Тема: Итоговый урок по теме Великая Отечественная война.
Автор: Вяткина Ю.С., учитель истории и обществознания МБОУ Шарангская СШ.
Цель: увековечение памяти о Победе в Великой Отечественной войне, закрепление знаний учащихся по теме «Великая Отечественная война».
Задачи:
1. Формировать у несовершеннолетних чувства патриотизма, чувства гордости за страну и свой народ.
2. Формировать у обучающихся духовно - нравственные качества личности.
3. Формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа, готовность защищать интересы государства.
4. Воспитывать культуру межличностных отношений.
5. Способствовать формированию умений и навыков работы с историческими источниками
Оборудование:
Компьютер, проектор, видео, подбор музыкального сопровождения.
Краткое описание: урок дает возможность комплексно обобщить и систематизировать знания по ВОВ, отработать задания части В и С в рамках подготовки к ЕГЭ по истории.
Планируемые результаты
Предметные:
- научатся пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме;
-получат возможность публично выступать; высказывать собственное мнение, суждения.
-применять свои знания на практике; подготовиться к ЕГЭ.
Метапредметные:
-выберут наиболее эффективные способы решения задач; оценят процесс и результат деятельности; овладеют умением самостоятельной работы, умением работать с учебной информацией, научатся выделять причинно-следственные связи;
Научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; поучаствуют в коллективном обсуждении проблем;
Научатся находить ошибки и способы их устранения; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные:
- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране; положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно- целевой |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Учитель создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Подводит к формулировке темы и постановке цели урока учащимися. На экран проецируются фрагмент фильма, изображающего сцены довоенного мирного времени.кадры кинохроники, с записью объявления войны. Эпиграф урока. |
Слушают, смотрят и обсуждают тему и цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать. |
Беседа |
Ориентационный |
Постановка основных и проблемных вопросов. Работа с вопросами разминки (Приложение 1) |
Отвечают на вопросы кратко и четко. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. |
Устные ответы. |
Содержательно - операционный |
Знакомит с пакетами заданий. (Приложение 2) Нацеливает на самостоятельную работу и работу в группе. |
Выполняют задания в группах.
|
Заполняют листы с заданиями |
Контрольно- оценочный |
Проводит беседу по вопросам: - Какие задания вызвали затруднения? - Какие задания были наиболее интересны? Подводит итоги работы. |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
|
Ход урока
- Великая Отечественная война! Эти слова знает и помнит каждый гражданин России. Они описывают самые тяжелые и в то же время героические периоды жизни Российского государства.
-Президент России Владимир Путин подписал указ о проведении в России Года памяти и славы.
(На экран проецируется фрагмент фильма, изображающего сцены довоенного мирного времени.)
- Представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Закончился учебный год, сданы все экзамены, лето, выпускной. И вдруг – война….
(На экраны проецируются кадры кинохроники, с записью объявления войны.)
Сегодня на уроке мы обобщим знания, полученные на предыдущих уроках и пройдем квест по теме Великая Отечественная война. Но перед игрой мы вспомним основные моменты войны и ответим на вопросы викторины (приложение 1).
(Для этого я делю класс на 3 команды по 6 человек. В команде назначается эксперт, который будет определять правильность ответов учащихся (это могут быть особо мотивированные ученики класса, хорошо усвоившие тему и планирующие сдавать ЕГЭ по истории). В классном кабинете 3 ряда по 5 парт. Я приготовила) по 5 комплектов - заданий для каждой команды, которые будут разложены на парты. Каждая команда самостоятельно определяет с какого задания она начнет проходить квест .)
Задание 1 «Военные операции»
Заполните пустые ячейки таблицы. Дается таблица, в которой нужно заполнить пустые ячейки. (Приложение 2).
Отработка заданий ЕГЭ (систематизация исторической информации, работа с таблицей)
Названия |
Цель |
Время проведения |
“Тайфун” |
Наступление немецкой группы армий “Центр” на Москву. |
30 сентября – начало декабря 1941 г |
“ Уран” |
Контрнаступления Красной Армии для окружения и разгрома фашистских войск под Сталинградом |
19 ноября1942г. – 2 февраля 1943г |
“Цитадель” |
План немецкого командования – окружить и разгромить Красную Армию на Курском выступе |
5- 12июля 1943 – оборонительный этап Красной Армии в ходе Курской битвы |
“Кутузов” и “Полководец Румянцев” |
Наступление Западного и Брянского фронтов с Орловского плацдарма на севере Курского выступа. Наступление Воронежского и Степного фронтов в южной части Курского выступа |
12 июля – 23 августа 1943 г. – наступательный и завершающий этап в ходе Курской битвы |
“Рельсовая война” и “Концерт” |
Действия партизан в тылу врага, нарушавшие подвоз вооружений для вермахта |
Август – ноябрь 1942 г. Сентябрь 1943 г. |
“Оверлорд” |
Высадка союзников в Нормандии – открытие второго фронта |
6 июня 1944 г. |
“Багратион” |
Наступление 1-го, 2-го и 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов – освобождение Белоруссии, Литвы и части Латвии; выход советских войск на границу с Германией |
22 июня – 29 августа 1944 г. |
Берлинская операция |
Наступление 1-го, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов для взятия столицы Германии |
16 апреля – 8 мая 1945 г. |
Задание 2 «Великие сражения Великой войны»
Дается сетка таблицы, в которую нужно внести нужную информацию. Оценивается полнота ответа. (Приложение 2)
(Анализ исторической ситуации, отработка заданий ЕГЭ, часть С 6)
Битва |
Дата |
Имена участников битв |
Факторы, обеспечившие успех в битве |
Значение битвы |
«Битва под Москвой»
|
30.09.1941-20.04.1942 |
Г.К. Жуков, И.С. Конев, С.К. Тимошенко |
-внезапность наступления, -удалось подготовить резервы, -высокий боевой дух советских воинов |
-Битва под Москвой полностью развенчала миф о непобедимости немецкой армии; - Была всему миру доказана боеспособность Красной Армии; - Победа в сражении под Москвой стала причиной для создания почти тридцатью странами, включая Англию и США, антигитлеровской коалиции. |
«Сталинградская битва»
|
17.07.1942-2.02.1943 |
С.К. Тимошенко, В.Н. Гордов, А.И. Еременко, В.И. Чуйков, Н.Ф. Ватутин, К.К. Рокоссовский,
|
-военное искусство и талант военачальников; -активная роль партизанского движения; -высокий боевой дух советских воинов; -роль русской православной церкви,укреплявшей дух советских солдат |
-советские войска приобрели бесценный опыт окружения и уничтожения противника; -были налажены новые схемы военно-экономического снабжения войск; -советские войска активно препятствовали продвижению немецких группировок на Кавказе; -немецкое командование было вынуждено бросить дополнительные силы на реализацию проекта «Восточный вал»; -влияние Германии на союзников сильно ослабло, нейтральные страны начали вставать на позиции непринятия действий немцев; -Люфтваффе было сильно ослаблено после попыток снабжения 6-й армии; -Германия понесла значительные (частью невосполнимые) потери |
«Курская битва»
|
5.07-23.08.1943 |
Н.Ф. Ватутин, К.К. Рокоссовский |
-советское командование имело представление о планах вермахта и сумело точно определить время и место нанесения главных ударов противника; -строительство оборонительных рубежей; -военное искусство и талант военачальников;
|
-Невиданной силы, мощнейшее в истории танковое сражение, явилось ключевым в развитии дальнейших наступательных действий в Великой Отечественной войне; -Курское сражение основная часть стратегических задач Генерального штаба Красной Армии в планах кампании 1943 года; -В результате реализации плана «Кутузов» и операции «Полководец Румянцев» разгромлены части гитлеровских войск в районе городов Орёл, Белгород и Харьков. -Завершение сражения означало полный переход стратегических инициатив в руки Советской Армии, которая продолжала продвигаться на Запад, освобождая города и поселки. |
Задание 3 «Герои войны».
3.1. Детям даются портреты военачальников. Учащиеся должны определить кто изображен на портрете и кратко охарактеризовать личность (обобщение, отработка заданий ЕГЭ, часть В,С). (Приложение 2)
И. В. Сталин |
Г.К. Жуков |
И.С.Конев
|
Л.А.Говоров |
А.М.Василевский |
К.К.Рокоссовский
|
Н.Ф. Ватутин
|
В.И. Чуйков
|
3.2 Определите, о каких героях идет речь в тексте
(анализ исторического источника) (Приложение 2)
«На весь мир прозвучало имя московского парня, в прошлом рабочего мясокомбината, а теперь летчика. В ночном воздушном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Погиб смертью храбрых 27 апреля 1941 г. Зачислен навечно в списки первой эскадрильи истребительного полка, в котором служил» (Виктор Талалихин)
«Особо отличилась в ноябре 1941 г. под Москвой 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова, отразившая несколько танковых атак противника. Легендарным стал подвиг группы бойцов с политруком, надолго задержавшей более 30 танков противника. Всю страну облетели слова политрука» Велика Россия, а отступать некуда». Назовите его имя (Клочков Василий Георгиевич).
«Защитники Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Этот дом находился на площади 9 января. Во время бомбёжек дом был частично разрушен, и жители покинули его. Гитлеровцам удалось его захватить. Четыре советских разведчика во главе с сержантом изгнали вражеских солдат из этого дома и сами расположились в нём. Фашисты обстреливали дом из пулемётов, потом стали вести огонь из пушек прямой наводкой. Несчётное количество раз атаковали защитников дома танками и пехотой. Но наши солдаты держались стойко. 58 дней и ночей длилась оборона этого дома. Враг здесь так и не прошёл». Назовите имя сержанта, который отстаивал этот дом? Как стали называть этот дом? (Павлов Яков Федотьевич, «Дом Павлова»).
«В марте 1942 г. самолёт летчика – истребителя был сбит в неравном бою. С раздробленными ступнями, голодный, замерзающий, 18 суток пробирался он к советской линии фронта. Доставленному в госпиталь лётчику ампутировали голени обеих ног. Проявив мужество и невиданную силу к воле, упорно тренируясь, он заново овладел искусством высшего пилотажа. Участвовал в боях на Курской дуге, под Прохоровкой. Здесь с ним встретился фронтовой корреспондент Б. Полевой, который позже написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Назовите имя героя. (Маресьев Алексей Петрович).
Задание 4 «Великая Отечественная война и цифры». Игра в ассоциации. (Приложение 2)
Перед вами цифры и ваша задача определить какое отношение они имеют к ВОВ. (На столе разложены таблички с цифрами, обозначающими какой-либо факт, связанный с войной)
6 лет – длилась Вторая мировая война.
1418 дней – длилась Великая Отечественная война.
900 дней – длилась блокада Ленинграда.
200 дней – длилась героическая оборона Сталинграда.
27 млн. чел. – погибли за время войны
Задание 5 «Почувствуй себя ученым».
(отрабатывается задание ЕГЭ, часть С)
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.
Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«СССР после окончания Великой Отечественной войны мог развиваться по демократическому пути».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
После прохождения квеста эксперты подводят итоги, выбирают лучшего игрока а учитель, проводит викторину по вопросам темы. (Приложение 1)
Эксперты объявляют результаты, обосновывают свой выбор, анализируют работу на уроке.
Домашнее задание: написать эссе на тему:
«Почему Я должен знать историю Великой Отечественной войны»
Приложение 1
1.Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
Ответ: 22 июня 1941 года.
2.За три недели до вторжения фашистов в нашу страну советский разведчик передал в Москву,
что война начнется 22 июня. Кто был этим разведчиком?
Ответ: Рихард Зорге
2.Как назывался план вторжения в СССР?
Ответ: план «Барбаросса»
3.Что такое в военном деле «свинья», «клещи»?
Ответ: Боевой порядок войск.
4. Какую военную операцию немецко-фашистское командование называло операцией «Тайфун»?
Ответ: Наступление на Москву в 1941г.
5.Какая битва Великой Отечественной войны была раньше: Курская или Сталинградская?
Ответ: Сталинградская.
6.Назовите самое крупное танковое сражение в истории, имевшее место во время Великой Отечественной Войны.
Ответ: Курская битва.
7.Перед этой битвой немецкое командование сосредоточило значительные силы, состоящие прежде всего из бронетанковых дивизий, оснащенных танками современных моделей “Тигр” и “Пантера”. Что это за битва?
Ответ: Курская битва.
8.По льду какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда?
Ответ: Ладожское.
9.Чем знаменателен в истории белорусского народа день 3 июля?
Ответ: В связи с освобождением от гитлеровских захватчиков города Минска 3 июля 1944г.
10. Назовите крепость, которая героически оборонялась с 22 июня до 20-х чисел июля 1941 г. в тылу немецких войск.
Ответ: Брестская крепость
Приложение 2
Лист заданий №1«Военные операции»
Заполните пропуски
Названия |
Цель |
Время проведения |
“Тайфун” |
30 сентября – начало декабря 1941 г |
|
“ Уран” |
Контрнаступления Красной Армии для окружения и разгрома фашистских войск под Сталинградом |
|
“Цитадель” |
5- 12июля 1943 – оборонительный этап Красной Армии в ходе Курской битвы |
|
Наступление Западного и Брянского фронтов с Орловского плацдарма на севере Курского выступа. Наступление Воронежского и Степного фронтов в южной части Курского выступа |
12 июля – 23 августа 1943 г. – наступательный и завершающий этап в ходе Курской битвы |
|
“Рельсовая война” и “Концерт” |
Август – ноябрь 1942 г. Сентябрь 1943 г. |
|
“Оверлорд” |
Высадка союзников в Нормандии – открытие второго фронта |
|
“Багратион” |
22 июня – 29 августа 1944 г. |
|
Наступление 1-го, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов для взятия столицы Германии |
16 апреля – 8 мая 1945 г. |
Лист заданий №2 «Великие сражения Великой войны»
Систематизируйте знания и заполните таблицу
Битва |
Дата |
Имена участников битв |
Факторы, обеспечившие успех в битве |
Значение битвы |
«Битва под Москвой».
|
|
|
|
|
«Сталинградская битва»
|
|
|
|
|
«Курская битва»
|
|
|
|
|
Лист заданий №3 «Герои войны».
3.1. Назовите личность, изображенную на портрете и представьте краткую характеристику.
3.2 Определите, о каких героях идет речь в тексте
(анализ исторического источника)
1. «На весь мир прозвучало имя московского парня, в прошлом рабочего мясокомбината, а теперь летчика. В ночном воздушном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Погиб смертью храбрых 27 апреля 1941 г. Зачислен навечно в списки первой эскадрильи истребительного полка, в котором служил»
2. «Особо отличилась в ноябре 1941 г. под Москвой 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова, отразившая несколько танковых атак противника. Легендарным стал подвиг группы бойцов с политруком, надолго задержавшей более 30 танков противника. Всю страну облетели слова политрука» Велика Россия, а отступать некуда». Назовите его имя
3. «Защитники Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Этот дом находился на площади 9 января. Во время бомбёжек дом был частично разрушен, и жители покинули его. Гитлеровцам удалось его захватить. Четыре советских разведчика во главе с сержантом изгнали вражеских солдат из этого дома и сами расположились в нём. Фашисты обстреливали дом из пулемётов, потом стали вести огонь из пушек прямой наводкой. Несчётное количество раз атаковали защитников дома танками и пехотой. Но наши солдаты держались стойко. 58 дней и ночей длилась оборона этого дома. Враг здесь так и не прошёл». Назовите имя сержанта, который отстаивал этот дом? Как стали называть этот дом?
4. «В марте 1942 г. самолёт летчика – истребителя был сбит в неравном бою. С раздробленными ступнями, голодный, замерзающий, 18 суток пробирался он к советской линии фронта. Доставленному в госпиталь лётчику ампутировали голени обеих ног. Проявив мужество и невиданную силу к воле, упорно тренируясь, он заново овладел искусством высшего пилотажа. Участвовал в боях на Курской дуге, под Прохоровкой. Здесь с ним встретился фронтовой корреспондент Б. Полевой, который позже написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Назовите имя героя.
Лист заданий №4«Великая Отечественная война и цифры». Игра в ассоциации.
Перед вами на листках написаны цифры, ваша задача определить какое отношение они имеют к ВОВ.
6 лет
|
1418 дней
|
27 млн. чел.
|
900 дней.
|
200 дней.
|
|
Лист заданий № 5 «Почувствуй себя ученым».
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.
Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«СССР после окончания Великой Отечественной войны мог развиваться по демократическому пути».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.