Методологическая основа ФГОС в области воспитания.
Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.
Методологической основой для построения воспитательных систем является государственная политика в области воспитания, направленная на формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей.
Содержание методологических документов является значимыми ориентирами в
определении содержания воспитания и воспитательных результатов на уровне образовательных организаций (см. Путеводитель «По страницам методологических документов в области воспитания»).
Организация воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум» потребует возвращения в систему образования педагогов, готовых не только учить, но и воспитывать обучающихся. Воспитание, так же, как и обучение, должно стать профессиональным. А для этого необходимо хорошо знать приоритеты государственной политики и идеологию ФГОС в области воспитания, его стратегические ориентиры и методологические основы. Данное обстоятельство диктует следующие условия:
- на уровне педагогов должно произойти осмысление современных целей, задач и содержания воспитания, осознание своего места в данной системе;
- необходимо разработать и обеспечить становление и развитие целостных воспитательных систем, ориентированных на современные ориентиры воспитания, которые являются наиболее эффективными в области получения воспитательных результатов.
Стратегические ориентиры воспитания, сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Методологические основы, заложенные в документах в области воспитания являются значимыми ориентирами в определении содержания воспитания и воспитательных результатов. Заказ государства на воспитание формулируется в следующих документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.).
- Примерные программы воспитания и социализации обучающихся;
- Концепция духовно – нравственного воспитания личности гражданина России/ (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков); – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013;
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (письмо от 13 мая 2013 г. N ИР-352/09);
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 56-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"
- Указ президента Российской Федерации о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» от 29 октября 2015 г. №536
- Государственная программа патриотического воспитания
- Профессиональный стандарт педагога, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
Приоритеты государственной политики в области воспитания
В настоящий момент поддержка воспитания на уровне государства выражена в следующих приоритетах:
Ø воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;
Ø поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
Ø защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка;
Ø обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
Ø обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
Ø формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности;
Ø воспитание языковой культуры детей;
Ø развитие сотрудничества субъектов системы
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СТРАНИЦАМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Методологическая основа процесса современного воспитания в школе описана наиболее полно в принятой в 2009 году «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России». В этом документе описаны воспитательные ориентиры, опирающиеся на базовые нравственные ценности (патриотизм, семья, труд и творчество, гражданственность, литература, искусство, человечность и др.)
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
• нация и национальное государство, самосознание
• патриотизм
• гражданское общество
• многообразие культур и народов
• межэтнический мир и согласие
• социализация
• развитие
• воспитание
• национальный воспитательный идеал – нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;
• базовые национальные ценности
• духовно-нравственное развитие личности
• духовно-нравственное воспитание личности гражданина России
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
• усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
• общее образование,
• содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
• семейной жизни;
• культурно-регионального сообщества;
• культуры своего народа,
• российской гражданской нации;
• мирового сообщества.
Базовые национальные ценности
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности
• патриотизм
• социальная солидарность
• гражданственность
• семья
• труд и творчество
• наука
• традиционные российские религии
• искусство и литература
• природа
• человечество
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
• нравственного примера педагога;
• социально-педагогического партнёрства;
• индивидуально-личностного развития;
• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
• социальной востребованности воспитания.
2. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва).
Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:
-создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
-формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастно-
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
-поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
-поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
-формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения.
3. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях
Цель Программы
Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.
Задачи Программы
1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.
3. Разработка нормативной базы
4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования
6. Разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и молодёжи.
7. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования для реализации мероприятий Программы.
8. Обеспечение информационной поддержки Программы.
10. Укрепление материально-технического базы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей для реализации Программы.
11. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты в субъектах Российской Федерации
Основные принципы реализации Программы Программа:
- отечественных традиций, национально- региональных особенностей, достижений современного опыта;
- разнообразие воспитательных стратегий и технологий,
- гуманистической направленности воспитания;
- индивидуальности;
-культуросообразности;
-личностно-значимой деятельности,;
-коллективного воспитания;
- свободного самоопределения
-природосообразность и природоспособность
-целостности
- вариативности воспитательных систем
- преемственности в воспитании
-осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием
- соблюдает принцип демократизма
- духовности
- самореализации
- применение воспитывающего как основных, так и дополнительных образовательных программ
- социальности
- «социального закаливания»
Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений:
1. Гражданско-патриотическое:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству»,
- долг, чести и достоинстве
- верховенстве закона
- культурно- исторического наследия России,
- активной гражданской позиции
-увеличение детских и юношеских общественных организаций,
- профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения.
Действенные программы и проекты, направленные на
- развитие межпоколенного диалога;
-исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона;
-развитие диалога культур, толерантности;
-формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства,
- воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны
- развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранения среды обитания
2. Нравственное и духовное воспитание:
формирование у обучающихся понятий о
- этики
- духовных ценностях народов России,
- свободе совести и вероисповедания;
-активной жизненной позиции
- традициях, культуре народов России.
Действенными программы и проекты, направленные на
- увеличение объема учебной информации по истории и культуре народов России
- повышение общего уровня культуры обучающихся
- взаимодействия обучающихся со сверстниками
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству: формирование у обучающихся представлений о
- ценности труда и творчества
- будущей профессиональной подготовки и деятельности
-лидерских качествах
Действенные программы и проекты, направленные на
- ознакомление с различными профессиями
- развитие навыков и способностей в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности
- развитие представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций,
- повышение привлекательности экономической жизни государства и общества
4. Интеллектуальное воспитание формирует
- представление о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности
- представление о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства
- отношение к образованию как общечеловеческой ценности.
Действенные программы и проекты, направленные на
- организацию работы с одаренными детьми и подростками
- повышение познавательной активности обучающихся
-создание системы олимпиад, конкурсов, …
5. Здоровьесберегающее воспитание: формирует
- культуру здорового образа жизни,
- представление о ценности занятий физической культурой и спортом
Действенные программы и проекты, направленные на
- воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек,
- обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом
- формирование культуры здоровья
- обеспечение пропаганды здорового образа жизни и физической культуры,
-разработка и реализация информационно-пропагандистских
- обеспечение нравственного и духовного здоровья
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание: формирование
- представление о «толерантности», «миролюбии», «гражданском согласие», «социальном партнерстве»,
- опыта культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества
Действенные программы и проекты, направленные на
- обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета
- организацию мероприятий посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание: формирование
- навыков культуроосвоения и культуросозидания;
-представлений о своей роли в производстве культуры
- условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- представлений об эстетических идеалах и ценностях,
-основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций
-дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре
Действенные программы и проекты, направленные на
- развитие деятельности школьных кружков и творческих объединений, литературных и художественных салонов,
-создание условий для детского и молодёжного туризма
8. Правовое воспитание и культура безопасности:
- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе;
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть: программы и проекты направленные
- на повышение правовой грамотности обучающихся
-на обеспечение безопасности обучающихся общеобразовательных учреждений
- проведение всероссийских (единых) мероприятий и акций,
9. Воспитание семейных ценностей: формирование
- ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Действенные программы и проекты, направленные на
- повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач
- лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами
10. Формирование коммуникативной культуры: формирование
-дополнительных навыков коммуникации,
- ответственного отношения к слову как к поступку;
- знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
Действенные программы и проекты, направленные на
- развитие речевых способностей обучающихся,
- развитие школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле- и видеостудии);
- организацию мероприятий с привлечением специалистов
11. Экологическое воспитание: формирование
- ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения
- ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека,
- условий для развития опыта взаимодействия учащихся в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
Действенные программы и проекты, направленные на
-изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической
- развитие международного детского сотрудничества в сфере охраны природы
- благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы.
Показатели и индикаторы реализации Программы
В результате выполнения Программы будет обеспечено:
- создание и внедрение новых программ воспитания и социализации
- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий
- внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности
- рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития
- повсеместная доступность для детей различных видов социально- психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.
В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в общеобразовательных учреждениях.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (далее - Программа) подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.
I. Цель и задачи Программы
Задачами Программы являются:
· развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан;
· совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию
· развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями);
· создание условий для развития волонтерского движения,
· информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.
V. Ожидаемые результаты реализации Программы
Основным результатом реализации Программы станет формирование системы патриотического воспитания граждан.
1. Предусматривается повышение уровня организационного обеспечения и научно-методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан.
2. Произойдет укрепление и повышение эффективности системы межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства в решении задач патриотического воспитания, обеспечивающей условия для:
3. Ожидается значительное повышение уровня военно-патриотического воспитания граждан, направленного на обеспечение их готовности к защите Родины, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах Российской Федерации.
4. Произойдет значительное улучшение условий для развития волонтерского движения как важного элемента гражданско-патриотического воспитания, что будет способствовать повышению уровня консолидации и взаимного доверия граждан.
5. Предполагается увеличение численности информированных граждан о мероприятиях Программы и повышение уровня информационного обеспечения патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
6.
5. Указ Президент РФ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" от 29 октября 2015 года
29 октября 2015 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников". Целью учреждения новой организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Основные направления деятельности РДШ:
– военно-патриотическое,
- информационно-медийное,
- личностное развитие
- гражданская активность.
Согласно уставу, членами организации могут на добровольной основе стать лица, достигшие 8-летнего возраста (российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ), а также общественные объединения. В структуру входят региональные, местные и первичные отделения. Для координации движения в регионах, согласно распоряжению правительства РФ от 21 апреля 2016 г., создается Российский детско-юношеский центр.
Именно эти новые ориентиры помогут воспитать новое поколение, каждый субъект которого является истинным гражданином России.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.