Итоговый урок по теме Великая Отечественная война
Оценка 5

Итоговый урок по теме Великая Отечественная война

Оценка 5
docx
24.04.2020
Итоговый урок по теме Великая Отечественная война
итоговый урок по теме Великая Отечественная война.docx

Тема: Итоговый урок по теме Великая Отечественная война.

Автор: Вяткина Ю.С., учитель истории и обществознания МБОУ Шарангская СШ.

 

 

Цель: увековечение памяти о Победе в Великой Отечественной войне, закрепление знаний учащихся по теме «Великая Отечественная война».

Задачи:

1.     Формировать у несовершеннолетних чувства патриотизма, чувства гордости за страну и свой народ.

2.     Формировать у обучающихся  духовно - нравственные качества личности.

3.     Формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа, готовность защищать интересы государства.

4.     Воспитывать культуру межличностных отношений.

5.     Способствовать формированию умений и навыков работы с историческими источниками

 

Оборудование:

Компьютер, проектор, видео, подбор музыкального сопровождения.

Краткое описание: урок дает возможность комплексно обобщить и систематизировать знания по ВОВ, отработать задания части В и С в рамках подготовки к ЕГЭ по истории.

Планируемые результаты

Предметные:

- научатся пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме;

-получат возможность  публично выступать; высказывать собственное мнение, суждения.

-применять свои знания на практике; подготовиться к ЕГЭ.

 

Метапредметные:

-выберут наиболее эффективные способы решения задач; оценят  процесс и результат деятельности; овладеют умением самостоятельной работы, умением работать с учебной информацией, научатся выделять причинно-следственные связи;

Научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; поучаствуют в коллективном обсуждении проблем;

Научатся находить ошибки и способы их устранения; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действия.

Личностные:

- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране; положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно- целевой

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Учитель создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Подводит к формулировке темы и постановке цели урока учащимися.

На экран проецируются фрагмент фильма, изображающего сцены довоенного мирного времени.кадры кинохроники, с записью объявления войны.

Эпиграф урока.

Слушают, смотрят и обсуждают тему и цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.

Беседа

Ориентационный

Постановка основных и проблемных вопросов. Работа с вопросами разминки (Приложение 1)

Отвечают на вопросы кратко и четко. Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Устные ответы.

Содержательно - операционный

Знакомит с пакетами заданий. (Приложение 2)

Нацеливает на самостоятельную работу и работу в группе.

Выполняют задания в группах.

 

Заполняют листы с заданиями

Контрольно- оценочный

Проводит беседу по вопросам:

- Какие задания вызвали затруднения?

- Какие задания были наиболее интересны?

Подводит итоги работы.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

 



Ход урока

 

- Великая Отечественная война! Эти слова знает и помнит каждый гражданин России. Они описывают самые тяжелые и в то же время героические периоды жизни Российского государства.

-Президент России Владимир Путин подписал указ о проведении в России Года памяти и славы.

 (На экран проецируется фрагмент фильма, изображающего сцены довоенного мирного времени.)

- Представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Закончился учебный год, сданы все экзамены, лето, выпускной. И вдруг – война….

(На экраны проецируются кадры кинохроники, с записью объявления войны.)

Сегодня на уроке мы обобщим знания, полученные на предыдущих уроках и пройдем квест по теме Великая Отечественная война. Но перед игрой мы вспомним основные моменты войны и ответим на вопросы викторины (приложение 1).

    (Для этого я делю класс на 3 команды по 6 человек. В команде назначается эксперт, который будет определять правильность ответов учащихся  (это могут быть особо мотивированные ученики класса, хорошо усвоившие  тему и планирующие сдавать ЕГЭ по истории). В классном кабинете 3 ряда по 5 парт. Я приготовила) по 5 комплектов - заданий для каждой команды, которые будут разложены на парты. Каждая команда самостоятельно определяет с какого задания она начнет проходить квест .)

 

 

Задание 1 «Военные операции»

Заполните пу­стые ячей­ки таблицы. Дается таблица, в которой нужно заполнить пустые ячейки. (Приложение 2).

Отработка заданий ЕГЭ (систематизация исторической информации, работа с таблицей)

Названия

Цель

Время проведения

“Тайфун”

Наступление немецкой группы армий “Центр” на Москву.

30 сентября – начало декабря 1941 г

“ Уран”

Контрнаступления Красной Армии для окружения и разгрома фашистских войск под Сталинградом

19 ноября1942г. –

2 февраля 1943г

“Цитадель”

План немецкого командования – окружить и разгромить Красную Армию на Курском выступе

5- 12июля 1943 – оборонительный этап Красной Армии в ходе Курской битвы

“Кутузов” и “Полководец Румянцев”

Наступление Западного и Брянского фронтов с Орловского плацдарма на севере Курского выступа. Наступление Воронежского и Степного фронтов в южной части Курского выступа

12 июля – 23 августа 1943 г. – наступательный и завершающий этап в ходе Курской битвы

“Рельсовая война” и “Концерт”

Действия партизан в тылу врага, нарушавшие подвоз вооружений для вермахта

Август – ноябрь 1942 г. Сентябрь 1943 г.

“Оверлорд”

Высадка союзников в Нормандии – открытие второго фронта

6 июня 1944 г.

“Багратион”

Наступление 1-го, 2-го и 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов – освобождение Белоруссии, Литвы и части Латвии; выход советских войск на границу с Германией

22 июня – 29 августа 1944 г.

Берлинская операция

Наступление 1-го, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов для взятия столицы Германии

16 апреля – 8 мая 1945 г.

 

Задание 2 «Великие  сражения Великой войны»

Дается сетка таблицы, в которую нужно внести нужную информацию. Оценивается полнота ответа. (Приложение 2)

(Анализ исторической ситуации, отработка заданий ЕГЭ, часть С 6)

Битва

Дата

Имена участников битв

Факторы, обеспечившие успех в битве

Значение битвы

«Битва под Москвой»

 

 

30.09.1941-20.04.1942

Г.К. Жуков,

И.С. Конев,

С.К. Тимошенко

-внезапность наступления,

-удалось подготовить резервы,

-высокий боевой дух советских воинов

-Битва под Москвой полностью развенчала миф о непобедимости немецкой армии;

- Была всему миру доказана боеспособность Красной Армии;

- Победа в сражении под Москвой стала причиной для создания почти тридцатью странами, включая Англию и США, антигитлеровской коалиции.

«Сталинградская битва»

 

 

17.07.1942-2.02.1943

С.К. Тимошенко,

В.Н. Гордов,

А.И. Еременко,

В.И. Чуйков,

Н.Ф. Ватутин,

К.К. Рокоссовский,

 

-военное искусство и талант военачальников;

-активная роль партизанского движения;

-высокий боевой дух советских воинов;

-роль русской православной церкви,укреплявшей дух советских солдат

-советские войска приобрели бесценный опыт окружения и уничтожения противника;

-были налажены новые схемы военно-экономического снабжения войск;

-советские войска активно препятствовали продвижению немецких группировок на Кавказе;

-немецкое командование было вынуждено бросить дополнительные силы на реализацию проекта «Восточный вал»;

-влияние Германии на союзников сильно ослабло, нейтральные страны начали вставать на позиции непринятия действий немцев;

-Люфтваффе было сильно ослаблено после попыток снабжения 6-й армии;

-Германия понесла значительные (частью невосполнимые) потери

«Курская битва»

 

 

5.07-23.08.1943

Н.Ф. Ватутин,

К.К. Рокоссовский

-советское командование имело представление о планах вермахта и сумело точно определить время и место нанесения главных ударов противника;

-строительство оборонительных рубежей;

-военное искусство и талант военачальников;

 

-Невиданной силы, мощнейшее в истории танковое сражение, явилось ключевым в развитии дальнейших наступательных действий в Великой Отечественной войне;

-Курское сражение основная часть стратегических задач Генерального штаба Красной Армии в планах кампании 1943 года;

-В результате реализации плана «Кутузов» и операции «Полководец Румянцев» разгромлены части гитлеровских войск в районе городов Орёл, Белгород и Харьков.

-Завершение сражения означало полный переход стратегических инициатив в руки Советской Армии, которая продолжала продвигаться на Запад, освобождая города и поселки.

 

Задание 3 «Герои войны».

3.1. Детям даются портреты военачальников.  Учащиеся должны определить кто изображен на портрете и кратко охарактеризовать личность (обобщение, отработка заданий ЕГЭ, часть В,С). (Приложение 2)

 

Сталин-1И. В. Сталин

Жуков-1Г.К. Жуков

ИИ.С.Конев

 

Л.А.ГоворовГоворов-1

А.М.ВасилевскийВасилевский-2

Рокоссовский-4К.К.Рокоссовский

 

Н.Ф. Ватутин

 

В.И. Чуйков

 

 

 

 

3.2 Определите, о каких героях идет речь в тексте

(анализ исторического источника) (Приложение 2)

 

 «На весь мир прозвучало имя московского парня, в прошлом рабочего мясокомбината, а теперь летчика. В ночном воздушном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Погиб смертью храбрых 27 апреля 1941 г. Зачислен навечно в списки первой эскадрильи истребительного полка, в котором служил» (Виктор Талалихин)

«Особо отличилась в ноябре 1941 г. под Москвой 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова, отразившая несколько танковых атак противника. Легендарным стал подвиг группы бойцов с политруком, надолго задержавшей более 30 танков противника. Всю страну облетели слова политрука» Велика Россия, а отступать некуда». Назовите его имя (Клочков Василий Георгиевич).

 «Защитники Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Этот дом находился на площади 9 января. Во время бомбёжек дом был частично разрушен, и жители покинули его. Гитлеровцам удалось его захватить. Четыре советских разведчика во главе с сержантом изгнали вражеских солдат из этого дома и сами расположились в нём. Фашисты обстреливали дом из пулемётов, потом стали вести огонь из пушек прямой наводкой. Несчётное количество раз атаковали защитников дома танками и пехотой. Но наши солдаты держались стойко. 58 дней и ночей длилась оборона этого дома. Враг здесь так и не прошёл». Назовите имя сержанта, который отстаивал этот дом? Как стали  называть этот дом? (Павлов Яков Федотьевич, «Дом Павлова»).

         «В марте  1942 г. самолёт летчика – истребителя был сбит в неравном бою. С раздробленными ступнями, голодный, замерзающий, 18 суток пробирался он к советской линии фронта. Доставленному в госпиталь лётчику ампутировали голени обеих ног. Проявив мужество и невиданную силу к воле, упорно тренируясь, он заново овладел искусством высшего пилотажа. Участвовал в боях на Курской дуге, под Прохоровкой. Здесь с ним встретился фронтовой корреспондент Б. Полевой, который позже написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Назовите имя героя. (Маресьев Алексей Петрович).

 

Задание 4 «Великая Отечественная война и цифры». Игра в ассоциации. (Приложение 2)

Перед вами цифры и ваша задача определить какое отношение они имеют к ВОВ. (На столе разложены таблички с цифрами, обозначающими какой-либо факт, связанный с войной)

6 лет – длилась Вторая мировая война.

1418 дней – длилась Великая Отечественная война.

900 дней – длилась блокада Ленинграда.

200 дней – длилась героическая оборона Сталинграда.

27 млн. чел. – погибли за время войны

 

 

Задание 5   «Почувствуй себя ученым».

(отрабатывается задание ЕГЭ, часть С)

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.

Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«СССР после окончания Великой Отечественной войны мог развиваться по демократическому пути».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 

    После прохождения квеста эксперты подводят итоги, выбирают лучшего игрока а учитель, проводит викторину по вопросам темы. (Приложение 1)

Эксперты объявляют результаты, обосновывают свой выбор,  анализируют работу на уроке.

 

Домашнее задание: написать эссе на тему:

«Почему Я должен знать историю Великой Отечественной войны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1.Назовите дату начала Великой Отечественной войны.

Ответ: 22 июня 1941 года.

2.За три недели до вторжения фашистов в нашу страну советский разведчик передал в Москву,

что война начнется 22 июня. Кто был этим разведчиком?

Ответ: Рихард Зорге

2.Как назывался план вторжения в СССР?

Ответ: план «Барбаросса»

3.Что такое в военном деле «свинья», «клещи»?

Ответ: Боевой порядок войск.

4. Какую военную операцию немецко-фашистское командование называло операцией «Тайфун»?

Ответ: Наступление на Москву в 1941г.

5.Какая битва Великой Отечественной войны была раньше: Курская или Сталинградская?

Ответ: Сталинградская.

6.Назовите самое крупное танковое сражение в истории, имевшее место во время Великой Отечественной Войны.

Ответ: Курская битва.

7.Перед этой битвой немецкое командование сосредоточило значительные силы, состоящие прежде всего из бронетанковых дивизий, оснащенных танками современных моделей “Тигр” и “Пантера”. Что это за битва?

Ответ: Курская битва.

8.По льду какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда?

Ответ: Ладожское.

9.Чем знаменателен в истории белорусского народа день 3 июля?

Ответ: В связи с освобождением от гитлеровских захватчиков города Минска 3 июля 1944г.

10. Назовите крепость, которая героически оборонялась с 22 июня до 20-х чисел июля 1941 г. в тылу немецких войск.

Ответ: Брестская крепость

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Лист заданий №1«Военные операции»

Заполните пропуски

 

Названия

Цель

Время проведения

“Тайфун”

30 сентября – начало декабря 1941 г

“ Уран”

Контрнаступления Красной Армии для окружения и разгрома фашистских войск под Сталинградом

“Цитадель”

5- 12июля 1943 – оборонительный этап Красной Армии в ходе Курской битвы

Наступление Западного и Брянского фронтов с Орловского плацдарма на севере Курского выступа. Наступление Воронежского и Степного фронтов в южной части Курского выступа

12 июля – 23 августа 1943 г. – наступательный и завершающий этап в ходе Курской битвы

“Рельсовая война” и “Концерт”

Август – ноябрь 1942 г. Сентябрь 1943 г.

“Оверлорд”

Высадка союзников в Нормандии – открытие второго фронта

“Багратион”

22 июня – 29 августа 1944 г.

Наступление 1-го, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов для взятия столицы Германии

16 апреля – 8 мая 1945 г.

 

 

 

 

 

Лист заданий №2 «Великие  сражения Великой войны»

Систематизируйте знания и заполните таблицу

Битва

Дата

Имена участников битв

Факторы, обеспечившие успех в битве

Значение битвы

«Битва под Москвой».

 

 

 

 

 

 

«Сталинградская битва»

 

 

 

 

 

 

«Курская битва»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист заданий №3 «Герои войны».

3.1. Назовите личность, изображенную на портрете и представьте краткую характеристику.

Сталин-1

Жуков-1

И

Говоров-1

Василевский-2

Рокоссовский-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Определите, о каких героях идет речь в тексте

(анализ исторического источника)

 

1.      «На весь мир прозвучало имя московского парня, в прошлом рабочего мясокомбината, а теперь летчика. В ночном воздушном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Погиб смертью храбрых 27 апреля 1941 г. Зачислен навечно в списки первой эскадрильи истребительного полка, в котором служил»

2.     «Особо отличилась в ноябре 1941 г. под Москвой 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова, отразившая несколько танковых атак противника. Легендарным стал подвиг группы бойцов с политруком, надолго задержавшей более 30 танков противника. Всю страну облетели слова политрука» Велика Россия, а отступать некуда». Назовите его имя

3.     «Защитники Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Этот дом находился на площади 9 января. Во время бомбёжек дом был частично разрушен, и жители покинули его. Гитлеровцам удалось его захватить. Четыре советских разведчика во главе с сержантом изгнали вражеских солдат из этого дома и сами расположились в нём. Фашисты обстреливали дом из пулемётов, потом стали вести огонь из пушек прямой наводкой. Несчётное количество раз атаковали защитников дома танками и пехотой. Но наши солдаты держались стойко. 58 дней и ночей длилась оборона этого дома. Враг здесь так и не прошёл». Назовите имя сержанта, который отстаивал этот дом? Как стали  называть этот дом?

4.              «В марте  1942 г. самолёт летчика – истребителя был сбит в неравном бою. С раздробленными ступнями, голодный, замерзающий, 18 суток пробирался он к советской линии фронта. Доставленному в госпиталь лётчику ампутировали голени обеих ног. Проявив мужество и невиданную силу к воле, упорно тренируясь, он заново овладел искусством высшего пилотажа. Участвовал в боях на Курской дуге, под Прохоровкой. Здесь с ним встретился фронтовой корреспондент Б. Полевой, который позже написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Назовите имя героя.

 

 

 

 

 

 

 

Лист заданий №4«Великая Отечественная война и цифры». Игра в ассоциации.

Перед вами на листках написаны цифры, ваша задача определить какое отношение они имеют к ВОВ.

 

6 лет

 

1418 дней

 

27 млн. чел.

 

900 дней.

 

200 дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист заданий № 5  «Почувствуй себя ученым».

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.

Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«СССР после окончания Великой Отечественной войны мог развиваться по демократическому пути».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 


 

Тема: Итоговый урок по теме Великая

Тема: Итоговый урок по теме Великая

Модули урока Учебные задачи для организации образовательного процесса

Модули урока Учебные задачи для организации образовательного процесса

Ход урока - Великая Отечественная война!

Ход урока - Великая Отечественная война!

Курской битвы “Кутузов” и “Полководец

Курской битвы “Кутузов” и “Полководец

Англию и США, антигитлеровской коалиции

Англию и США, антигитлеровской коалиции

Сталинградская битва» 17

Сталинградская битва» 17

Детям даются портреты военачальников

Детям даются портреты военачальников

Защитники Сталинграда стояли насмерть

Защитники Сталинграда стояли насмерть

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её

Назовите дату начала Великой Отечественной войны

Назовите дату начала Великой Отечественной войны

Приложение 2 Лист заданий №1 «Военные операции»

Приложение 2 Лист заданий №1 «Военные операции»

Лист заданий №2 «Великие сражения

Лист заданий №2 «Великие сражения

Лист заданий №3 «Герои войны»

Лист заданий №3 «Герои войны»

Определите, о каких героях идет речь в тексте (анализ исторического источника) 1

Определите, о каких героях идет речь в тексте (анализ исторического источника) 1

Перед вами на листках написаны цифры, ваша задача определить какое отношение они имеют к

Перед вами на листках написаны цифры, ваша задача определить какое отношение они имеют к

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020