Из опыта подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации в форме ОГЭ.
Оценка 4.8

Из опыта подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации в форме ОГЭ.

Оценка 4.8
docx
27.06.2022
Из опыта подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации в форме ОГЭ.
Особенности подготовки обучающихся.docx

Из опыта подготовки обучающихся

к итоговой государственной аттестации в форме ОГЭ.

      Проблема подготовки выпускников основного общего образования к успешной сдаче ОГЭ по математике актуальна для каждого учителя математики. Основная подготовка выпускников к экзамену по математике осуществляется не только в течение всего учебного года в 9 классе, но гораздо раньше, с 5 класса. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ОГЭ. Безусловно, на последние годы обучения в школе приходится максимальная нагрузка на обучающихся, при этом возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого ученика. Моя цель, как учителя, помочь ребёнку в подготовке к ГИА.

       При подготовке обучающихся к ОГЭ по математике учитель должен:

·         систематически отрабатывать вычислительные навыки обучающихся;

·         формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической, умение приводить доказательные рассуждения при решении задач, формировать у обучающихся навыки самоконтроля, умения проверять ответ на правдоподобие;

·         учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства, записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту приводимых обоснований.

       Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем звене на каждом уроке отвожу 5-7 минут для проведения устных упражнений, предусмотренных программой каждого класса. Так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор, то нужно научить  обучающихся выполнять простейшие преобразования устно.  Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.

      Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приемов вычислений, а именно, вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.  Очень помогает в организации устных вычислений книга под редакцией Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. «Устные вычисления и быстрый счёт. Тренировочные упражнения за курс 7-11 классов» (Ростов-на-Дону: ЛЕГИОН-М.- 2010). Некоторые задания первой части ОГЭ составлены в тестовой форме, значит учащиеся должны хорошо овладеть техникой работы с тестами. Поэтому, начиная с 5 класса, организую работу с тестовыми заданиями. Обучающихся необходимо контролировать, консультируя их по заданиям, в решении которых они испытывают трудности. Особое внимание на уроках стараюсь уделять постоянному повторению, как сопутствующему новому материалу, так и тематическому.

      Следует учить школьников простым способам решения для проверки результатов сразу, а не «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос: что нужно было найти. Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) очень мало встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решённом задании неправильный ответ. Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным.

       В ходе подготовки в самостоятельные работы обучающего характера включаю различные формы заданий: задания с выбором ответа, с кратким ответом, а также стандартные для математики задания, в которых необходимо дать развернутое решение с полным обоснованием.

       При подготовке к выпускным экзаменам я практикую следующее:

·          включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям;

·         в содержание текущего контроля включаю экзаменационные задачи;

·         в домашнюю работу включаю решение вариантов из сборника под редакцией Д.А.Мальцева «Математика. 9 класс. ОГЭ 2022.» (Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.; М.: Народное образование, 2022). Сначала работаем с первой частью, позже включаем задания из второй части. Все варианты сборника попарно подобны: разобрав ошибки или то, что не получилось из одного варианта, можно отработать их на втором (сборники этого автора использую давно как для ОГЭ, так и  для подготовки к ЕГЭ);

·         все тренировочные экзаменационные работы проверяю, четко следуя критериям по проверке работ ОГЭ;

·         после каждой тренировочной работы составляю сводную таблицу результатов учащихся по каждому заданию первой и второй части, где четко видно, какое задание у ребят «западает», и на отработку которого надо еще потратить время.   

Работа № 5  8.04.22  9Б класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Баллы

1ч + 2ч

Оценка

1.Дегтерев Дима

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

y

2.Евдокимова Вика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

y

3.Завьялова Даша

 

 

 

0

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

0

 

 

0

2

2

2

 

2

 

14+8

5

4.Исупова Лиза

 

 

0

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

0

 

 

 

0

 

2

2

 

2

 

 

14+6

4

5.Карманова Полина

 

 

0

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

2

2

 

17+8

5

6.Карпенко Карина

 

 

 

0

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

0

2

2

 

17+8

5

7.Кокорина Ирина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

y

8.Кощеева Соня

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

0

2

2

1

0

2

0

16+7

5

9.Крутихина Даша

 

 

 

0

 

0

 

 

 

0

0

 

 

 

 

 

0

 

0

2

2

 

 

0

0

13+4

4

10.Кузьминых Злата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

2

2

0

2

2

 

18+8

5

11.Перевозчиков Дима

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

y

12.Приходько Ярослав

 

 

 

0

 

0

 

 

 

0

 

0

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

2

2

 

15+8

5

13.Репина Даша

 

 

0

0

 

 

 

 

0

 

 

 

0

 

 

0

 

0

 

2

2

 

 

 

 

13+4

4

14.Рябова Настя

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

 

 

 

0

 

2

2

0

 

2

0

14+6

4

15.Санникова Катя

 

 

 

 

 

 

 

0

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

1

0

2

0

17+7

5

16.Селезнева Маша

 

0

0

0

0

0

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

0

1

 

 

 

 

12+1

3

17.Сенякаева Даша

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

y

18.Сулейманов Роман

 

 

 

0

 

0

 

 

0

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

2

1

2

 

 

12+5

4

19.Тупицын Коля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

y

20.Хамитов Роман

 

0

0

 

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

0

2

 

1

0

 

14+3

4

21.Широких Лиза

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

2

2

 

2

2

 

17+8

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  «5»    (22 – 31)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

«4»    (16 – 21)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

          «3»   (9-15)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

          «2»   (0 -8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Работа № 5  8.04.22  9Б класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Баллы

1ч + 2ч

Оценка

       В таблице даны результаты 5-й тренировочной работы, написанной 8 апреля. Пустая клеточка – задание выполнено верно – 1 балл, 0 – задание выполнено неверно. Картина сразу становится ясна – что не усвоено. Это апрель – время еще подтянуть слабые места есть.        

       Мой продолжительный опыт по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ показывает, что наиболее эффективно выстраивать подготовку к сдаче экзамена по решению вариантов, составленных мною из заданий открытого банка, или вариантов с сайта Ларина, нежели по тематическому принципу (это мое личное убеждение и хорошие итоговые результаты говорят сами за себя).  Темы уже пройдены, необходимо выяснить, насколько учащиеся овладели тем или иным материалом. Поэтому учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению задач соответствующих типов удобно через решение вариантов. Тематическое повторение в большинстве своем приводит к тому, что к повторению последней темы первые темы уже забываются.

       Психологи давно доказали, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с другими, и лучше всего помнят то, что объясняют другим. Опираясь на эту мысль, на начальном этапе подготовки создаю группы по 4 человека для работы на уроке (каждые 2 парты – очень удобно).

        Алгоритм действий обучающихся:

Задания обязательного уровня (1 часть): выполнив задания 1 части, сравнивают решения с ответами и между собой. Делают работу над ошибками. Получают другой вариант заданий 1 части и выполняют только те задания, в которых были допущены ошибки.

Задания 2 части: каждая группа получает задание и готовится самостоятельно. При этом обучающиеся не знают, кто будет выполнять задание у доски. Представители каждой группы решают задания. Остальные обучающиеся проверяют задания, задают вопросы, оценивают. Оценку получает вся группа.

      Ещё одной важнейшей составляющей моей работы по подготовке к экзаменам считаю дифференцированную подготовку. Для детей с повышенной мотивацией провожу спецкурсы, для слабоуспевающих (их у нас немного, но встречаются) – дополнительные занятия.

      Всем обучающимся рекомендую использование Интернет-ресурсов для самостоятельной домашней подготовки к экзамену. Каждому предлагаю использовать те ресурсы (ссылки выдаю), которые помогут ему именно на его уровне подготовки.

     На консультациях, тренировочных работах необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание. Таким образом, если ученик не укладывается в этот временной промежуток, то ему целесообразно перейти к другому заданию, а к этому заданию можно вернуться после выполнения всей 1 части. Точно так же должен действовать ученик, планирующий получить  четвёрку или пятёрку, и со второй частью экзаменационной работы: всю 1 часть «уложить» примерно в 1 час, а остальные 2 ч 55 мин  посвятить 2-ой части работы. Выдержать этот график может только тот, кто приучен 2-3 часа заниматься математикой с полной отдачей.

     Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий имеет очень важную роль при подготовке обучающихся к ОГЭ. Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым.

      Важно понимать, что хорошо подготовленный к экзамену, но не умеющий работать с бланками ученик может получить низкий результат. Поэтому особое место в работе учителю необходимо отводить для обучения девятиклассников правильному заполнению бланков. С их копиями обучающиеся в обязательном порядке работают на всех тренировочных работах.

      Вышеописанная система подготовки к ОГЭ по математике, на мой взгляд, во-первых, дает возможность психологически подготовить ребят к сдаче ОГЭ и, во-вторых, снизить риск получения обучающимися неудовлетворительной отметки за экзамен.

       И еще один момент, который, по-моему, дает очень положительный результат при  подготовке к экзамену- это тетради по теории  по алгебре, и по геометрии. Эти тетради мы заводим в 7 классе по 9 класс и в 10-м по 11 класс. Каждая новая тема в лекционной форме записывается в эту тетрадь. И что очень важно, почти каждая тема в дальнейшем дополняется, и, в нужный момент времени, весь  теоретический материал по каждой теме готов к повторению. Сами дети отмечают, что им это очень помогает. Даже мои выпускники, которые в ВУЗе изучают математику, констатируют, что для них эти тетради как «палочка – выручалочка».


 

Скачано с www.znanio.ru

Из опыта подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации в форме

Из опыта подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации в форме

Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя ) преобразовать к виду…»

Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя ) преобразовать к виду…»

В таблице даны результаты 5-й тренировочной работы, написанной 8 апреля

В таблице даны результаты 5-й тренировочной работы, написанной 8 апреля

Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста

Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2022