Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
ст. Родниковской Курганинского района Краснодарского края
Из опыта работы учителя технологии Гончаренко В.В.
«Описание положительного опыта по трудовому обучению и
воспитанию на уроках и во внеурочное время»2015 год
Настоящая работа – это обобщение моего опыта, полученного за годы работы в
школе.
Мой поиск – построение учебного процесса, который помог бы обеспечить
усвоение урочной или учебной темы. Как спланировать урок так, чтобы за
минимальный отрезок времени дать максимальное количество знаний учащимся.
Как, оставаясь в стороне, раскрыть возможности своих учеников, сделать всё для
того, чтобы они почувствовали себя личностями, прониклись самоуважением. А
для этого учитель должен подготовить урок так, чтобы ученики после него
стремились самостоятельно, добровольно к расширению полученных на уроке
знаний.
И уж , конечно, не под страхом получения неудовлетворительной оценки, а для
того, чтобы больше узнать. Ведь привлекательность учебного процесса является
важнейшим условием результативности обучения и фактором познавательной
активности учащихся к образованию, положительного отношения к школе.
Для этого стараюсь чётко объяснить задание и поставить цель перед учащимися
так, чтобы ученики знали, для ЧЕГО, ПОЧЕМУ и с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ им дали
задание. Научить детей внутренне признавать разумность и необходимость
осуществления этой деятельности – основная задача моей работы.
Ребёнку очень сложно переходить от состояния ничего неделывания / или что
сложнее, от деятельности по своему почину / к активному труду по заданию
учителя.
Поэтому раскрытие той или иной темы в полном объёме даю учащимся
постепенно. Как бы, подымаясь по ступенькам лестницы. Часть сопутствующей
тематики для раскрытия основной темы даю в младших классах, затем в старших.
В младших классах люблю проводить уроки и внеклассные мероприятия в
нетрадиционной форме, которые дают большие положительные результаты .
В старших классах провожу практические работы, которые вырабатывают навыки
шитья, вязания, приготовления пищи и др.
Учитель в состоянии сделать каждый свой урок привлекательным, но это
требует большой дополнительной подготовки. Надо подобрать материал, задачи,
упражнения, составить карточки – задания. И это дело не одного года, но в конце
концов урок превратится в желанное время общения учителя и учеников, будет
приносить последним радость познания. Использование ИКТ позволяет проводить
уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
Обеспечение наглядностью, привлечение большого количества дидактическогоматериала повышают объём выполняемой работы на уроке в 1,52 раза, а также
обеспечивают высокую степень дифференциации обучения.
С первых минут, когда дети приходят ко мне на урок, я убеждаю их, что труд –
это основа всего. Основа преодоления трудностей в окружающем мире и в самом
себе, развития, человеческого счастья. И французская пословица: «Никто не
рождается с умными руками, руки умнеют в труде» стала нашим живым девизом.
Поэтому каждый мой ученик знает, что нет слова не хочу, а есть слово надо. Но
рядом с трудом физическим и умственным должен быть и труд нравственный,
возвышающий. Без него – труда нет, остаётся одна механическая работа.
Радость труда – это важнейший путь формирования отношения к труду. Без
радостного отношения вообще невозможен хороший труд. И примером этого
являются результаты работы: участие в творческих конкурсах, выставках.
Следующая педагогическая задача – воспитание эстетического отношения к
окружающей жизни: к природе, к людям, обществу.
Эстетическое развитие помогает формированию нравственных критериев,
вкусов, понятий, трудовых способностей и умственного развития. Связь
эстетических критериев со всеми задачами развития детей многопланова.
Например, на уроках кулинарии по теме « Приготовление горячих напитков » в
частности, использование момента даже приготовления заварки чая, учащиеся
проявляют особую искусность, мастерство. Простое приготовление чая
превращается в некий сказочный ритуал. Тем самым, девочки показали свое
стремление к творческому мастерству (материал части этого урока прилагается в
презентации). А у меня была возможность взять на заметку способных учениц и
определить наметившихся лидеров, тех, кто более развит, кому даётся учение
легко, а кому труднее.
Используя задачи ТРИЗ (теория, решения изобретательных задач), я выявляю
нестандартное мышление у учащихся, которые не входили в число лидеров, а были
довольно неприметными в группе своих товарищей.
Например, объясняя учащимся историю возникновения швейных машин
( раздел машиноведения), делаю сообщение, что в 1837 г. Варфоломеем Тимотье
была впервые построена мастерская, где установлено было 80 деревянных
швейных машин. Но просуществовала эта мастерская недолго, т.к. была
разгромлена (но об этом не говорю) а задаю вопрос: « Почему мастерская
просуществовала недолго? » в одних классах дети сразу говорят ответ, в других
необходимы наводящие вопросы.
На протяжении всего учебного процесса уделяю большое внимание развитию
детей по народному декоративному искусству – одному из способов воспитания
любви и уважения к Родине, к своему народу, краю и местности, в которой мыживём, приобщая к миру прекрасного, изучению национальных традиций и
обычаев. Это прослеживается в такой работе, как коллекционирование и
демонстрации работ, выполненных бабушками, родителями учащихся и
творческими работами, представленными самими учащимися.
В школе при помощи учащихся создана Кубанская горница. Предметы быта
горницы используем при проведении обрядовых праздников, таких как Масленица;
организуем предметы выставок и проводим встречи с мастерами рукоделия.
Изменившиеся социально – экономические условия диктуют необходимость
внесения изменений в подготовку учащихся к жизни и труду. И одно из новых
требований – развитие качеств делового человека. Это значит, что большое
внимание отводится на изучение домашней экономики, куда входят изучение
семейного бюджета, планирование, одним словом то, что необходимо молодому
человеку, вступившему в самостоятельную жизнь.
Хотелось бы подчеркнуть, что, добиваясь разными способами усиления
привлекательности урока, хотелось бы добиться главной цели современного
школьного образования – воспитания и развития способной, жизнелюбивой,
знающей и умеющей талантливой личности, готовой к творческой деятельности. И
при этом научить эту личность уважительно относиться к людям, считаться с их
делами, интересами; воспитать умение общаться со взрослыми и сверстниками
быть общительными, вежливости, деликатными и скромными.
И это возможно. Возможно, когда ты веришь в духовные силы ребенка в его
будущее победы и удачи.