Итоговый индивидуальный ученический проект "Комплект для изучения многообразия насекомых"
Оценка 5

Итоговый индивидуальный ученический проект "Комплект для изучения многообразия насекомых"

Оценка 5
Карточки-задания +1
docx
биология
7 кл—9 кл
22.10.2021
Итоговый индивидуальный ученический проект "Комплект для изучения многообразия насекомых"
Данный проект выполнил ученик 9 класса как итоговый. Помощь в разработке дидактического материала для учителя
Проект комплект для изучения многообразия насекомых.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Улыбино»,

Искитимского района, Новосибирской области

 

 

 

 

Итоговый индивидуальный проект

 

«кОМПЛЕКТ для изучения многообразия насекомых»


Предмет: биология

 

 

 

 

 

               Выполнил: ученик

    9 «А» класса

               

Руководитель: Пешкун

            Юлия Алексеевна

 

 

 

 

 

с. Улыбино, 2021 г.

 

Оглавление

Введение. 3

1.   Теоретическая часть. 4

1.1.   Виды дидактических пособий. 4

1.2. Типы развития насекомых. 4

2. Практическая часть. 7

2.1. Разработка презентации. 7

2.2. Изготовление карточек. 7

Заключение. 8

Словарь. 9

Источники информации. 10

Приложение1. 11

Приложение 2. 13

Приложение 3. 14

Приложение 4. 15

Приложение 5. 16

Приложение 6. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современное время очень трудно побудить детей к знаниям, а также заинтересовать их в изучении какой-либо темы. Биология – одна из интереснейших и трудных наук. Несмотря на то, что «биология вокруг нас», но иногда трудно разобраться в какой-либо теме. Поэтому я посоветовался с учителем, что можно сделать такое интересное и по какой теме, чтобы заинтересовать учащихся. Так как мне нравятся насекомые, тем более их мир самый разнообразный и загадочный, и я заметил, что дети не в достаточной мере знают о насекомых -  я хотел бы их изучить поподробнее. Есть насекомые опасные и вредные, красивые и обманчивые, про которых нужно знать каждому человеку. И мы решили изготовить дидактические пособия по биологии: презентацию и карточки по теме «Многообразие насекомых», так как дети смогут их не только увидеть на презентации, но и поработать с красочными карточками, подвигав их в определенном порядке. Актуальность выбранной темы обусловлена не только тем, что это интересная тема, но и тем, что она часто встречается в олимпиадных заданиях и в заданиях ОГЭ.

Проблема: современных детей сложно заинтересовать на уроках, мало знают о многообразии насекомых и поэтому многое упускают.

Гипотеза: если создать дидактические пособия, то можно сосредоточить внимание и увлечь детей при изучении насекомых.

Цель: разработать комплект дидактических пособий для уроков биологии по теме «Многообразие насекомых».

Задачи:

1.     Узнать классификацию дидактических пособий

2.     Описать типы развития насекомых

3.     Создать презентацию

4.     Изготовить магнитные карточки по теме «Многообразие насекомых»


 

1.    Теоретическая часть

1.1.          Виды дидактических пособий

Сначала разберемся, какие существуют виды дидактических пособий.  К ни можно отнести материалы, которые грамотно дополняют обучение:

o   презентации; обучающие игры;

o   всевозможные карточки;

o   рисунки; схемы, таблицы;

o   графики, диаграммы;

o   контурные карты;

o   натуральные объекты и т.д.

Дидактические материалы помогают самостоятельно выполнить задание. Также школьники изготавливают такие обучающие пособия своими руками или вместе с педагогом. С их помощью легче осваивается урок и запоминается новая информация. Так как во время занятия ребенок не только слушает, но и рассматривает всевозможные примеры, рисунки, картинки. Обучение становится разнообразнее. Для более наглядного понятия о новом материале учитель даже может показать интересное видео или презентацию. Это тоже дидактический материал. Ученики с интересом относятся к такой подаче материала. [3]

После того, когда мы разобрались, что относится к дидактическим пособиям – решили, что лучше изготовить дидактические пособия: презентацию и карточки по теме «Многообразие насекомых».

1.2. Типы развития насекомых

Сначала мне нужно было разобраться и вспомнить особенности строения и развития насекомых, на какие отряды делится Класс Насекомые, а затем только их представителей.

Насекомые — самый крупный класс животных. Он включает более 1 млн видов. Они различаются по форме отделов тела, величине глаз, длине и форме усиков, и другим признакам. Особенно разнообразны у них усики, ротовые органы, ноги. 

Насекомые — раздельнополые животные. У одних насекомых (саранча, клопы) из отложенных самками оплодотворенных яиц развиваются личинки, внешне похожие на взрослых особей. Усиленно питаясь, они растут, несколько раз линяют и становятся взрослыми насекомыми. У других насекомых (бабочки, жуки, мухи) личинки внешне и по питанию не похожи на взрослых особей. 

Развитие, которое происходит в три фазы, а личинки насекомых при этом похожи на взрослых особей, называют неполным превращением. Развитие насекомых, которое протекает в четыре фазы (включая фазу куколки), а личинки при этом не похожи на взрослых особей, называют полным превращением. Их личинки не конкурируют со взрослыми особями: обычно они используют другую пищу и развиваются в иных местообитаниях.

В классе насекомых выделяют от 30 до 40 отрядов. Самыми распространенными отрядами насекомых с неполным превращением являются прямокрылые, равнокрылые, полужесткокрылые, стрекозы. Примеры отрядов с полным превращением — жесткокрылые, двукрылые, чешуекрылые, перепочатокрылые.

Отряды насекомых с неполным превращением.

К отряду прямокрылых относятся саранча, кузнечики, сверчки, медведки. Для них характерны грызущий ротовой аппарат, две пары крыльев с продольно расположенными жилками и (обычно) прыгательная задняя пара ног. 

К отряду полужесткокрылых, или клопов, относятся наземные и водные насекомые с колюще-сосущим ротовым аппаратом, двумя парами крыльев (полужесткими верхними и перепончатыми нижними), сильно развитыми пахучими железами. Из представителей этого отряда наиболее часто встречаются зеленые лесные клопы, длинноногие клопы-водомерки. К этому же отряду относится постельный клоп, питающийся кровью людей и животных, обитающих в жилье человека.

К отряду равнокрылых относятся: тля, медяницы, щитовники. Колюще-сосущий ротовой аппарат с хоботком. Две пары мягких прозрачных крыльев (не у всех).

Отряд стрекозы – это хищные насекомые. У них огромные фасеточные глаза, которые занимают всю верхнюю часть головы. Две пары крыльев, которые имеют практически одинаковые размеры.

Отряды насекомых с полным превращением.

         Отряд жесткокрылых, или жуков, включает насекомых с жесткими передними и перепончатыми задними крыльями. Ротовые органы у жуков грызущие. К отряду жесткокрылых относятся майские жуки, жужелицы, божьи коровки, долгоносики.

Для огромного большинства насекомых отряда чешуекрылых, или бабочек, характерны два признака: чешуйчатый покров на двух парах крыльев и сосущий ротовой аппарат, обычно свернутый спиралью. К этому отряду относятся тутовый шелкопряд, листовертки, стеклянницы, моли, совки, голубянки, капустницы, пяденицы, бражники и другие.

Отряд перепончатокрылых объединяет насекомых с двумя парами перепончатых прозрачных крыльев: пчел, ос, шмелей, муравьев и др. 

Двукрылые — мухи, комары, оводы, слепни и др. — имеют по одной паре перепончатых крыльев. [4]  

2. Практическая часть

2.1. Разработка презентации

Для создания презентации я воспользовался программой PowerPoint 2013. В интернете нашел общие правила оформления презентаций (Приложение 1) и постарался соблюсти их.

Нашел, в интернете и в учебниках биологии, наиболее интересные и красочные иллюстрации и тексты, связанные с темой «Отряды насекомых».

Из текстов выбрал главное для вставки в презентацию.

Разработал слайды для отрядов насекомых с неполным превращением (2-7) и отрядов насекомых с полным превращением (8-14). На слайдах отобразил развитие, строение и многообразие представителей насекомых.

Настроил анимацию переходов слайда, анимацию картинок и текстов не использовал.

2.2. Изготовление карточек

Для изготовления карточек я использовал картинки, найденные в интернете. Распечатал их на бумаге, вырезал и наклеил на картон. (Приложение 2) Затем с обратной стороны приклеил магнитную ленту, чтобы учащиеся могли работать с ними на магнитной доске в классе. (Приложение 3) Нашел подходящую коробку, обклеил ее самоклеящейся бумагой и сверху на нее название (Приложение 4). Разработал и вложил инструкцию (Приложение 5), вариант составления карточек (Приложение 6) и сами карточки.

 

 

Заключение

В процессе работы над проектом я узнал много нового об этих удивительных маленьких существах. Я считаю, что у меня получился полезный комплект дидактических пособий (презентация и магнитные карточки), который будет интересен учащимся при изучении насекомых. Он не только помогает узнать информацию о мире насекомых, но и тренирует внимание, сообразительность, память, мышление и воображение.

 Сегодня существует множество дидактических пособий, из которых каждый учитель может подобрать для своих уроков. Это зависит какие цели он будет ставить перед собой, от аудитории, от возраста, темы ну и желания.

Моя работа подошла к завершению. В результате своего проекта я выполнил поставленные задачи и достиг цели - разработать комплект дидактических пособий для уроков биологии по теме «Многообразие насекомых». Но гипотеза пока не подтвердилась так как мы еще не протестировали данный комплект, но мне кажется, что он будет интересен, увлекателен и привлечет внимание учащихся.

 

 

 

 

 

 

 


 

Словарь

Дида́ктика — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения.  Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования. [1] 

Дидактический материал - особый тип наглядного учебного пособия, раздаваемые учащимся для самостоятельной работы в классе или дома, или демонстрируемые учителем перед всем классом. [2]

 

 


 

Источники информации:

1.     https://ru.wikipedia.org/wiki/Дидактика

2.      http://ponjatija.ru/node/8835

3.     https://fb.ru/article/423222/chto-takoe-didakticheskie-materialyi-vidyi-uchebnyih-naglyadnyih-posobiy-obuchayuschie-igryi

4.     https://cyberlesson.ru/soobshhenie-otrjady-nasekomyh/

 

 


 

Приложение1

Общие правила оформления презентаций

Общие требования:

 

1.   На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

 

2.   Количество слайдов должно быть не более 20;

3.   При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;

 

4.   Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;

 

5.   По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.

Примерный порядок слайдов:

 

·     1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель, рецензент, дата);

 

·     2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах базируется работа);

·     3 слайд – Цели и задачи работы;

 

·     4 слайд – Методы, применяемые в работе;

 

·     5…n слайд – Основная часть;

 

·     n+1 слайд – Заключение (выводы);

 

·     n+2 слайд – Список основных использованных источников;

 

·     n+3 слайд – Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение благодарности тем, кто руководил, рецензировал и/или помогал в работе).

 

Правила шрифтового оформления:

 

1.   Рекомендуется использовать шрифты с засечками (Georgia, Palatino, Times New Roman);

2.   Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);

 

3.   Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения ключевой информации и заголовков;

 

4.   Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;

5.     Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру

Правила выбора цветовой гаммы:

 

1.   Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации;

 

2.   Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);

 

3.   Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);

 

4.   Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.

Графическая информация:

 

1.   Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и нести смысловую нагрузку, сопровождаться названиями;

 

2.   Изображения (в формате jpg) лучше заранее обработать для уменьшения размера файла;

3.   Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;

4.   Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Приложение 5

Инструкция

1.     Расположить все карточки на доске в любом порядке.

2.     Найти карточку с ключевыми словами «Класс насекомые». К ней присоединить слева «Отряды насекомых с неполным превращением», справа - «Отряды насекомых с полным превращением».

3.     Все остальные карточки распределить по отрядам с изображением насекомых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с

Итоговый индивидуальный ученический проект "Комплект для изучения многообразия насекомых"

Итоговый индивидуальный ученический проект "Комплект для изучения многообразия насекомых"

Введение В современное время очень трудно побудить детей к знаниям, а также заинтересовать их в изучении какой-либо темы

Введение В современное время очень трудно побудить детей к знаниям, а также заинтересовать их в изучении какой-либо темы

Теоретическая часть 1.1.

Теоретическая часть 1.1.

Особенно разнообразны у них усики, ротовые органы, ноги

Особенно разнообразны у них усики, ротовые органы, ноги

К отряду равнокрылых относятся : тля, медяницы, щитовники

К отряду равнокрылых относятся : тля, медяницы, щитовники

Практическая часть 2.1. Разработка презентации

Практическая часть 2.1. Разработка презентации

Заключение В процессе работы над проектом я узнал много нового об этих удивительных маленьких существах

Заключение В процессе работы над проектом я узнал много нового об этих удивительных маленьких существах

Словарь Дида́ктика — раздел педагогики и теории образования , изучающий проблемы обучения

Словарь Дида́ктика — раздел педагогики и теории образования , изучающий проблемы обучения

Источники информации: 1. https://ru

Источники информации: 1. https://ru

Приложение1 Общие правила оформления презентаций

Приложение1 Общие правила оформления презентаций

Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру

Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 4

Приложение 5 Инструкция 1.

Приложение 5 Инструкция 1.

Приложение 6

Приложение 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2021