Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"
Оценка 4.7

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Оценка 4.7
Повышение квалификации +1
docx
география
Взрослым
25.03.2018
Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"
Считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии.
Повышение мотивации учащихся на уроках географии Парахневич М.М..docx
МКОУ Светлополянская СОШ Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности  /Из опыта работы учителя географии и химии I квалификационной  категории Парахневич М.М./ с. Светлая Поляна, 2017         «Страшная   это   опасность   –  безделье   за   партой;   безделье   шесть   часов ежедневно,   безделье   месяцы   и   годы.   Это   развращает   и   морально   калечит человека,   и   ни   школьная   бригада,   ни   школьный   участок,   ни   мастерская   – ничто не может   возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек  должен быть тружеником, ­   в сфере мысли». В. А. Сухомлинский Великий китайский мыслитель Конфуций сказал: «Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой тропе, идя по снегу, имей мужество пройти по скользкому мосту». Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для учеников:   постичь     географические   законы   или,   постигая   их,   обогатить   и осознать себя, своё место в этом огромном мире?  Если   знания   усвоены,   то   помогли   ли   они   ученику   почувствовать   себя надежнее   в   окружающей   жизни,   побудили   ли   к   творчеству,   активному   их применению. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».  В последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим   учебным   предметам,   в   том   числе   и   к   географии.   Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6­7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве   образования.   Поэтому   знания   учащихся   по     этим   предметам неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие.   Цель,  которую   я   поставила:    формирование   личности,   способной   к самоопределению и непрерывному самообразованию.  Для   реализации   этой   цели   я   стараюсь   вместе   с   детьми   создать образовательное пространство, дающего возможность каждому обучающемуся систематически   вырабатывать   способность   к   осознанному   соотнесению «хочу» и «могу». Уровень познавательных способностей   учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению. Задачи 1.Повысить   мотивацию   к   обучению   географии   используя   современные педагогические технологии, методики развивающего обучения.  2. Развивать творческое мышление, память, географическую речь  учащихся.  3. Создать на уроке оптимальные условия для развития каждого школьника.  формирование мотивированного обучения на основе развития интереса детей к  изучению географии;  развитие у обучающихся познавательной и творческой активности посредством  применения активных форм обучения;  формирование у обучающихся  умений и навыков применения полученных знаний на практике. Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед   учителем,   без   активизации   познавательной   деятельности,   внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Что такое мотивация? Мотивация (от французского  motif – побуждение), то есть побуждение к действию. При   организации   и   осуществлении   учебно­познавательной   деятельности, стимулировании   и   мотивации,   контроле   и   самоконтроле   в   своей   практике использую   нетрадиционные   подходы   в   преподавании   географии:   игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков. Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков­лекций, семинаров, уроков­ путешествий, уроков­исследований.  Часто на уроках создаю  проблемные ситуации. Например, при изучении темы  «Население» перед ребятами ставлю  вопрос: какие изменения произойдут в  численности населения, если снизится рождаемость? В ходе решения  проблемы учащимся предлагаю самостоятельно систематизировать материал  и составить таблицу, начертить график, изобразить рисунок, конспект,  опорную схему. Дальнейшее использование опор предполагает управление  познавательной деятельностью детей, развитие у них навыков  самостоятельной работы, самоконтроля. Обучение с применением опорных  конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные  способности учеников. Планирую, различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Обязательно на каждом уроке присутствует работа с рабочей тетрадью, учебником. На уроках географии учащиеся работают с настенными картами, картами атласа, контурными картами. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику. Использую в   своей   работе   дифференцированный   подход   в   обучении.  Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности   школьников   возрастала,  а  доза   помощи   снижалась.  Для подобной   дифференциации   у   меня   накоплен   дидактический   материал   с образцами   выполнения   заданий,   памятки­опоры,   памятки­алгоритмы   по географическому   положению   материка,   по   составлению характеристик   рек,   природных   зон.   Создание   положительной   мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у учащихся   познавательную   активность   и   самостоятельность.   Учащиеся     по своему желанию делают рефераты, сообщения к урокам,  а так же во время проведения предметной   декады. Возможности школьников различны, важно побудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую в своей работе различные   методы:   исследовательский,   поисковый,   метод   проблемных ситуаций   и   иное   логико­содержательное   построение   урока.   В   8   классе   по «Географии России» учащиеся выполняют проекты по темам «Растительный мир России», «Животный мир России», «Охранные объекты на территории России» и оформляют их на компьютере в виде презентаций. Считаю важным включение учащихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока. А   так   как   ученики   имеют   разный   уровень   познавательных   способностей, разную   степень   обученности,   подбираю   рациональные   виды   работ,   создаю ситуацию   успеха,   которая   является   важным   условием   для   формирования мотивации и развития учащихся. Учитывая реальные возможности всех детей, организую   продуктивную   деятельность   всего   класса,   осуществляя дифференцированное обучение на уроке.    страны, В развитии творческих способностей обучающихся неоценима роль игровых  технологий. Игры, провожу  на разных этапах урока,  которые имеют различные цели. В начале урока игра нацелена на организацию и  заинтересованность детей, стимуляцию их активности; в середине урока – на  усвоение темы; в конце урока–на поисковый характер. Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть  самыми различными.  Часто  использую  уроки, стимулирующие  познавательный интерес, такие как: урок­игра, урок­викторина, урок­сказка,  урок­путешествие, урок­соревнование, деловая игра и другие. На уроке  обобщения и закрепления знаний в 7 класс по теме «Южная Америка –  материк вашей мечты» ребята совершили увлекательное путешествие по  различным географическим объектам этого материка. За это время они  выполняли задания в игровой форме: описывали береговую линию материка,  отвечали на вопросы викторины, проверяли знания географической  номенклатуры по карте, разгадывали кроссворд, находили географические  ошибки в тексте.  При изучении стран Европы в 11 классе провела урок­конференцию на тему  «Государства­малютки». Класс был разделен на группы корреспондентов  СМИ и представителей каждого государства. Учащиеся самостоятельно  подбирали необходимый материал для выступления, готовили презентации, в  которых отразили символику и краткую характеристику страны. Такие  формы работы повышают интерес, развивают самостоятельность  обучающихся. При изучении географии ученикам предлагаю разнообразные творческие  задания, которые развивают творческую активность. Это ребусы,  головоломки,  кроссворды, чайнворды. Убеждаешься, что, если детям  предложить что­то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся  целеустремленными, изобретательными. У них появляется стремление самим  составлять такие задания, а затем их выполнять. Важным моментом  является развитие навыков исследовательской  деятельности, которые вырабатываю на уроках­практикумах. Считаю, что  основная проблема урока ­ повышение качества знаний учащихся. Поэтому на  уроке учу детей выделять главное в излагаемом материале. Для реализации  этой задачи анализирую содержание раздела «Основные знания и умения  учащихся».  При   изучении   нового   материала   использую   приемы   и   методы, способствующие  развитию   памяти, внимания  и мышления  ­  эвристические, исследовательские. Для более подготовленных учащихся применяю карточки­ игровые   моменты. инструкции,  для   слабоуспевающих­тесты   с  выбором   ответа,   яркие   слайды, неоднократные   повторения,   Развитию   учащихся способствуют и применяемые мною формы организации обучения. Основной формой является урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая   традиционного   метода   построения   урока,   применяю   и нетрадиционные   формы.   Урок   формирования   новых   знаний   ­это   урок­ исследование,   урок­путешествие.   Уроки   проверки   знаний   –   зачеты, викторины.   Применяю   разные   формы   организации   учебной   деятельности учащихся:   индивидуальную,   групповую,   фронтальную. Часто   на   уроках использую работу в парах. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Примерами такой работы является: обсуждение   текста   параграфа,   интервью   у   напарника,   анализ   письменной работы   партнёра,   разработка   вопросов   к   классу   или   ответы   на   вопросы учителя, проверка знания номенклатуры по карте и т.д.   Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете, они дают возможность   проявить   способности,   быть   активным   участником   учебного процесса, не бояться высказать свое мнение.  Зачеты в форме тестовых заданий психологически настраивают на сдачу ГИА, воспитывают   ответственность   за   формирование   знаний   и   умений. Использовать тесты в качестве контроля знаний я начинаю с 6  класса.  С целью закрепления знаний использую на уроках опорные конспекты, схемы, алгоритмы, обобщающие таблицы. Так на уроке географии в 9 классе по теме «Металлы» учащиеся самостоятельно заполняют обобщающую таблицу «Характеристика металлов I, II, III групп главных подгрупп». Использую в своей работе изложение материала блоками, объединенными общей темой. Таким образом, освобождается время на обобщающие уроки, уроки­зачеты, уроки­практикумы. Немаловажное значение для учащихся имеет итог урока, который отражается в памяти ученика. А если одновременно включается не один   вид   памяти,   а   затем   идет   закрепление   с   помощью   практических действий,   то   знания   остаются   надолго.   Именно   с   этой   целью   закрепления знаний использую на уроке карточки­тесты. В системе работы по предметам накоплен   собственный   методический   пакет   контрольно­   измерительных материалов. Наиболее востребованной и методически обоснованной системой контроля   результатов   учебно­познавательной   деятельности   учащихся является  тестирование. Итоговая государственная аттестация в форме ГИА в 9   классе   требует   развития   у   учащихся   навыка   работы   с   тестами.   Для тематической проверки знаний учащихся в процессе экспресс­контроля и для итоговой проверки знаний и умений я   использую тесты, причем в заданиях предлагаю различные типы тестов, что позволяет стимулировать различные интеллектуальные   умения   школьников.   В   своей   работе   успешно   применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений   с   учетом   потребностей   и   возможностей   развития   ученика. Необходимо     создать   условия   для   самореализации   личности.   Учебно­ исследовательская работа ­     особенно важна в практике моей работы. Её достоинство состоит в том, что она развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает ребенку радость открытия. Изменяется роль учителя   в   обучении:   он   в   большей   степени   становится   не   передатчиком знаний, а партнером в обучении. Учитель, руководитель исследовательской работы, включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения эксперимента. Работая   над   проблемой   повышения   мотивации   учащихся   к   выполнению домашних заданий, как­то, вместо чтения параграфов и ответов на вопросы, я попросила   детей   выполнить   дома   практическую   работу.   В   дальнейшем   я поняла, что такого рода задания очень интересны учащимся, выполняют они их   с   удовольствием,   так   как   задания   непосредственно   связаны   с   жизнью, выполняют работу в комфортных для себя условиях, в своем собственном темпе,   в   полной   мере   ощущая   себя   исследователями.   Система   домашних практических   работ   позволяет   решать   ряд   задач,   актуальных   для современного   обучения     географии,   например,   таких   как   вовлечение учащихся, в исследовательскую деятельность, использование межпредметных связей,  формирование  навыков   научной    географической   речи.  В  процессе выполнения   работ   формируются   самостоятельность,   ответственность, аккуратность.  В   кабинете   географии,   оборудованном   в   соответствии   с современными   требованиями,   имеются   возможности   для   использования   в учебном процессе мультимедийные  технологии, Интернет­ресурсы, (сайты по географии). Презентации использую при проведении вводных уроков, уроков изучения нового материала, уроков обобщающего повторения и других. На слайдах  записываю   термины,  определения,  вычерчиваются   схемы,  таблицы, графики.   Презентации   часто   используются   как   наглядный   видеоряд, позволяющий   оживить   ход   урока.  Были   разработаны   и  проведены   уроки   с использованием мультимедийной презентации по следующим темам: «Великие географические открытия» (6 класс), «Африка» (7 класс), «Охрана природы и охраняемые   территории»   (8   класс),   «Военно­промышленный   комплекс» (9класс) «Политическая карта мира» (10 класс), «Природные ресурсы» (10 класс), «Индия» (11 класс) и др.  Это позволило мне повысить интерес школьников к предметам, Третий  год учащиеся   9   класса   выбирают   географию     для   прохождения   итоговой государственной аттестации в форме ГИА. Качество знаний составляет 83, 3%.  Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их  творческом применении позволяют и занятия во внеурочной деятельности. На протяжении ряда лет  веду работу по эколого­краеведческому направлению.  На занятиях предлагаю задания с экологической основой. Например,  составить план природоохранных мероприятий реки Ояш,  оказать помощь  зимующим птицам нашего села. Работа по этому направлению помогает  получить навыки, которые позволяют воспитывать у школьников бережное  отношение к природным богатствам, повышать экологическую культуру  подрастающего поколения и использовать их на практике. По результатам краеведческой работы учащиеся неоднократно участвовали  в  районном и региональном конкурсе «Эврика».  В курсе «География России. 8­9 класс» особое место занимает изучение  краеведческого материала, состоящего из конкретных тем и практических  работ. Краеведческая работа в преподавании географии помогает не только  достичь образовательных целей, но и воспитывает у учащихся любовь к  своему краю, Родине, способствует применению этих знаний на практике при  участии в конкурсах, акциях, слетах (приложение) Провожу   индивидуальную   работу   с   одарёнными   детьми.   В   олимпиадах   по географии   обучающиеся   принимают   активное   участие.   Для   их   подготовки использую обучающие задачи,   тесты, в том числе по краеведению, задания всероссийских, региональных, муниципальных олимпиад разных лет, задания исследовательского и поискового характера. Таким   образом,     регулярное   использование   на   уроках   географии   во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на   повышение   мотивации,   развитие   познавательных   возможностей   и способностей,  расширяет   кругозор   школьников,  позволяет   учащимся   более уверенно   ориентироваться   в   закономерностях   окружающей   их действительности и активнее использовать знания на практике в повседневной жизни.

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Повышение мотивации учащихся к изучению географии на уроках и во внеурочной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018