Из опыта работы Сыстеровой В.К. "Система воспитательной работы" (5-9 классы)
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
классное руководство
Взрослым
17.12.2018
Школа - место, где ребенок учится познавать мир, работать, быть здоровым, сильным, жить вместе с другими людьми и в ладу с самим собой, иметь активную жизненную позицию; школа, из которой подростку не страшно и не стыдно выйти во взрослую жизнь.
Данная система воспитательной работы рассчитана на 5 лет – с 5 по 9 класс.
В связи с этим, целью моей воспитательной системы является:
создание условий для всестороннего развития личности школьника.
Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: складывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает, как внутренние конфликты и проблемы детей, о чем свидетельствуют данные, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
Решение этих проблем возможно за счет создания системы воспитательной работы с классом. Она способствует воспитанию чувства уважения человека к человеку, окружающему миру, формированию социальной ответственности за свое поведение, созданию устойчивой учебной и трудовой мотивации, стремлению иметь здоровую, прочную семью, сознательно относиться к рождению и воспитанию детей.
Система воспитательной работы. Из опыта работы классного руководителя Сыстеровой В.К..doc
Создание целостной системы
развития личности школьника
Тема, над которой работает школа: “Обновление образовательного процесса в
сельской школе с целью создания условий, обеспечивающих личностный рост всех его
субъектов с учетом потребностей социума». Школа место, где ребенок учится
познавать мир, работать, быть здоровым, сильным, жить вместе с другими людьми и в ладу
с самим собой, иметь активную жизненную позицию; школа, из которой подростку не
страшно и не стыдно выйти во взрослую жизнь.
Данная система воспитательной работы рассчитана на 5 лет – с 5 по 9 класс.
В связи с этим, целью моей воспитательной системы является:
создание условий для всестороннего развития личности школьника.
Задачи:
1) создавать условия для разностороннего развития детей и самореализации
личности; развивать творческие способности; формировать у детей
целостное миропонимание, современное научное мировоззрение, готовность к
самообразованию в течение всей жизни;
2) формировать социальную и коммуникативную компетентности школьников
средствами всех учебных дисциплин;
3) формировать духовнонравственные и патриотические качества личности
проявляющих
уважающих права и свободы личности,
учащихся,
национальную и религиозную терпимость;
4) направлять деятельность учащихся на сохранение исторической
преемственности поколений;
развивать национальную культуру,
воспитывать бережное отношение к историческому и культурному
наследию родного села, Пермского края и народов России;
5) формировать основы культуры здорового образа жизни, сознательного
отношения к семейной жизни;
6) формировать трудовую мотивацию, обучать основным принципам
построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.
Актуальность.
В положении острого социального неблагополучия, материального дискомфорта
оказывается все большее количество детей и подростков. Они не защищены, ранимы,
зависимы от окружающей среды.
Именно подростковый возраст полон сложных ситуаций, новых переживаний,
тревог, обусловленных ростом социальной агрессии, экономических проблем,
наркотизацией общества, нестабильностью семьи, родительской некомпетентностью. Эти и
другие факторы становятся внешними ограничителями всестороннего развития личности.
Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и
политическим реформированием общества. Отмечается резкая дифференциация доходов,
массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются
сложившиеся традиции семейного уклада: складывается высокая занятость родителей или,
напротив, их безработица. Эта ситуация порождает, как внутренние конфликты и
проблемы детей, о чем свидетельствуют данные, так и делают очевидными проблемы
взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
В тоже время резко увеличилось количество детей, “выброшенных из общества”,
детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе. Постоянно растет
число подростков – наркоманов, подростков с алкогольной и химической зависимостями, молодых людей, не решивших для себя проблему профессионального самоопределения, не
знающих, чем заняться, куда пойти учиться. Дети затрудняются выстроить свою
образовательную, а затем и профессиональную траекторию.
В этих условиях особое место принадлежит системе образования, вынужденной
брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодежи к взрослой
жизни и, в конечном итоге, создание условий для постепенного физического, морального,
нравственного, культурного развития общества. Обучение и воспитание служат единой
цели целостному развитию личности школьника.
Решение этих проблем возможно за счет создания системы воспитательной работы с
классом. Она способствует воспитанию чувства уважения человека к человеку,
окружающему миру, формированию социальной ответственности за свое поведение,
созданию устойчивой учебной и трудовой мотивации, стремлению иметь здоровую,
прочную семью, сознательно относиться к рождению и воспитанию детей.
Проблема создания системы и условий для всестороннего развития личности
школьника в наше время очень актуальна.
На сегодняшний день школа находится в непростых условиях, сложнее всего
приходится именно сельской школе.
Мысовская школа имеет богатую историю, также как и само село. Школой накоплен
богатый краеведческий материал, имеется музей и богатый архив. Учащиеся данного
класса являются его экскурсоводами. Разработаны экскурсии и презентации по школьному
музею. В 2015 году селом была издана книга «Мысы: минуты прошлого и настоящего», в
которой собраны исторические и архивные материалы и документы об истории села. Все
это предполагает необходимость дальнейшего изучения и сбора материалов. В связи с этим
следует направлять деятельность учащихся на сохранение исторической преемственности
поколений, развивать национальную культуру, воспитывать бережное отношение к
историческому и культурному наследию родного села.
В основу воспитательной системы положены принципы:
1. Гуманизация и гуманитаризация связь с воспитательным потенциалом всех
учебных предметов, способствуют правильной ориентации обучающихся в системе
ценностей и содействуют включению в диалог разных культур; признание личности
ребенка.
2. Социализация – взаимосвязь интересов личности с интересами общества.
3. Индивидуализация – предоставление возможности каждому ребенку для
самореализации, самораскрытия.
4. Экологизация способствует развитию у ребенка чувства ответственности за
окружающий мир.
5. Правдивость и доступность информации.
6. Компетентность и интегративность – переход от изложения простых понятий к
более сложным, использование предшествующих этапов обучения в качестве базы
для последующих.
7. Личностно – ориентированный характер – стремление к решению конкретных
проблем учащихся, их родителей.
8. Промежуточного рефлексирования и планирования в зависимости от конкретных
результатов воспитания.
Ожидаемые результаты:
•
•
•
всесторонне развитая: духовнонравственная, социально адаптированная, социально
ответственная и профессионально ориентированная личность гражданина;
личность готовая к самообучению, самообразованию и самореализации в течение
всей своей жизни;
сформированность у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, как к
главной ценности жизни; •
•
•
•
•
•
•
сформированность устойчивой мотивации на создание в будущем крепкой, здоровой
семьи и ответственное родительство;
сформированное чувство уважения человека к человеку и окружающему миру.
“Модель выпускника” данной воспитательной системы
подразумевает, что он должен обладать:
ключевыми компетентностями в соответствии с ФГОС и способностью к
самообразованию и самореализации в будущей профессии (человек знающий);
креативностью мышления (творческая личность);
толерантностью, коммуникативностью, умением эффективно работать в
коллективе и выстраивать здоровые взаимоотношения в обществе и семье (человек
социальный);
основными нравственными качествами: чувством долга, чести и совести (человек
культурный);
стремлением к здоровому образу жизни (человек здоровый).
Содержание воспитательной работы.
1. Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника
и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
2. Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественного и полезного
труда (формирование уважительного отношения к материальным ценностям лишь
как к средству существования человека);
3. Экологическая деятельность формирует культуру отношений к природе и с
природой, осознание себя частью природы, которая не терпит бездушного
отношения и заслуживает глубочайшего уважения и бережности.
Являясь руководителем кружка «Юный эколог», основным контенгентом которого
являются учащиеся моего класса, планирую реализовывать данное направление
воспитательной системы через кружковую работу, в частности через реализацию
ученическопедагогического проекта «Экологическая тропа».
4. Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте
физической, высокой гигиене жизни;
5. Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию
подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования
действительности;
6. Ценностно – ориентированная деятельность, направленная на рациональное
осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной
причастности к миру во всех его проявлениях;
7. Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение
освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности
являются общение с другим человеком.
Основные направления воспитательной деятельности
1. Познавательная и коллективная деятельность.
Цель: развивать метапредметные умения учащихся, учить их самостоятельности.
Задачи:
оказание помощи в развитии способности действовать целесообразно, мыслить
рационально и эффективно;
проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде умело применять
полученные знания в практической деятельности;
развитие самоуправления в классе;
развитие интереса к учебе как основной деятельности ученика.
Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону
развития;
Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
Формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования.
Формы работы:
собрание по выборам актива класса;
объединение детей по секторам по различным видам работы (спортивный, учебный,
культурномассовый, редколлегия, за питание и т.д.).
проведение конкурсов, фестивалей, игр, развивающих интерес к учебе, к предмету,
сплочению коллектива.
участие в предметных неделях, олимпиадах;
Практикум “Интеллект”, “Внимание и память”, “Особенности мышления”
Методика “Сейчас и потом”
Участие в школьных и районных олимпиадах, научно – практических конференциях
в районе и края.
2. Духовнонравственное направление
Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
знакомство с великими личностями, их творчеством, жизненным путем;
воспитание учащихся в духе патриотизма, любви к Родине, уважения родителей,
осмысления ценности семьи
Формировать нравственное отношение к окружающим людям;
Формировать осознание ценности человеческой жизни.
Формы работы:
книга – «Пермь и Пермский край: занимательное краеведение» А. Зеленина,
вышедшая в 2013 году 2м изданием, переработанным и дополненным
(https://yadi.sk/i/Mh3fQokZFhv). К юбилею Пермского края
беседы, встречи с интересными людьми,
проведение анкетирования,
диспутов;
Классные часы: “О друзьях и дружбе”, “Моя малая родина”, “Мораль и
закон”, “Что в жизни зависит от меня”, “Берегите матерей”.
Диспут “А если не получилось?.. Что дальше?”
изучение наследия Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Этическая беседа “Чувство взрослости. Что это такое?”
Беседа “Экология: что можно и чего нельзя, чтобы всем жилось хорошо”
3. Гражданскопатриотическое воспитание, воспитание любви к родине и малой
родины
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах
как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и
государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и
ответственности за него.
Задачи:
воспитание любви к земле, на которой ты живешь;
изучение истории своего села и школы, наследия Пермского края
флора и фауна нашего края;
наша родина: знаменательные даты и события, великие люди страны.
Формы работы:
экскурсии и заочные путешествия по истории, знаменательным датам и
знаменитым местам нашего села и Пермского края;
посещение музеев г. Перми, г. Краснокамска;
беседы, классные часы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
посещение театрализованных клубов и клубов по интересам в СОШ № 135 г.
Перми.
Классные часы: “Поговорим о деньгах”, “Об опасностях, которые рядом”, “Я
имею право, я обязан”, “Русь, Россия, Родина моя”,
“История событий в мире в газетных материалах”
Встречи с представителями правоохранительных органов.
Урок мужества «Есть такая профессия Родину защищать»
Викторина “Юные помощники ГАИ”, правила поведения на дорогах.
.
4. Трудовое и предпрофильное направление воспитательной работы:
Цель: развивать способность к самоопределению и самореализации в будущей
профессии.
Задача:
помочь правильно ориентироваться в выборе профессии, которой человек
посвящает значительную часть жизни;
познакомить с основными секретами, тайнами мира профессий, какими они
бывают, в чем их отличия, как и в каких учебных заведениях им обучают,
какова роль здоровья в профессиональном успехе.
Формы работы:
беседы, лекции, сообщения;
проведение встреч с интересными людьми из цикла «Сто вопросов
взрослому»;
экскурсии в СУЗы и ВУЗы;
день открытых дверей в ПГППК и других учебных заведениях.
Практикум “Ориентация в жизни”, “Выбор профессии”;
Посещение туристического клуба при институте культуры г. Перми;
Игра “Человек – профессия”, “Кто есть кто?”, “Профессия на букву”, “День
из жизни…”
5. Спортивная деятельность и развитие ЗОЖ
Цель: формирование здорового образа жизни, рациональной организации учебного
процесса труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.
Задачи:
умение
свободное время
планировать свой режим дня, рационально использовать свое
формирование навыков санитарногигиенической культуры;
формирование умений и навыков поведения в различных жизненных ситуациях;
формирование устойчивой мотивации на необходимость бережного отношения к
здоровью; формирование позитивного отношения к созданию в будущем крепкой, здоровой
семьи, ответственность родителей;
получение информации об отрицательном действии и негативных последствиях на
здоровье и жизнь человека зависимости от табака, алкоголизма, наркомании.
Формы работы:
урок практикум: составление распорядка дня с рациональным использованием
своего свободного времени;
посещение секций и спортивных кружков;
Участие в школьных и районных спортивных соревнованиях;
Участие в спортивно – военных мероприятиях школы и района;
проведение бесед, классных часов об истории развития отечественного спорта, о
великих спортсменах, об истории олимпиад, паралимпийского движения;
Классные часы: “Скажем нет наркотикам”, “Почему же подростки курят?”,
“Скажем нет алкоголю”, “СПИД – миф или реальность”, “Спорт в нашей семье”,
“Экстремальные виды спорта”.
Практикум: “Право выбора”, “Что вы знаете о СПИДе?”, “Навыки отказа”.
Беседы: “Секреты выживания”, “Как отстоять свою точку зрения”
Проведение тематической линейки ко Дню борьбы со СПИДом.
Участие в профильном летнем лагере.
культура режима и распорядка дня: умение помнить об
обещаниях, умение планировать свой режим дня, рационально использовать свое
свободное время
6. Общение.
Цель: развитие коммуникативных способностей, передача знаний, умений и навыков
социального общения людей, опыта поколений.
Задачи:
Формировать у учащихся культуру общения;
Знакомить с традициями и обычаями общения различных поколений.
Формы работы:
Тренинг: “Познай себя”, “Секреты общения”, “Самопознание”
Практикум “Конфликты в нашей жизни”, “Учимся разрешать конфликты”,
“Общительность”
Классный час “Будьте добрыми и человечными”, “Давай поговорим о нас с тобой”.
7. Досуг.
Цель:
создание условий для проявления учащимися инициативы и
самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных
ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во
внеурочной деятельности;
Изучение индивидуальных интересов и потребностей
Просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, секций;
Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к
чужим достижениям; Использование активных форм работы с учетом возрастных особенностей.
Формы работы:
“Осенний бал”, “Новогодний бал”, “День Святого Валентина”.
Огонек “Под знаком зодиака”.
“Вечер школьных друзей”
Конкурсы “А нука парни”, “Золушка класса”
Посещение театра оперы и балета г. Перми
Фестиваль танцев, песен, стихов.
8. Семья.
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию
развитой личности.
Задачи:
Организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
Организация психолого – педагогического просвещения родителей;
Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление
конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель –
ученик – родитель”.
Формы работы:
Классные часы: “Дом, в котором я живу”, “Поговорим о семье”, “Семейное
законодательство”, “Семья в жизни человека”.
Родительские собрания: “Курение и статистика”, “Склонности и интересы
подростков в выборе профессии”, “Пока не поздно! Права и обязанности
родителей, права и обязанности подростка” и др.
“День семьи”, семейные традиции, семейное генеалогическое древо;
Тренинг для родителей “Вредные привычки и как с ними бороться”.
Из опыта работы Сыстеровой В.К. "Система воспитательной работы" (5-9 классы)
Из опыта работы Сыстеровой В.К. "Система воспитательной работы" (5-9 классы)
Из опыта работы Сыстеровой В.К. "Система воспитательной работы" (5-9 классы)
Из опыта работы Сыстеровой В.К. "Система воспитательной работы" (5-9 классы)
Из опыта работы Сыстеровой В.К. "Система воспитательной работы" (5-9 классы)
Из опыта работы Сыстеровой В.К. "Система воспитательной работы" (5-9 классы)
Из опыта работы Сыстеровой В.К. "Система воспитательной работы" (5-9 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.