Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 1»
Из опыта работы: «Использование ИКТ на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП»
Выполнила: Ермакова Марина Михайловна,
учитель-дефектолог
Хабаровск 2014
Современные требования к работе учителя предполагают использование новых форм работы, новых подходов к обучению и развитию детей с недостатками слуха. Постоянно возникает поиск нестандартных, стимулирующих, инновационных разработок, которые помогли бы глухим и слабослышащим детям более эффективно развивать свой слух и речь.
В качестве одной из них рассмотрим применение компьютерных технологий на уроках.
Специфика работы с детьми, имеющими нарушение слуха, требует использования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями. Поэтому я применяю компьютерные технологии, что позволяет сделать занятие интересным, увлекательными информационно насыщенным, это делает учебный материал более доступным для восприятия детей с дефектами слуха. Кроме того, использование компьютерных технологий повышает мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, а также учащиеся расширяют свои умения в работе с компьютером.
На уроках и занятиях для развития слуха и речи использую специализированные обучающие компьютерные программы, рекомендованные Институтом коррекционной педагогики – это «Мир за твоим окном», «Лента времени», «В городском дворе». Также применяю обучающие компьютерные программы-тренажеры, в основе которых лежат игровые упражнения, где оцениваются результаты каждого ученика и предоставляется отчёт. Это мультимедийные программы-тренажёры: «Учите русский», «Живая планета», «Трудные звуки». Использование компьютерных программ на уроках и занятиях позволяет слабослышащим учащимся усовершенствовать навыки разговорной речи и понимание на слух, отрабатывать произношение и расширить словарный запас.
Кроме специальных компьютерных программ в работе со слабослышащими детьми использую общедидактические компьютерные программы, но их я адаптирую для решения задач РСВ и формирования произношения. Нужно условно определить, какую дидактическую и специфическую задачу будет выполнять игра. Так, в одной из общедидактических программ модуль "Нарисуй" использую для восприятия речи с уроков ознакомления с окружающим миром по теме "Части тела человека". Ученику предлагала на слух задания нарисовать мальчика, девочку, выбрать детали лица: глаза, рот, нос, уши, брови, волосы, нарисовать лицо. Ученик воспринимал задания с помощью ЗУА и выполнял их, оперируя "мышкой". При восприятии материала с уроков математики использовала модули "Выбери фигуру", "Составь фигуру", содержанием которых являлся геометрический материал. Ученик с помощью ЗУА воспринимал поручения и выполнял их. Например: Покажи (дай, нарисуй) на экране круг (треугольник, прямоугольник). Предлагаю различать на слух математические выражения при решении задач и примеров на экране компьютера: плюс, минус, равно, больше, меньше, поровну и т. д. А также решать невербальные мыслительные задачи: заменить цифры рисунками предметов в таком же количестве и др.
Для формирования навыков коммуникации применяю формы групповой деятельности –это фронтальные занятия с классом, которые проходят в компьютерном кабинете с использованием интерактивной доски и работа парами. Когда два ученика работают парами за одним компьютером, обеспечиваются равнопартнерские отношения учащихся между собой. При такой форме организации у детей с нарушением слуха формируются навыки взаимоконтроля и взаимооценки; развивается интерес к совместным коллективным формам учебной работы; приобретается опыт социального поведения, который содействует развитию самостоятельности, инициативности и готовности к взаимопомощи.
Кроме того возможно осуществление со слабослышащими учащимися Проектной деятельности.
Дети с нарушением слуха, как и любой ребенок —это бурноразвивающийся, очень чувствительный организм. В младшем школьном возрасте складываются все физиологические системы, продолжают формироваться осанка, произвольное внимание, нормальная рефракция глаза.
Поэтому науроках и занятиях с использованием компьютера соблюдаю все санитарно-гигиенические требования: непрерывность работы за компьютером не превышает 15-20 минут, чередование видов работ с различной зрительной нагрузкой, упражнения для снятия напряжения глаз –таким образом, соблюдается здоровьесберегающий характер проведения занятий с применением компьютерных технологий.
После фронтальных и групповых занятий использую специальную
компьютерную программу для восстановления зрения «Корректор зрения», когда учащиеся удобно садятся на расстоянии 60-70 см от монитора и выполняют специальные упражнения: частое моргание; зажмуривание, с ориентированием на звуковые сигналы; просмотр картинок для отдыха глаз с трёхмерным изображением; круговые движения глазами; по диагонали.
Использование мультимедийных презентаций на уроках
Хочу обратиться к использованию мультимедийных презентаций на уроках, а также во внеурочной деятельности с детьми, имеющими нарушение слуховой функции, что позволяет формировать более качественное развитие слухового восприятия, мышления, словесной речи, памяти ребёнка с нарушением слуха, стимулируя его интерес, мыслительную и речевую деятельность.
Использование презентаций на уроках позволяет развернуть работу, заинтересовывая учеников, кардинально расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими.
Использование информационных (компьютерных) технологий позволяют сделать занятия увлекательными информационно и эмоционально насыщенными. Это является эффективным способом обучения, помогающим ученику осознавать себя как активного субъекта познания, испытывать радость победы и успеха в личностно-значимой для него деятельности.
Использование мультимедийных презентаций имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их с развитием слуха создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащ
ихся.
Использование средств мультимедиа помогает представить явления, действия, предметы, ситуации в приближенном к реальности виде. Анимация дает возможность наблюдать объект в действии, движении, что очень важно для детей с нарушением слуха. Также можнопланировать и осуществлять различные виды работы по развитию слуха в сочетании с ФП. Работая со слайдами, имеется возможность переходить с одного вида работы на другой, изменяя последовательность заданий. При этом целесообразно использовать наглядный материал, дополняя его, усложняя или упрощая. Ребенок имеет
возможность сочетать игру и обучение: составлять предложения, дополнять их новыми словами, отвечать на вопросы, проверять себя, исправляя ошибки.
Совместное создание слайдов позволяет сделать работу более эффективной: дети сами подбирают рисунки в соответствии с темой, группируют речевой материал, составляют вопросы к речевому материалу, что является одним из сложных видов работ. Работа со слайдами предусматривает и работу с текстом. При этом расширяются возможности для работы с учеником: предъявление разного рода наглядного материала, образца текста, объяснение действий предметов с помощью FLASH-анимации, создание новых ситуаций по тексту.
Используя слайды, можно работать и с грамматической терминологией, показывая слабослышащим детям пространственные отношения объектов. Составлять предложения с предлогами, при этом отражая, их смысл. Данные разработки являются и справочным материалом для ученика: просмотрев нужный речевой и анимационный материал, ребенок сможет применить его в реальной жизни или в учебном процессе.
Запоминание и усвоение тем идет увлекательнее и эффективнее.
В основу использования на уроках мультимедийных презентаций, положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами языка: познавательным, учебным, развивающим, а внутри учебного аспекта – Всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием.
Можно выделить следующие направления работы в презентациях:
· ознакомление с новым речевым материалом по теме с использованием
мультимедийных средств;
· составление предложений с новыми словами;
· дополнение предложений с опорой на анимацию;
· проверка знаний по теме (вопросы на слух);
· развитие речевой активности;
· слуховая тренировка с использованием flash
-анимации;
· дополнение предложений новыми словами;
· развитие логического мышления;
· проведение сравнительного анализа объекта;
· работа с текстом;
· различение речевого материала, связанного с грамматической
терминологией с показом объекта в движении;
· составление словосочетаний и предложений с подбором нужной картинки;
· проведение проверки знаний речевого материала, самоконтроля в изменённых предложениях;
· слуховая тренировка на материале знакомого речевого материала с
анимацией
·составление предложений по указанной схеме с предъявлением движущейся
сюжетной картинки;
· называние действий словами;
· составлениепредложений на базе комбинированной анимации;
· изменение глаголов в предложении;
· подбор рисунка
-действия при восприятии вопросов на слух;
· подбор родственных слов к предъявленным понятиям;
· составление словосочетаний (материал для самоконтроля);
· восприятие вопросов по теме.
Для развития слухового восприятия и формирования речи учащихся
Можно создавать собственные презентации по учебным темам (времена года, явления природы, глаголы, транспорт, растения, спорт и др.), собирать медиатеку-собственные компьютерные разработки по развитию слухового восприятия в виде компьютерных презентаций; озвученные мультимедийные презентации из образовательных ресурсов сети Интернет; специализированные компьютерные программы, рекомендованные Институтом коррекционной педагогики; компьютерные обучающие программы-тренажеры; компьютерные развивающие программы.
Класс слухо-речевой КСР-01
В нашей школе все кабинеты начальных классов, русского языка и литературы оборудованы КСР-01.
Класс слухо-речевой КСР-01 предназначен для усиления звуковых сигналов с целью развития и тренировки слуха и речи у детей с нарушениями слуха при организации коллективного обучения. Класс слухо-речевой КСР-01 может использоваться в различных образовательных и медицинских учреждениях для глухих и слабослышащих детей (детские сады, школы, сурдологические центры и т.д.). Класс дает возможность прослушивать собственный голос, голос преподавателя или звуковую программу от внешних источников сигналов. Класс обеспечивает каждому ученику оптимальные условия для высококачественного восприятия звуков и распознавания слов речи. Высокое качество воспроизведения звуковых сигналов на большой громкости и хорошая разборчивость достигаются за счет применения современной элементной базы, использования головных телефонов с повышенным уровнем звукового давления (до 135 дБ) и специально разработанных микрофонов. В состав слухо-речевого класса входят: компьютер, пульт преподавателя, индивидуальные пульты учеников.
Пульт ученика обеспечивает акустическое усиление звуковых сигналов, возможность прослушивания собственного голоса. Пульт преподавателя предназначен для усиления сигналов микрофона преподавателя или внешней звуковоспроизводящей аппаратуры и подачи их на все пульты класса, формирования безопасного напряжения питания пультов учеников, а также для обеспечения связи класса с управляющим компьютером.
6 Компьютер используется для управления работой класса. Все органы управления пультами класса отображены на экране монитора. Используя манипулятор "мышь", преподаватель со своего рабочего места осуществляет установку и оперативную регулировку требуемых параметров на каждом пульте ученика, производит подключение и отключение пультов, переключает режимы работы микрофонов, коммутирует подключение внешних источников звуковых сигналов, создает базы данных учеников, формирует из учеников классы и распределяет учеников по пультам внутри класса. Перед началом занятий каждому ученику требуется установить на пульте его индивидуальные установочные параметры: уровень звукового давления и диапазон частот в левом и правом телефоне, коэффициент усиления микрофона и т.д. Обычно на это уходит какое-то время от урока.
Компьютер же хранит в памяти эти индивидуальные параметры учеников и автоматически устанавливает их на пультах при включении класса, что позволяет сразу начать урок.
Итак, использование компьютерных технологий в учебных и внеучебных коррекционно-развивающих занятиях позволяет:
1) достигнуть качественного обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;
2) повысить мотивацию учащихся к занятиям;
3) овладеть новой информационной культурой;
4) улучшить произносительные навыки учеников;
5) расширить их кругозор;
6) развивать мышление и память;
7) улучшать слуховое восприятие.
Применение компьютерных технологий в коррекционном обучении позволяет выйти на новый уровень помощи ребенку с особыми нуждами, работать не просто с каждым учеником, а работать с каждым по-разному, выстраивая индивидуальную программу обучения. Использование компьютера в качестве средства обучения и развития детей, может индивидуализировать процесс обучения, сделать его более интересным, более доступным и привлекательным для ребенка. Использование интерактивных технологий на уроках способствует более успешному овладению произношением и устной речью, а также развивает мыслительную деятельность и способствует общему развитию детей с нарушением слуха, что является одним из условий их социализации и подготовки к жизни в современном обществе.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.