Из опыта работы. "Развивающее обучение в учреждении дополнительного образования детей - средство развития способностей ребенка"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
администрации +1
Взрослым
19.09.2018
Дополнительное образование детей является частью системы общего образования, в условиях перехода школы на ФГОС, перед системой дополнительного образования стоят задачи по внесению изменений как в содержание и технологии организации образовательного процесса, так и в систему оценивания образовательных результатов обучающихся. Образовательное учреждение должно ориентироваться на новые подходы в обучении обучающихся: системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, что позволяет главному субъекту образования (обучающемуся), усваивать знания, постигать способы этого усвоения. Чтобы обеспечить достижение личностных образовательных результатов, необходимо организовать так образовательный процесс, чтобы у обучающихся появилась возможность развивать свой интеллектуально-творческий потенциал. Наилучшим образом решает эту задачу проектирование развивающей образовательной среды, включающей пространственно-предметный, технологический, социальный компоненты.
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА.docx
«Развивающее обучение – средство развития способностей и важных качеств
личности ребенка»
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным процессом
и давал для него материал».
К. Д. Ушинский
Развивающее обучение новый, активнодеятельностный тип обучения,
идущий на смену объяснительноиллюстративному типу. Основной результат
образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение
учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных
способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметных
областей. В этом еще одна отличительная особенность новых стандартов.
Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой
организации на основе планирования совместной деятельности педагога и
учащихся.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития,
приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума:
опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных
личности;
расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;
направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно
создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение
внутренние процессы психических новообразований. Методологической основой
развивающего образования является усвоение «знанийуменийнавыков», из цели
образования превращается в средство развития способностей и важных качеств
(методы мышления, способы порождения и употребления знаний, техники
понимания и рефлексии, приёмы и способы коммуникации и действия).
До недавнего времени в соответствии с традиционной «знаниевой»
парадигмой считалось, что качественное образование это знание основ отдельных
наук. Сегодня количество информации в мире с каждым годом удваивается, что
порождает увеличение объема содержания образования.
«Образование в течение всей жизни» вот девиз сегодняшнего дня.
В последнее время во всем мире активно пропагандируется идея
непрерывного образования. Такой пересмотр взглядов связан с ориентацией на
формирование компетентности обучающихся в различных сферах деятельности,
обеспечивающих их социализацию и личностное развитие.
Обобщение характеристик компетентности, представленных в научной,
методической литературе, позволяет определить это понятие как интегральное
качество личности, характеризующее решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного
и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Формирование базовых компетенций:
чтение, письмо, слушание и говорение;
мыследеятельностных
принятие решений, критическое мышление);
личностных компетенций (ответственность, самооценка, коммуникативность,
нравственность).
компетенций (причинноследственное мышление,
Являясь частью системы общего образования, дополнительное образование
детей не может не учитывать требования общества к образованию, поэтому в
условиях перехода школы на ФГОС,
перед системой дополнительного
образования стоят задачи по внесению изменений как в содержание и технологии
организации образовательного процесса, так и в систему оценивания
образовательных результатов обучающихся.
подходы
в обучении учащихся:
Среди целей выделяются ориентация образовательного учреждения на
системнодеятельностного,
новые
компетентностного, личностноориентированного, что позволяет обучающемуся,
главному субъекту образования, не только усваивать знания, но, главное, постигать
способы этого усвоения.
В связи с этим возрастает роль мышления
и деятельности в учебной практике обучающегося, что способствует развитию
познавательной активности и творческого потенциала в нём. Именно эти
характеристики прописаны в «Портрете выпускника основной школы», который
составлен с учётом быстро изменяющихся реалий современного мира.
Чтобы обеспечить достижение образовательных результатов, в первую
очередь личностных, образовательному учреждению необходимо так организовать
образовательный процесс, чтобы у учащихся появилась возможность развивать
свой интеллектуальнотворческий потенциал. Наилучшим образом решает эту
задачу проектирование развивающей образовательной среды, включающей:
пространственнопредметный компонент;
технологический компонент;
социальный компонент.
Каким должно быть содержание образования, чтобы оно отвечало задаче
развития творческого потенциала детей, как его «обогатить»? Какие формы
организации необходимо использовать для развития интеллектуальнотворческого
потенциала личности обучающегося? Какие технологии, методы, применять в
образовательном процессе, ориентированные на развитие личности?
Педагогический коллектив МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г.
Курска» нашел свой продуктивный путь, выстроил свою модель развивающего
творческого пространства,
чтобы эффективно выявлять и развивать
интеллектуальнотворческий потенциал каждого учащегося и помочь особо
одарённым детям.
Постановка целей и определение результатов спроектировано в программе
развития Дворца пионеров и школьников, прежде, всего, как ресурс развития творческого потенциала обучающихся.
Тактика нашего образовательного
учреждения заключается в выбранных направлениях, нацеленных на: изменение
уровня социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни;
успешную социализацию детей;
формирование готовности к самостоятельному гражданскому, нравственному
выбору, индивидуальной творческой самореализации;
самоопределения и выбора профессии.
проявление социальной ответственности,
осознанного жизненного
Такой подход позволяет сделать образовательную деятельность более
гибкой, более ориентированной на индивидуальные особенности обучающихся,
подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных
знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в
самостоятельной жизни.
Значимость выбора педагогами современных развивающих технологий
обусловлена рядом причин:
образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс;
позволяют достигать поставленных программой образования целей по
конкретной учебной направленности обучения;
обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии:
гуманизации,
гуманитаризации образования и личностноориентированного
подхода;
обеспечивают интеллектуальное развитие обучающихся, их самостоятельность,
доброжелательность по отношению к педагогу, к друг другу;
проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности,
ориентированы на развитие творческой деятельности.
Внедрение развивающих технологий преследует реализацию целей на:
повышение качества проведения учебных занятий;
освоение способов последовательности действий по конструированию занятий с
использованием развивающих технологий;
выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих
педагогов.
Педагогическая технология включает в себя процессуальную часть,
которая представлена системой элементов:
организацией учебного процесса;
методами и формами учебной деятельности учащихся;
методами и формами работы педагога;
деятельностью педагога по управлению процессом усвоения материала;
диагностикой учебного процесса.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной
дидактики, в нашем образовательном учреждении выбраны педагогические
технологии,
которые в большей степени соответствуют методологии
продуктивного обучения. Это технологии проектной и исследовательской деятельности, информационные технологии, технология развития критического
мышления через чтение и письмо, проблемное обучение.
В информационных технологиях мы видим инструмент для реализации
основных идей продуктивного обучения и других технологий. Проблемы, которые
позволяет решить данный инструмент:
усилить мотивацию обучения, повысить скорость усвоения материала, повысить
активность учащихся в процессе обучения;
установить тесную обратную связь создать благоприятные условия для
проблемного обучения, проведения учебноисследовательских работ,
решать вопросы дифференцированного подхода и индивидуализации обучения.
Участие обучающихся Дворца пионеров и школьников г. Курска в
творческих проектах
Творческий проект «Даруй, судьба, нам вдохновенье…».
Авторы
декоративноприкладного творчества представили работы, состоящие из двух
частей: практической и теоретической. Теоретическая часть содержала
информацию об изготовлении изделия, об истории происхождения данной
поделки, туда входила: краткая аннотация, описание работы (цель, задачи,
ожидаемый результат, практическая значимость изделия, историческая справка,
выводы, используемая литература);
в номинации «Иллюстрации к любимым книгам». Участники юные
художники, которые представили 23 иллюстрации к своей любимой книге,
сопроводили строками иллюстрируемого отрывка из произведений писателей,
поэтов, философов юбиляров: С.А. Есенина, К.М. Симонова, А. А. Фета, Е. А.
Долматовского, М. Л. Матусовского, А. П. Чехова, М. М. Шолохова.
в творческом проекте – конкурсе «По прочтению литературных произведений
Курских писателей и поэтов», в номинации: защита исследовательских проектов,
литературных творческих работ были представлены работы
на темы:
«Оригинальность стихов Юрия Асмолова», «Писатель и воин Константин
Воробьев», «Красота разлита по всему мирозданью». (А. Фет) «Поэтгражданин –
воин Н. Корнеев», было организован конкурс чтецов по чтению стихотворений и
отрывков из прозы Курских писателей и поэтов.
в творческом проекте «Красная книга Курской области в творчестве детей»
цель творческого проекта развитие у детей и их родителей экологической
культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам курского
края, приняли участие обучающиеся восьми детских объединений Дворца
пионеров и школьников,
в создании творческого проекта – одного из видов социальной рекламы –
буклета на тему: "Мы этой памяти верны!", который стал победителем областного
конкурса творческих работ "Символы Победы", Проект выполнили обучающиеся
детского объединения "Юный исследователь», в творческом литературном проекте Эссе на тему «Реклама – это средство
заставить людей нуждаться в том, о чём они раньше не слыхали» (Мартти Ларни).
Педагогическое проектирование по предварительной разработке
деятельности учащихся и педагогов,
основных деталей предстоящей
развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС.
Педагогическое проектирование заключается в предварительной разработке
основных деталей предстоящей
деятельности учащихся и педагогов;
разработке конкретных занятий, отдельных тем, целых учебных
дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных видов деятельности.
Педагогическое проектирование
способствует созданию более технологичных педагогических объектов, включая и
педагогические процессы. Чтобы обеспечить достижение образовательных
результатов, в первую очередь личностных, образовательному учреждению
необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы у обучающихся
появилась возможность развивать свой интеллектуальнотворческий потенциал.
Наилучшим образом поможет решить эту задачу проектирование развивающей
образовательной среды, включающей пространственнопредметный компонент;
технологический компонент; социальный компонент.
Каким должно быть содержание образования, чтобы оно отвечало задаче развития
творческого потенциала детей, как его «обогатить»? Какие формы организации
необходимо использовать для развития интеллектуальнотворческого потенциала
личности обучающегося?
технологии, методы, применять в
образовательном процессе, ориентированные на развитие личности.
Педагоги и администрация МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
нашли свой продуктивный путь, выстроили
свою модель развивающего
творческого пространства,
чтобы эффективно выявлять и развивать
интеллектуальнотворческий потенциал каждого учащегося и помочь особо
одарённым детям.
Какие
Определение
результатов и постановки целей, проектируется
в программах развития Дворца пионеров и школьников, где они прописаны,
прежде, всего, как ресурс развития творческого потенциала обучающихся.
Тактика нашего образовательного учреждения заключается в выбранных
направлениях, нацеленных на: изменение уровня социальной адаптации детей к
изменяющимся условиям жизни; успешную социализацию детей; формирование
нравственному выбору,
готовности к самостоятельному гражданскому,
индивидуальной творческой самореализации;
проявление социальной
ответственности, осознанного жизненного самоопределения и выбора профессии.
Такой подход позволяет сделать образовательную деятельность более гибкой,
более ориентированной на индивидуальные особенности обучающихся,
подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в
самостоятельной жизни.
«Проектирование образовательного процесса с применением дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения». Информационно
коммуникационные технологии в дополнительном образовании (ИКТ) это
совокупность методов, производственных процессов и программнотехнических
средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения,
отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Использование применяемых в сфере образования ИКТ ставит своей целью
реализацию следующих задач, таких как:
поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в
приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его
целостности.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
Учебнометодический аспект.
Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве
учебнометодического сопровождения образовательного процесса.
Педагог может применять различные образовательные средства ИКТ при
подготовке к занятию;
непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных
знаний, в процессе контроля качества знаний;
для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного
материала и т.д.
Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления
различных видов контроля и оценки знаний.
Кроме того, педагог может использовать разнообразные электронные и
информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
Информационные ресурсы расширяют воспитательные возможности
обучения:
созданию условий для позитивного развития детей в
информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе
радио и телевидение);
содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных
и семейных ценностей в информационном пространстве;.
Компьютеризация создает экологически чистое, гармоничное, гуманизированное
общество знания, не имеющее границ для развития культурной и интеллектуальной
деятельности человека. Техника новых поколений, техника "третьей волны"
выдвигает на первый план ценности человеческого самосовершенствования.
Необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших
объемов информации, научить технологии работы с информацией для принятия
способствуют решений на основе коллективного знания. Задача образования как раз и
заключается в том, чтобы подготовить учащегося к переходу и проживанию в
информационном обществе, помочь ему овладеть информационной культурой.
Учащиеся ДПШ принимали участие в дистанционных конкурсах:
Системы сертификации информационных технологий, России, учредители
конкурса Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров)
войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов, научный
руководитель конкурса Заслуженный работник искусств, профессор А.А.
Емельянцев. Для педагогов и образовательных учреждений, проводится
сертификация образовательных услуг. Для администраций, руководителей
административных образований, для управленческих структур в сфере
образования, для родителей рейтинги в сфере образования. На основе
аналитической обработки результатов конкурсов выстраиваются рейтинги
учреждений административных образований. Педагоги, чьи воспитанники,
становятся Победителями в основной номинации по России за 1 место
получают «Золотой сертификат», по второму уровню Центральному
федеральному округу "Серебряный сертификат», а за второе или третье
место получают "Бронзовые сертификаты". Педагоги ДПШ дважды получали
"Серебряный сертификат». "Бронзовый сертификат". Дети принимали участие
в конкурсных проектах: «Там, где живет кенгуру», посвященный изучению
Австралии и Океании; «Они такие хорошие», посвященный 120летию со дня
рождения В. Бианки»; «Ключ на старт», посвященный 60 летнему юбилею
космодрома Байконур»; «Моя Родина», «Буйничское поле», посвященный
годовщине со дня рождения К. Симонова.
в Международных дистанционных конкурсах проекта «ИНФОУРОК» на тему
«70лет окончания Второй мировой войны», рекомендованной Минобрнауки Р.Ф,
в Онлайн олимпиаде «Осень 2015», в олимпиадах предметной направленности
приняли участие 22 обучающихся Д/О «Юный исследователь», возраст детей от
1017 лет.
Дошкольники и учащиеся младшего школьного возраста участвовали в
международных дистанционных конкурсах по решению интеллектуальных заданий
«Мой дом – моя Родина», «Студии «Хочу все знать»;
во Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся дистанционного
проекта «Медалинград».
Участники дистанционных мероприятий награждены Дипломами 1й, 2й, 3й.
степени, Сертификатами участников.
Проектирование учебных занятий нацелено на два подхода:
В процесс проектирования учебных занятий в системе дополнительного
образования детей необходимо учесть два подхода.
Подход первый: содержанию образования в
ориентация учебных занятий на достижение предметных, метапредметных
(надпредметных) и личностных результатов;
использование продуктивных методик и технологий, направленных не только на
усвоение, но и на генерирование информации);
соответствие содержания учебных занятий
современной школе по принципу «дополнительности».
Подход второй:
оценивание образовательных результатов обучающихся на основе:
использование оценочных процедур, ориентированных на индивидуальные
нормы;
перехода от оценки отдельных, изолированных умений к интегральной и
междисциплинарной оценке;
внедрения деятельностных методов оценивания (в форме проектов, деловых игр,
дебатов);
использование ситуационных заданий и задач;
сочетание оценки индивидуальных умений с оценкой умений работать в группе.
Для достижения образовательных результатов требуется новый педагогический
инструментарий. Для этого педагогам необходимо поменять не только элементы
педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности,
научиться проектировать занятие в логике учебной деятельности:
ситуация – проблема задача – результат.
В этом случае должна измениться роль педагога: из «транслятора» информации он
превращается в организатора деятельности обучающегося. Соответственно и
учащийся не просто сидит, слушает и воспринимает информацию на занятии, а
становится активным участником по приобретению и освоению этой информации,
осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития
универсальных учебных действий на материале основ наук».
Педагог должен проектировать занятие так, чтобы ребенок учил решать
проблемы, что способствует получению предметных, метапредметных и
личностных и результатов
Роль педагога в реализации образовательного процесса на основе
развивающих технологий.
Компетентность
педагога должна заключаться в области владения и
эффективного применения современных образовательных технологий и методик,
в том числе информационнокоммуникационных технологий. Умение работать с
современными компьютерными средствами.
Владение современными
информационнокоммуникационными технологиями на уроке и во внеурочной
деятельности. Распространение опыта применения продуктивных образовательных
технологий. Во Дворце пионеров и школьников в образовательном процессе педагоги широко
используются продуктивные технологии обучения: проектные, исследовательские,
проблемного обучения и развития критического мышления, а так же реализуют
воспитательный компонент, представленный
федеральных государственных
образовательных стандартах:
содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в
образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения
детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и
семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей;
расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на
формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом
его потребностей, интересов и способностей;
совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
развитие форм включения детей в интеллектуальнопознавательную, трудовую,
общественнополезную, художественную, физкультурноспортивную, игровую
деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного
образования;
развитие у подрастающего поколения интереса к чтению;
создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным
языками и иными коммуникативными компетенциями;
создание условий для психологопедагогической поддержки воспитания в
системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Педагоги активно участвуют в
дистанционных конкурсах, Интернет
конференциях, которые организуются в Интернетпространстве в соответствии
ч. 2 ст. 77 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании
в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012 г. (в ред. от 31.12.2014)
и направлены на поддержку творческого потенциала педагогических работников.
Участвуя в конкурсе,
конкурсант реализует свое право на развитие своих
творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах и других
массовых мероприятиях в соответствии с п. 22 ст. 34 Федерального закона
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ
от 29.12.2012 г. (в ред. от 31.12.2014).
Целью конкурсов является: выявление, обмен и распространение передового
педагогического опыта в образовательной и творческой деятельности, выявление
творческих педагогов, оригинальных замыслов, перспективных инициатив,
инновационной практики обучения, развития и воспитания, публичное признание
личного вклада участников фестиваля в развитие образовательной деятельности.
Педагоги участвовали в дистанционных конкурсных мероприятиях:
во Втором Всероссийском (с международным участием) методическом конкурсе
«Интерактивный Учитель 2014. Весенняя капель». Учредителем всероссийского
конкурса выступил
Были представлены
электронные презентации, созданные педагогами как для проведения занятий, так
электронный журнал «Учитель». и в рамках воспитательной деятельности в номинациях: «Педагогпредметник».
«Педагогвоспитатель»;
во Всероссийском конкурсе «Лучшая статья по педагогике и психологии
«Развитие 2014», организованном Центром педагогических инноваций им. К. Д.
Ушинского «Новое образование»;
в XIом Всероссийском конкурсе дополнительных общеобразовательных
программ (Министерство образования РФ). В 2015 году;
Всероссийский конкурс «Лучшая статья по педагогике и психологии «Развитие
2014»,
других;
в дистанционном тренинге "Сервисы WEB 2.0 в профессиональной деятельности
педагога"
АНКЕТА «Информационнокоммуникативные технологии как средство
повышения профессиональной компетенции педагога МБУ ДО «Дворец
пионеров и школьников г. Курска»
Информационно –
коммуникативные
Технологии
Владеют элементарными навыками работы
на компьютере
Используют возможности сети Интернет в
процессе
самообразования
Трансляция опыта: публикация своих
разработок на сайтах Дворца/ в сети
Интернет
Участия в заочных конкурсах,
конференциях семинарах,
онлайнконференциях
Открывают персональные сайты
Имеют свою электронную почту
Имеют группу в соцсетях, в контакте,
одноклассниках и др.
Респонденты
183
183
183
183
183
183
183
Колво
педагогов
владеющих,
технолог.
182
165
64
40
7
141
99
%
99,5%
90,1 %
.
35%
21, 9%
3,8%
77%
54%
Из опыта работы. "Развивающее обучение в учреждении дополнительного образования детей - средство развития способностей ребенка"
Из опыта работы. "Развивающее обучение в учреждении дополнительного образования детей - средство развития способностей ребенка"
Из опыта работы. "Развивающее обучение в учреждении дополнительного образования детей - средство развития способностей ребенка"
Из опыта работы. "Развивающее обучение в учреждении дополнительного образования детей - средство развития способностей ребенка"
Из опыта работы. "Развивающее обучение в учреждении дополнительного образования детей - средство развития способностей ребенка"
Из опыта работы. "Развивающее обучение в учреждении дополнительного образования детей - средство развития способностей ребенка"
Из опыта работы. "Развивающее обучение в учреждении дополнительного образования детей - средство развития способностей ребенка"
Из опыта работы. "Развивающее обучение в учреждении дополнительного образования детей - средство развития способностей ребенка"
Из опыта работы. "Развивающее обучение в учреждении дополнительного образования детей - средство развития способностей ребенка"
Из опыта работы. "Развивающее обучение в учреждении дополнительного образования детей - средство развития способностей ребенка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.