Цель занятия: познакомить учащихся с математическими парадоксами и их применением в творчестве Льюиса Кэрролла.
Задачи занятия:
Образовательные:
познакомить учащихся с понятием математического парадокса;
разъяснить суть математических парадоксов, встречающихся в сказках Л. Кэрролла;
научить применять полученные знания на практике, анализируя произведения Кэрролла.
Развивающие:
развивать логическое мышление и умение анализировать информацию;
способствовать развитию креативного мышления и умения находить нестандартные решения;
расширять кругозор и повышать интерес к математике и литературе.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся умение работать в команде и уважать мнение других;
прививать интерес к изучению математики и литературы;
формировать научное мировоззрение и критическое мышление.
Математика –это наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.
В нее входят такие дисциплины:
арифметика, алгебра, геометрия, логика, тригонометрия, высшая математика (аналитическая геометрия, линейная алгебра, математический анализ, дифференциальное и интегральное исчисления и др.).
ПАРАДОКС
Странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями,
а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.
НАПРИМЕР
Солнце на лето — зима на мороз.
Данная поговорка означает, что световой день после зимнего солнцестояния увеличивается и величина светового дня стремится к летним показателям.
Вместе с тем мороз усиливается, впереди предстоят самые студеные дни. Данная поговорка относится к январю.
Математический парадокс
– высказывание, которое может быть доказано и как истина, и как ложь.
Древнегреческий логический парадокс имеет множество вариаций.
Человек произносит: « Я лгу».
Он обманывает или говорит правду?
С одной стороны, он говорит неправду, т.к. это утверждает. Но это означает, что он утверждает истину, а, следовательно, лжет.
Парадокс 1. «Парадокс лжеца»
Он окончил колледж Христовой церкви (Крайст Чёрч Колледж), один из старейших в Оксфорде, с отличием по двум факультетам, математике и классическим языкам — случай, редкий даже для тех далеких лет.
В 1855 г. ему был предложен профессорский пост в его колледже. Он занимался чтением лекции более двух с половиной десятков лет, но еще во время обучения в колледже начал писать небольшие рассказы и стихи, и тогда же он придумал себе этот псевдоним.
Историческая легенда:
Когда королева Виктория прочла «Алису в стране чудес», она попросила принести ей все книги этого автора, и ей принесли стопку книг по математике
Так это было на самом деле или нет, нам из глубины веков уже не узнать, но история весьма занимательная.
Самое главное, понятно откуда у автора такая фантазия и склонность сочинять логические парадоксы.
Логические парадоксы:
выпить больше, чем ничего, легко и просто,
вот если бы ты выпила меньше;
я вижу все, что я ем, я ем все, что вижу;
я учу то, чего не знаю, я знаю то, чего не учу;
я дышу, когда сплю; я сплю, когда дышу.
Сказки Льюиса Кэрролла можно перечитывать бесчисленное множество раз в любом возрасте и по любому поводу, и каждый раз находить в них что-то новое, на что раньше не обращали внимания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.