Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"
Оценка 4.7

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Оценка 4.7
Домашняя работа +10
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
24.03.2019
Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"
Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ, и школа должна соответствовать им. Новая школа, к построению которой нацеливает ФГОС ООО ориентируется на «становление личностных характеристик выпускника школы»: - креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течении всей жизни; - владеющий основами научных методов познания мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность; - готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность; - подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности…» Молодые люди должны помимо знаний обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями. Поэтому главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в цивилизованном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, разрешать сложные жизненные ситуации. В последние годы в педагогике широко применяются понятия «личностно – ориентированный подход», «личностно-ориентированное образование», которые, как правило, используют также при разработке современного урока истории.
Личностно-ор. обуч..docx
1                         Личностно­ориентированное обучение на уроках истории.                                                                                                                                                    «Плохой учитель преподносит истину,                                                                                           хороший – учит её находить».                                                                                                                        А. Дистервег Личностно­ориентированное обучение  на уроках истории и обществознания   Современный мир предъявляет высокие требования  к  выпускникам школ, и школа должна соответствовать им. Новая школа, к построению которой нацеливает ФГОС   ООО   ориентируется   на   «становление   личностных   характеристик выпускника школы»:  ­  креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий   ценность   науки,   труда   и   творчества   для   человека   и   общества, мотивированный на образование и самообразование в течении всей жизни; ­   владеющий   основами   научных   методов   познания   мира,   мотивированный   на творчество и современную инновационную деятельность; ­   готовый   к   учебному   сотрудничеству,   способный   осуществлять   учебно­ исследовательскую, проектную и информационную деятельность; ­   подготовленный   к   осознанному   выбору   профессии,   понимающий   значение профессиональной деятельности…» Молодые   люди   должны   помимо   знаний   обладать   такими   качествами,   как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать   новыми   знаниями.   Поэтому   главные   задачи   современной   школы   — раскрытие   способностей   каждого   ученика,   воспитание   порядочного   и патриотичного   человека,   личности,   готовой   к   жизни   в   цивилизованном, конкурентном   мире.   Школьное   обучение   должно   быть   построено   так,   чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, разрешать сложные жизненные ситуации.  В последние годы в педагогике широко применяются понятия «личностно – ориентированный   подход»,   «личностно­ориентированное   образование»,   которые, как правило, используют также при разработке современного урока истории.  В связи с этим, нередко приходится слышать о том, что в рамках «традиционного» урока   широко   применялись   и   применяются   многими   учителями   принципы личностно­ориентированного подхода, а потому ничего нового нет! В связи с этим хотелось бы вспомнить и назвать основные критерии «традиционного» урока: 2 ­ материал однотипный; ­ преобладают задачи и упражнения по образцу (алгоритму); ­ материал практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию; ­   доля   творческих   заданий   очень   мала   (это   дополнительный   материал   для «сильных» учеников); ­ право выбора материала принадлежит учителю; ­   ученики   редко   привлекаются   (или   не   привлекаются   совсем)   к   изготовлению дидактического материала; ­   домашние   задания,  предлагаемые   учителем   носят,  как   правило,  однообразный характер   и   рассчитаны   на   всех   учащихся   без   учёта   личностных   особенностей (например, наиболее типичное задание — каждому прочитать параграф и ответить на вопросы учебника). Таким   образом,  роль   ученика   достаточно   пассивна,   он   является   лишь объектом   для   целенаправленной   педагогической   деятельности   со   стороны педагога.   Многие   учителя   чувствуют   неудовлетворённость   качеством   и результатами   обучения   в   традиционной   системе   обучения.   Выявлено несоответствие оценок уровню знаний учеников. Много ли найдётся детей, которые после изучения курса истории могут назвать даты сотен важнейших событий, дать определение десяткам понятий и т.д. И надо ли это? Сколько приходится слушать сетований учителей, что дети ничего не знают, не могут усвоить даже простейший материал? Что сегодня ответил на «5», а завтра уже не может повторить то, за что получил   «5»!   Таким   образом,   наши   отметки   с   точки   зрения   традиционного обучения   давно   объективно   не   отражают   подлинных   знаний   детей.   И   сложно ответить на вопрос – кто в этом виноват. Необходимо признать, что в мире за последние   десятилетия   многократно   возрос   поток   информации,   который   и взрослый   человек   не   способен   усвоить!   И   эта   современная   информация   для ребёнка   чаще   всего   более   значима   чем   события   в   Древнем   Египте,   Индии   или современной Испании! Сегодня надо признать, что перед образованием стоят новые задачи. На протяжении многих лет в рамках традиционного образования мы, по сути,   стремились   к   воспитанию   «ребёнка   –   энциклопедиста»,   уделяя   главное внимание   «накачке»   его   знаниями,   большинство   из   которых   в   будущем   ему   не понадобятся.  А   теперь   хотелось   бы   более   подробно   остановиться   на   технологии личностно­ориентированного   обучения.   При   разработке   личностно­ ориентированных уроков я стараюсь руководствоваться теоретической концепцией 3 доктора   психологических   наук  И.С.   Якиманской. Остановлюсь   на   наиболее значимых в практическом плане положениях из данной концепции: ­ использование субъективного опыта ребенка, который включает в себя:            ­ опыт обучения;            ­ наличие способов учебной работы;            ­ детские ассоциации и представления;              ­ предоставление ребёнку свободы в выборе способов и форм проработки учебного материала;              ­ создание на уроке вариативной образовательной среды; изменение роли учителя;              ­ приоритет развитию ребёнка, а не «накачке» его знаниями. Признаки личностно­ориентированного подхода: 1.   Учет потребностей ученика. 2.   Диагностическая основа обучения. 3.   Адресная коррекция знаний (что и где нужно повторить). 4.   Сотрудничество и сотворчество. 5.   Создание ситуаций выбора. 6.   Учет физиологии и забота о здоровье учащегося. 7.  Приспособление методик к учебным возможностям ребенка 8.   Стимулирование развития и саморазвития. 9.   Рефлексия (самооценка, самоанализ). Обучение строиться на следующих принципах. ­ Целью обучения должно быть развитие личности. ­ Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения. ­Учитель   прежде   всего   является   партнером,   координатором   и   советчиком   в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона». ­ Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка. ­ Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания. ­   Познавательные   стратегии   учащихся   должны   быть   зеркально   отражены   в образовательных технологиях. ­ В процессе обучения ученики должны обучаться тому, как эффективно учиться. ­ В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы, которыми   пользуется   конкретный   ученик   для   собственного   осмысления, понимания и применения знаний. 4 ­   В   процессе   познания   приоритетным   должны   быть   эвристические   способы познания. ­   Логика   построения   учебного   предмета   должна   сначала   исходить   из закономерностей   и   особенностей   восприятия   ребенка,   а   лишь   затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания. ­ Система оценивания должна строиться на основе рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания. ­   «Вектор   направленности»   воспитательных   технологий   должен   исходить   от личности к коллективу. Преимущества личностно­ориентированного обучения. Во­первых,   личностно­ориентированное   обучение   является   развивающим обучением, при котором ребёнок выступает не в роли пассивного «слушателя», а активного творца своих собственных знаний, человека, который не просто имеет собственные   взгляды   на   те   или   иные   события,   факты,   явления,   но   и   способен грамотно и аргументировано их отстаивать; Во­вторых,   это   возможность   организовать   вариативную   образовательную среду на уроке, на котором бы каждый ребёнок мог «найти своё место»;  В­третьих,   оптимизировать   процесс   обучения,   сделать   его   более эффективным   за   счёт   использования   субъектного   опыта   ребёнка.   Личностно­ ориентированное   обучение   —   это   такое   обучение,   где   во   главу   угла   ставится личность   ребенка,   ее   самобытность,   самоценность,   субъектный   опыт   каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.  Особенности работы учителя в личностно­ориентированных группах: 1. Использование таких форм, которые позволяют раскрыть субъективный опыт обучающегося. 2.   Атмосфера повышенного интереса. 3.   Ученик имеет право на неправильный ответ (это его не пугает). 4.  Оценка деятельности учащегося не по итогу, а по процессу достижения результатов. 5.   Создание ситуаций общения, диалога. 6.   В начале урока – тема, цели, методы работы, понятия. 7.   Эмоциональный настрой (что понравилось). 8.   Рациональное домашнее задание. Данная технология позволяет использовать различные типы уроков:  доминирующий тип ­ урок­диалог, урок­размышление, урок ­ деловая игра, урок­ взаимообучение, урок­интервью, урок­ролевая игра. Составляя план урока, всегда 5 думаешь, как сделать так, чтобы детям было интересно на моём уроке и, в то же  время, чтобы они получили необходимые знания, которые пригодятся им в жизни.  В моей педагогической копилке собраны разные приёмы, методы, формы  преподавания истории, активизирующие учебный процесс.   Часто  мы работаем на уроках в малых  группах  и парах. Дети учатся  слушать других,  находить  компромисс, выдвигать  и обосновывать  свою точку  зрения. В группах   обсуждаем   обществоведческие   темы,   жизненные   ситуации,   поведение человека,   его   поступки.   Поэтому   очень   ценно   то,   что   дети   учатся   и   могут высказывать   свою   точку   зрения.   Ведь   мысли   и   выводы,   сформулированные детьми, берутся из жизненного опыта, и то, что обдумано, добыто самостоятельно, обретает особую ценность.        Очень важно, чтобы урок не был оторван от проблем современности, чтобы он был актуален, затрагивал важные жизненные вопросы, проблемы. На каждом уроке стараюсь выбрать такие темы, которые были бы актуальны для ребёнка. Иногда уроки   начинаю   с   высказывания   мудрых   и   великих   людей,   которые   являются эпиграфом или притч. Обсудив «Притчу о добром самаритянине», прошу детей дать комментарий, написать небольшое сочинение на тему «Добрый человек в моей жизни»  или «Что такое доброта?», «Кого можно назвать добрым человеком», «Что такое щедрость души?» и т.д. Наверняка,   у каждого в жизни был свой «добрый самаритянин», пусть дети вспомнят тех, кто делал им добро и сами захотят сделать тоже какое­нибудь доброе дело. Нужно, чтобы здесь была очень сильной мотивация их поступков. Пусть хотя бы немного, капельку доброты в их сердцах прибавится, вот тогда и будет самый лучший результат. А еще на одном из уроков о доброте мы посадили в классе дерево доброты и написали на нем самые заветные желания, а потом провели акцию «Подари добро свое людям». Было очень здорово!     Большинство из нас больше запоминают не то, чему нас учат, а то, как нас учат. Важно, не какой объём знаний ребёнок получил на уроке, а то, как он его получил. Одно дело, если эти знания вбиты ценой стресса, если ребёнок сидел на уроке и боялся посмотреть на учителя, боялся высказать свою точку зрения, боялся что­ либо сделать какие­то движения, потому что у них конфликт или потому что его не признают в классе. И совсем другое, если он учился с удовольствием, если, кроме знаний, он получил положительный эмоциональный заряд.   Благоприятный психологический климат урока ­ это необходимый элемент личностно­ориентированной   технологии,   поэтому   атмосфера   на   уроках должна быть всегда доброжелательная. История по своей сути предмет жизни, ее   наставница,   предмет   личностно­ориентированный.   Для   того   чтобы   ученик испытывал   отвращение   к   уроку   истории,   достаточно   просто   игнорировать   его личность, «проходить» программу так, как удобно, интересно нам, взрослым, не вникая в проблемы того, ради кого всё это происходит. Как сделать урок истории личностно­ориентированным, как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для учеников величайшими ценностями, как научить их 6 понимать себя, другого человека ­  важнейшие вопросы,  которые помогут нам, педагогам, понять своих учеников.  И основная задача учителя – сформировать у ребенка учебную мотивацию, научить   его   учиться,   добывать   знания   из   различных   источников,   помочь   ему овладеть универсальными учебными действиями. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Погружение в мир знаний должно происходить при активном   участии   ребёнка.   Он   должен   искать,   пробовать   и   ошибаться.   Только тогда   можно   добиться   положительного   результата,   а   значит,   способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности. Учитель   на   уроке   должен   быть   другом,   которому   можно   доверять   даже сомнительную гипотезу. Ведь ребёнок не может мыслить творчески, если он боится ошибиться, допустить оплошность, самый главный «враг» творчества – страх перед неудачей. Поэтому учитель должен вселять уверенность в учащегося, искоренять боязнь быть непонятым, осмеянным, работать на успех учеников. В своей работе учитель должен исходить из принципа, что не бывает неспособных детей, бывают нераскрытые   таланты.   А   что   бы   их   раскрыть   необходимо   использовать индивидуальный   подход   к   каждому   ученику,   выявлять   в   них   определенные способности   и   умело   их   развивать,   прибегая   к   помощи   современных   средств обучения.  Как   известно,  целью   исторического   образования   является   развитие исторического   мышления   (кстати,   это   было   высказано   известным   ученым  И.Я. Лернером). Это и позволяет применять новые методы и приемы работы. Нетрадиционные методы, применяемые на уроках. 1.  Метод   экспрессии.  Приёмы   метода   ­   образные   разговоры,   написание   мини­ сочинений,   эссе,   комментариев.   Так,   например,   на   уроках   истории   предлагаю учащимся:   «Представьте   себя   участником   восстания   или   путешественником. Опишите   свои   чувства,   мысли,   используя   историзмы».   А   также   разговор   с великими   государственными   деятелями   провожу,   на   котором   ребята   задают вопросы Ивану Грозному, Александру Невскому и многим другим. Так развивается воображение и творчество ребенка через развитие фантазии.  2.Исследовательский метод, форма работы: групповая. 3. Метод проблемного изложения. Например, задаю проблемный вопрос: «Почему княгиня Ольга приняла христианство?» Метод проблемного изложения формирует способность   к   теоретическому   мышлению,   воспитывает   деятельного   человека, 7 укрепляет механизмы памяти, так как, то, что открыли и сформулировали сами, лучше запоминается. 4.  Обращение   к   личностному   опыту   ребёнка,   стремление   вовлечь   его   в размышление не только над историческими, но и общечеловеческими проблемами.  5.  Широкое   внедрение   режима   полилога,   ведь   немаловажным   в   этом   плане является   понимание   того   факта,   что   работа   с   субъектным   опытом   обязательна именно в         ориентации на успех, иного микроклимата в классе. Урок должен включать обсуждение детьми самых разнообразных версий, и дети в этом плане не должны бояться ошибиться, неправильного ответа, тем более насмешек со стороны товарищей и особенно педагога! 6.  Работа   с   детскими   ассоциациями   и   представлениями.   Например,   при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах» в 5 классе, мною случайно было   использовано   понятие   «реформа»,   с   которым   до   этого   ребята   не сталкивались. Осознав это, решила использовать субъектный опыт детей. Им было предложено ответить на вопрос: «Что такое реформа?» И каково же было моё удивление, ответ был типичным: «мирный», «постепенный», «движение». Осталось лишь «окультурить», т.е. сделать научным введённое понятие (на традиционном уроке детям было бы дано научное определение с записью в тетради). 7. Активное использование такой формы задания как историческое сочинение, где ребята могут в полном объёме использовать образное мышление и реализовать свои творческие способности. 8.  На   уроке   и   при   подготовке   домашнего   задания   ребятам   предоставлялась возможность выбора формы проработки учебного материала – индивидуально, в паре   или   группе.   Нередко   приходится   слышать,   что   такой   «выбор»   ведёт   к анархии, «слабые прячутся за спиной сильных», падает качество обучения и т.д. Но наблюдения   говорят   о   том,   что   методически   грамотно   построенная   учителем работа в группах или паре даёт гораздо больше плюсов чем минусов. Например, само собой бесценно накопление детьми опыта совместной деятельности в плане социализации   личности,   в   плане   учебной   —   слабые   учащиеся   включаются   в учебный процесс (каждый в соответствии со своими личностными особенностями и учебными   возможностями),   «сильные»   становятся   учителями   для   «слабых», учащиеся учатся вести диалог и полилог, высказывать и отстаивать своё мнение и т.д. Многолетние наблюдения за тем, как ребята строят свою работу в группах, говорят   также   и   о   том,   что   в   подавляющем   большинстве   состав   групп   и   пар периодически меняется, в связи с этим, меняются и роли учащихся. 9. Разнообразие видов домашнего задания.  10. Большая доля самостоятельной работы ученика на уроке. 8 Не менее широкий выбор предоставлялся ребятам в способах проработки учебного материала и формах его репрезентации. Первоначально ребятам можно предложить на выбор следующие формы работы: ­ устный ответ; ­ письменный ответ на вопросы после параграфа; ­ письменные сообщения или доклады; ­ составление кроссвордов, ребусов, текстов с ошибками; ­ поиск ключевых идей темы; ­ исторические сочинения; ­ рисунки, схемы. Эти задания, позволяют ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно – символическую). Итогом этой работы стала разработка   силами   учащихся  нового   дидактического   материала,   который активно использовался ими на уроках. Затем этот список был расширен самими детьми   мини­сценками,   конспектами,   текстами   и   рисунками   с   «ловушками», самостоятельным составлением вопросов к тексту учебника и т.д. При этом мною максимально   поощрялось   использование   детьми   дополнительной   литературы самого разнообразного характера, самостоятельное решение и постановка проблем, в том числе выходящих за рамки учебной темы. Непосредственно на уроке учитель систематически   создаёт   для   ребят   проблемные   и   поисковые   ситуации,   когда требуются   интеллектуальные   усилия   и   самостоятельная   оценка   того   или   иного исторического события, факта, деятельности исторического деятеля. Такая работа позволяет   выявить   предпочтение   каждого   ребёнка   к   способам   и   формам проработки   учебного   материала.   Учителю   необходимо   сделать   так,   чтобы выявленные детские предпочтения не были статичны, он должен стимулировать ребёнка к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, учитывая всё же при этом, что наиболее ярко учащийся может выразить себя именно в личностно значимых способах. И   ещё   одно   ­   в   личностно­ориентированном   уроке   монологическая   речь учителя занимает намного меньше места и времени чем в традиционном уроке, т.к. основной   упор   на   уроке   делается   на   самостоятельную   работу   ученика.   Такой подход позволяет включить в активную учебную работу намного больше детей Так,   после   изучения   темы   «Наше   поколение»   даю   ученикам   задание   написать сочинение: «Каким я представляю свое будущее?» или очень хорошо работает на уроках такой прием «Недописанный тезис». Здесь есть над чем задуматься Рассматривая   вечные   вопросы   смысла   жизни,   сравниваем   их   с   жизнью   великих людей, проходит обсуждение идеалов и ценностей современного человека. А в чем, 9 по­вашему  мнению, смысл   жизни? А  каков  ваш  идеал  жизни?»  Разбудить   душу ученика,   его   способность   сочувствовать,   сопереживать,   заставить   задуматься   о своём предназначении в жизни – вот формула успеха.   Главным итогом своей работы вижу в том, чтобы учащиеся привыкли и не      стеснялись выражать своё мнение (письменно или устно); отстаивать его в диалоге,  приобрели навыки самостоятельной учебной (исследовательской) работы; осознали противоречивое, неоднозначное отношение к различным историческим событиям,  фактам; давали оценку исторических деятелей и т.д. Использование личностно­ ориентированного обучения позволит развить у школьников историческое  мышление, повысить успеваемость по истории и обществознанию, подготовить  учащихся к осознанному выбору своего жизненного пути.  Cписок литературы. 1. Личностно­ориентированный подход в работе педагога: разработка и  использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003. 2. Лукьянова М.И. Теоретико­методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2,  2006. 3. И.В. Николаева, С.А. Вострякова К актуальности организации личностно­ ориентированного обучения в контексте решения задач повышения качества  образования / И.В. Николаева, С.А. Вострякова // Международному  движению “Красивая школа” ­ 10 лет: материалы международной научно­ практической конференции, Н. Новгород, 7­9 ноября 2007 года. / Н.  Новгород: Деловая полиграфия, 2007. 4. Николаева И.В. Взаимодействие педагога­психолога и учителя в личностно­ ориентированной школе как условие создания безопасной образовательной  среды / Николаева И.В. // “Психология образования: подготовка кадров и  психологическое просвещение” (Москва, 13­15 декабря 2007 г.): Материалы  4 Национальной научно­практической конференции. – М.: Общероссийская 10 общественная организация “Федерация психологов образования России”,  2007. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 6. Хуторской А.В. Методика личностно­ориентированного обучения. Как  обучать всех по­разному? ­ М.: ВЛАДО­ПРЕСС, 2005. 7. Якиманская И.С. Личностно­ориентированное образование в современной  школе. М.,1996. 8. Якиманская И.С. Технология личностно­ориентированного обучения в  современной школе. М.: Сентябрь, 2000.

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"

Из опыта работы: "Личностно-ориентированное обучение на уроках истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2019