Из опыта работы учителя начальных классов по патриотическому воспитанию младших школьников
Оценка 4.8

Из опыта работы учителя начальных классов по патриотическому воспитанию младших школьников

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
классное руководство
Взрослым
14.12.2017
Из опыта работы учителя начальных классов   по патриотическому воспитанию младших школьников
Актуально ли патриотическое воспитание для современной школы? Да, так как сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики, как: -любовь к своему народу, краю и Родине; -уважение и принятие ценности семьи и общества; -любознательность, активность и заинтересованность в познании мира . В тексте выступления приведены виды и приёмы работы по данной теме.
из опыта работы по патриотическому воспитанию.doc
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» Из опыта работы  по патриотическому воспитанию  учащихся начальных классов Автор:  учитель начальных классов  Ивашова Т.В. г. Печора 2016      Актуально ли патриотическое воспитание для современной школы? Считаю, что, да, так как сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. В «Федеральном государственном стандарте начального   общего   образования»   представлен   портрет   выпускника   начальной   школы, который включает в себя такие личностные характеристики, как:  ­любовь к своему народу, краю и Родине;  ­уважение и принятие ценности семьи и общества;  ­любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.            В словаре Даля мы читаем:   Патриот ­ любитель Отечества, отчизнолюб,  отечественник,  отчизник.   Родина. Её образ формируется из крупиц красоты, постепенно  достигая уровня глубокой гражданской любви к Родине. А искусство любить постигается,  воспитывается всю жизнь.    Полноводная река берёт начало с маленького ручейка. Мы об  этом забываем. Нам понятнее её мощное течение, а  питающие её ручейки некогда  разглядеть. Но они и составляют полноводную  реку. Так и любовь к Родине, патриотизм,  питают ручьи различных чувств и сливаясь образуют глубокое гражданское чувство.             Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием   взрослому,   ему   присуща   подражательность,   внушаемость,   эмоциональная отзывчивость,   искренность   чувств.   Знания,   впечатления,   эмоции   пережитые   в   детстве остаются с человеком на всю жизнь.            В своей работе в качестве классного руководителя вопросы патриотического  воспитания пытаюсь решать комплексно и системно. Руководствуюсь нормативно­ правовыми документами РФ, Министерства образования РФ, школьными локальными  актами. Это Конституция РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребёнка,  Устав школы, воспитательная программа «Духовно­нравственное воспитание как основа  гармоничного развития личности учащегося». Всю   работу   по   гражданско­патриотическому   воспитанию   младших   школьников   в урочной и внеурочной деятельности делю на несколько блоков:  Блок 1 «Моя Родина – Россия» предусматривает темы знакомства с государственной символикой, с праздниками в стране, семье и школе;  Блок   2  «Моя   малая   родина»   знакомит   с   историей   города,   символикой   города,   с людьми,   прославившими   город,   с   музеями   города,   а   так   же   включает   в   себя   изучение истории и природы Коми края;  Блок 3  «Я – гражданин и патриот» о знаменательных событиях истории России, её героях. Блок 4 «Мир вокруг меня» направлен на воспитание коллективизма, на то, чтобы ребенок   чувствовал   себя   комфортно   в   коллективе,   мог   свободно   общаться,   играть, высказывать  своё мнение, стремиться к взаимовыручке и взаимоподдержке;  на привитие любви к природе и необходимости её охранять. «С голубого ручейка начинается река»­ так поётся  известной песне.  Реку с названием «Патриотическое воспитание» питают ручьи: ­любовь к родителям и родному дому; ­любовь к природе, её охрана и изучение; ­любовь к родному краю, его изучение; ­знакомство с национальной культурой; ­воспитание чувства национальной гордости; ­изучение государственной символики; ­военно – патриотическое воспитание.     Сразу надо сказать о том, что представление о Родине (особенно у детей младшего  возраста)меняется, расширяется с годами, поэтому эту работу я начинаю с воспитания  чувства любви к родителям,  к дому, а затем уже расширяем это понятие: мой город,  Москва, Россия.         Важнейшей составляющей патриотического воспитания является отношение к природе  как к дому человечества. Чем раньше наши дети научатся беречь и уважать природу, тем  больше надежды, что наш мир не будет втянут в экологическую катастрофу.         Воспитание гражданина начинается с развития умения видеть родную природу. С первых дней совершаем прогулки, наблюдаем за сезонными изменениями в природе. Любуемся первым снегом, необыкновенным рассветом, посеребрённым деревом, парадом  облаков на голубом небе, ярким ковром из листьев, распустившимся цветком. Ведь острее  всего красота воспринимается именно в детстве, а потом, затаившись в памяти, проявляет  удивительную власть над человеком. Ведь первыми чувствами, входящими в состав  большого чувства любви к Родине станут те, которые посильны для переживания ребёнку. А  природа ­ это именно то, что понятно ребёнку 6­7 лет. Экскурсии, прогулки, походы, рассматривание репродукций, картин, иллюстраций, книг  позволяет обращать внимание на то, мимо чего дети проходят не замечая. Постепенно они   начинают сами приносить книги, иллюстрации, знакомя своих одноклассников с тем  необычным, что они нашли сами, что их удивило. В этом году провели выставку «Где я был  и что я видел», на которую дети принесли свои фотографии и рассказали о тех местах, где  они побывали, познакомили одноклассников с красивыми уголками природы России. Но чтобы любить природу, надо её изучать. Изучение природы ­ эту задачу решает курс  «Окружающий мир», одной из задач которого является научить ребёнка самого находить  ответы на интересующие его вопросы. Учу детей работать с дополнительной литературой:  готовить сообщения, искать ответы на вопросы, составлять кроссворды, викторины «Рыбе­ вода, птице­ воздух, а человеку нужна Родина, и охранять природу­ значит охранять  Родину» (М.Пришвин)      Охрана живой и неживой природы, животные и растения из Красной книги  России и  Республики Коми, роль человека в природе ­ темы уроков по окружающему миру, в которые включаются сообщения, просмотр и обсуждение видеофильмов, работа с периодической  печатью, составление плакатов по охране природы.         На уроках математики решаем задачи, связанные с природой и её охраной, идёт работа с числами, фактами из жизни животных, растений. Используем данные о протяжённости рек  России  и  Коми, сравниваем площади России с площадью других государств. Во внеклассной работе ­ это экскурсии, прогулки, походы, работает фотовыставка по  временам года, проводятся конкурсы рисунков. В 3 классе проходили конкурсы чтецов  стихов о родной природе, конкурс знатоков природы. Удачно  прошли  конкурсные  программы «День птиц», «Праздник цветов», «Осенний карнавал», игра по типу «Кто хочет  стать миллионером». Все эти мероприятия позволяют ребёнку показать свои знания,  проявить творчество, воспитывает любовь к природе. Говоря об охране природы, конечно, важны не только знания, но и их выполнение в  повседневной жизни этих правил. Большую работу следует проводить среди родителей,  которые сами часто дают негативные примеры. Важно, чтобы каждый ребёнок понял, что от  него зависит многое, важно, чтобы общественное стало личным. От него зависит, как  перезимуют птицы ­ повесь кормушку и не забывай насыпать корм, как будут расти  комнатные растения­ ухаживай за ними, поливай, протирай листочки.      Любовь к родине начинается с изучения истории своего города, края. Невозможно  вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к  своим истокам. Знакомство с городом, его историей, гербом, традициями,  достопримечательностями проходит через различные мероприятия. 18 января ­ день рождения нашего города. К этой дате ежегодно  проводим  следующие  мероприятия: ­беседы по истории возникновения города; ­беседы, рассказы о знаменитых людях, живших в городе; ­«Улицы нашего города»; ­«Памятные места нашего города»; ­викторины «Природа нашего края», «Знаете ли вы ?»; ­посещение городских музеев; ­конкурсы рисунков и сочинений на темы «Мой город», «Если бы я был мэром города»; ­просмотр видеофильмов о родном городе, о храме   Св.  великомученицы Варвары; ­включение в уроки русского языка, чтения произведений печорских авторов,  ­конкурс чтецов стихов печорских поэтов. ­ участие в проводимых муниципальных мероприятиях. Видный собиратель фольклора прошлого столетия Кириевский писал: «Я с каждым часом чувствую живее, что отличительное, существенное свойство  варварства­ беспамятность, что нет ни высокого дела, ни стройного слова без живого  чувства своего достоинства, нет без национальной гордости, а национальной гордости  нет без национальной памяти». Знание культурных корней своего народа необходимо прежде всего потому, что оно  позволяет по­ настоящему уважать и ценить общечеловеческие и эстетические нормы,  любить Родину. В начальной школе большое внимание уделяется этому вопросу: Знакомство с народным  творчеством русского и коми  народа на уроках чтения, разучивание песен на уроках  музыки, знакомство с народными играми на уроках физкультуры, с различными видами  декоративно­ прикладного искусства на уроках изобразительного искусства и трудового  обучения, знакомство с одеждой, домашней утварью, укладом жизни простого народа на  уроках истории. . Национальная память­ память о людях, которые защищали нашу страну, подарив нам  мирную жизнь. Сейчас большое внимание уделяется военно­патриотическому воспитанию.  Ещё в Древней Руси  князья с честью отстаивали единство русской земли, давая отпор  набегам других племён. Олицетворяя собой достоинство своей страны князья обещали:  терпеть за свой народ, за крестьян и русскую землю головы свои сложить, стеречь русскую  землю. Князья желали добра своей земле всем сердцем и мечтали умереть на родной земле. Идея защиты была ведущей в памятниках древнерусской письменности, с которой  знакомятся дети. Самым страшным злом считалось забвение и попрание интересов родной  земли. Зло­ то, что несло ущерб и разорение Руси. Русский народ­ защитник. На уроках истории, чтения знакомимся с великими полководцами, читаем произведения о подвигах солдат, о мужестве и героизме. Стойкости и преданности  своей Родине, готовности отдать за неё жизнь. Эти книги, беседы находят живой отклик у  детей, часто переводя разговор на современную жизнь, на разговор о горячих точках, о  террористических актах. Тема Великой Отечественной войны­ ведущая в этой работе. Она включает в себя: ­беседы, рассказы, чтение книг; ­конкурсы рисунков; ­беседы по картинам о Великой Отечественной войне; ­конкурсы чтецов стихов о военной поре; ­слушание  песен военных лет; ­встречи с ветеранами войны; ­составление поздравлений  с 9 мая; ­возложение цветов  у Вечного огня; ­смотр строя и песни Эти мероприятия проводились к Дню Победы и другим памятным датам в истории Великой  Отечественной войны. .Воспитание чувства национальной гордости.  Сейчас много об этом говорят. «Чем могут гордиться россияне?». Такой вопрос я задала  своему 4 классу. Вот что написали дети:  Наша страна ­ самая большая.  Россияне могут гордиться своей могучей, великой страной.  У нас много полезных ископаемых.  Россия­ самая красивая страна. У нас красивая и разнообразная природа.   Я горжусь великими победами, нашей армией, миролюбивой политикой, городом  Москвой, Красной площадью, президентом Путиным.   У нас много знаменитых учёных, композиторов, известных писателей, художников.  У нашего народа могучий  дух.   Это говорит о том, что дети 9­10 лет обладают достаточными знаниями, чтобы у них  зародилось чувство национальной гордости. Стараюсь не упустить ни одного момента, чтобы не подчеркнуть первые позиции российского искусства, спорта, науки, а при изучении  природы её многообразие, красоту  и неповторимость. С  государственной символикой дети знакомятся с 1 класса.  «Я ­ гражданин России» ­ так назывался первый урок в этом году 1 сентября. Я провела его  под девизом: «Любит Родину не тот, кто о ней говорит, а тот, кто для неё действует». Дети  показали хорошее знание символики, истории, культуры своей Родины. Итак, патриотическое воспитание – важнейшее направление воспитательной работы с  детьми любого возраста, важно, чтобы эта работа соответствовала уровню развития ребёнка, его представлениям об окружающем мире. Говоря о патриотическом воспитании, надо  сказать, что здесь важна ежедневная, ежеурочная работа, чтобы решить все задачи  патриотического воспитания, а так же личный пример учителя, его позиция.                      Список использованной литературы 1. 2. 3. Аверина Н.Г. О духовно­нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 ­ №11 – С. 68­71 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. ­ Спб., 1863­ 1866. Яндекс­словари Киреевский Петр Васильевич .  Большая советская энциклопедия.— 3­е изд.­ М., 1973. — Т. 12

Из опыта работы учителя начальных классов по патриотическому воспитанию младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов   по патриотическому воспитанию младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов по патриотическому воспитанию младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов   по патриотическому воспитанию младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов по патриотическому воспитанию младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов   по патриотическому воспитанию младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов по патриотическому воспитанию младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов   по патриотическому воспитанию младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов по патриотическому воспитанию младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов   по патриотическому воспитанию младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов по патриотическому воспитанию младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов   по патриотическому воспитанию младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2017