Итоговый урок по теме Великая Отечественная война

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала итоговый урок по теме Великая Отечественная война.docx

Тема: Итоговый урок по теме Великая Отечественная война.

Автор: Вяткина Ю.С., учитель истории и обществознания МБОУ Шарангская СШ.

 

 

Цель: увековечение памяти о Победе в Великой Отечественной войне, закрепление знаний учащихся по теме «Великая Отечественная война».

Задачи:

1.     Формировать у несовершеннолетних чувства патриотизма, чувства гордости за страну и свой народ.

2.     Формировать у обучающихся  духовно - нравственные качества личности.

3.     Формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа, готовность защищать интересы государства.

4.     Воспитывать культуру межличностных отношений.

5.     Способствовать формированию умений и навыков работы с историческими источниками

 

Оборудование:

Компьютер, проектор, видео, подбор музыкального сопровождения.

Краткое описание: урок дает возможность комплексно обобщить и систематизировать знания по ВОВ, отработать задания части В и С в рамках подготовки к ЕГЭ по истории.

Планируемые результаты

Предметные:

- научатся пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме;

-получат возможность  публично выступать; высказывать собственное мнение, суждения.

-применять свои знания на практике; подготовиться к ЕГЭ.

 

Метапредметные:

-выберут наиболее эффективные способы решения задач; оценят  процесс и результат деятельности; овладеют умением самостоятельной работы, умением работать с учебной информацией, научатся выделять причинно-следственные связи;

Научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; поучаствуют в коллективном обсуждении проблем;

Научатся находить ошибки и способы их устранения; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действия.

Личностные:

- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране; положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно- целевой

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Учитель создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Подводит к формулировке темы и постановке цели урока учащимися.

На экран проецируются фрагмент фильма, изображающего сцены довоенного мирного времени.кадры кинохроники, с записью объявления войны.

Эпиграф урока.

Слушают, смотрят и обсуждают тему и цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.

Беседа

Ориентационный

Постановка основных и проблемных вопросов. Работа с вопросами разминки (Приложение 1)

Отвечают на вопросы кратко и четко. Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Устные ответы.

Содержательно - операционный

Знакомит с пакетами заданий. (Приложение 2)

Нацеливает на самостоятельную работу и работу в группе.

Выполняют задания в группах.

 

Заполняют листы с заданиями

Контрольно- оценочный

Проводит беседу по вопросам:

- Какие задания вызвали затруднения?

- Какие задания были наиболее интересны?

Подводит итоги работы.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

 



Ход урока

 

- Великая Отечественная война! Эти слова знает и помнит каждый гражданин России. Они описывают самые тяжелые и в то же время героические периоды жизни Российского государства.

-Президент России Владимир Путин подписал указ о проведении в России Года памяти и славы.

 (На экран проецируется фрагмент фильма, изображающего сцены довоенного мирного времени.)

- Представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Закончился учебный год, сданы все экзамены, лето, выпускной. И вдруг – война….

(На экраны проецируются кадры кинохроники, с записью объявления войны.)

Сегодня на уроке мы обобщим знания, полученные на предыдущих уроках и пройдем квест по теме Великая Отечественная война. Но перед игрой мы вспомним основные моменты войны и ответим на вопросы викторины (приложение 1).

    (Для этого я делю класс на 3 команды по 6 человек. В команде назначается эксперт, который будет определять правильность ответов учащихся  (это могут быть особо мотивированные ученики класса, хорошо усвоившие  тему и планирующие сдавать ЕГЭ по истории). В классном кабинете 3 ряда по 5 парт. Я приготовила) по 5 комплектов - заданий для каждой команды, которые будут разложены на парты. Каждая команда самостоятельно определяет с какого задания она начнет проходить квест .)

 

 

Задание 1 «Военные операции»

Заполните пу­стые ячей­ки таблицы. Дается таблица, в которой нужно заполнить пустые ячейки. (Приложение 2).

Отработка заданий ЕГЭ (систематизация исторической информации, работа с таблицей)

Названия

Цель

Время проведения

“Тайфун”

Наступление немецкой группы армий “Центр” на Москву.

30 сентября – начало декабря 1941 г

“ Уран”

Контрнаступления Красной Армии для окружения и разгрома фашистских войск под Сталинградом

19 ноября1942г. –

2 февраля 1943г

“Цитадель”

План немецкого командования – окружить и разгромить Красную Армию на Курском выступе

5- 12июля 1943 – оборонительный этап Красной Армии в ходе Курской битвы

“Кутузов” и “Полководец Румянцев”

Наступление Западного и Брянского фронтов с Орловского плацдарма на севере Курского выступа. Наступление Воронежского и Степного фронтов в южной части Курского выступа

12 июля – 23 августа 1943 г. – наступательный и завершающий этап в ходе Курской битвы

“Рельсовая война” и “Концерт”

Действия партизан в тылу врага, нарушавшие подвоз вооружений для вермахта

Август – ноябрь 1942 г. Сентябрь 1943 г.

“Оверлорд”

Высадка союзников в Нормандии – открытие второго фронта

6 июня 1944 г.

“Багратион”

Наступление 1-го, 2-го и 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов – освобождение Белоруссии, Литвы и части Латвии; выход советских войск на границу с Германией

22 июня – 29 августа 1944 г.

Берлинская операция

Наступление 1-го, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов для взятия столицы Германии

16 апреля – 8 мая 1945 г.

 

Задание 2 «Великие  сражения Великой войны»

Дается сетка таблицы, в которую нужно внести нужную информацию. Оценивается полнота ответа. (Приложение 2)

(Анализ исторической ситуации, отработка заданий ЕГЭ, часть С 6)

Битва

Дата

Имена участников битв

Факторы, обеспечившие успех в битве

Значение битвы

«Битва под Москвой»

 

 

30.09.1941-20.04.1942

Г.К. Жуков,

И.С. Конев,

С.К. Тимошенко

-внезапность наступления,

-удалось подготовить резервы,

-высокий боевой дух советских воинов

-Битва под Москвой полностью развенчала миф о непобедимости немецкой армии;

- Была всему миру доказана боеспособность Красной Армии;

- Победа в сражении под Москвой стала причиной для создания почти тридцатью странами, включая Англию и США, антигитлеровской коалиции.

«Сталинградская битва»

 

 

17.07.1942-2.02.1943

С.К. Тимошенко,

В.Н. Гордов,

А.И. Еременко,

В.И. Чуйков,

Н.Ф. Ватутин,

К.К. Рокоссовский,

 

-военное искусство и талант военачальников;

-активная роль партизанского движения;

-высокий боевой дух советских воинов;

-роль русской православной церкви,укреплявшей дух советских солдат

-советские войска приобрели бесценный опыт окружения и уничтожения противника;

-были налажены новые схемы военно-экономического снабжения войск;

-советские войска активно препятствовали продвижению немецких группировок на Кавказе;

-немецкое командование было вынуждено бросить дополнительные силы на реализацию проекта «Восточный вал»;

-влияние Германии на союзников сильно ослабло, нейтральные страны начали вставать на позиции непринятия действий немцев;

-Люфтваффе было сильно ослаблено после попыток снабжения 6-й армии;

-Германия понесла значительные (частью невосполнимые) потери

«Курская битва»

 

 

5.07-23.08.1943

Н.Ф. Ватутин,

К.К. Рокоссовский

-советское командование имело представление о планах вермахта и сумело точно определить время и место нанесения главных ударов противника;

-строительство оборонительных рубежей;

-военное искусство и талант военачальников;

 

-Невиданной силы, мощнейшее в истории танковое сражение, явилось ключевым в развитии дальнейших наступательных действий в Великой Отечественной войне;

-Курское сражение основная часть стратегических задач Генерального штаба Красной Армии в планах кампании 1943 года;

-В результате реализации плана «Кутузов» и операции «Полководец Румянцев» разгромлены части гитлеровских войск в районе городов Орёл, Белгород и Харьков.

-Завершение сражения означало полный переход стратегических инициатив в руки Советской Армии, которая продолжала продвигаться на Запад, освобождая города и поселки.

 

Задание 3 «Герои войны».

3.1. Детям даются портреты военачальников.  Учащиеся должны определить кто изображен на портрете и кратко охарактеризовать личность (обобщение, отработка заданий ЕГЭ, часть В,С). (Приложение 2)

 

Сталин-1И. В. Сталин

Жуков-1Г.К. Жуков

ИИ.С.Конев

 

Л.А.ГоворовГоворов-1

А.М.ВасилевскийВасилевский-2

Рокоссовский-4К.К.Рокоссовский

 

Н.Ф. Ватутин

 

В.И. Чуйков

 

 

 

 

3.2 Определите, о каких героях идет речь в тексте

(анализ исторического источника) (Приложение 2)

 

 «На весь мир прозвучало имя московского парня, в прошлом рабочего мясокомбината, а теперь летчика. В ночном воздушном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Погиб смертью храбрых 27 апреля 1941 г. Зачислен навечно в списки первой эскадрильи истребительного полка, в котором служил» (Виктор Талалихин)

«Особо отличилась в ноябре 1941 г. под Москвой 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова, отразившая несколько танковых атак противника. Легендарным стал подвиг группы бойцов с политруком, надолго задержавшей более 30 танков противника. Всю страну облетели слова политрука» Велика Россия, а отступать некуда». Назовите его имя (Клочков Василий Георгиевич).

 «Защитники Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Этот дом находился на площади 9 января. Во время бомбёжек дом был частично разрушен, и жители покинули его. Гитлеровцам удалось его захватить. Четыре советских разведчика во главе с сержантом изгнали вражеских солдат из этого дома и сами расположились в нём. Фашисты обстреливали дом из пулемётов, потом стали вести огонь из пушек прямой наводкой. Несчётное количество раз атаковали защитников дома танками и пехотой. Но наши солдаты держались стойко. 58 дней и ночей длилась оборона этого дома. Враг здесь так и не прошёл». Назовите имя сержанта, который отстаивал этот дом? Как стали  называть этот дом? (Павлов Яков Федотьевич, «Дом Павлова»).

         «В марте  1942 г. самолёт летчика – истребителя был сбит в неравном бою. С раздробленными ступнями, голодный, замерзающий, 18 суток пробирался он к советской линии фронта. Доставленному в госпиталь лётчику ампутировали голени обеих ног. Проявив мужество и невиданную силу к воле, упорно тренируясь, он заново овладел искусством высшего пилотажа. Участвовал в боях на Курской дуге, под Прохоровкой. Здесь с ним встретился фронтовой корреспондент Б. Полевой, который позже написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Назовите имя героя. (Маресьев Алексей Петрович).

 

Задание 4 «Великая Отечественная война и цифры». Игра в ассоциации. (Приложение 2)

Перед вами цифры и ваша задача определить какое отношение они имеют к ВОВ. (На столе разложены таблички с цифрами, обозначающими какой-либо факт, связанный с войной)

6 лет – длилась Вторая мировая война.

1418 дней – длилась Великая Отечественная война.

900 дней – длилась блокада Ленинграда.

200 дней – длилась героическая оборона Сталинграда.

27 млн. чел. – погибли за время войны

 

 

Задание 5   «Почувствуй себя ученым».

(отрабатывается задание ЕГЭ, часть С)

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.

Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«СССР после окончания Великой Отечественной войны мог развиваться по демократическому пути».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 

    После прохождения квеста эксперты подводят итоги, выбирают лучшего игрока а учитель, проводит викторину по вопросам темы. (Приложение 1)

Эксперты объявляют результаты, обосновывают свой выбор,  анализируют работу на уроке.

 

Домашнее задание: написать эссе на тему:

«Почему Я должен знать историю Великой Отечественной войны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1.Назовите дату начала Великой Отечественной войны.

Ответ: 22 июня 1941 года.

2.За три недели до вторжения фашистов в нашу страну советский разведчик передал в Москву,

что война начнется 22 июня. Кто был этим разведчиком?

Ответ: Рихард Зорге

2.Как назывался план вторжения в СССР?

Ответ: план «Барбаросса»

3.Что такое в военном деле «свинья», «клещи»?

Ответ: Боевой порядок войск.

4. Какую военную операцию немецко-фашистское командование называло операцией «Тайфун»?

Ответ: Наступление на Москву в 1941г.

5.Какая битва Великой Отечественной войны была раньше: Курская или Сталинградская?

Ответ: Сталинградская.

6.Назовите самое крупное танковое сражение в истории, имевшее место во время Великой Отечественной Войны.

Ответ: Курская битва.

7.Перед этой битвой немецкое командование сосредоточило значительные силы, состоящие прежде всего из бронетанковых дивизий, оснащенных танками современных моделей “Тигр” и “Пантера”. Что это за битва?

Ответ: Курская битва.

8.По льду какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда?

Ответ: Ладожское.

9.Чем знаменателен в истории белорусского народа день 3 июля?

Ответ: В связи с освобождением от гитлеровских захватчиков города Минска 3 июля 1944г.

10. Назовите крепость, которая героически оборонялась с 22 июня до 20-х чисел июля 1941 г. в тылу немецких войск.

Ответ: Брестская крепость

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Лист заданий №1«Военные операции»

Заполните пропуски

 

Названия

Цель

Время проведения

“Тайфун”

30 сентября – начало декабря 1941 г

“ Уран”

Контрнаступления Красной Армии для окружения и разгрома фашистских войск под Сталинградом

“Цитадель”

5- 12июля 1943 – оборонительный этап Красной Армии в ходе Курской битвы

Наступление Западного и Брянского фронтов с Орловского плацдарма на севере Курского выступа. Наступление Воронежского и Степного фронтов в южной части Курского выступа

12 июля – 23 августа 1943 г. – наступательный и завершающий этап в ходе Курской битвы

“Рельсовая война” и “Концерт”

Август – ноябрь 1942 г. Сентябрь 1943 г.

“Оверлорд”

Высадка союзников в Нормандии – открытие второго фронта

“Багратион”

22 июня – 29 августа 1944 г.

Наступление 1-го, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов для взятия столицы Германии

16 апреля – 8 мая 1945 г.

 

 

 

 

 

Лист заданий №2 «Великие  сражения Великой войны»

Систематизируйте знания и заполните таблицу

Битва

Дата

Имена участников битв

Факторы, обеспечившие успех в битве

Значение битвы

«Битва под Москвой».

 

 

 

 

 

 

«Сталинградская битва»

 

 

 

 

 

 

«Курская битва»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист заданий №3 «Герои войны».

3.1. Назовите личность, изображенную на портрете и представьте краткую характеристику.

Сталин-1

Жуков-1

И

Говоров-1

Василевский-2

Рокоссовский-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Определите, о каких героях идет речь в тексте

(анализ исторического источника)

 

1.      «На весь мир прозвучало имя московского парня, в прошлом рабочего мясокомбината, а теперь летчика. В ночном воздушном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Погиб смертью храбрых 27 апреля 1941 г. Зачислен навечно в списки первой эскадрильи истребительного полка, в котором служил»

2.     «Особо отличилась в ноябре 1941 г. под Москвой 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова, отразившая несколько танковых атак противника. Легендарным стал подвиг группы бойцов с политруком, надолго задержавшей более 30 танков противника. Всю страну облетели слова политрука» Велика Россия, а отступать некуда». Назовите его имя

3.     «Защитники Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Этот дом находился на площади 9 января. Во время бомбёжек дом был частично разрушен, и жители покинули его. Гитлеровцам удалось его захватить. Четыре советских разведчика во главе с сержантом изгнали вражеских солдат из этого дома и сами расположились в нём. Фашисты обстреливали дом из пулемётов, потом стали вести огонь из пушек прямой наводкой. Несчётное количество раз атаковали защитников дома танками и пехотой. Но наши солдаты держались стойко. 58 дней и ночей длилась оборона этого дома. Враг здесь так и не прошёл». Назовите имя сержанта, который отстаивал этот дом? Как стали  называть этот дом?

4.              «В марте  1942 г. самолёт летчика – истребителя был сбит в неравном бою. С раздробленными ступнями, голодный, замерзающий, 18 суток пробирался он к советской линии фронта. Доставленному в госпиталь лётчику ампутировали голени обеих ног. Проявив мужество и невиданную силу к воле, упорно тренируясь, он заново овладел искусством высшего пилотажа. Участвовал в боях на Курской дуге, под Прохоровкой. Здесь с ним встретился фронтовой корреспондент Б. Полевой, который позже написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Назовите имя героя.

 

 

 

 

 

 

 

Лист заданий №4«Великая Отечественная война и цифры». Игра в ассоциации.

Перед вами на листках написаны цифры, ваша задача определить какое отношение они имеют к ВОВ.

 

6 лет

 

1418 дней

 

27 млн. чел.

 

900 дней.

 

200 дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист заданий № 5  «Почувствуй себя ученым».

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.

Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«СССР после окончания Великой Отечественной войны мог развиваться по демократическому пути».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …