Контрольная итоговая работа по русскому языку 9 класс
(базовый уровень)
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (45 минут).
К каждому из заданий 1 - 5 дано 4 варианта ответа, надо обвести кружком цифру, соответствующую только одному правильному ответу. Ответ к заданиям 6 - 13 нужно сформулировать самостоятельно и записать в специально отведённом для ответа месте. Текст из задания 14 нужно переписать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и отметьте или запишите тот, который считаете верным.
Задания выполняйте в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случилась пренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(13) – Зачем?
(14) – А просто так…
(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(По В. Пескову)
1. В каком предложении наиболее точно отражена позиция автора текста?
1) Нужно жалеть лесных обитателей.
2) Человека нужно с детства учить любить природу.
3) Природу нужно беречь.
4) Уничтожение природы приведет человечество к гибели.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является ЭПИТЕТ.
1)1 2) 2 3) 4 4) 7
3. Укажите слово, в котором приставка близка по значению приставке «пере»
1)прескучный 2) приехал 3) прибрежный 4) прервать
4. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) карманный 2) олений 3) ветреный 4) серебряный
5. Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?
1) Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
2) Сложносочиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.
3) Сложноподчиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.
4) Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.
6. Соотнесите орфограммы и слова.
Название орфограммы |
Пример слова с орфограммой |
А) Проверяемые безударные гласные в корне слова Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова В) Чередующиеся гласные в корне Г) Непроизносимые согласные |
1) честный 2) грядки 3) посвящение 4) багровый 5) растение |
Ответ_____________________________________________________
7. Замените слово «СКУЧЕН» в предложении № 18 антонимом. Напишите этот антоним.
Ответ: ____________________________________________________
8. Замените словосочетание «деревянные игрушки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:____________________________________________________
9. Выпишите грамматическую основу предложения 16.
Ответ: __________________________________________________
10. Среди предложений 1 - 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________________
11. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
Мышка усаживается на край Катиного кресла,(1) а Алина,(2) как всегда,(3) устраивается на подоконнике. Динка долго возит по комнате стул: ей обязательно надо видеть лицо дяди Лёки, (4) когда он поёт. Наконец она усаживается, (5) обхватив руками колени.
Ответ: ___________________________________________________
12. Укажите количество грамматических основ в предложении № 11.
Ответ: ______________________________________________________
13. Укажите номера сложных предложений с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями.
Ответ: ______________________________________________________
14. Перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор каждого предложения.
Под первыми, еще нежными и осторожными лучами весе(н,нн)его солнца капельки росы др_жащие на кончиках травы зажигают_ся переливаются всеми цветами радуги г_рят и блестят. Головки ра_пустившихся цветов т_желые от пропитавш_й их влаг_ ни_ко склоняются поч_ти к_саясь земли.
Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная итоговая работа по русскому языку 9 класс
(базовый уровень)
Вариант 2
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (45 минут).
К каждому из заданий 1 - 5 дано 4 варианта ответа, надо обвести кружком цифру, соответствующую только одному правильному ответу. Ответ к заданиям 6 - 13 нужно сформулировать самостоятельно и записать в специально отведённом для ответа месте. Текст из задания 14 нужно переписать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и отметьте или запишите тот, который считаете верным.
Задания выполняйте в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случилась пренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(13) – Зачем?
(14) – А просто так…
(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(По В. Пескову)
1. В каком предложении наиболее точно отражена позиция автора текста?
1) Утраты в природе невосполнимы.
2) Каждый человек в ответе за сохранение природы.
3) Нужно с детства учить любить природу.
4) Люди должны любить природу.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является МЕТАФОРА.
1)1 2) 3 3) 6 4) 8
3. Укажите слово, в котором приставка имеет значение «приближение».
1) Прервать 2) прекрасный 3) прилечь 4) пришел
4. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) карманный 2) осенний 3) ветреный 4) серебряный
5. Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?
1) Сложноподчиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.
2) Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
3) Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.
4) Сложносочиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.
6. Соотнесите орфограммы и слова
Название орфограммы |
Пример слова орфограммой |
А) Проверяемые безударные гласные в корне слова Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова В) Чередующиеся гласные в корне Г) Непроизносимые согласные |
1) очарование 2) праздник 3) предложение 4) кружка 5) пальто |
Ответ: ________________________________________________________
7. Замените слово «ГРЯНУЛ» в предложении № 8 синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________________________________
8. Замените словосочетание «мраморные колонны», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _____________________________________________________
9. Выпишите грамматическую основу предложения 19.
Ответ: ____________________________________________________
10. Среди предложений 10 - 15 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________________________________
11. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
«Я не нашла для Люси места в зале,(1) – рассказывала в тот вечер Оля. – А она обиделась… И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше,(2) чем говорит. Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. Значит,(3) ты с ним знакома».
Ответ: _____________________________________________________
12. Укажите количество грамматических основ в предложении № 8
Ответ: ____________________________________________________
13. Укажите номера сложных предложений с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями.
Ответ: ______________________________________________________
14. Перепишите предложение, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор каждого предложения.
Ра(н-нн)ее утро самый волшебный загадоч_ный и уд_вительный м_мент. З_ря медленно разгорает_ся на востоке ширится наб_рает силу. Туман ни_ко расст_лающийся по равнин_ собирается в (не)большие прозрачные сгустки и постепенно ра_творяется как будто стр_шась первых лучей восходящего солнца.
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная итоговая работа по русскому языку 9 класс
(базовый уровень)
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Баллы, критерии оценивания |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
4 |
4 |
1 |
4 |
3 |
3 |
1 |
5 |
3 |
4 |
1 |
6 |
А3, Б4, В5, Г1 |
А1, Б5, В3, Г2 |
4 |
7 |
весел |
раздался, прозвучал |
1 |
8 |
игрушки из дерева |
колонны из мрамора |
1 |
9 |
Кто должен научить |
Кто должен научить |
1 |
10 |
5 |
10 |
1 |
11 |
2, 3 |
3 |
1 |
12 |
3 |
3 |
1 |
13. |
8, 11 |
8, 11 |
2 |
14. |
Под первыми, еще нежными и осторожными лучами весеннего солнца капельки росы, дрожащие на кончиках травы, зажигаются, переливаются всеми цветами радуги, горят и блестят. Головки распустившихся цветов, тяжелые от пропитавшей их влаги, низко склоняются, почти касаясь земли. |
Раннее - утро самый волшебный, загадочный и удивительный момент. Заря медленно разгорается на востоке, ширится, набирает силу. Туман, низко расстилающийся по равнине, собирается в небольшие прозрачные сгустки и постепенно растворяется, как будто страшась первых лучей восходящего солнца. |
3 балла – нет ошибок 2 балла – 1-2 ошибки 1 балл – 3-4 ошибки 3 балла – нет ошибок при выполнении разбора 2 балла – ошибка в разборе одного предложения 1 балл – ошибка в разборе двух предложений |
Оценивание работы
Количество набранных баллов |
Оценка |
20 - 23 |
5 |
15 - 19 |
4 |
10 - 14 |
3 |
менее 10 |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.