Из опыта работы педагога-наставника

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья наставника 2.docx

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА – НАСТАВНИКА

Шутова Елена Петровна,

п. Зональная Станция, муниципальное автономное образовательное учреждение «Зональненская средняя общеобразовательная школа» Томского района Томской области, учитель начальных классов, e-mail elenakobanenko@mail.ru

 

Аннотация: в статье представлен опыт сопровождения профессиональной адаптации учителя начальных классов, работы со студентами; экспертная деятельность и деятельность в рамках всероссийского сетевого методического объединения педагогов – наставников.

Ключевые понятия: наставник, начинающий учитель, молодой педагог, профессиональная адаптация.

 

Современный этап развития системы образования в России, характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Поэтому перед современным, думающим учителем стоит задача осмысления и принятия но­вых образовательных ориентиров. Но по­становка цели является только первым шагом в осуществлении педагогической деятельности, далее необходимо плани­рование деятельности, отбор инструмен­тов, средств для её осуществления, контроль и оценка результатов.  Система образования как никогда ори­ентирована на реализацию деятельностного подхода, поэтому, целесообразно в методах обучения видеть то, что описывает совместную дея­тельность учителя и учащихся на уроке, нацеленную на дости­жение современных образова­тельных результатов. Молодые учителя, начинающие педагогические работники, студенты, проходящие педагогическую практику, испытывают в этом затруднения, поэтому опытные педагоги в образовательных организациях осуществляют в разных формах сопровождение профессиональной адаптации через систему наставничества.

Я хочу рассказать о своём опыте педагога – наставника. Работа мною проводилась по следующим направлениям:

·        сопровождение профессиональной адаптации начинающего учителя начальных классов;

·        работа со студентами Томского государственного педагогического университета и Томского государственного педагогического колледжа, проходивших педагогическую практику в МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района;

·        экспертная деятельность в ОГБУ «Региональный центр развития образования» Томской области;

·        работа в рамках всероссийского сетевого методического объединения педагогов – наставников ТГПУ

 

С 2013 года я являлась наставником начинающего учителя начальных классов. В результате анкетирования были выявлены профессиональные затруднения педагога. При проведении уроков преобладала традиционная форма обучения, объяснительно-иллюстративный метод. Была поставлена цель: обучить коллегу организации парной и групповой форме работы; применению деятельностных методов обучения. Была составлена индивидуальная программа развития учителя и план работы. Педагог определилась с темой по самообразованию «Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников». После изучения теоретического материала о проектном методе обучения, были разработаны методические и дидактические материалы. Сотрудничество проходило в форме консультаций, показательных уроков наставника, пробных уроков стажера.

Результатом профессионального становления педагога стал мастер-класс «Учебный проект как средство формирования метапредметных результатов у младших школьников», который был представлен на Всероссийском конкурсе «Отличник просвещения» и занял 1 место. Совместное составление сценариев открытых уроков позволило педагогу представить педагогический опыт работы на региональном этапе всероссийского конкурса «Мой лучший урок», на семинарах для студентов ОГБОУ ТГПК, студентов –бакалавров ТГПУ, коллег школы в форме открытых уроков. Обучающиеся принимали участие в научно – практических конференциях, выступали на педагогическом совете. Педагог успешно трудится в школе в настоящее время, что говорит об успешной закрепляемости в образовательном учреждении.

На протяжении многих лет наша школа тесно сотрудничает с ОГБУ «Томский государственный педагогический колледж» и Томским государственным педагогическим университетом. Вместе с коллегой мною была разработана программа сопровождения студентов Томского педагогического университета факультета дошкольного и начального образования по направлению «Организация внеурочной деятельности в начальной школе», проведён мастер-класс «Активные методы обучения младших школьников. Проектная задача». Студенты этих учебных заведений проходят практику на базе нашей школы. В рамках этих мероприятий я передаю опыт профессиональной деятельности через открытые уроки и внеурочные занятия. Также мною были проведены занятия на курсах профессиональной переподготовки начинающих педагогических работников Томской области по модифицированной дополнительной профессиональной программе «Преподавание в начальных классах» в педагогическом колледже.

С целью повышения престижа учительской профессии Региональный центр развития образования Томской области ежегодно проводит различные конкурсы для молодых педагогов. В качестве эксперта была проведена содержательная экспертиза материалов участников открытого конкурса методических разработок «Учи, учись», проходившего в рамках реализации проекта Ассоциации молодых учителей Томской области «Спасибо, учитель!», «Портфолио молодого педагога» заочного и очного этапов. Эти конкурсы позволили молодым педагогам обменяться и обобщить собственный педагогический опыт, систематизировать наиболее эффективные способы работы.

Наша школа принимала участие во Всероссийском конкурсе «Территория Образовательных Проектов Школа», целью которого являлись выявление и поддержка проектной активности общеобразовательных учреждений на территории Российской Федерации, направленной на полноценное сотрудничество учителей, учащихся и их родителей с местными сообществами в целях обеспечения равных образовательных возможностей для каждого. Для этого педагогами школы, в том числе и с моим участием был разработан проект «Радуга успеха» для поддержки молодых педагогов. Сейчас он реализуется в рамках муниципальной площадки.

С 2017 года я являюсь участником всероссийского сетевого методического объединения педагогов – наставников. Цель МО: обеспечение и сопровождение новаторской деятельности педагогов. Работа осуществляется по индивидуальному плану по теме: «Формирование метапредметных результатов ФГОС НОО в начальных классах через работу с проектными задачами». Запланированы и проводятся такие мероприятия как очные и дистанционные мастер – классы; вебинары; участие в работе экспертных комиссий, жюри, экспертных групп; организация и проведение секций научно – практических конференций и другие.

Для того, чтобы быть хорошим учителем – наставником, необходимо непрерывно повышать свою квалификацию и распространять опыт наставнической деятельности. С этой целью я обучалась на научно–практических семинарах: «Наставничество как деятельностное сопровождение молодого педагога начальной школы» и «Защита индивидуальных планов педагогов – наставников», выступала по теме: «Профессиональные конкурсы для молодых педагогов как способ систематизации и обобщения опыта».

Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами. Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации.

Список литературы:

1.Закаблуцкая, Е. Молодой специалист и наставник [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.artmanage.ru/articles/molodoj-specialist-i-nastavnik.html

2. Наставничество, менторинг [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://formatta.ru/pages/id/317

3. Щевьева, А.А. Наставничество как элемент системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия [Текст] / А.А. Щевьева // Сервис в России и за рубежом; Российский государственный университет туризма и сервиса. - 2010. - №3. - С. 213-223.

 

.



 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru