Отчет по теме самообразования "Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания"
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
история +1
Взрослым
03.03.2018
Самообразование учителя - необходимое условие профессиональной деятельности. Цели самообразования - повышение общей профессиональной компетенции, внедрение новых технологий, обмен опытом с коллегами, расширение общего кругозора. Любая деятельность предполагает целеполагание, планирование деятельности, подведение и оценку результата. Отчет по теме "Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания" был сделан на заседании ШМО общественных наук при подведении итогов 2016-2017 учебного года.Отчет по теме самообразования на заседании ШМО общественных наук
Отчет по теме самообразования..docx
Отчет по теме самообразования «Проектная
деятельность учащихся на уроках истории и
обществознания».
1.
Метод проектов возник в 20е гг ХХ в. в США. Его называли также методом проблем и
связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными
американским философом и педагогом Дж.Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Основа
метода:
Обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с
его личным интересом именно в этом знании.
Понимание обучающимися их личной заинтересованности в приобретаемых знаниях,
которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Реальность проблемы.
Самостоятельность и взаимодействие учащихся в решении проблемы.
В современном понимании проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели
через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным
практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Учебный проект это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный
или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной
новизной, выполненный под контролем учителя.
2.
Почему я считаю необходимым использовать проектную деятельность на уроках истории и
обществознания?
В процессе проектной деятельности:
формируются различные ключевые компетенции (комплексные свойства личности,
включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных
ориентаций учащихся и готовность реализовать их в реальной ситуации)
формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в процессе
познания
развивается познавательный интерес учащихся, возникает возможность самостоятельного
выбора
реализуется принцип связи обучения с жизнью.
3.
Структура любого проекта включает так называемые «пять П».
Проект — это «пять «П»»:
проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
проектирование (планирование деятель нести).
поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
продукт (изготовление, оформление продукта).
презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Не менее важным представляется накопление и сохранение информации, материалов, которые
были получены в результате реализации проекта.
Шестое «П» проекта его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы
проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты, др. (гиперссылка)
Портфолио может быть использован в последующей работе, особенно это касается проектов
исследований. Например, проект «Популярность субкультур среди учеников 911классов» мог
быть продолжен в связи с результатами исследования, которые опровергли выдвинутую гипотезу,
кроме того, можно использовать данные исследования 2010г. для сравнительного анализа при
проведении аналогичного исследования в текущем учебном году.
4.
На слайде представлена примерная классификация проектов. Вариантов классификации проектов в
методической литературе гораздо больше.
Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1.г. Вилючинск. 2016-2017 учебный год Отчет по теме самообразования «Проектная
деятельность учащихся на уроках истории и
обществознания».
Классификация проектов.
1. По характеру результата:
Информационный
Исследовательский
Обзорный
Проектинсценировка
2. По профилю знаний:
Монопроект в рамках одного предмета или одной области знания.
Межпредметный проект выполняется во внеурочное время и под руководством нескольких
специалистов в различных областях знания.
Надпредметные проекты – социальные проекты.
3. По продолжительности:
Краткосрочные (несколько уроков)
Средней продолжительности (12 месяцев)
Долгосрочные (до года)
4. По числу участников:
Индивидуальные
Парные
Групповые
На уроках истории и обществознания я в основном использую краткосрочные групповые
монопроектыисследования. Например:
1. «Международная защита прав человека» (обществознание 11 класс(базовый уровень)
2.
Тема «Социальные статусы и роли» (обществознание 11 класс(профильный уровень)
завершилась индивидуальными проектами «Они учат жить по правилам»:
«Семья учит нас жить по правилам».
«Школа учит нас жить по правилам».
«СМИ учат нас жить по правилам».
«Армия учит нас жить по правилам».
3. Древнерусское государство в IX XII вв.
Рюрик – основатель древнерусской династии.
Олег – первый реальный правитель Древней Руси.
Князь Игорь и княгиня Ольга: сравнительный анализ.
Святослав – «Александр Македонский» Древней Руси.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром.
Владимир Мономах – хранитель единства Киевской Руси.
4. Социальноэкономические и политические реформы:
замыслы и результаты.
(Государственная деятельность П.А.Столыпина).(история 11 класс). Данный проект
несколько выходит за рамки курса истории, но относится к одной области знаний –
общественным наукам. В завершении урока учащиеся оценивают П.А.Столыпина как
историческую личность с опорой на критерии предложенные в курсе обществознания.
ФГОСами II поколения представляется неизбежным переход на
В соответствии с
межпредметные и надпредметные проекты.
Например, тема «СССР в первые послевоенные десятилетия»:
Предметный проект: «Они восстанавливали страну в послевоенные годы» (о земляках
ветеранах труда.)
Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1.г. Вилючинск. 2016-2017 учебный год Отчет по теме самообразования «Проектная
деятельность учащихся на уроках истории и
обществознания».
Межпредметный: «Произведения художественной литературы как источник изучения истории
первых послевоенных десятилетий» (история и литература). «Изменение границ СССР после
Великой Отечественной войны» (история и география).
Надпредметный: Программа помощи ветеранам труда.
5.
Роль учителя в проектной деятельности.
Учительруководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры,
творческими способностями и фантазией. Как правило, учитель является инициатором проекта,
но при этом его функции сводятся к тьюторским, чтобы каждый участник проекта мог с сказать:
«Я сделал это сам!»
Тьюторские функции:
консультирует на всех этапах проектной деятельности
инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает интерес к работе в учениках
дает образцы самообучения в освоении нового материала, вместе с учеником
«проживает» его проект
помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование
обсуждает способы преодоления возникающих трудностей
обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь, т.е. он «человек, который
задает вопросы»
координирует групповой процесс
является экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
7. Вывод: какую бы технологию не использовал учитель, главное пробудить интерес к предмету,
именно в этом залог успеха.
Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1.г. Вилючинск. 2016-2017 учебный год
Отчет по теме самообразования "Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания"
Отчет по теме самообразования "Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания"
Отчет по теме самообразования "Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.