Из опыта работы с детьми ОВЗ
В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.
Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности
В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.
Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.
Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.
С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.
Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.
Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс.
Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ
Самым
главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с
учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является
понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в
реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
Создание специальной развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ и детей инвалидов предусматривает создания для них специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования.
В классе, в котором я работаю, обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможностей.
Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ
1. Основные группы условий
2. Психолого-педагогические условия при работе с детьми с ОВЗ
Индивидуальный подход
Для детей с
ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии,
рефлексии изученного. При организации учебного процесса исхожу из возможностей
ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, быть доступным. И
на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику
субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В
дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим
возможностям ребёнка. Поэтому главным приоритетом в работе детьми является
индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья ребенка.
Приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом
специфики психики и здоровья ребенка.
Методические приемы
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Наряду с традиционными технологиями обучения, позволяющие обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулировать развитие речи учащихся и основанные на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающегося, использую элементы развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
В своей работе использую следующие методические приемы:
В работе с детьми применяю такие подходы:
Индивидуальное оценивание ответов обучающихся с ОВЗ
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.
Для этого применяю индивидуальное оценивание ответов обучающихся:
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В ходе коррекционной работы использую педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности.
Очень важно выработать у ребенка заинтересованность, положительное отношение к учебной деятельности. Для этого использую:
Повторение - основа учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ
Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет. Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Повторение провожу непрерывно, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы
В нашем образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья организовано психолого-педагогическое сопровождение, основная задача которого:
Профессиональная взаимосвязь специалистов МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, учителя начальных классов, медицинского работника) в работе можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано. Важным условием успешной коррекционной работы считаю непрерывность педагогического воздействия.
В своей работе используем следующие формы:
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, педагога- психолога, учителя-логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Технологии компенсирующего обучения
В работе с детьми ОВЗ необходимо учитывать особенности организации нервной системы таких детей. Поэтому, использую компенсирующие элементы реабилитационного пространства:
Дневник динамического развития
В своей работе использую дневник динамического развития, в котором прослеживается развитие ребенка по каждому предмету.
Задачи:
В дневнике указываю используемые методы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения. Дневник позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой педагогом-психологом, учителем-логопедом.
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема социализации детей с ОВЗ является актуальной. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, их будущее напрямую зависит от умения трудиться, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.
Социализация ребёнка в нашем образовательном учреждении осуществляется в процессе различных видов деятельности, с использованием различных форм и технологий, например:
В МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» для детей с ОВЗ создана адаптивная образовательная среда и образовательный процесс осуществляется в соответствии с идеями гуманитарно-культурологического, личностно-деятельностного, диалогического и рефлексивного подходов, идеями творчества, открытости образовательной среды, приоритета положительной обратной связи, интегративности образовательного процесса.
Задачи педагогического сопровождения
В процессе работы я выделила задачи педагогического сопровождения детей, имеющих ОВЗ:
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.