Итоговое занятие по программе "Казаки Амурские"
Оценка 4.8

Итоговое занятие по программе "Казаки Амурские"

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
история +1
Взрослым
26.07.2019
Итоговое занятие по программе "Казаки Амурские"
Публикация является частью публикации:
Итоговое занятие Жизнь амурских казаков.docx

Муниципальное образовательное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества города Шимановска»

 

 

 

 

Региональный конкурс «Лучшая методическая разработка мероприятия

по теме «История родного края –история казачества» среди педагогических работников образовательных организаций Амурской области»

 

             Направление конкурса: «Дополнительное образование детей»

 

 

Тема занятия «Жизнь Амурских казаков»

Возрастная группа: 10-12 лет

 

 

 

 

Автор:

                                                             Дырина Марина Владимировна

Руководитель межшкольного краеведческого музея,

Педагог дополнительного      образования,

МОАУ ДО ЦДТ города Шимановска

тел. 8 914 6151308

                                                            676307, г.Шимановск,Амурской области,

                                                            Микрорайон №1,д.29                             

                                                                                                      тел: 8(4162)2-15-05    

                                                                                          cdt.shimanovsk @yandex.ru

 

 

 

 

 

 

                                                            город Шимановск, 2019

 

 

Актуальность.

          История государства Российского насчитывает не одну сотню лет. За это время изменился образ жизни россиянина, его уклад, темп, ценности. Многое из наследства предков было незаслуженно забыто или потеряно в этом процессе. Чтобы быть «сыном своего Отечества» надо знать свои корни, обычаи, традиции. Поэтому, необходимо восстанавливать устои Российского народа с его многовековыми традициями. Большое место в этом отводится истории Казачества. Особенно актуально это для Амурской области, ведь Амурские земли осваивались именно казаками, сотни семей забайкальских казаков сплавляясь по Шилке, Зее, Амуру основали на левом берегу Амура станицы, навечно закрепили Амурские земли за Россией. Многое в укладе, традициях, обычаях казаков накоплено опытом жизни в суровых условиях, проверено временем. Эти знания заслуживают того, чтобы их восстановили и использовали для воспитания защитников Отечества, патриотов своей страны.

Изучение истории, жизни, обычаев, традиций Амурского казачества позволяет расширить кругозор обучающихся, прививает интерес к истории России, любовь к малой Родине. Воспитывает чувство патриотизма, гордости за свой народ.

           Новизна занятия заключается в возрождении обычаев, традиций Амурского казачества. Привитию интереса к изучению истории малой Родины через различные формы: экскурсии, мастер-классы, праздники, фольклор, экспедиции.

    Форма занятия: игра-путешествие.

    Возрастная группа:10-12 лет.

    Тип занятия: закрепление знаний, умений и навыков.

Использование краеведческого материала на уроках несет очень большой объем знаний по различной тематике: география, история, литература. Занятие проводится как итоговый контрольный срез для обучающихся клуба «ЖИЛИ-БЫЛИ», в рамках программы «Казаки Амурские».

Цель занятия: обобщить знания об Амурском казачестве, истории, жизни, быте, духовно-нравственных устоях.

Задачи: 
Образовательные:

- закрепить представление детей о жизненном укладе казачьей семьи;

- формировать ценностные представления о семейной жизни, труде казаков;         

- ознакомить с содержанием досуга казаков.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории Амурского казачества;

 - пополнить словарный запас казачьими терминами и выражениями.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважительное, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.

         Оборудование и дидактические средства, используемые на занятии: конспект занятия, м/м презентация, видеофрагменты, раздаточный материал;

         Ход занятия:

I.                   Организационный момент.

II.                Путешествие по станциям.

1.     Станция «Историческая»

2.     Станция «Традиционная»

3.     Станция «Разговорная»

4.     Станция «Досуговая»

5.     Станция «Знатоков»

6.     Подведение итогов.

 

 

I.                      Организационный момент.

 

Приветствие. Включается видеофрагмент. В видеофрагменте сказительница приглашает ребят совершить путешествие в Историю Амурского казачества по увлекательному маршруту, с остановкой на станциях. В качестве транспорта предлагается машина времени. Для путешествия предлагается разделится на 3 поисковых отряда и выбрать атамана для каждого отряда. И так, путешествие начинается. (Слайд №2 Обращение сказительницы).

 

II.               Путешествие по станциям.

Станция №1 «Историческая». Внимание на экран. Сейчас вы увидите вопросы, которые последовательно будут появляться на экране. Вопросы касаются истории освоения Амурской области. На обдумывание каждого вопроса дается 1 минута. Право первого ответа получают игроки той команды, которые первыми поднимут руку. Если ответ не правильный, то право ответа переходит следующей команде. За правильный ответ 1 балл. Начали! (Слайд №5-6 Вопросы по истории Амурского казачества). Молодцы. Машина времени продолжает свой путь.

Станция № 2 «Традиционная».  Сейчас перед вами на экране будут появляться предметы быта. Нужно будет правильно (по казачьи) назвать эти предметы. На обдумывание дается 5 секунд. Команды отвечают по очереди. Приготовились. Начали! ( Слайд № 9 – Квашня, Слайд №10- Черпак, Слайд №11-Туес,Слайд№12 – Рубель, Слайд №13- Макитра, Слайд №14- Глечик, Слайд №15-Скворец, Слайд №16-Олочи, Слайд№17-Корзина, Слайд№18-Махотка, Слайд №19-Светец с лучиной. Фотографии предметов быта. Ресурс Межшкольного краеведческого музея ЦДТ города Шимановска) Молодцы ребята! Можно двигаться дальше.

Станция № 3 «Разговорная». Сейчас вам раздадут конверты с казачьими пословицами, слова которых перепутаны. Нужно будет восстановить пословицы за 2 минуты при помощи клея. Учитывается скорость и правильность выполнения задания. Начали! Великолепно! Задание выполнено и нас ждет наш транспорт. Поехали!

Станция № 4 «Досуговая». На этой станции нас ждет увлекательное задание. Внимание на экран. Вы видите слова казачьих песен. Ваша задача: вспомнить название и мотив песни и пропеть один куплет всем отрядом. Если команда готова, атаман поднимает руку вверх. Время на подготовку 1 минута. (Слайд №24. Отрывки текста песен «Ой, при лужку», «Пчёлочка златая», «Ой-ся, ты ой-ся»). Отлично! На казачьих праздниках скучать не придется! Едем дальше?

 Станция № 5 «Знатоков». Завершающая станция на нашем маршруте –станция «Знатоков». Задания на этой станции приготовлены для атаманов команд. Сейчас атаманы получат чистые листы. Атаманам надо написать, каким оружием пользовались казаки. Время на выполнение задания 2 минуты. … Молодцы Атаманы. Настоящие знатоки казачьей справы.

Вот и подошло к концу наше путешествие и пока жюри подводит итоги мы с вами поиграем в игру «Золотые ворота».

Жюри объявляет итоги путешествия.

Педагог: Большое спасибо за работу и участие. Все молодцы! Ждем всех на занятиях в новом учебном году.

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Амурские казаки (2 тома). Приамурье. Из века в век. Материалы, документы, свидетельства, воспоминания. / Серия «Приамурье. Из века в век» — 288 с. Издатель: ОАО «Амурская ярмарка», Благовещенск-на-Амуре, 2008 г. Адрес для электронной корреспонденции: fair@amur.ru

2. Бородовская Е.Л. Традиции детских археологических кружков Западной

Сибири 1920-1990гг., www.websib.ru

3. Бровко Д.В. Феномен педагогической археологии, www.center.fio.ru

4. Воронин Н.Н. О местных музеях и краеведении. СА, 1957г., № 3, стр. 265-269.

5. Зиннер В. Традиции Петербургской и Сибирской школ экспериментальной

Археологии, konkurs.dtn.ru

6.Исупов С.Ю. Основные направления деятельности историко-краеведческого и археологического клуба Бийского лицея,  lyceum.secna.ru

7. Крайнов Д.А. Археология и краеведение. СА, 1957г., № 3,стр.270-275.

8. Шафажинская  Н. Е., Духовно-нравственные основы и культура казачества: Учебно-методическое пособие М.: МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), 2015.

9. www.gumilevica.kulichki.net/

10. www.historic.ru/    

11.www.historydoc.edu.ru

 

 

 

 

 

   Приложение1

Описание презентации.

Слайд №1

Титульный. Название презентации.

Слайд №2

Обращение сказительницы.

Слайд №3

Начало путешествия. Космический вид. Космическая музыка.

Слайд №4

Станция «Историческая»

Слайд №5,Слайд №6

Вопросы по истории Амурского казачества

Слайд №7

Продолжение путешествия. Космический вид. Космическая музыка.


Слайд №8

Станция «Традиционная»

Слайд №9

Квашня

Слайд №10

Черпак

 Слайд №11

Туес

Слайд№12

Рубель

Слайд №13

 Макитра

 Слайд №14

Глечик

Слайд №15

Скворец

Слайд №16

Олочи

 Слайд№17

Корзина

 Слайд№18

Махотка,

Слайд №19

Светец с лучиной.


 Фотографии предметов быта. Ресурс Межшкольного краеведческого музея ЦДТ города Шимановска

Слайд№20

Продолжение путешествия. Космический вид. Космическая музыка.


Слайд №21

Станция «Разговорная»

Слайд№22

Продолжение путешествия. Космический вид. Космическая музыка.


Слайд№23

Станция «Досуговая»

Слайд №24

Отрывки текста песен «Ой, при лужку», «Пчёлочка златая», «Ой-ся, ты ой-ся»

Слайд №25

Продолжение путешествия. Космический вид. Космическая музыка.

Слайд №26

Станция «Знатоков»

Слайд №27

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Станция «Историческая»

1 команде

1.     О ком идет речь: «… особое военное сословие в царской России; те первые, кто пришли на Амур» (казачество).

2.     В каком году образовалось Амурское казачье войско? (1858 г.).

3.     Главное назначение Амурского казачьего войска? (охрана государственной границы).

4.     Как назывался человек, возглавлявший казачье войско (атаман).

5.     Как назывался большой отряд казаков, выезжающий на службу? (караул).

 

2 команде

 

1.       Как назывался населенный пункт, где проживали казаки (станица).

2.       «Крылья» казака (лошадь).

3.       С какого возраста юношу-казака призывали на службу? (с 17 лет).

4.       Когда началось массовое переселение казаков на Амур?(1854-1858гг).

5.       Какие вы знаете казачьи воинские звания (есаул, подьесаул, урядник, хорунжий, сотник).

 

3 команде

 

1.       Назовите имена казачьих предводителей, которые первые пришли на Амур в 17 веке? (Поярков В, Д., Хабаров Е.П.).

2.       Назовите населенные пункты Амурской области, названия которых связаны с именами первых землепроходцев 17 в? (Поярково, Ерофей Павлович).

3.       Назовите поселения казаков на Амуре в 17 веке (Албазинский, Ачанский и Кумарский остроги).

4.       Благодаря какому политическому деятелю в середине XIX в. казаки возвращаются на Амурскую землю? (Граф Н.Н. Муравьев-Амурский - генерал-губернатор Восточной Сибири).

5.       Назовите Амурскую святыню (икона Албазинской Божией Матери «Слово Плоть Бысть».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

Станция «Разговорная»

Команда №1

Пташка не без воли, казак не без доли.

 

Команда №2

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

 

Команда №3

Не умеешь петь, так и в запевалы не суйся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Станция «Досуговая»

Команда №1

Ой, при лужку, при лужку

При широком поле

При знакомом табуне

Конь гулял на воле

Команда №2

Пчелочка златая, что же ты жужжишь,

Пчелочка златая, что же ты жужжишь, жужжишь

Жаль, жаль, жалко мне

Что же ты жужжишь,

Жаль, жаль, жалко мне

Что же ты жужжишь,

 

Команда №3

 

Ой-ся, ты ой-ся,

Ты меня не бойся.

Я тебя не трону

Ты не беспокойся.



 

 

 

 

 

 

Приложение №5

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

 

 

Команда

Станция «Историческая»

Станция

«Традиционная».

Станция «Разговорная»

Станция

«Досуговая»

Станция

«Знатоков»

Итого

 

Команда №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команда №2

 

 

 

 

 

 

 

 

Команда №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6

 

 

 

 


 

Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества города

Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества города

Шимановск, 2019 Актуальность

Шимановск, 2019 Актуальность

Возрастная группа: 10-12 лет

Возрастная группа: 10-12 лет

Станция «Историческая» 2.

Станция «Историческая» 2.

Приготовились. Начали! ( Слайд № 9 –

Приготовились. Начали! ( Слайд № 9 –

Литература: 1. Амурские казаки (2 тома)

Литература: 1. Амурские казаки (2 тома)

Приложение1 Описание презентации

Приложение1 Описание презентации

Фотографии предметов быта. Ресурс

Фотографии предметов быта. Ресурс

Приложение №2 Станция «Историческая» 1 команде 1

Приложение №2 Станция «Историческая» 1 команде 1

Назовите населенные пункты Амурской области, названия которых связаны с именами первых землепроходцев 17 в? (Поярково,

Назовите населенные пункты Амурской области, названия которых связаны с именами первых землепроходцев 17 в? (Поярково,

Приложение №3 Станция «Разговорная»

Приложение №3 Станция «Разговорная»

Приложение №4 Станция «Досуговая»

Приложение №4 Станция «Досуговая»

Приложение №5 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Приложение №5 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Приложение №6

Приложение №6

Итоговое занятие по программе "Казаки Амурские"

Итоговое занятие по программе "Казаки Амурские"

Итоговое занятие по программе "Казаки Амурские"

Итоговое занятие по программе "Казаки Амурские"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2019