Методологическая основа ФГОС в области воспитания.
Оценка 4.6

Методологическая основа ФГОС в области воспитания.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
07.04.2018
Методологическая основа ФГОС в области воспитания.
презентация к докладу Методологическая основа ФГОС в области воспитания.
Публикация является частью публикации:
Методологическая основа ФГОС в области воспитания.docx

Методологическая основа ФГОС в области воспитания.

         Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.

Методологической основой для построения воспитательных систем является государственная политика в области воспитания, направленная на формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей.

Содержание методологических документов является  значимыми ориентирами в

определении содержания воспитания и воспитательных результатов на уровне образовательных организаций (см. Путеводитель «По страницам методологических документов в области воспитания»).

       Организация воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум» потребует возвращения в систему образования педагогов, готовых не только учить, но и воспитывать обучающихся. Воспитание, так же, как и обучение, должно стать профессиональным. А для этого необходимо хорошо знать приоритеты государственной политики и  идеологию ФГОС в области воспитания, его стратегические ориентиры и методологические основы. Данное обстоятельство диктует следующие условия:

-                   на уровне педагогов должно произойти осмысление современных целей, задач и содержания воспитания, осознание своего места в данной системе;

-                   необходимо разработать и обеспечить становление и развитие  целостных воспитательных систем, ориентированных на современные ориентиры воспитания, которые являются наиболее эффективными в области получения воспитательных результатов.

Стратегические ориентиры воспитания, сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным:  «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Методологические основы, заложенные в документах в области воспитания  являются  значимыми ориентирами в определении содержания воспитания и воспитательных результатов. Заказ государства на воспитание формулируется в следующих  документах:

-                   Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-                   Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»

-                   Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.).

-                   Примерные программы воспитания и социализации обучающихся;

-                   Концепция духовно – нравственного воспитания личности гражданина России/ (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков); – 3-е изд. –   М.: Просвещение, 2013;

-                   Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (письмо от 13 мая 2013 г. N ИР-352/09);

-                   Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

-                   Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 56-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" 

-                   Указ президента Российской Федерации о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» от 29 октября 2015 г. №536

-                   Государственная программа патриотического  воспитания

-                   Профессиональный стандарт педагога, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н

 

Приоритеты государственной политики в области воспитания

В настоящий момент поддержка воспитания на уровне государства выражена в следующих приоритетах:

Ø  воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;

Ø  поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;

Ø  защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка;

Ø  обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;

Ø  обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Ø  формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности;

Ø  воспитание языковой культуры детей;

Ø  развитие сотрудничества субъектов системы

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СТРАНИЦАМ  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ

 

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

 

Методологическая основа процесса современного воспитания в школе описана наиболее полно в принятой в 2009 году «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России». В этом документе описаны воспитательные ориентиры, опирающиеся на базовые нравственные ценности (патриотизм, семья, труд и творчество, гражданственность, литература, искусство, человечность и др.)

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

• нация и национальное государство, самосознание

патриотизм

• гражданское общество

многообразие культур и народов

межэтнический мир и согласие

социализация

развитие

воспитание

• национальный воспитательный идеал –  нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

 

базовые национальные ценности

духовно-нравственное развитие личности

духовно-нравственное воспитание личности гражданина России

 

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

• усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;

общее образование,

• содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

• семейной жизни;

• культурно-регионального сообщества;

• культуры своего народа,

• российской гражданской нации;

• мирового сообщества.

Базовые национальные ценности

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности

патриотизм

социальная солидарность

гражданственность

семья

 • труд и творчество

наука

традиционные российские религии  

искусство и литература

природа

человечество

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

нравственного примера педагога;

• социально-педагогического партнёрства;

• индивидуально-личностного развития;

• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

• социальной востребованности воспитания.

 

2. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва).

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

-создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

-формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастно-

причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

-поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

-поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

-формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения.

 

3. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях

Цель Программы

Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

Задачи Программы

1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.

3. Разработка нормативной базы

4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования

6. Разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и молодёжи.

7. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования для реализации мероприятий Программы.

8. Обеспечение информационной поддержки Программы.

10. Укрепление материально-технического базы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей для реализации Программы.

11. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты в субъектах Российской Федерации

Основные принципы реализации Программы Программа:

- отечественных традиций, национально- региональных особенностей, достижений современного опыта;

- разнообразие воспитательных стратегий и технологий,

- гуманистической направленности воспитания;

- индивидуальности;

-культуросообразности;

-личностно-значимой деятельности,;

-коллективного воспитания;

- свободного самоопределения

-природосообразность и природоспособность

-целостности

- вариативности воспитательных систем

- преемственности в воспитании

-осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием

- соблюдает принцип демократизма

- духовности

- самореализации

- применение воспитывающего как основных, так и дополнительных образовательных программ

- социальности

- «социального закаливания»

Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений:

1. Гражданско-патриотическое:

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству»,

- долг, чести и достоинстве

- верховенстве закона

- культурно- исторического наследия России,

- активной гражданской позиции

-увеличение детских и юношеских общественных организаций,

- профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения.

Действенные программы и проекты, направленные на

- развитие межпоколенного диалога;

-исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона;

-развитие диалога культур, толерантности;

-формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства,

- воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны

- развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранения среды обитания

2. Нравственное и духовное воспитание:

формирование у обучающихся понятий о

- этики

- духовных ценностях народов России,

- свободе совести и вероисповедания;

-активной жизненной позиции

- традициях, культуре народов России.

Действенными программы и проекты, направленные на

- увеличение объема учебной информации по истории и культуре народов России

- повышение общего уровня культуры обучающихся

- взаимодействия обучающихся со сверстниками

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству: формирование у обучающихся представлений о

- ценности труда и творчества

 - будущей профессиональной подготовки и деятельности

-лидерских качествах

Действенные  программы и проекты, направленные на

- ознакомление с различными профессиями

- развитие навыков и способностей в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности

- развитие представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций,

- повышение привлекательности экономической жизни государства и общества

4. Интеллектуальное воспитание формирует

- представление о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности

- представление о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства

- отношение к образованию как общечеловеческой ценности.

Действенные программы и проекты, направленные на

- организацию работы с одаренными детьми и подростками

- повышение познавательной активности обучающихся

-создание системы олимпиад, конкурсов, …

5. Здоровьесберегающее воспитание: формирует

- культуру здорового образа жизни,

- представление о ценности занятий физической культурой и спортом

Действенные программы и проекты, направленные на

- воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек,

- обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом

- формирование культуры здоровья

- обеспечение пропаганды здорового образа жизни и физической культуры,

-разработка и реализация информационно-пропагандистских

- обеспечение нравственного и духовного здоровья

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание: формирование

- представление о «толерантности», «миролюбии», «гражданском согласие», «социальном партнерстве»,

- опыта культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества

Действенные программы и проекты, направленные на

- обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета

- организацию мероприятий посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание: формирование

- навыков культуроосвоения и культуросозидания;

-представлений о своей роли в производстве культуры

- условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- представлений об эстетических идеалах и ценностях,

-основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций

-дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре

Действенные программы и проекты, направленные на

- развитие деятельности школьных кружков и творческих объединений, литературных и художественных салонов,

-создание условий для детского и молодёжного туризма

8. Правовое воспитание и культура безопасности:

- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе;

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: программы и проекты направленные

- на повышение правовой грамотности обучающихся

-на обеспечение безопасности обучающихся общеобразовательных учреждений

- проведение всероссийских (единых) мероприятий и акций,

9. Воспитание семейных ценностей: формирование

- ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Действенные программы и проекты, направленные на

- повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач

- лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами

10. Формирование коммуникативной культуры: формирование

-дополнительных навыков коммуникации,

- ответственного отношения к слову как к поступку;

- знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

- ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Действенные программы и проекты, направленные на

- развитие речевых способностей обучающихся,

- развитие школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле- и видеостудии);

- организацию мероприятий с привлечением специалистов

11. Экологическое воспитание: формирование

- ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения

- ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека,

- условий для развития опыта взаимодействия учащихся в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Действенные программы и проекты, направленные на

 -изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической

- развитие международного детского сотрудничества в сфере охраны природы

- благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы.

Показатели и индикаторы реализации Программы

В результате выполнения Программы будет обеспечено:

- создание и внедрение новых программ воспитания и социализации

- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий

- внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности

- рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития

- повсеместная доступность для детей различных видов социально- психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.

В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в общеобразовательных учреждениях.

 

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

       Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

      Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (далее - Программа) подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

   I. Цель и задачи Программы

Задачами Программы являются:

·         развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан;

·         совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию

·         развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями);

·         создание условий для развития волонтерского движения,

·         информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.

V. Ожидаемые результаты реализации Программы

 

Основным результатом реализации Программы станет формирование системы патриотического воспитания граждан.

1.      Предусматривается повышение уровня организационного обеспечения и научно-методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан.

 

2.      Произойдет укрепление и повышение эффективности системы межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства в решении задач патриотического воспитания, обеспечивающей условия для:

 

3.      Ожидается значительное повышение уровня военно-патриотического воспитания граждан, направленного на обеспечение их готовности к защите Родины, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах Российской Федерации.

4.      Произойдет значительное улучшение условий для развития волонтерского движения как важного элемента гражданско-патриотического воспитания, что будет способствовать повышению уровня консолидации и взаимного доверия граждан.

 

5.      Предполагается увеличение численности информированных граждан о мероприятиях Программы и повышение уровня информационного обеспечения патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

6.       

5. Указ Президент РФ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" от 29 октября  2015 года

29 октября  2015 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников". Целью учреждения новой организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Основные направления деятельности РДШ:

– военно-патриотическое,

- информационно-медийное,

- личностное развитие

- гражданская активность.

Согласно уставу, членами организации могут на добровольной основе стать лица, достигшие 8-летнего возраста (российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ), а также общественные объединения. В структуру входят региональные, местные и первичные отделения. Для координации движения в регионах, согласно распоряжению правительства РФ от 21 апреля 2016 г., создается Российский детско-юношеский центр. 

Именно эти новые ориентиры помогут воспитать новое поколение, каждый субъект которого является истинным гражданином России.


 

Методологическая основа ФГОС в области воспитания

Методологическая основа ФГОС в области воспитания

Указ президента Российской Федерации о создании

Указ президента Российской Федерации о создании

России Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин

России Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности • патриотизм • социальная солидарность • гражданственность • семья • труд и творчество •…

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности • патриотизм • социальная солидарность • гражданственность • семья • труд и творчество •…

Разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и молодёжи

Разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и молодёжи

Нравственное и духовное воспитание: формирование у обучающихся понятий о - этики - духовных ценностях народов

Нравственное и духовное воспитание: формирование у обучающихся понятий о - этики - духовных ценностях народов

Действенные программы и проекты, направленные на - обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании

Действенные программы и проекты, направленные на - обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании

Действенные программы и проекты, направленные на -изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической - развитие международного детского сотрудничества в сфере охраны природы - благоприятной и безопасной…

Действенные программы и проекты, направленные на -изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической - развитие международного детского сотрудничества в сфере охраны природы - благоприятной и безопасной…

V. Ожидаемые результаты реализации

V. Ожидаемые результаты реализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018