"Из опыта работы классного руководителя: Воспитание ответственности студентов"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
классное руководство
Взрослым
05.03.2018
Данная работа представляет собой материал для выступления на методическом объединении классных руководителей. В нем я делюсь своим опытом по воспитанию ответственности у студентов первого курса межрайонного аграрного лицея. Данный вопрос назрел в виду того, что большая часть обучающегося контингента происходит из семей с низкой социальной активностью и ответственностью.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Естифеевой Л воспт.ответсв..doc
Тогучинский межрайонный аграрный лицей
Новосибирской области
«Из опыта работы классного руководителя:
Воспитание ответственности у студентов»
Выполнила: Евстифеева Людмила Егоровна –
преподаватель иностранного языка 2017г
«ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ»
В современном мире существует потребность в ответственных
работниках, а значит ответственный человек имеет больше шансов
на продвижение по служебной лестнице и соответственно
улучшении своего собственного благосостояния. Кто же может
считаться ответственным человеком?
Согласно толковому словарю С.Ожегова Ответственный
человек это человек,1. облеченный правами и обязанностями в
осуществлении какойлибо деятельности, в руководстве делами,
2. имеющий высоко развитое чувство долга, ревниво относящийся к
своим обязанностям.
Исходя из этого утверждения, можно сделать следующий вывод,
что чувство ответственности проявляется в человеке в том случае,
если он облечен правами и обязанностями. Поэтому, чтобы
развивать и воспитывать чувство ответственности, необходимо
дозировано давать различные поручения. Спектр поручений
включает в себя как разовые поручения, например: провести
генеральную уборку кабинета, приготовить выступление на
классном часе, организовать взаимопомощь по выполнению
домашнего задания с отстающими студентами, так и долгосрочные
поручения, например: выполнение обязанностей старосты, завуча
или других общественных поручений, которые требуют более
высокого уровня ответственности, когда в результате и качестве
твоей работы заинтересованы окружающие тебя люди.
В первые дни знакомства со студентами (введение в
специальность) я стараюсь создать такие ситуации, чтобы
проявились личностные качества ребят. В этом году я применяла
КТД – коллективно творческое дело. Я разбила их на произвольные
микрогруппы ( здесь можно использовать различные формы разбивки, которые вносят новизну в общение и вызывают интерес), и
каждая микрогруппа получила задание придумать название и девиз
для всей группы. На обсуждение дала 15 минут времени. Затем
провела конкурс на лучшее название группы. Таким образом ребята
сами придумали и выбрали лучшее название для группы, а у меня
уже было представление о большинстве студентов группы.
Используя форму коллективнотворческого дела, можно определить
уровень активности, фантазии, умения общаться с малознакомыми
людьми, умения убеждать других и одновременно уровень
ответственности в отношении выполнения первого поручения.
Конечно, не все группы справились с заданием на отлично, но все
принимали посильное участие.
Для того чтобы диагностировать уровень ответственности того
или иного студента, необходим постоянный ненавязчивый контроль
со стороны преподавателя или со стороны одногруппников
( относительно работы старосты или завуча) и своевременное
поощрение или порицание. В этом году мне пришлось в середине
года поменять завуча, т.к. первый избранный не смог добросовестно
и тщательно вести учет за посещаемостью и успеваемостью
студентов, а вот с разовыми поручениями он полностью
справляется.
В работе со студентами я использую 2 основных метода
воздействия 1. это метод убеждения, и 2. метод требования.
Метод убеждения – это целенаправленное воздействие на
сознание, чувства и поведение студентов. Он используется в таких
формах как беседа, классный час, конференция, собрание на
определенные темы.
Метод требования может проявляться в разных формах.
Требование может высказываться в прямой форме, четко и
категорично или в косвенной форме как предложение, совет,
просьба или рекомендации. Здесь существенное значение имеет
конкретная ситуация, своеобразие личности студента, которому
адресовано требование.
На практике постоянно сталкиваешься с тем, что на первых
порах некоторые студенты пытаются обмануть преподавателя по
мелочам. Как только я замечаю эти мелкие обманы, я обязательно
провожу беседу со всей группой по данному факту. В беседе я стараюсь убедить ребят в том, что закон сохранения энергии в
природе относится не только к материальному миру, но и к
духовному. Напоминаю народную мудрость о том, что сколько
веревочка ни вьется, а все равно конец наступает. Так и обман рано
или поздно открывается. И человеку обманувшему другого, а в
частности преподавателя, надо быть готовым к тому, что его также
можно обмануть. Ведь его поступок говорит о том, что обман с его
точки зрения дело «естественное» и применять его может любой, а
значит и преподаватель. Ведь преподаватель такой же живой
человек и имеет равные права с ним. Здесь проявляется парадокс
сознания студентов. Считая и себя и преподавателя взрослыми
людьми, они не могут даже представить себе, что преподаватель в
ответ на их обман имеет право поступить таким же образом, т. е. в
определенной ситуации обмануть их. На данном классном часе я
создаю искусственную ситуацию, когда любой может представить
себя в роли обманутого. Мало кому это нравиться. После такого
классного часа сразу заметно, кто поддается воздействию слова с
первого раза, а с кем необходимо еще работать и держать
постоянно в поле зрения. В трудных случаях приходиться прибегать
к помощи родителей.
Однако помощь родителей, как показывает практика, должна
использоваться крайне редко, т.к. это унижает собственное
достоинство студента. В своей работе я стараюсь чаще применять
поощрения и наказания, как методы позволяющие корректировать
поведение и стимулирующие активную деятельность ребят.
Поощрение (устная благодарность, благодарственное письмо
родителям, материальное поощрение) рождает радость, гордость за
собственный успех, удовлетворение. Наказание (устный выговор,
порицание) вызывает чувства огорчения, стыда, раскаяния. Выбирая
форму поощрения или наказания, всегда следует учитывать
психологическое состояние личности и коллектива, реальное
отношение студента к ним.
"Из опыта работы классного руководителя: Воспитание ответственности студентов"
"Из опыта работы классного руководителя: Воспитание ответственности студентов"
"Из опыта работы классного руководителя: Воспитание ответственности студентов"
"Из опыта работы классного руководителя: Воспитание ответственности студентов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.