Статья "Система работы методической службы техникума по профессиональной адаптации молодых педагогов"
Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
04.07.2019
Статья"Система работы методической службы техникума по профессиональной адаптации молодых педагогов" предназначена для работников методических служб учреждений СПО. В ней подробно описаны формы и методы работы с молодыми педагогами, приведены темы и планы отдельных заседаний в Школе молодого педагога. Дана ссылка на педагогические технологии, способствующие быстрой и успешной адаптации начинающих педагогов. Показаны результаты этой работы
МОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В СТРОЙКЕ.docx
Система работы методической службы техникума по созданию условий для
профессиональной адаптации молодых педагогов
С.А.Белинская, методист КГБ ПОУ «Комсомольский –на –Амуре судомеханический
техникум имени Героя Советского Союза В.В.Орехова»
Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных
составляющих методической работы. Система образования стремительно «стареет», поэтому
необходим приток «свежих сил» – молодых, активных и компетентных педагогов. И от того,
насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности,
зависит и качество подготовки специалистов, выпускаемых ОУ и престиж ОУ в целом.
Методической службой нашего техникума выработана модель профессиональной
адаптации молодых специалистов.
Модель профессиональной адаптации молодого педагога
Администрация ОУ
Методический совет
Диагностика по выявлению затруднений
Формирование системы, создающей условия для профессионального роста молодого специалиста
Создание комфортных условий
труда
Наставничество
Адаптация в коллективе
Школа молодого педагога
Школа мастеров педагогического труда
Мониторинг сформированности компетенций у молодого педагога
Участие в коллективных делах, семинарах, конференциях, конкурсов разного уровня
Информационные ресурсы
Создание индивидуальной траектории совершенствования педагогического мастерства
Молодые специалисты Цель данной модели – формирование профессионально адаптированного,
компетентного молодого специалиста.
Задачи:
Обеспечить постепенное вовлечение молодых педагогов во все сферы жизни
Создать условия для профессиональной адаптации молодых педагогов в коллективе.
Выявить затруднения молодых педагогов в профессиональной практике и принять
1.
2.
меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
3.
образовательной организации.
4.
Включить педагогов в самообразовательную и исследовательскую деятельность,
развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям.
5.
Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого педагога.
Назовем основные направления работы с молодыми педагогами, в рамках которых
решаются поставленные задачи.
Задача
Пути решения
1. Создание условия для
профессиональной адаптации
молодых педагогов в
коллективе
2. Выявление затруднений в
профессиональной практике и
принятие меры по их
предупреждению в
дальнейшей работе.
Знакомство молодых педагогов с коллективом;
Ознакомление с нормативноправовыми документами,
регламентирующими деятельность ОО и педагогов, с
требованиями к ведению документации;
Закрепление наставника, организация взаимодействия
молодого педагога с наставника в соответствии с
Положением о наставничестве;
Диагностика профессиональных затруднений молодых
педагогов;
Создание Программы методической работы с молодыми
педагогами;
Организация взаимодействия молодого педагога с
наставника в соответствии с Положением о
наставничестве;
Участие молодого педагога в деятельности ПЦК и в
Школе молодого педагога;
Организация посещения уроков коллег;
Организация целенаправленной и контролируемой
работы молодого педагога по самообразованию;
Посещение молодым педагогом курсов повышения
квалификации. 3. Обеспечение и постепенное
вовлечение молодых
педагогов во все сферы жизни
ОУ.
4. Включение педагогов в
самообразовательную и
исследовательскую
деятельность, развитие
профессионального мышления
и готовности к
инновационным
преобразованиям.
5. Способствовать
формированию творческой
индивидуальности молодого
педагога
Участие молодого педагога в методической работе, в
деятельности предметных МО и в Школе молодого
педагога;
Вовлечение молодых педагогов во внеурочную
деятельность учащихся, во внеклассную работу,
осуществление им обязанностей классного руководителя;
Включение молодых педагогов в деятельность Совета
молодых педагогов, учрежденческого или
муниципального педагогического клуба.
Участие молодого педагога в методической работе, в
деятельности ПЦК и в Школе молодого педагога;
Организация посещения уроков коллег;
Организация целенаправленной и контролируемой
работы молодого педагога по самообразованию;
Посещение молодым педагогом курсов повышения
квалификации;
Ведение молодым педагогом портфолио;
Включение молодого педагога в инновационную
деятельность ОО;
Вовлечение молодых педагогов в конкурсное движение.
Вовлечение молодых педагогов во внеурочную
деятельность обучающихся, во внеаудиторную,
кружковую работу, осуществление ими обязанностей
классного руководителя;
Вовлечение молодых педагогов в конкурсное движение.
Профессиональное становление педагогов проходит в несколько этапов:
1 этап 1 год работы Адаптация молодого педагога в коллективе
2 этап – 2 год работы Процесс развития профессиональных умений. Поиск лучших методов
и форм работы с детьми, формирование своего стиля работы.
3 этап – 3 год работы. Складывается система работы Происходит самосовершенствование,
саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
На данный момент в ОУ работают 9 молодых педагогов. находящихся на разном
уровне профессионального становления:
Первый уровень – 5 человек;
Второй уровень – 1 человек;
Третий уровень 3 человека (работают в ОУ второй год. Но до поступления имели
опыт работы)
Каждый из этих этапов профессиональной адаптации предполагает свои задачи: это проведение анкетирования, цель которого – диагностика
Первый этап
профессиональной подготовки педагогов, выявление проблемного поля деятельности ШМП
Во время второго этапа идет процесс развития профессиональных умений. Поиск лучших
методов и форм работы с детьми и родителями. Формирование своего стиля работы.
На третьем этапе происходит самосовершенствование, саморазвитие, обобщение своего
опыта.
Так же как на 1, на 2 и 3 этапах в начале учебного года проводится анкетирование по
выявлению проблем,стоящих перед молодыми специалистами.
Исходя из задач каждого этапа и результатов анкетирования, и составляется план
работы ШМП.
План работы Школы молодого педагога 20182019 г.г.
Первый год. Профессиональная адаптация
Задачи:
определение методических и психологических затруднений начинающих педагогов;
включение каждого молодого педагога в творческий поиск путем участия в работе Школы
начинающего педагога;
оказание помощи в преодолении профессиональных затруднений;
формирование опыта самостоятельного выполнения педагогической деятельности.
Тема: «Знания и умения педагога – залог творчества и успеха обучающихся»
Второй год. Развитие педагогической компетентности молодых педагогов.
Задачи:
формирование у педагогов профессионально значимых качеств и компетенций;
оказание психолого педагогической поддержки, методической помощи;
развитие опыта самостоятельного выполнения трудовых функций.
Тема: «Самостоятельный творческий поиск»
Каждое занятие в ШМП обязательно включает три основных направления:
современные подходы к образовательному процессу;
углубление психолого – педагогических знаний;
знакомство с информативными, инструктивно – методическими материалами;
Первый год
Семинар. Формы и методы контроля знаний обучающихся. Проведение промежуточной и
итоговой аттестации.
Консультация Оформление экзаменационных и зачетных ведомостей, зачетных книжек. Психологический практикум. «Как избежать дисциплинарных проблем на уроке?»
Второй год
Методический диалог. Самообразование как источник индивидуального роста педагога.
Методические рекомендации по теме самообразования педагога. Работа с учебной и
методической литературой.
Практикум "Моделирование педагогических ситуаций. Психолого педагогические проблемы
взаимодействия с ученическим коллективом»
Работа с молодыми специалистами осуществляется как индивидуально (индивидуальные
консультации, посещение и анализ уроков, работа с наставниками), так и через различные
коллективные формы работы:
методические мосты,
методические диалоги,
методические посиделки,
круглые столы,
деловые игры
тренинги
семинары практикумы
Данные формы проведения занятий предполагают профессиональное взаимодействие,
практическое применение педагогами знаний, умений и навыков, активное включение в
процесс общения и мобилизацию интеллектуального и аналитического потенциала – а значит,
нацелены на успешное решение задач профессиональной адаптации.
Занятия носят практическую направленность и обязательно наряду с теоретической
частью, предполагают выполнение практической работы
Психологическая гостиная
«Психологопедагогическая культура преподавателя»
Содержание занятия:
Профилактика психоэмоциональных перегрузок и эмоционального выгорания педагогов.
1.
2. Психологический тренинг «Имидж педагога, как основа профессиональной успешности»
3. Практическая часть:
Использование полученных рекомендаций в практике работы. Решение ситуационных
задач.
Хотелось бы обратить внимание на термин «Решение ситуационных задач». На
мой взгляд, именно метод ситуационного обучения, включающий решение различных
ситуационных упражнений и задач, помогает молодому педагогу быстрее окунуться в образовательный процесс, так как предполагает усвоение знаний и приобретение
профессиональных навыков и умений на основе деятельности в условиях, приближенных к
реальной практике. Еще одним методом, широко применяемым в практике работы ШМП,
является метод АКС – анализ инцидентов. Этот метод отличается от предыдущего тем, что
его цель – поиск информации для принятия решения самим обучаемым и научение его поиску
необходимой информации: ее сбору, систематизации и анализу( вместо подробного описания
ситуации слушатель получает лишь краткое сообщение об инциденте. Для принятия
обоснованного решения необходимо собрать информацию, разобраться в обстановке.
Определить есть ли проблема и в чем ее суть. Подумать над решением проблемы. Выяснить,
что необходимо знать для принятия того или иного решения)
Данные методы очень хорошо зарекомендовали себя на занятиях, ставящих задачу
углубления психолого – педагогических знаний. В нашем случае, когда из 9 молодых
специалистов, только з человека имеют педагогическое образование – вопрос может быть
поставлен иначе – на занятиях, связанных с получением психолого – педагогических знаний
(как известно, что именно отсутствие этих знаний или неумение применять их на практике
зачастую становится основной причиной возникающих конфликтов, заставляющих молодых
педагогов уйти из ОУ). В связи с этим хотелось бы отметить, что методическая служба очень
тесно сотрудничает с психологической службой. Нами разработана программа
психологических лекториев и семинаров – практикумов, направленных на оказание
всесторонней помощи молодым специалистам в вопросах профессиональной адаптации.
По результатам этого обучения слушатели ШМП, наряду со всеми остальными ИПР
получали сертификаты о краткосрочном повышении квалификации, выданном КГБУ
«Хабаровский центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи».
Помимо этого, все молодые специалисты, не имеющие педагогического образования,
обязательно проходят профессиональную переподготовку по направлению «Педагогика в
образовании». В настоящее время все молодые специалисты нашего техникума прошли такое
обучение.
без
Профессиональная адаптация невозможна
формирования у педагогов
профессионально значимых качеств и компетенций, а значит, без приобретения или
углубления знаний о современных подходах к образовательному процессу, поэтому на
занятиях в ШМП много внимания уделяется вопросам методики. Для проведения этих
занятий привлекаем членов администрации. Лучших преподавателей – практиков. Организуем
взаимопосещение уроков. Практикуем проведение ЕМД по актуальным вопросам, связанным
с разработкой УПД, организацией и проведением современного урока, внедрением в
образовательный процесс активных и интерактивных технологий, форм и методов работы.
При проведении данных мероприятий обязательно проводим рефлексию. Одной из
разновидностей обратной связи, позволяющей проанализировать итоги совместной
деятельности и определить качество обучения является технология Дебрифинга – процесс
пересмотра суждений или мнений слушателей ШМП, а также обсуждение и сравнение их
решения с возможными альтернативами. Цель дебрифинга – не признать суждения
выступающих верными или неверными, а извлечь информацию из анализа игрового занятия,
заставить молодых педагогов подойти к решению проблемы с различных точек зрения и тем
самым дать им больше возможностей для выбора действий. Таким образом, в процессе дебрифинга участники занятий получают знания о практическом опыте друг друга, тоесть
получают возможность учиться на ошибках других. Данная технология успешно работает при
проведении занятий на любом этапе обучения. На слайдах представлены фрагменты
семинара – практикума «Конструирование современного урока»(начальный этап
обучения) и деловой игры «Экология воспитания: что можно, а чего нельзя?», которая
была проведена в рамках заключительного мероприятия по итогам 2017 2018 учебного
года.
Вообще, технология дебрифинга является самой важной частью занятия с
применением интерактивных технологий. Именно она позволяет увидеть смысл проделанного,
подвести черту под завершением темы и установить информационный мостик между
известными и новыми знаниями, которые понадобятся в будущем.
Конечно же, большую роль в профессиональной адаптации играет институт
наставничества.Я не буду в своем выступлении останавливаться на этом аспекте работы, так
как об этом расскажет мой коллега. Хотелось бы только отметить, что в этом учебном году
решать проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов помогает созданный
методической службой –«Виртуальный наставник» Виртуальный методический
кабинет. Данный виртуальный наставник содержит ответы на многие вопросы, волнующие
педагогов на адаптационном периоде. Так во вкладке «Методическое сопровождение»
размещены нормативные документы,на основе которых формируется УПД. Формы и образцы
составления учебных программ по ФГОС 3+ и ФГОС по ТОП504 формы и образцы
составления КОСов и ФОСов, формы и образцы адаптированных программ для лиц с ОВЗ,
методические рекомендации по проведению демонстрационного экзамена, методические
рекомендации по проведению оценочных процедур в СПО. Во вкладке «Научно –
методическая и исследовательская деятельность педагогов» планы работ временных
творческих групп. Вкладка «Диагностико – аналитическая деятельность» приглашает
молодых педагогов проверить свою готовность к инновационной деятельности или принять
участие в различных дискуссиях, например поучаствовать в решении вопроса «Как
предотвратить академическую задолженность студентов?». На главной странице в разделе
«Новости» представлена информация о педагогических конкурсах, в которых могут принять
участие педагоги. В разделе «Дистанционное обучение» представлена программа курсов
повышения квалификации по теме «создание электронного учебного курса в системе
Moodle».
С целью создания индивидуальной траектории совершенствования педагогического
мастерства составляются планы саморазвития молодых педагогов
Примерный план саморазвития молодого педагога
Формы саморазвития
Направление
саморазвития
профессиональной
компетентности
Сроки
реализаци
и Теоретическое
• Изучение документов (перечень)
направление
• Изучение научнопедагогической
литературы по теме самообразования (перечень):
• Систематическое изучение публикаций в
периодической печати (перечень
• Посещение курсов повышения квалификации по
проблемам (перечень)
Методическое
направление
• посещение мастерклассов, открытых уроков по
темам (перечень)
• посещение уроков коллег (перечень)
• формирование опыта по использованию в процессе
обучения технологий (перечень)
• выступления на МО школы, района,
Конференциях (перечень)
• участие в вебинарах, семинарах (перечень)
• участие в конкурсах (перечень)
• анализ и обобщение опыта своей профессиональной
деятельности (перечень)
Психолого
педагогическое
• чтение психологопедагогической литературы по
проблемам (перечень)
направление
• консультации с школьным психологам по вопросам
возрастной психологии (перечень)
• овладение умением проводить психолого
педагогическую диагностику по проблемам (перечень)
и использовать её результаты в профессиональной
деятельности;
• подготовка и проведение родительских собраний по
проблемам (перечень)
Информационное
Перечень умений, например:
направление
• овладение умением создавать и редактировать
тексты; • овладение умением создавать и редактировать
электронные таблицы;
• овладение умением создавать и редактировать
презентации;
• овладение умением использовать в
профессиональной деятельности возможности Internet;
• создание собственного минисайта;
• работа в режиме самостоятельного поиска по банкам
педагогической информации в системе Интернет;
• овладение умением создавать и вести электронные
формы документации;
• владение умением пользоваться электронной почтой;
• овладение умением размещать, систематизировать и
хранить (накапливать) материалы учебного процесса в
электронном виде;
• овладение умением пользоваться электронными
приложениями к учебникам.
Данный план заполняется под руководством наставника или во время индивидуальной
консультации. В плане ШМП запланирован творческий отчет молодых педагогов по
выполнению планов саморазвития.
Успешной профессиональной адаптации способствует и ощущение своей значимости,
веры в свои силы и возможности, а поэтому молодым надо доверять, стимулировать их. В
целях стимулирования молодых педагогов (23 год работы), привлекаем их к участию в
работе ЕМД (проведение открытых уроков), педагогических советов (в качестве
координаторов. Совместно с более опытными педагогами различных рабочих групп). В
прошлом учебном году молодой специалист Шерстюк Н.Е. довольно успешно осуществляла
работу в качестве председателя ПЦК, в этом учебном году молодой специалист Пельменева
Е.С.назначена руководителем СНО. Молодой специалист Шиляев А.В. руководил
подготовкой команды для участия в 6 региональном чемпионате WS по компетенции
«Сварочные технологии». Команда завоевала медаль «За профессионализм». Пусть это не
призовое место, но все же весьма значимая победа для молодого преподавателя (заставляет
поверить в себя). Молодой мастер п.о Литовченко А.П.(наш выпускник) помогал готовить
команду по компетенции «Электромонтаж» (2 место).Молодой специалист Щербакова В.С.
в прошлом учебном году была назначена руководителем команды обучающихся для участия
в зимнем краевом фестивале ВФСК ГТО. Под ее руководством команда КСМТ завоевала 4 место из 20. В.С. получила золотой значок ГТО и сегодня благодаря ее усилиям количество
обучающихся и ИПР, включившихся в этом направлении работы, значительно увеличилось.
Библиографический список
1.Богуславский, С.Р. Десять советов молодому учителю // Завуч. - 2001. - № 4. - С. 5
3.Лукина, В.С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы
психологии. - № 5. - 2004 - С. 25 - 32.
- 12.
2. Зайкова, Н. Педагог - воспитанник: взаимные ожидания. Деловая игра для
педагогов // Школьный психолог. - 2004. - № 23. - С. 30 - 31.
Статья "Система работы методической службы техникума по профессиональной адаптации молодых педагогов"
Статья "Система работы методической службы техникума по профессиональной адаптации молодых педагогов"
Статья "Система работы методической службы техникума по профессиональной адаптации молодых педагогов"
Статья "Система работы методической службы техникума по профессиональной адаптации молодых педагогов"
Статья "Система работы методической службы техникума по профессиональной адаптации молодых педагогов"
Статья "Система работы методической службы техникума по профессиональной адаптации молодых педагогов"
Статья "Система работы методической службы техникума по профессиональной адаптации молодых педагогов"
Статья "Система работы методической службы техникума по профессиональной адаптации молодых педагогов"
Статья "Система работы методической службы техникума по профессиональной адаптации молодых педагогов"
Статья "Система работы методической службы техникума по профессиональной адаптации молодых педагогов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.