Итоговая контрольная работа по литературе за 7 класс по программе Меркина Г.С. Данный тест поможет более объективно оценить знания учащихся, проверить их эрудицию. Работа состоит из двух вариантов, в каждом по 24 задания разного уровня сложности. Учащимся необходимо найти в тексте художественные средства, распознать текст и указать автора, дать развернутый ответ на вопрос, проявить знание терминологии.
Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс.doc
Итоговая контрольная работа по литературе. 7 класс.
Вариант 1
1. Назовите художественное средство:
Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит…
2. Как называется художественный прием
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
3. Укажите название приема:
Славная осень! Здоровый, ядреный…
Славная осень! Морозные ночи…
4. Как называется изобразительное средство, основанное на скрытом сравнении?
В мире есть царь: этот царь беспощаден, голод названье ему….
5. Как автор относится к русскому народу, изображенному в стихотворении Н.А.
Некрасова «Железная дорога»? Дайте развернутый ответ.
6. Как называется разновидность комического, представляющая собой беспощадное
осмеяние явлений, которые создаются автором?
7. Какова ведущая проблема сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил». Дайте развернутый ответ на вопрос.
8. Как называется описание обстановки (природы, города и т.д.), в которой
разворачивается действие
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с какимто испугом
Подъезжает к заветным дверям…
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица…
9. Что такое фантастика? И в каких литературных произведениях курса 7 класса вы ее
встречали?
10. Кому из персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» принадлежит
следующее высказывание?
а) Десять тысяч твоего доходу!...да я на них всех свиней с бела света выкуплю….
б) … от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиньями, да не
попрут его ногами.
11. Определите название произведения и его автора по имени героя:
Калиныч, Генерал, Вральман, Яшка Моргач, пионеры.
12. Какое значение приобретает сравнение в данной фразе? Какое отражение в ней
находит художественная идея произведения? Дайте развернутый ответ.
Вы только шли, шли, как стадо овец!
13. Какой смысл вложен автором в название? (по рассказу Б. Васильева «Экспонат №
…») Можно ли утверждать, что в названии скрыта ирония, горькая усмешка. Обоснуйте
свой ответ.
14. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России: а)
Спасское – Лутовиново; б) Нежин; в) Михайловское.
15. Дайте определение понятия «сатира»; «сарказм»? В каких литературных
произведениях, изученных в 7 классе эти понятия используют авторы?
16. Восстановите фамилию писателя (поэта) по годам его жизни: а) 18181883; б) 18211878; в) 18951925
17. Назовите, где родился В.М. Шукшин?
18. Почему не было имени у Левши?
19. С кем воевал Петр в поэме «Полтава»? Назовите автора.
20. Какова причина смерти Олега?
По какой причине опричник Кирибеевич на пиру не веселился?
21. Что такое гротеск?
22.Прочитайте фрагмент рассказа И.А.Бунина «Кукушка», выполните задания к нему.
…Тутто и находился лес. Оттого, что лес давно не подчищали, в нем было много
густого подседа – орешников, осинников и молодых березок. Были, кроме того, овраги, где
громоздились серые камни, были провалы, заросшие глухой крапивой; мелкий пруд,
окруженный верболазками, позабытый пчельник и старая караулка – почерневшая изба с
горбатой крышей. Пустые деревянные ульи на пчельнике, прикрытые камнями и похожие
на грибы, стали от времени голубоватосерого цвета, а в караулке покосились окна, двери и
даже самые стены… Прошлой зимой в ней поселился стариксолдат Кукушка, а в одном из
оврагов, за пчельником, вывела своих детенышей [….] .
1.
2.
3.
4.
А. экспозиция; Б. завязка; В. кульминация; Г. развязка.
5. Определите, какое изобразительное средство использовано в данном тексте («с
горбатой крышей», «глухой крапивой»), и запишите его название.
23.Определите произведение и укажите автора.
«А поворотиська ,сын! Экой ты смешной какой? Что это на вас за поповские подрясники?
Вставьте пропущенное слово в последнем предложении.
Какой тип речи использован в данном фрагменте?
Каким стилем написан текст?
К какому элементу композиции произведения относится данный фрагмент
«Жили да были два генерала, и так как оба были лекгомысленны, то в скором времени, по
щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове»
«Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с
узелком в руке».
«Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы
этих людей, а с четвертой была степь»
Над Москвой, златоглавой,
Над стеной кремлевской белокаменной
Изза дальних лесов, изза синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.
24. Что такое сонета? Итоговая контрольная работа по литературе. 7 класс.
Вариант 2
1. Чем отличается басня от сказки? Приведите примеры.
2. Чьи это поэтические строки? Назовите автора и название
стихотворения.
Выдь на Волгу!
Чей стон раздается
Над великой русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется,
То бурлаки идут бечевой.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега.
Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случайберегут.
Светить всегда,
Светить везде,
До дней последних донца, Светить
И никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
И солнца!
3. Элемент фабулы, событие, являющееся началом развития действия в
эпических и драматических произведениях, называется:
А. Кульминация; Б. Развитие действия; В. Развязка; Г. Завязка
4. Княгиня Трубецкая является героиней произведения:
А. «Железная дорога»; Б. «Русские женщины»; В. «Левша; Г.
«Севастополь в декабре месяце».
5.Назовите, где родился В.М. Шукшин?
6. Что является предметом обличения в сказках СалтыковаЩедрина?
7. что танцевала стальная блоха и в каком произведении?
8. что такое юмор? Назовите юмористические произведения, их авторов. 9.Наришите имена переводчиков У. Шекспира?
10. В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит
основная авторская идея:
1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман...»;
2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы...»;
3) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;
4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит
основную авторскую идею.
11. Автор произведений «Размышления у парадного подъезда», «Железная
дорога», «Вчерашний день, часу в шестом…»
1) Л.Н. Толстой; 2) И.С. Тургенев; 3) М.Ю. Лермонтов; 4)
Н.А.Некрасов.
12.Сравните образы Петра и Карла ( дайте развернутый ответ)
13. Что предсказал волхв Олегу?
14.Чем закончилась встреча Алены Дмитриевны и Кирибеевича?
15.Чем в своей жизни был очень недоволен герой произведения «Дикий
помещик»:
А. Обилием мужиков; Б. Маленькой пенсией; В. Отсутствием жены; Г.
Отсутствием детей.
16. «Волга, Волга! Весной многоводной…» это слова из произведения:
А. «Железная дорога»; Б. «Я пришел к тебе с приветом…»;
В. «Фонтан»; Г. «Размышления у парадного подъезда».
17. Какой художественный прием наиболее характерен для рассказов
А.П.Чехова:
Г.художественная деталь.
А. внутренний монолог;
Б. бытописание;
В. психологизм;
18. Какое произведение было написано под впечатлением пережитых событий:
А. «Севастополь в декабре месяце» Л.Н.Толстого; Б. «Смерть чиновника»
А.П.Чехова;
В. «Кукушка» И.А.Бунина; Г. «Дикий помещик М.Е. Салтыкова
Щедрина.
19. Определите выразительное средство языка: « …Рассказать, что лес
проснулся, весь проснулся, веткой каждой…»:
А. Сравнение; Б. Метафора; В. Олицетворение; Г. Эпитет.
20. «Прошел день, прошел другой; мужчина до того изловчился, что даже стал
в пригоршне суп варить…». Определите художественный прием:
А. Ирония; Б. Гротеск; В. Художественная деталь; Г. Метафора. 21. Прочитайте фрагмент рассказа И.А.Бунина «Кукушка», выполните
задания к нему.
Однажды вечером, в начале апреля, когда в лесу весь снег уже насытился
водою, Кукушка возвращался домой из обхода. Чтото заставило его поднять
голову, и взгляд его упал на противоположную сторону луга, по скату
которого он шел. Огромная волчица стояла там и, насторожившись, неловко
согнув свою лобастую голову с чутко торчащими ушами, исподлобья и
пристально смотрела на него. В полусвете сумерек она показалась ему
большой желтосерой собакой. Но когда волчица повернулась, подскакнула и
с опущенным хвостом неуклюжим скоком пошла вон из лесу, Кукушка
растерялся, закричал, хотел даже выстрелить… Однако скоро спохватился и
опустил […]
Вставьте пропущенное слово в последнем предложении.
Какой тип речи использован в данном фрагменте?
Каким стилем написан текст?
К какому элементу композиции произведения относится данный
1.
2.
3.
4.
фрагмент
А. экспозиция; Б. завязка; В. развитие действия; Г. развязка.
5. Определите, какое изобразительное средство использовано в данном
тексте («снег насытился водою»), и запишите его название.
22. Соотнесите авторов и их произведения:
1) Д.И.Фонвизин а) «Песнь о вещем Олеге»
2) Н.В.Гоголь б) «Недоросль»
3) А.П.Чехов в) «Шинель»
4) А.С.Пушкин г) «Легенда о Данко»
5) М.Горький д) «Хамелеон»
23. Что такое эпиграф?
24. Восстановите фамилию писателя (поэта) по годам его жизни:
а) 18181883; б) 18211878; в) 18951925
Итоговый тест по литературе 7 класс
Итоговый тест по литературе 7 класс
Итоговый тест по литературе 7 класс
Итоговый тест по литературе 7 класс
Итоговый тест по литературе 7 класс
Итоговый тест по литературе 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.