Итоговое занятие по правилам дорожного движения во 2 классе « Знай и соблюдай правила дорожного движения!»

  • doc
  • 12.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия по ПДД.doc

Методическая разработка

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

«Дорога безопасности» (1- 4 классы)

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое занятие

 по правилам дорожного движения во 2 классе

« Знай и соблюдай

правила дорожного движения!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Смирнова М. А.

Должность: учитель начальных классов

МОУ СОШ №4

 

 

 

 

2023-24 уч. год

 

 

 

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

У: Ребята, мы живем в большом и красивом городе с широкими улицами. По

     улицам движется много машин, автобусов и другой транспорт. И никто

     никому не мешает. Это происходит потому, что есть четкие и строгие

     правила для водителей и пешеходов.

     Как называются эти правила?

Д: Правила дорожного движения.         ( слайд 1)

У: Верно. Вы знаете, что скоро начнутся самые длительные летние каникулы.

    Поэтому сегодня в « Школе пешехода» мы еще раз повторим правила

     поведения на улицах и дорогах, которые вы обязаны знать и соблюдать.

     Все вместе прочитаем девиз нашего занятия:

    Знай и соблюдай правила дорожного движения.   ( слайд 2)

     III. У: А знаете ли вы, что еще 3 января 1693 царь Петр 1 издал указ о

  правилах движения на дорогах. Они ограничивали скорость езды,

  указывали, где можно, а где нельзя останавливаться конным экипажам.

 Было введено  правостороннее движение. ( слайд3)

   

Посмотрите, как выглядел первый в мире паровой автомобиль. ( слайд4)

  

 А только в 1891 г. в России появился первый автомобиль. Пыхтя и

 громыхая, двигался странный экипаж без лошади. Экипаж вызвал всеобщее

 удивление и смятение. Пешеходы жались к стенам зданий, лошади

 шарахались от испуга в стороны. ( слайд 5)                                            

  

С каждым годом появлялось все больше и больше машин. Создавались и выпускались новые машины. И, конечно же, изменялись и дополнялись ПДД.

IV. У: А теперь ответьте на мои вопросы.

     1. Что такое улица?

Д: Дорога, которая проходит по городу или другому населенному пункту.

     2. Из каких частей она состоит?

     Д:  Проезжая часть, тротуар.( слайд 6 )

     

Ученик:  И чтобы ходить,

                     Ничего не боясь,

                     Придумали люди

                     Проезжую часть.

                     И делать там нечего пешим-

                     У пеших своя пешеходная часть,

                     Где нету дороги проезжим.

 

     3. Что такое проезжая часть? ( Для чего нужна?)

     Д: Это основная часть дороги, предназначенная для движения транспорта.

 

     4. Что такое тротуар? ( Для чего нужен?)

     Д: Часть улицы для движения пешеходов; примыкает к проезжей части.

 

   У: А знаете ли вы, что первые тротуары появились в Париже, столице

      Франции. Тротуар - французское слово, в переводе на русский обозначает

       « дорога пешеходов». Тротуар немного возвышается над  проезжей

      частью, иногда отделяется от нее полосой зеленых насаждений, как у нас

      в Сипайлово. А в особо опасных местах – металлическими ограждениями,

      через которые, конечно, нельзя перепрыгивать, перелезать.

      Послушайте стихотворение и скажите, о каком правиле в нем говорится?

 

   Д:     На прохожих натыкаясь,

            Извиняясь на ходу,

            Я иду и удивляюсь

            Может я не так иду?

            Что ж пойду наоборот.

            Встал я задом наперед.

            Все равно меня толкают,

            Все равно меня ругают:

            - Ой ты, горе- пешеход!

            Что скажу я, что отвечу?

            Боком что ли мне пойти?

            Все спешат ко мне навстречу,

            Никакого нет  пути.

            Кто-то крикнул рядом:

           - Эй! Как идешь? Держись правей!

           Что получится - проверю.

           Так и быть, иду правее.

           Я иду и удивляюсь:

           Интересно, почему

           Больше я не спотыкаюсь,

           Не мешаю никому?

     У:  Какие еще правила передвижения по тротуару вы знаете? (Ответы

           детей).

          Надеюсь, что вы эти правила соблюдаете.

 

      5. А где можно идти, если нет тротуара?

       Д: По обочине, по краю дороги.

 

      6. Как должны передвигаться пешеходы по загородной дороге?

      ( Ответы  детей)   ( слайд 7 )                                                                                                

      У: По левой обочине, навстречу транспорту, т.к. он хорошо виден, можно

          своевременно остановиться или посторониться.

 

      7. Вспомним, где можно переходить улицу?

      Д: На светофоре.

      У: А почему светофор называется светофором? ( Ответы детей)

         - Слово составлено из двух частей:

                 свет       фор                                  ( слайды 8,9 )

 

                - « Свет» и есть свет, а « фор»?

        - « Фор» произошло с греческого « форос», означает « несущий « или

          « носитель». А все вместе – светофор – носитель света или несущий

          Свет. Поговорим о светофоре. ( Дети рассматривают электрическую

          модель светофора.)

 

     Дети:   С площадей и перекрестков на тебя глядит в упор

                 С виду грозный и серьезный, очень важный светофор.

                 Он и вежливый и строгий, он известен на весь мир.

                 Он на улице широкой самый главный командир.  ( Слайд 9 )

 

                Как пожар пылает красный,

                Красный, очень красный свет.

                Означает он опасность –

                Стой! Дороги дальше нет!        ( слайд 10)

 

Желтый солнышком зажегся,

И его хитрее нет!

Пешеходам объявляет,

Что другой зажжется свет.        ( слайд 11 )

           

               Вспыхивает светлячком зеленый,

               Пешеходам разрешит:

               Проходите вы спокойно,

               А машинам путь закрыт!       ( слайд 12 )

          

             

          ( Во время чтения стихов дети показывают круги соответствующих

              цветов.)

 

    У: Для чего нужен светофор? (Это спец. прибор для регулирования

         движения транспорта и пешеходов.)

     - Что обозначают сигналы светофора?

     - Какой это светофор? ( Транспортный)

     -Есть ли другие светофоры? ( Пешеходные )

     - Какие сигналы они подают?

     - На какой сигнал светофора пешеходы должны переходить улицу,

       дорогу?

 

      8. Игра - физминутка.  ( слайд 13 )

           

    У: Посмотрю, насколько хорошо вы умеете выполнять сигналы светофора

        и  насколько вы внимательны.

 

     - Если на нашей модели светофора загорится красный свет – вы сидите на

      месте.

     Желтый – встали, приготовились.

     Зеленый – шагаете на месте.

   ( Учитель несколько раз переключает сигналы светофора тумблером.)

    - Молодцы!

 

    9. У: Где же еще можно переходить улицу, дорогу? Послушайте загадку:

             Странная зебра:

             Не ест и не пьет,

             Но без питья и еды

             Не умрет?

     - Что это за «зебра»? Для чего нужна?   ( слайд 14 )

            

     - Значит, дорогу можно переходить по пешеходному переходу на зеленый

    сигнал светофора.

 

    10. У: Как перейти улицу, где нет светофора? ( Ответы детей.)

                

                Если ты спешишь домой,

                 Не беги по мостовой.

                 Не делай шаг, не глядя,

                 Окинь дорогу взглядом.

 

    11. У: А если улица очень широкая, и вы не успели ее перейти? Как

    поступить в этом случае?

   - Послушайте стихотворение.           ( слайд 15 )

 

                   Д: Если красный свет застанет

            На дороге – у дорог

            Иногда посередине

            Есть как будто островок.

            Островок тот на асфальте

            Белой краской нанесен.

            Это зона пешехода,

            Безопасным назван он.

            Белой линией очерчен,

           Безопасно там стоять.

           Там запрещено машинам

           И стоять, и проезжать.

 

     У: Что это за «островок»?

       - Для чего он предназначен?       ( слайд 16 )

             

       - Как нужно вести себя на « островке безопасности»?

       - Итак, мы повторили правила поведения пешеходов на улицах и

         на дорогах.

      V. Электронная физминутка для глаз.       ( Слайд 17 )

    VI. У: А сейчас пришло время узнать, хорошо ли вы знаете дорожные

        знаки.

              Много есть различных знаков –

              Эти знаки нужно знать,

              Чтобы правил на дороге

              Никогда не нарушать.

    - Поговорим о тех знаках, которые обязаны знать все пешеходы.

      Послушайте стихи, узнайте знаки.

      (Одни дети читают стихи, другие - отгадывают знаки. Показывается

        соответствующий знак или на плакате, или на слайде.)

     Дети:

 1. Если в знаке пешеход?

          То – дорожный переход.

Пешеход, пешеход,

Помни ты про переход.

Подземный, наземный,

Похожий на зебру.

Знай, что только переход

От беды тебя спасет!          ( слайд 18 )

 

     У: Что обозначает этот знак? Где его ставят?

      2. Это что же? Ой – ой – ой!

Переход здесь под землей.

Переход здесь под землей.

     Это что же? Ой – ой – ой!

     Так смелей иди вперед!

     Трусишь ты напрасно.

     Знай! Подземный переход

      Самый безопасный.               ( слайд 19 )

    

 

У: Какой переход самый безопасный?   ( слайд 20 )

       

    А еще? Есть ли у нас в городе подземные и наземные переходы? Где

    они расположены?

         Ими нужно обязательно пользоваться.

3.  Если ты поставил ногу

На проезжую дорогу,

Обрати вниманье друг,

Знак дорожный – красный круг,

Человек, идущий в черном,

Красной черточкой зачеркнут.

И дорога вроде, но

Здесь ходить запрещено.      ( слайд 21 )

 

 

     У: Какой это знак? Что обозначает?

     У: Есть еще несколько знаков, которые помогают пешеходам.

      4.  Я очень строгий знак запрещающий,

« Въезд запрещен!» - говорю всем вокруг.

Знать обо мне должны все обязательно,

Я – пешеходов надежнейший друг!       ( слайд 22 )    

5.  Я – детишек добрый друг,

Я их жизни охраняю.

Школа рядом – всех вокруг

Шоферов предупреждаю.     ( слайд23 )

 

          

6.       Если в красном круге млечно

Просто белое пятно,

Здесь движение, конечно,

          Вообще запрещено.          ( слайд 24 )

         

( Дети отгадывают знаки и объясняют, что они обозначают.) 

 

У: У кого из вас есть велосипеды?  Есть два знака, которые должны знать

     велосипедисты. Что это за знаки?

 

7.       С велосипедом в круге синем

Симпатизирует мне знак.

И потому, что он красивый,

И что движению не враг.         ( слайд 25 )

 

 8. Ну, а в красный же кружочек

Помещен велосипед –

Можем ли при этом ехать,

          Ехать смело или нет?                  ( слайд 26 )

         

       У: С какого возраста разрешается управлять велосипедом при движении

           по улицам и дорогам? Где можно ездить детям до 14 лет?

 

     VII. Игра «Разрешается – запрещается».

 

      У: Правила игры просты. Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете

           по смыслу словом « разрешается» или « запрещается»

 

      - Переход улиц по подземному переходу …

      - Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом  …

      - Идти толпой по тротуару …

      - Переходить улицу при красном сигнале светофора …

      - Идти по тротуару справа …

      - Играть на проезжей части …

      - Переждать поток машин на « островке безопасности» …

      - Переходить улицу при желтом сигнале светофора …

      - Помогать пожилым людям переходить дорогу …

      - Быть внимательным при переходе улиц и дорог …

      - Уважать правила дорожного движения …

 

      VIII. Итог.

     У: Наше занятие подходит к концу. Даю 1 минуту на размышление.

          Какой вывод каждый из вас для себя должен сделать? ( Ответы детей)

       - Каждый день на дорогах нашей страны погибают дети. Чтобы с вами не

        произошло такого несчастья, нужно быть очень внимательными  на

        улицах и дорогах, соблюдать ПДД.          ( слайд 27 )

              - Сегодня каждый из вас перед летними каникулами получит памятку

        ученика « Школы пешехода», в которой написаны все правила, о

        которых мы говорили.  Почаще их читайте, не забывайте и обязательно

       соблюдайте. ( Вручение памяток)

       - Спасибо вам за активное участие. Каждый из вас получит интересное

       задание. Занятие окончено. (Ученикам вручаются раскраски по ПДД)