Из опыта работы "Мониторинговая деятельность классного руководителя в процессе воспитания классного коллектива"
Оценка 5

Из опыта работы "Мониторинговая деятельность классного руководителя в процессе воспитания классного коллектива"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
классное руководство
5 кл
09.06.2017
Из опыта работы "Мониторинговая  деятельность  классного руководителя в процессе  воспитания классного коллектива"
Воспитательная работа в классном коллективе сложна. Мониторинг определяется как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг воспитания, конечно же, необходим. Необходим хотя бы потому, что в современном обществе никакая профессиональная деятельность (в том числе и воспитание) не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности. Не менее стройной должна стать система оценки результатов каждого направления деятельности, в том числе и мониторинг воспитания, найти критерии, по которым можно диагностировать результативность и эффективность деятельности.
Мониторинговая деятельность.doc
Мониторинговая  деятельность  классного руководителя в процессе  воспитания классного коллектива                                                                            Гречман Галина Владимировна,                                                                                               учитель немецкого языка,                                                                                                         классный руководитель  5  класса         Внимание к личности ребёнка, его   индивидуальности,  раскрытие человеческого в человеке – вот проблемы, которые стоят перед учителем.            Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.          Мониторинг определяется как постоянное наблюдение за каким­либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому  результату или первоначальным предположениям.              Мониторинг   воспитания,   конечно   же,   необходим.   Необходим   хотя   бы   потому,   что   в современном обществе никакая профессиональная деятельность (в том числе и воспитание) не может   считаться   таковой,   если   отсутствует   простой   и   четкий   механизм   отслеживания эффективности этой деятельности. Не менее стройной должна стать система оценки результатов каждого направления деятельности, в том числе и мониторинг воспитания, найти критерии, по которым можно диагностировать результативность и эффективность деятельности.                 Мониторинг   воспитания   необходим   самым   разным   категориям   работников   сферы образования:   кто   осуществляет   контроль   и   ресурсное   обеспечение   процесса   воспитания   в школах, кто осуществляет методическую поддержку процесса воспитания  и по долгу службы обязан помогать педагогам повышать эффективность их деятельности. Наконец, и это самое важное,   мониторинг   необходим   самим   педагогам,   то   есть   тем,   кто   непосредственно осуществляет процесс воспитания.        Воспитание ­ это управление процессом развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий.         Ключевой фигурой в воспитательной работе является – классный руководитель. Именно он осуществляет   наиболее   тесное   взаимодействие   «педагог   –   педагоги»,   «педагог   –   родители», «педагог   –   учащиеся».   Классный   руководитель   организует   изучение   воспитанников,   их образовательных   возможностей,   особенностей   семейного   воспитания   и   т.   д.   Полученной информацией классный руководитель делится с коллегами, предлагает им данные, которые не только помогут отрегулировать действия педагога, его методы работы с каждым конкретным учеником, но и будут способствовать повышению эффективности учебного процесса в целом.         Класс ­ это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы.   Каждый   класс   имеет   свою   индивидуальность,   своеобразие,   по­своему   влияет   на личность   ребенка.   Как   классный   руководитель   я   планирую   и   организую   свою   работу   в соответствие с концепцией воспитательной системы нашей школы, программой деятельности классного руководителя по созданию воспитательной системы класса. Оценить эффективность работы   воспитательной   системы   помогает   диагностика   и   мониторинг   развития   личности   и классного коллектива.          Под педагогическим мониторингом процесса воспитания я понимаю систему сбора, анализа, отслеживания и коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития воспитательной системы класса.            Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действие   способов,   приемов   воспитательного   воздействия.   Он   позволяет   корректировать процесс   становления   личности,   устранять   негативные   подходы,   обеспечивать   эффективность воспитательного процесса. Уровень сформированности классного коллектива.  Уровень развития ученического самоуправления класса    Уровень   вовлечённости   обучающихся   в   коллективно­творческую   деятельность,   в   работу Цель мониторинга ­ изменение личности ребенка – с тем, чтобы прогнозировать дальнейшее развитие личности школьника.            Основные   функции   мониторинга  ­   диагностическая,   ориентирующая   (направляющая), мотивационно­стимулирующая,   воспитывающая,   оценочная,   аналитическая,   коррекционная   и прогностическая.       Для исследования эффективности воспитательной системы класса я использую следующие критерии: ♦ ♦ ♦ актива класса. ♦  Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся. ♦  Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.  ♦  Уровень воспитанности учащихся. ♦   Уровень   социального   развития   ученика   (готовность   и   умение   взаимодействовать   друг   с другом   в   различных   жизненных   ситуациях,   брать   на   себя   ответственность,   проявлять инициативу, работать в группе)        В качестве инструментария использую следующие основные методы  диагностики:  ♦ ♦ ♦ ♦ В классе мониторинг воспитательного процесса чаще всего осуществляю:  • уровень занятости учащихся в системе дополнительного образования;  информационно­констатирующие – беседа, анкета, тест, опрос;   оценочные – оценка, самооценка, экспертная оценка, независимые характеристики;   продуктивные – изучение продуктов деятельности, творчества воспитанников;   поведенческие – наблюдение, дискуссия, социометрия, анализ взаимодействия. №  п/п Фамилия, имя уч­ся Диагностическая карта воспитательной работы с учащимися Мотивы деят­ ти  и поведения Детско­ родительские  отношения Предпологаемые виды и  способы взаимодействия с Склонность к   видам деят­ти и их реализация  через доп.  образование кружки доп.  образ.  уч­ся пози­ тивные нега­ тивные уч­ ся роди­ теля­ ми учи­ теля ­ми учен.  кол­ лек­ тивом начало  уч.года конец  уч.  года 1. • уровень личностного роста ученика; • уровень состояния здоровья; • контроль успеваемости учащихся; № п/п Ф.И. учащегося Ахов Илья 1. 2. 3. Повысили ср. балл Понизили ср. балл Остались на том  же уровне 1 четверть 2 четверть                                 Средний балл 2011­ 2012  уч. год 4,5 4,1 3 четверть 4 четверть 2012­ 2013 уч.год • межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей. Мониторинг изучения межличностных отношений. 1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?____________________________________________ 2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?_______________________________________ 3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости? _________________________________________________________________         После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету.  • уровень воспитанности; Сводный лист изучения уровня воспитанности. № п/п Фамилия, имя учащегося любо­ знатель­ ность трудо­ любие 1. Ахов Илья 2. 4 3 береж­ ное  отно­ шение к  природе 4 отно­ шение  к  школе как я  отно­ шусь к себе краси­ вое в моей жизни сред­ ний балл 3 4 3 3,5 уро­ вень  воспи­ танно­ сти средн. В 6А классе – 28 обучающихся; 9 обучающихся имеют высокий уровень воспитанности, 12 – хороший уровень,  7 – средний уровень. • уровень удовлетворенности жизнедеятельностью школы; • сохранение традиций; • уровень сотрудничества и взаимодействия семьи и школы; • занятость учащихся, степень их активного участия в общешкольных делах и мероприятиях; • участие в конкурсах, акциях, фестивалях, соревнованиях различного уровня; • деятельность ученического самоуправления.          Очень важным показателем развития классного коллектива является сформированность физического потенциала личности учащихся, удовлетворенность учащихся процессом обучения в   классе.   Для   изучения   классного   коллектива   я   использую   следующие   методики,   которые являются весьма эффективными: ­   тест   Н.Е.   Щурковой   «Размышляем   о   жизненном   опыте»   для   определения   нравственной направленности личности; ­ методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся; ­ методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления»; ­ методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»; ­   методика   Е.Н. жизнедеятельностью класса.          Я веду диагностические карты, в которых отмечаю: Ф. И., дата рождения (по алфавиту, отдельным списком мальчики и девочки); отец, мать, место их работы; данные медосмотра (Н – нормально, С – сколиоз, З – зрение, С – слух, СРД – сердечное заболевание);  тип семейного воспитания, основные достоинства и недостатки учащихся; наличие повышенных способностей,   Степанова   для   исследования   удовлетворенности     родителей специальных умений; проявление в труде (Т – трудолюбив, ИТ – избирательно трудолюбив, Н – непостоянен, Л­ ленив); дисциплина (В – высокий уровень, С ­ средний уровень, Н – низкий уровень); положение в коллективе.        Тщательное изучение учащихся и ученического коллектива позволяет проследить весь ход развития личности в процессе воспитания и обучения, планировать и целесообразно направлять индивидуальную  работу с детьми.  Изучение, знание и правильное  использование  факторов и закономерностей,   формирующих   личность   ученика,   позволяет   добиться   управляемости   этим процессом, прогнозировать и корректировать развитие личности. Классный руководитель может оказать   помощь   ученикам   в   их   учебной   деятельности   и   в   общении.   В   этой   деятельности необходимо сотрудничество учителей­предметников, психолога, социального педагога. Только в том случае классному руководителю удастся создать благоприятные условия для полноценного развития   личности   школьников,   для   формирования   высокоорганизованного   классного коллектива   и   осуществление   процесса   воспитания   будет   протекать   намного   легче   и эффективнее.            В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающий мониторинг   в   конце   каждого   учебного   года.   Он   дает   основные   данные   для   коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года. Каждый педагог нуждается в разработке  мониторингового   инструментария,   ведь   при  отсутствии   достоверной  информации ставится под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности. Литература 1. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель  издательство эффективности   воспитания:   методика   диагностирования.   –   М.­Тула: тульского государственного педагогического университета, 2009 – 44 с. 2. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе.­ М.: Академия: АПиПРО, 2003 – 82с. 3. Фридман   Л.М.,   Пушкина   Т.А.,   Каплунович   И.Я.   Изучение   личности   учащегося   и ученических коллективов. ­ М.: Просвещение, 2007 – 89, 92 с.  4. Шакурова   М.В.,   Лактионова   В.В.   Современные   ориентиры   деятельности   классного руководителя. – Воронеж: Издательский центр «Академия», 2004 – 102 с. 5. Шилова М. И. Изучение воспитанности школьников.­  М.: Педагогика, 1982 – 54 с. 6. Щуркова Н. Е. Классное руководство: Рабочие диагностики. – М.: 2002  – С. 84, 85.

Из опыта работы "Мониторинговая деятельность классного руководителя в процессе воспитания классного коллектива"

Из опыта работы "Мониторинговая  деятельность  классного руководителя в процессе  воспитания классного коллектива"

Из опыта работы "Мониторинговая деятельность классного руководителя в процессе воспитания классного коллектива"

Из опыта работы "Мониторинговая  деятельность  классного руководителя в процессе  воспитания классного коллектива"

Из опыта работы "Мониторинговая деятельность классного руководителя в процессе воспитания классного коллектива"

Из опыта работы "Мониторинговая  деятельность  классного руководителя в процессе  воспитания классного коллектива"

Из опыта работы "Мониторинговая деятельность классного руководителя в процессе воспитания классного коллектива"

Из опыта работы "Мониторинговая  деятельность  классного руководителя в процессе  воспитания классного коллектива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017