Методическая разработка
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
«Дорога безопасности» (1- 4 классы)
Итоговое занятие
по правилам дорожного движения во 2 классе
« Знай и соблюдай
правила дорожного движения!»
Автор: Смирнова М. А.
Должность: учитель начальных классов
МОУ СОШ №4
2023-24 уч. год
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
У: Ребята, мы живем в большом и красивом городе с широкими улицами. По
улицам движется много машин, автобусов и другой транспорт. И никто
никому не мешает. Это происходит потому, что есть четкие и строгие
правила для водителей и пешеходов.
Как называются эти правила?
Д: Правила дорожного движения. ( слайд 1)
У: Верно. Вы знаете, что скоро начнутся самые длительные летние каникулы.
Поэтому сегодня в « Школе пешехода» мы еще раз повторим правила
поведения на улицах и дорогах, которые вы обязаны знать и соблюдать.
Все вместе прочитаем девиз нашего занятия:
Знай и соблюдай правила дорожного движения. ( слайд 2)
III. У: А знаете ли вы, что еще 3 января 1693 царь Петр 1 издал указ о
правилах движения на дорогах. Они ограничивали скорость езды,
указывали, где можно, а где нельзя останавливаться конным экипажам.
Было введено правостороннее движение. ( слайд3)
Посмотрите, как выглядел первый в мире паровой автомобиль. ( слайд4)
А только в 1891 г. в России появился первый автомобиль. Пыхтя и
громыхая, двигался странный экипаж без лошади. Экипаж вызвал всеобщее
удивление и смятение. Пешеходы жались к стенам зданий, лошади
шарахались от испуга в стороны. ( слайд 5)
С каждым годом появлялось все больше и больше машин. Создавались и выпускались новые машины. И, конечно же, изменялись и дополнялись ПДД.
IV. У: А теперь ответьте на мои вопросы.
1. Что такое улица?
Д: Дорога, которая проходит по городу или другому населенному пункту.
2. Из каких частей она состоит?
Д: Проезжая часть, тротуар.( слайд 6 )
Ученик: И чтобы ходить,
Ничего не боясь,
Придумали люди
Проезжую часть.
И делать там нечего пешим-
У пеших своя пешеходная часть,
Где нету дороги проезжим.
3. Что такое проезжая часть? ( Для чего нужна?)
Д: Это основная часть дороги, предназначенная для движения транспорта.
4. Что такое тротуар? ( Для чего нужен?)
Д: Часть улицы для движения пешеходов; примыкает к проезжей части.
У: А знаете ли вы, что первые тротуары появились в Париже, столице
Франции. Тротуар - французское слово, в переводе на русский обозначает
« дорога пешеходов». Тротуар немного возвышается над проезжей
частью, иногда отделяется от нее полосой зеленых насаждений, как у нас
в Сипайлово. А в особо опасных местах – металлическими ограждениями,
через которые, конечно, нельзя перепрыгивать, перелезать.
Послушайте стихотворение и скажите, о каком правиле в нем говорится?
Д: На прохожих натыкаясь,
Извиняясь на ходу,
Я иду и удивляюсь
Может я не так иду?
Что ж пойду наоборот.
Встал я задом наперед.
Все равно меня толкают,
Все равно меня ругают:
- Ой ты, горе- пешеход!
Что скажу я, что отвечу?
Боком что ли мне пойти?
Все спешат ко мне навстречу,
Никакого нет пути.
Кто-то крикнул рядом:
- Эй! Как идешь? Держись правей!
Что получится - проверю.
Так и быть, иду правее.
Я иду и удивляюсь:
Интересно, почему
Больше я не спотыкаюсь,
Не мешаю никому?
У: Какие еще правила передвижения по тротуару вы знаете? (Ответы
детей).
Надеюсь, что вы эти правила соблюдаете.
5. А где можно идти, если нет тротуара?
Д: По обочине, по краю дороги.
6. Как должны передвигаться пешеходы по загородной дороге?
( Ответы детей) ( слайд 7 )
У: По левой обочине, навстречу транспорту, т.к. он хорошо виден, можно
своевременно остановиться или посторониться.
7. Вспомним, где можно переходить улицу?
Д: На светофоре.
У: А почему светофор называется светофором? ( Ответы детей)
- Слово составлено из двух частей:
свет фор ( слайды 8,9 )
- « Свет» и есть свет, а « фор»?
- « Фор» произошло с греческого « форос», означает « несущий « или
« носитель». А все вместе – светофор – носитель света или несущий
Свет. Поговорим о светофоре. ( Дети рассматривают электрическую
модель светофора.)
Дети: С площадей и перекрестков на тебя глядит в упор
С виду грозный и серьезный, очень важный светофор.
Он и вежливый и строгий, он известен на весь мир.
Он на улице широкой самый главный командир. ( Слайд 9 )
Как пожар пылает красный,
Красный, очень красный свет.
Означает он опасность –
Стой! Дороги дальше нет! ( слайд 10)
Желтый солнышком зажегся,
И его хитрее нет!
Пешеходам объявляет,
Что другой зажжется свет. ( слайд 11 )
Вспыхивает светлячком зеленый,
Пешеходам разрешит:
Проходите вы спокойно,
А машинам путь закрыт! ( слайд 12 )
( Во время чтения стихов дети показывают круги соответствующих
цветов.)
У: Для чего нужен светофор? (Это спец. прибор для регулирования
движения транспорта и пешеходов.)
- Что обозначают сигналы светофора?
- Какой это светофор? ( Транспортный)
-Есть ли другие светофоры? ( Пешеходные )
- Какие сигналы они подают?
- На какой сигнал светофора пешеходы должны переходить улицу,
дорогу?
8. Игра - физминутка. ( слайд 13 )
У: Посмотрю, насколько хорошо вы умеете выполнять сигналы светофора
и насколько вы внимательны.
- Если на нашей модели светофора загорится красный свет – вы сидите на
месте.
Желтый – встали, приготовились.
Зеленый – шагаете на месте.
( Учитель несколько раз переключает сигналы светофора тумблером.)
- Молодцы!
9. У: Где же еще можно переходить улицу, дорогу? Послушайте загадку:
Странная зебра:
Не ест и не пьет,
Но без питья и еды
Не умрет?
- Что это за «зебра»? Для чего нужна? ( слайд 14 )
- Значит, дорогу можно переходить по пешеходному переходу на зеленый
сигнал светофора.
10. У: Как перейти улицу, где нет светофора? ( Ответы детей.)
Если ты спешишь домой,
Не беги по мостовой.
Не делай шаг, не глядя,
Окинь дорогу взглядом.
11. У: А если улица очень широкая, и вы не успели ее перейти? Как
поступить в этом случае?
- Послушайте стихотворение. ( слайд 15 )
Д: Если красный свет застанет
На дороге – у дорог
Иногда посередине
Есть как будто островок.
Островок тот на асфальте
Белой краской нанесен.
Это зона пешехода,
Безопасным назван он.
Белой линией очерчен,
Безопасно там стоять.
Там запрещено машинам
И стоять, и проезжать.
У: Что это за «островок»?
- Для чего он предназначен? ( слайд 16 )
- Как нужно вести себя на « островке безопасности»?
- Итак, мы повторили правила поведения пешеходов на улицах и
на дорогах.
V. Электронная физминутка для глаз. ( Слайд 17 )
VI. У: А сейчас пришло время узнать, хорошо ли вы знаете дорожные
знаки.
Много есть различных знаков –
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать.
- Поговорим о тех знаках, которые обязаны знать все пешеходы.
Послушайте стихи, узнайте знаки.
(Одни дети читают стихи, другие - отгадывают знаки. Показывается
соответствующий знак или на плакате, или на слайде.)
Дети:
1. Если в знаке пешеход?
То – дорожный переход.
Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход.
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От беды тебя спасет! ( слайд 18 )
У: Что обозначает этот знак? Где его ставят?
2. Это что же? Ой – ой – ой!
Переход здесь под землей.
Переход здесь под землей.
Это что же? Ой – ой – ой!
Так смелей иди вперед!
Трусишь ты напрасно.
Знай! Подземный переход
Самый безопасный. ( слайд 19 )
У: Какой переход самый безопасный? ( слайд 20 )
А еще? Есть ли у нас в городе подземные и наземные переходы? Где
они расположены?
Ими нужно обязательно пользоваться.
3. Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати вниманье друг,
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено. ( слайд 21 )
У: Какой это знак? Что обозначает?
У: Есть еще несколько знаков, которые помогают пешеходам.
4. Я очень строгий знак запрещающий,
« Въезд запрещен!» - говорю всем вокруг.
Знать обо мне должны все обязательно,
Я – пешеходов надежнейший друг! ( слайд 22 )
5. Я – детишек добрый друг,
Я их жизни охраняю.
Школа рядом – всех вокруг
Шоферов предупреждаю. ( слайд23 )
6. Если в красном круге млечно
Просто белое пятно,
Здесь движение, конечно,
Вообще запрещено. ( слайд 24 )
( Дети отгадывают знаки и объясняют, что они обозначают.)
У: У кого из вас есть велосипеды? Есть два знака, которые должны знать
велосипедисты. Что это за знаки?
7. С велосипедом в круге синем
Симпатизирует мне знак.
И потому, что он красивый,
И что движению не враг. ( слайд 25 )
8. Ну, а в красный же кружочек
Помещен велосипед –
Можем ли при этом ехать,
Ехать смело или нет? ( слайд 26 )
У: С какого возраста разрешается управлять велосипедом при движении
по улицам и дорогам? Где можно ездить детям до 14 лет?
VII. Игра «Разрешается – запрещается».
У: Правила игры просты. Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете
по смыслу словом « разрешается» или « запрещается»
- Переход улиц по подземному переходу …
- Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом …
- Идти толпой по тротуару …
- Переходить улицу при красном сигнале светофора …
- Идти по тротуару справа …
- Играть на проезжей части …
- Переждать поток машин на « островке безопасности» …
- Переходить улицу при желтом сигнале светофора …
- Помогать пожилым людям переходить дорогу …
- Быть внимательным при переходе улиц и дорог …
- Уважать правила дорожного движения …
VIII. Итог.
У: Наше занятие подходит к концу. Даю 1 минуту на размышление.
Какой вывод каждый из вас для себя должен сделать? ( Ответы детей)
- Каждый день на дорогах нашей страны погибают дети. Чтобы с вами не
произошло такого несчастья, нужно быть очень внимательными на
улицах и дорогах, соблюдать ПДД. ( слайд 27 )
- Сегодня каждый из вас перед летними каникулами получит памятку
ученика « Школы пешехода», в которой написаны все правила, о
которых мы говорили. Почаще их читайте, не забывайте и обязательно
соблюдайте. ( Вручение памяток)
- Спасибо вам за активное участие. Каждый из вас получит интересное
задание. Занятие окончено. (Ученикам вручаются раскраски по ПДД)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.