Из опыта работы по организации проектной деятельности на уроках английского языка
Оценка 4.7

Из опыта работы по организации проектной деятельности на уроках английского языка

Оценка 4.7
docx
21.03.2022
Из опыта работы по организации проектной деятельности на уроках английского языка
Проктная деятельность.docx

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Новошахтинский технологический техникум»

 

                                                                                                                                   

 

Выступление на педсовете на тему:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

 

 

 

 

 

Подготовила: преподаватель иностранного языка

Докучаева Анна Андреевна

 

 

 

 

 

Новошахтинск


 

Для современного учителя использование проектов, казалось бы, уже давно используемый приём на уроке. Он успешно сочетается с любым учебником и другими учебными средствами. Но до конца ли мы осознаём важность этого удивительного метода? Какой глубокий смысл заложен в нем? Что он даёт ученикам?

На мой взгляд, проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, она помогает преодолению боязни говорить на иностранном языке. Кроме того, применение метода проектов повышает интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка, в частности, путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Использование метода проекта превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности.

Важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Именно здесь и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Создание проектов на уроках английского языка способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Законченный проект может быть продемонстрирован в самых различных формах: презентация, статья, графики, альбом, книги, коллаж, брошюры и другие, которые затем представляются в классе. Основным результатом работы над проектом будет актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их применение в новых нестандартных условиях.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, а поэтому — более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не как обязательное домашнее задание, а как интересное творческое занятие. В период выполнения проектов развиваются многие учебные навыки.

Первое — это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Следующие навыки — коммуникативные: учиться не только говорить, но важно развить и умение слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности, — это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.

Навыки, тесно связанные с мыслительными, — это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.  

Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и, конечно, учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе на следующем этапе обучения в основной школе.

Следует помнить, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, обучающиеся должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т. п. Задачей обучения различным видам речевой деятельности и является формирование многих из названных умений. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение лаконично излагать свою мысль.

Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта – это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес учащегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников.

Метод проектов изменяет и отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся информации. Стены класса как бы раздвигаются, и ребята входят в открытый мир, где можно общаться с партнёрами даже из разных стран, выходить на российские и зарубежные серверы научных, информационных, учебных центров.

Главной особенностью проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, которое отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необычностью формы и самостоятельностью изготовления. За счет информативной насыщенности каждого урока с использованием метода проектов удается интеллектуально нагрузить учащихся, развить у них интерес к получению знаний об иноязычной культуре.

Для того чтобы данный метод успешно работал и приносил положительные результаты необходимо правильно организовать проектную работу. Итак, существуют определенные этапы проектирования, реализации и презентации проекта:

• Определение темы. Очень важно для учителя создать положительный мотивационный настрой у детей. Проблема, предлагаемая учащиеся, должна быть для них актуальной и интересной.

• Определение формы представления проекта.

• Определение времени для подготовки проекта.

• Самостоятельная работа учащихся по сбору информации. Это самый трудоёмкий и продолжительный этап работы. Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, учащиеся делятся на группы: в каждой группе есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию или красиво оформить постер. Одна из важных целей работы — дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося. Роль учителя координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации. Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу  над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Конечно, основная поисковая работа ведётся во внеурочное время, но и на уроке нужно обязательно отводить время, чтобы потрудиться над проектом. На переменах до или после урока учитель может поинтересоваться ходом работы. Кроме того, учащиеся сами обращаются к учителю, если сталкиваются с языковыми или иными трудностями.

 • Защита проектов. Этот этап очень важный, он решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, осмысление хода и результата работы. Ответственность за конечный результат несут все члены группы.

• Завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов (оценок), формулировкой выводов. На мой взгляд, это очень сложный этап для педагога. Здесь нужно проявлять чуткость и внимательность к каждому учащемуся. Нельзя обидеть ребёнка. В свой проект он вложил душу. Оценка за творческую работу должна быть только положительной. Конечно же, учащиеся должны знать и критерии оценки: соответствие темы проекта, полнота, логичное изложение материала, наличие оригинальных находок, эстетичность. При защите проекта учитывается фонетическая, грамматическая и лексическая правильность речи, степень владения материалом, эмоциональность в представлении. Кроме отметок можно ввести специальные номинации для оценивания: “оригинальность”, “научность”, “актуальность”, “приз зрительских симпатий” и т. д. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

Названные шаги могут варьироваться, изменяя их количество, в зависимости от тематики, возраста участников, временных рамок. В день защиты проекты можно вывесить в классе или школьном коридоре. Они висят несколько дней и привлекают внимание других детей, изучающих английский язык. Ребята с удовольствием рассматривают их, угадывают героев, читают, замечают недостатки.

Работа над проектами выводит учителя и ученика на новый уровень. Учитель уже не является для учащихся единственным источником информации. Он становится консультантом, помощником. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Работа над проектом дает возможность проявить свои организаторские способности, показать свои скрытые таланты. Проектная работа – это нужное и интересное дело.
Исходя из практики применения проектной методики, могу с уверенностью сказать, что данная методика может применяться на любом этапе урока: актуализация опорных знаний, закрепление, повторение ранее изученного материала.
В обучении иностранному языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать иностранный язык в речевых ситуациях повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний языка.

Обратимся еще к одному важному вопросу – типологии проектов. Доминирующими в проекте методами или видами деятельности являются: исследовательский, творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный или социально-значимый. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Исследовательские проекты совпадают по структуре с реальным научным исследованием. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры — она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Например, проект «Открытка для Тайни», выполненный учениками 3 класса. Ребята поздравляли с днем рождения нового героя учебника, с которым они познакомились в ходе изучения темы «Говорим о новом друге».

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура тоже только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение.

Особенно большое значение имеют практико-ориентированные, или социально-значимые, проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников.

Также различаются проекты по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности (1-2 мес.), долгосрочные (до года).

Проекты создают дополнительную работу для учителя. Они требуют дополнительных действий, таких, например, как установление контактов, нахождение подходящих источников материалов. Ещё раз хочется подчеркнуть: чем вдумчивей учитель готовится к уроку, прогнозируя возможные речевые и неречевые действия учеников, планируя уровень опор, необходимых для каждой группы или школьников в отдельности, тем продуктивнее проходит занятие. Велика роль юмора и экспромта на уроке.


 

Министерство общего и профессионального образования

Министерство общего и профессионального образования

Для современного учителя использование проектов, казалось бы, уже давно используемый приём на уроке

Для современного учителя использование проектов, казалось бы, уже давно используемый приём на уроке

Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого

Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого

Кроме того, учащиеся сами обращаются к учителю, если сталкиваются с языковыми или иными трудностями

Кроме того, учащиеся сами обращаются к учителю, если сталкиваются с языковыми или иными трудностями

Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками

Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2022