Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Знаний» (подготовительная группа) Образовательная область: «Речевое развитие». Цель: обобщение и закрепление полученных знаний. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить понятие детей о звуке, слове и предложении. 2. Упражнять в умении делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки. 3. Закрепить умение делать звуковой анализ слова. 4. Закрепить понятие, что такое предложение; 5. Упражнять в составлении предложений к заданной схеме из 2 и 3 слов. 6. Развивать словесно- логическое мышление у детей, умение рассуждать и делать выводы. 7. Упражнять детей в умении разгадывать зашифрованные слова, заменяя рисунки словами. Развивающие: 1. Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха. 2. Развивать зрительное восприятие, внимание, память. 3. Развивать фонематический и речевой слух. 4. Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её. 5. Обогащать лексику. Воспитательные: 1. Воспитывать дружеские взаимоотношения, активность и самостоятельность 2. Продолжать формировать умение работать в коллективе терпеливо, выслушивать вопросы воспитателя и ответы товарищей, поощрять активность и самостоятельность 3. Формировать навыки совместной работы в паре, работы у доски. 4. Воспитывать чувство взаимопомощи. Материалы к занятию: 1. Иллюстрация королевы Знаний и иллюстрация страны с замком Знаний 2. Плакат со схемами предложений 3. Посылка с игрушками: мяч, кубик, машина, кукла и письмо от Королевы знаний с загадками 4. Мяч для игры 5. Музыкальная пальчиковая игра Раздаточный материал: 1. буквы к слову Азбука 2. Цветные карандаши для звукового анализа слов 3. Призы — Смайлики Ход занятия: Ребята, я предлагаю поприветствовать друг друга: Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты мой – друг, Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Игра «Искорка» передаем друг другу кусочек доброты через пожатие ладошки Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо –Давайте посмотрим его (письмо от Королевы Знаний) «Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я уверена, что вы справитесь со всеми задачами, и в конце, после выполнения всех заданий, вас ждет награда. Желаю вам удачи!» Учитель-логопед: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, нужно правильно ответить на мои вопросы, кто отвечает правильно садиться за стол Назови слова на звук А, О, И, Э, Я … Какой у нас особенный звук? Ы. Почему? Он никогда не бывает первым, всегда находиться в середине или в конце. Давайте назовём слова со звуком Ы: мыло, часы, столы, шкафы, комары СЕЛИ Ребята, давайте вспомним: -Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными) -Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки . -Какое мы знаем правило: сколько гласных столько и слогов. -Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими) -Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим) -Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым) -Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным). Учитель-логопед: ну, а теперь мы можем отправляться в путь! Закрываем глазки Раз-два-три в Страну знаний нас веди! (Повесить на доску иллюстрацию Замка страны Знаний и иллюстрацию Королевы Знаний). Открываем глазки Учитель-логопед: Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. Ребята, а что это? Достать посылку Да, это посылка от королевы Знаний! Давайте посмотрим, что в посылке. Смотрите здесь письмо, а это, кажется и первое задание, Королева Знаний посылку прислала, А в ней предметы, а узнаете какие предметы она прислала, по загадке которую я вам загадаю 1. Я хорошая игрушка – Каждой девочке подружка. Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки. (КУКЛА) Вынуть - Давайте разделим слово КУКЛА на слоги. 2. Следующая загадка: Он бывает баскетбольным, Волейбольным и футбольным. Скачет, прыгает, летает И усталости не знает. (МЯЧ) Сколько слогов? 3. Строю дом из кирпичей, Он пока еще ничей. Вот кирпичик к кирпичу – Строю все, что захочу! Не нравится – ломаю И снова начинаю. (Кубики) Сколько слогов? 4. Сам бежать не хочет, Требует водителя. Жить он сам не может Без руководителя. (МАШИНА) Сколько слогов? (Учитель-логопед достает из посылки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину) Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки) Учитель-логопед: Правильно, игрушки. Ребята, вы такие молодцы! 2. А вот и второе задание. Мы продолжаем наше путешествие по стране знаний. Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, и более слов, которые дружат между собой) Вывесить схему предложений. Что это такое? схема предложений. Учитель-логопед: Давайте составим предложения по схемам. 1. |___. 2. |___ ___. 3. |___ ___ ___. Учитель-логопед: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово). А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы). Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено) Ребята, вы отлично справились с заданием гнома, я горжусь вами! -Ребята, вы любите играть в конструктор? Давайте покажем как мы играем Физминутка «Лего – умная игра» Лего – умная игра, (Пальчики сжимаем из кулачка) Завлекательна, хитра (руки в стороны и сложить перед грудью) Интересно здесь играть (круговорот рук- вертушка) Строить, составлять, искать! (Хлопки на каждое слово) Приглашаю всех друзей (разводим руки в стороны) «Лего» собирать скорей. (Соединяем пальчики с большим) Тут и взрослым интересно: (руки на поясе, пружинка) В Лего поиграть – пальчики сжимаем – разжимаем из кулачка Полезно – руки вверх к солнышку 3 задание: Переходим к следующему заданию. Это, ребята, загадка. Сели на страничку, Тридцать три сестрички, Сели рядом — не молчат, Нам загадки говорят. (Азбука) 1 ребёнок работает у доски выкладывает слово и делает звуковой анализ, остальные за столом выкладывают из букв слово и карандашами делают звуковой анализ слова -Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «азбука» (дети работают самостоятельно, один ребенок у доски). -Ребята, я предлагаю размять пальчики Музыкальная пальчиковая игра Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Давайте немного отдохнули и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний. Ну что ж отдохнули, королева Знаний вам прислала карточки с заданиями это последний шаг в этом путешествии вопрос: Выбери цветок, который заканчивается на гласный звук 1. мак. 2. Роза. 3. тюльпан вопрос: На какой картинке девочка произносит гласный звук [и] вопрос: Выберите птицу, в названии которой 2 слога 1. кукушка 2. Дятел 3. Воробей вопрос: Выбери животного, в названии которого 1 слог 1. Лось 2. Лиса 3. Белка Молодцы, ребята! Вы многому научились! Королева Знаний оставила вам подарки, они в посылке. Итог занятия На сегодняшнем занятии мы много путешествовали. Все задания Королевы Знаний мы выполнили. А что же мы интересного узнали во время путешествия (Ответы детей). Ребята, а что вам больше всего понравилось? А что для вас оказалось самым трудным? А мне ребята очень понравилось как вы себя вели во время путешествия, как вы уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями Королевы Знаний! Я вами горжусь! — Вы ребята, молодцы! Теперь вы смело можете идти в школу И Королева Знаний приготовила для вас призы, дети получают смайлики. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.