«Из опыта реализации федерального проекта «Профессионалитет» в КГПОАУ «Камчатском политехническом техникуме»
АНОТАЦИЯ: В статье рассматриваются на примере кластера КГПОАУ «Камчатского политехнического техникума» элементы системы начального профессионального образования, подвергающиеся наибольшей трансформации в рамках Федерального проекта «Профессионалитет». Особый акцент сделан на таких инструментах, как отраслевой принцип управления техникумом, целевое обучение.
Федеральный проект «Профессионалитет» реализуется Министерством просвещения Российской Федерации с 01 июня 2022 г. в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 года №387. Он стал одной из инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Среди ключевых инициатив проекта – создание образовательно-производственных центров (кластеров), которые представляют собой интеграцию техникумов и колледжей и организаций реального сектора экономики».
В современных условиях становиться очевидной необходимость формировать качественно новый подход к подготовке рабочих кадров. Данный подход предполагает более современные и гибкие принципы работы учебных заведений профессионального образования, активное привлечение к образовательным программам представителей промышленности. Именно поэтому Минпросвещения РФ разработало федеральный проект «Профессионалитет», который призван обеспечить приток квалифицированных рабочих в сжатые сроки. В рамках федерального проекта в 2022 году на базе Камчатского политехнического техникума создан образовательно-производственных центр (кластера): МДСМ - машинист дорожных и строительных машин, МРОА - мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, СВ - сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки), ТА - техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, а в 2024 году ПРПИ - подземная разработка месторождений полезных ископаемых.
ФП «Профессионалитет» направлен на изменение основного принципа управления техникумом: вместо регионального управления по линии образования в основу положен отраслевой принцип управления, где образование и бизнес должны договориться, как вместе они будут достигать результатов проекта. Студенты техникума проходят практику и отрабатывают навыки профессии в реальных условиях у партнера техникума.
В связке «Работодатель – техникум» важную роль играет управляющая компания GORA Кумроч (АО «Быстринская горная компания»), которая представляет интересы работодателя во взаимодействии с техникумом. Это позволяет работодателю осуществлять плотное сотрудничество с техникумом без отвлечения внимания от основных бизнес-процессов. Такая модель взаимодействия является уникальной для Профессионалитета.
Интерес бизнеса к участию в проекте определяется, в первую очередь, тем, что ФП «Профессионалитет» позволяет готовить кадры по запросу работодателя и в сокращенные сроки обучать студентов с максимальной ориентированностью на практику. Это эффективная модель софинансирования образовательных организаций и инвестиций в развитие кадрового потенциала нашего края.
Исходя из опроса студентов, закончивших Камчатский политехнический техникум, работа соответствует получаемой специальности лишь у 48% студентов, среди обучающихся по техническим направлениям только 12% студентов отметили, что их подработка скорее связана с получаемой специальностью, именно поэтому предоставляя места для прохождения практики GORA Кумроч (АО «Быстринская горная компания») позволяет студентам не только получить навыки по профессии, но и получить достойную оплату за свой труд.
Достижение высоких результатов, установленных ФП «Профессионалитет», невозможно без изменения содержания образования. Обеспечить качество образования, соблюдение ФГОС СПО и требований работодателя к компетенциям выпускника – это вопрос содержания образования. Именно поэтому в основу Профессионалитета заложена новая образовательная технология, сочетающая в себе интенсификацию процесса обучения, профессиональное окрашивание предметов общеобразовательного цикла и дисциплин циклов ЕН и ОГСЭ, точная корректировка структуры образовательной программы в части перераспределения теоретической и практической части, обеспечивающая оптимальное взаимодействие ее элементов и дающая синергетический эффект, нацеленность вариативной части и практической подготовки под требования конкретного работодателя. Бизнес становится полноправным участником образовательного процесса: именно во время практики на производстве студент осваивает под кураторством наставника требуемые навыки и проникается корпоративной культурой своего будущего работодателя. Такие глобальные изменения в содержании невозможны без изменения парадигмы мышления управленческих и педагогических команд кластера.
Федеральный проект «Профессионалитет», сближая образование и бизнес, становится локомотивом комплексной перезагрузки системы среднего профобразования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.