Доклад "Эстетическая составляющая урока математики"
Оценка 4.7

Доклад "Эстетическая составляющая урока математики"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
математика +1
Взрослым
29.03.2017
Доклад "Эстетическая составляющая урока математики"
Эстетическая составляющая урока математики. Перед общеобразовательной школой во весь рост встает задача совершенствования системы получения знаний учащимся. Одним из эффективных путей решения этой важной проблемы является эмоциональная окрашенность всего процесса познания. Учебный процесс в школе пока что страдает сухостью. В нем много рациональности, но мало эмоциональности. А «знания вне чувства, по словам В. Г. Белинского, лишь светят, а не греют, не способны перейти в действие». Еще более категорично о необходимости эмоционального воздействия на воспитанников говорит А. В. Луначарский: «Не волнуя, не затрагивая нервную систему, нельзя даже просто агитировать, нельзя, например, даже собирать толпу и пойти тушить пожар. Тем более нельзя без этого воспитывать. Поэтому эмоциональной окраской учебного материала, вызвав эмоциональные порывы, вызвав эмоциями видоизменения в сознании учеников, можно придать воспитательный характер любому процессу восприятия того или другого внешнего воздействия». Итак, процесс познания немыслим без участия эмоций, то есть умственное воспитание невозможно без эстетического.Эстетическая составляющая урока математики.
доклад.docx
Эстетическая составляющая урока математики. Перед общеобразовательной школой во весь рост встает задача совершенствования  системы получения знаний учащимся. Одним из эффективных путей решения этой важной  проблемы является эмоциональная окрашенность всего процесса познания. Учебный  процесс в школе пока что страдает сухостью. В нем много рациональности, но мало  эмоциональности. А «знания вне чувства, по словам В. Г. Белинского, лишь светят, а не  греют, не способны перейти в действие». Еще более категорично о необходимости  эмоционального воздействия на воспитанников говорит А. В. Луначарский: «Не волнуя, не  затрагивая нервную систему, нельзя даже просто агитировать, нельзя, например, даже  собирать толпу и пойти тушить пожар. Тем более нельзя без этого воспитывать. Поэтому  эмоциональной окраской учебного материала, вызвав эмоциональные порывы, вызвав  эмоциями видоизменения в сознании учеников, можно придать воспитательный характер  любому процессу восприятия того или другого внешнего воздействия». Итак, процесс  познания немыслим без участия эмоций, то есть умственное воспитание невозможно без  эстетического. Слово «эстетика» в переводе с греческого означает чувственно воспринимаемый, имеющий отношение к чувственному восприятию. В этимологии слова, таким образом, раскрывается  то важное обстоятельство, что эстетическое воспитание имеет главным объектом  воздействия эмоции, чувства людей. Проблема эстетического воспитания не менее  актуальна, чем проблема развития мыслительной деятельности, т. к. «человек  утверждается в предметном мире не только через посредство мышления, а и через  посредство всех чувств». Эстетическое воспитание – целенаправленное формирование эстетических вкусов и  идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений  действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству.  Эстетическое воспитание – это своеобразное, специфическое средство решения общей  задачи воспитания человека. Эмоции ведут к более экономному познанию мира. О возможности эстетического  воспитания на всех уроках без исключения говорил еще в свое время К. Д. Ушинский: «… во всякой науке более или менее есть эстетический момент, передачу которого должен  иметь наставник». Высокое назначение урока ­ практически показывать детям, подросткам  и юношам красоту человеческой мысли, эстетику самого поиска истины. А между тем,  урок в его нынешнем состоянии далеко не всегда ориентирует ребят на постоянные поиски  изящных решений и доказательств, не раскрывает красоту мысли, не ведет учеников по  пути овладения процессом экономного и в тоже время правильного мышления. Красота в науке – пока необязательное для школы попутное явление. Порой в рассказах учителей  господствуют стершиеся, обезличенные выражения, не доходящие до сознания ученика. Серый, бесцветный, невыразительный язык не создает в школе атмосферы «музыкальности  в области мысли». Часто ли слышат ребята об увлекательности познания? Увы, нет! Мы  толкуем им о красоте природы, о человеческой красоте, о поэзии и искусстве. Но они не  слышат от учителя слов: «поэзия науки», «радость познания». «Науку противопоставляют отчасти красоте, но это несправедливо. Если бы наука своими  результатами могла действовать так же открыто и легко, как произведение художества, то  она и была бы художеством. Астрономия, ботаника, история, математика, если содержание их вполне соответствует форме, художественны в высшей степени; но, чтобы наслаждаться этими художествами, ­ нужно много приготовлений, много посредствующих мыслей, и  чувство убивается; пусть результаты астрономии сделаются доступны одному взгляду  человека, и это будет высокая поэма». Конечно, эстетика научного познания в действительности ­ трудная задача. Скажем,  «радость природы» или «радость искусства» ­ более легкая радость, чем «радость  умственного труда». Последняя дается в борьбе, в усилиях. Но дело не только в этом.  Сама по себе наука содержит лишь предпосылки для получения учеником радости,  понимания ее своеобразной красоты, проявления творческих сил. Чтобы эти предпосылки реализовались, необходимо соответствующим образом построить  процесс обучения. Но в науке к этой мысли, глубокой, как море, светлой и радостной, как солнце, мы  доходим долгим путем рассудка, а здесь одним взглядом, одним порывом вызываемого  чувства. Вот разница между наукой и художеством». По словам Перрона «еще прекраснее,  чем готовая истина, сами поиски истины». Познание, поиск истины, эксперименты  представляют собой непрерывное творческое горение, приносящее человеку наивысшее  наслаждение. По образному выражению Л. Н. Толстого «Наука и искусство так же тесно связаны между  собой, как легкие и сердце, так что, если один орган извращен, то и другой не может  правильно действовать». Эстетическое воспитание, особенно на таких уроках, как математика, русский язык,  химия, физика, ­ это пока еще легкая «педагогическая целина». Сегодня уже никто не  сомневается в могуществе математических методов познания мира, но не все чувствуют  связь математики с красотой. Мы с восхищением смотрим на очертания современных  самолетов, на ажурное плетение радиобашни, обтекаемые формы кораблей на подводных  крыльях, но ведь все это появилось сначала в виде совершенных математических формул.  У математики особая красота. Красота высот математического мышления начинается со  школьного урока математики. Трудно встретить такого ребенка, который не тянулся бы к  школе с ожиданием чудесной новизны. Эта новизна обязательно должна включать продолжение детских забав и игр и быть в то же  время частью настоящей жизни взрослых. Именно это сочетание и создает в большей мере  эстетические нормы обучения. Когда же обстановка работы исключает игру, фантазию,  когда фон мрачный гаснет радость познания. Поэтому все то, что делается в классе, школе, необходимо рассматривать и оценивать не только с точки зрения педагогики, но и  эстетики, причем все это должно быть не только разумным и добрым, но и прекрасным.  Пусть ученик ко всему, что изучает, относится эстетически, и тогда эрудиция,  образованность, знания никогда не станут союзниками безнравственности и равнодушия. Высокое назначение учителя – умело руководить процессом постижения прекрасного,  раскрывать перед воспитанниками сущность эстетических элементов в научном познании действительности, практически показывать детям красоту человеческой мысли, эстетику  самого поиска истины. А между тем, влияние искусства на развитие эмоциональной сферы школьника, личностные качества, развитие фантазии, интуиции, воображения – доказывают и научные  исследования и повседневная жизнь. Эмоционально развитый ребенок во много раз быстрее освоит науки, справится с любыми проблемами успешнее, чем человек – робот, многому  обученный, но мало чувствующий. Искусство активизирует взаимодействие левого и  правого полушария настолько, что снижается ассиметрия, возрастает творческий  потенциал, повышается познавательная активность. Очень важно, чтобы способы познания  мира научный и художественный гармонично сочетались в урочной и внеурочной  деятельности. Только единство этих двух видов познания, их гармония могут дать нам  мыслящую, чувствующую личность, способную к преобразованию жизни по законам  красоты. Математика с самого начала была связана с искусством. Долгое время затруднялись, куда  ее отнести к естественным или гуманитарным наукам. Первые теоретические образы  прекрасного и первые абстракции, понятия о прекрасном были связаны с математикой и  созданы на основе математики. Математика ­ это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это  язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой  жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных  информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и  конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый  математикой. СОВЕРШЕНСТВО ЯЗЫКА – ещё один признак красоты математики. Математический  язык – это по преимуществу язык символов и формул, чрезвычайно точный, ясный и вместе с тем предельно краткий; язык, который не утомляя нашего внимания, одной чертой  выражает обширные понятия. Любой урок математики – это урок по развитию речи учащихся, он должен быть направлен  на совершенствование точности и последовательности выражения мыслей каждого  участника образовательного процесса. Основная задача школьного образования сегодня заключается в том, чтобы превратить  процесс постижения эстетической стороны математики из процесса стихийного в  осознанный, научно управляемый. Учитель должен быть находчив в показе красивого.  Эмоциональная подача материала педагогом, эмоциональный урок в целом вызывают  ответные эмоции учащихся, содействуют активизации умственной деятельности и  успешному усвоению учебного материала. Наука математика! Сколько романтики и красоты заключено в колонках абстрактных чисел и понятий!  Хорошо бы раздвинуть контакты с математикой вширь и вглубь! Красота – есть нечто общедоступное. Каждый человек знаком с нею по своему  собственному чувственному опыту. Даже маленькие дети уверенно чувствуют различия  между предметами красивыми и некрасивыми. Осмысливание красоты, выражение её в  понятии произошло довольно рано в истории человечества и происходит в начальный период развития понятийного мышления каждого человека.  Уроки математики в этом  смысле ­ великолепная возможность для решения задач умственного и эстетического  воспитания учащихся.

Доклад "Эстетическая составляющая урока математики"

Доклад "Эстетическая составляющая урока математики"

Доклад "Эстетическая составляющая урока математики"

Доклад "Эстетическая составляющая урока математики"

Доклад "Эстетическая составляющая урока математики"

Доклад "Эстетическая составляющая урока математики"

Доклад "Эстетическая составляющая урока математики"

Доклад "Эстетическая составляющая урока математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2017