. (Хосе Ортега-и-Гассет)
Ненавидеть человека — значит желать, чтобы он был кем угодно, только не собой. (Эмиль Мишель Чоран, "Попытки забыться")
Чтобы быть собой, нужно быть кем-то. (Станислав Ежи Лец)
Хоть бы минутку побыть с самим собой и собраться с силами — вот это нужно человеку, иначе он вывёртывается весь наружу и в своих делах не узнаёт себя самого. (Михаил Пришвин)
Список книг к направлению "Разговор с собой". Русская литература.
Список произведений к направлению "Разговор с собой". Зарубежная литература.
Неслучайно французский писатель Стендаль писал: "Стараться быть самим собой — единственное средство иметь успех". Ведь быть собой - значит обрести внутреннее равновесие, отказаться от всего, что навязано извне.
О том, что значит обрести себя, писал Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир". Перед сражениями 1805 года Андрей Болконский видит целью своей жизни добиться славы. Именно поэтому кумир героя - Наполеон. Во время битвы под Аустерлицем Болконский решает совершить подвиг: он берёт в руки знамя и ведёт отступающих в панике солдат в бой. Когда герой оказывается ранен, он переосмысляет свои ценности. Впоследствии он увидит Наполеона собственными глазами, но уже не будет чувствовать благоговения. Перед Бородинским сражением Андрей произнесёт следующие слова: "Война - не любезность, а самое гадкое дело в жизни". Участие в кровопролитной битве помогло герою отказаться от ложных идеалов и обрести душевную гармонию. Благодаря этим событиям Болконский стал самим собой.
К этой теме также обращался Александр Сергеевич Пушкин в произведении "Капитанская дочка". Уезжая на службу, семнадцатилетний Пётр Гринёв мечтает о веселье и кутеже. Желая показаться взрослым, он играет на деньги в бильярд и проигрывает огромную сумму. Позже герой ссорится с вырастившим его слугой Савельичем, который указал на глупость этого поступка. Затем Гринёв осознаёт, что быть взрослым - значит хранить честь и ценить близких людей. Осознав эти ценности, Пётр совершает несколько по-настоящему благородных поступков. Встретившись лицом к лицу с Пугачёвым, герой отказывается признавать его государем, а во время оккупации Белогорской крепости он отправляется спасать свою возлюбленную Машу Миронову, несмотря на опасность. Так, Гринёв становится самим собой, обретя истинные ценности и доказав это своими поступками.
Итак, быть самим собой - значит обрести внутреннюю гармонию и настоящие ценности. Путь к обретению себя лежит через множество испытаний и ошибок.
Что значит быть самим собой?
В чем состоит опасность душевного разлада?
Душевный разлад, что это означает? Когда я произношу эту фразу, мне представляется музыкальный инструмент. Владелец ухаживает за ним, оберегает, производит его настройку. Когда инструмент расстраивается, то мелодия не получается, вместо музыки звучит жуткая какофония. Так же, по-моему, происходит и с душой человека. Если в ней всё умиротворённо, гармонично, то и её хозяин живёт спокойной и насыщенной жизнью. Но если в душе возникает разлад, то мирная жизнь прекращается, человека начинают терзать сомнения и противоречия. Главный герой романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” живёт не в ладу с самим собой. Уже с первых страниц романа можно заметить, что Родион Раскольников мучается и ведёт себя очень странно. Он постоянно погружён в свои мысли, не замечает того, что его окружает, забывается, впадает в болезненное состояние. А всё потому, что студент стоит перед чудовищным выбором: убить человека ради помощи слабым и обездоленным или остаться самим собой и не переступить через собственную нравственность. Раскольников всё же решается на преступление. Он считает, что жизнь никчёмной старухи ничего не стоит по сравнению с тем, сколько добрых дел он сможет сделать на её деньги. Но достигнутая цель не приносит убийце удовлетворения. По сути своей Родион не преступник, он, наоборот, готов помогать людям, отдаёт свои последние деньги семье Мармеладовых. На протяжении всего романа видны страдания главного героя, его мучительный выбор между бесчеловечной теорией и собственной совестью.
Пример тяжёлого душевного разлада можно увидеть и в пьесе А.Н.Островского “Гроза”. Катерина Кабанова воспитана в традициях “Домостроя”. Живя в семье своего мужа, она терпит унижения и издевательства свекрови и старается быть достойной женой и невесткой. Но на её беду в город приезжает мужчина, который вызвал у неё настоящее искреннее чувство. Героине приходится бороться между любовью и чувством долга, страхом перед разоблачением. Но самое страшное для Катерины то, что она реально осознаёт, что совершает грехопадение. Девушку воспитали в семье как истинную христианку. Для неё не так страшно наказание людское, как высший суд. Но и со своим чувством к Борису Григорьевичу она справиться не может. Всё это, а ещё и слабохарактерность её возлюбленного приводят женщину к гибели. На этих примерах видно, чем опасен душевный разлад. Он порождает слабость, раздражительность, уязвимость ко всему негативному. И в конце концов, этот внутренний конфликт разрывает душу человека, лишает его не только покоя, но и радости жизни.
Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?
Каждый человек время от времени задаёт себе вопросы: “Какой я? Что я из себя представляю?”. Оценить свою личность довольно трудно. Чаще мы слышим оценку окружающих, и зачастую с ней не соглашаемся. Как же можно узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? Ответ на этот вопрос я попыталась найти в произведениях классической литературы.
Самым ярким примером эксперимента над собственной личностью, на мой взгляд, является жизнь Родиона Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Этот герой решил узнать, можно ли его считать сильной личностью. Способ, который он выбрал для этого, нельзя назвать удачным и разумным. Взяв для себя в пример Наполеона и других сильных мира сего, Раскольников решает совершить преступление. Ему кажется, что, переступив через собственную совесть, убив “вредную старушонку”, он лишь подтвердит собственную силу духа. Родион считает, что ради великого дела рациональность и холодный расчёт должны перевесить жалость и человечность. Однако, сильным, на мой взгляд, он остаётся лишь тогда, когда оставляет вдове Мармеладова деньги на похороны, защищает от похотливого франта опозоренную девушку, спасает детей во время пожара. До самых последних страниц романа герой пытается разобраться в собственном я, и, по сути, занимается этим всю свою жизнь.
На протяжении всей жизни изучает сильные и слабые стороны собственной личности герой романа Л.Н.Толстого “Война и мир” Пьер Безухов. Уже при первой встрече с этим персонажем, внешне неприглядным и нелепым юношей, приходишь к выводу о том, что он не безразличен к своему внутреннему миру и состоянию. Пьер всё время изучает себя, пытается гармонично влиться в окружающий мир. Он, как любой человек, ошибается, разочаровывается, страдает, но при этом постоянно совершенствует себя, поднимает до более высокого духовного уровня. Что бы он ни делал, попадал ли в нелепые ситуации, идя на поводу у таких, как Курагины, или вёл задушевные беседы с князем Андреем Болконским, везде заметна его внутренняя работа, “диалектика души”. Пьеру пришлось пройти через многие испытания: предательство, коварство окружающих, измену жены, войну и плен. Но из каждого такого жизненного урока он извлекал опыт и находил возможность подняться на более высокую духовную ступень и стать счастливым.
Так как же человек может узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? Исходя из этих примеров, я думаю, что люди познают себя через жизненный опыт, через трудности, которые надо научиться достойно преодолевать. Проходя определённую жизненную ступень, совершая какой-то поступок, пусть даже и не самый правильный, человек анализирует то, что с ним произошло, пытается разобраться, что он сделал не так. Такой внутренний анализ в совокупности с жизненным опытом и позволяет разобраться в своём внутреннем мире, воспитать в себе полноценную личность.
Л.Н. Толстой "Война и мир"
Пьер Безухов
Пьер Безухов – герой эпохи начала XIX века. Познакомившись с молодым дворянином в салоне А.П. Шерер, на протяжении всего романа читатель может проследить путь самопознания, который проходит Безухов. Он полон интереса к окружающему, в нем есть наивность и простодушие, он считает, что надо быть полезным и приносить добро, пытается найти свое место в жизни. Однако Пьер впечатлителен и легко поддается влиянию других. Руководствуясь порывом, он пытается примкнуть к движению франкмасонов, вся деятельность которых сводится к филантропии. Но прежде всего Пьер ставит себе целью достичь морального совершенства. Характерно то, что он разочаровывается в масонах, но благодаря этому может приблизиться к народу и на поле Бородинской битвы познакомиться с солдатами, а затем с Платоном Каратаевым: «Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что так поразило его в солдатах в Бородинском сражении... И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собой только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве». Встреча с Каратаевым – одно из самых глубоких впечатлений героя, ввергших его в кризис, в результате которого он обретает «веру в жизнь» и влюбляется в Наташу Ростову.
Пьер Безухов, может быть, первый и самый крупный из литературных героев, трезво оценивающих свою жизнь и способных на полное самоотвержение. Целиком поглощенный своим внутренним миром, герой не подозревает, что его малейшие жесты, спонтанные эмоции, внезапные реакции позволяют познать его гораздо лучше, чем то, как он пытается разрешить свои проблемы и сомнения. Постепенно он приходит к пониманию того, что истина заключена в обычном человеке, и, познав эту истину, он одновременно познает свою собственную человеческую сущность.
И.А. Гончаров "Обломов"
Обломов. Самореализация
Главный герой романа И,А. Гончарова «Обломов» - пример человек, не сумевшего реализовать то «хорошее, светлое начало», которое покоилось в недрах его доброй души. Илья Ильич не осознал в себе человека, не применил свои тонкие чувства и ум идеалиста. Герой, в образе которого сосредоточены характерные особенности целого поколения, остался пассивен. Даже любовь не «разбудила его», не заставила выбраться из скорлупы обыденности, честно ответить на вопросы о самом себе. Самоанализ, элементы которого мы видим на протяжении всего романа, оказался незаконченным: герой так и не разобрался в своем духовном и нравственном состоянии, не прошел до конца путь развития. И.А. Гончаров на примере жизни Обломова показывает, что ждет людей, заглушающих в себе волю и силу духа, не готовых сбросить с себя халат обломовщины.
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.