Методы и приемы организации самостоятельной деятельности
учащихся на уроках технологии. сл1
Хороших методов и форм обучения существует столько,
сколько существует хороших учителей.
Дьёрдь Пойя
Сл.2. Как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале
много. Рождены и проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством. При всем
их многообразии путь усвоения содержания учебного материала, изложенного в
учебнике, основополагающий. Можно говорить об удачности и неудачности учебников,
упрощенность одних или, напротив, усложненность других. Главное умение и желание
работать. Согласитесь, если умение работать с учебной литературой учащиеся перенесут
и на чтение научнопопулярных книг, это вызовет у них заинтересованность в учебе,
интерес к предмету, желание овладеть значительно большим объемом знаний.
На современном этапе перестройки системы образования возникла потребность в
организации учебновоспитательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый
ученик смог проявить активность, самостоятельность, творчество в обучении, развить
свой собственный стиль учебной деятельности. В связи с этим на первый план
образования выходит задача развития в человеке способностей избирательно усваивать
научные знании, умения адаптировать полученные знания к практике.
Задачи педагога:
создать условия для самостоятельной работы;
вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;
обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;
предоставить учащимся время для осуществления всех фаз творчества
(подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной
в действительность).
Взаимодействия на уроке.
Сл 3. Прежде всего, надо обратить внимание на состояние реальных учебных
возможностей учеников. Каков уровень основных учебных умений? Как построить
бюджет времени? В какой мере используется деловое общение учеников
взаимоконтроль, взаимопомощь и т.д.? Иногда материал учебников перегружен второстепенной информацией. Надо
выделить главное, надо выстроить материал так, чтобы каждое понятие было связано с
предыдущим и последующим; если материал громоздкий, имеет смысл построить
структурнологическую схему.
Учебный материал осваивается в процессе решения разных дидактических задач. При
этом используется множество приёмов обучения. Если принятые меры не помогли, тогда
в дело включается учитель. Он воздействует на психику ученика, избирательно
активизируя те или иные стороны. Так при изучении сложного материала надо
активизировать мышление; если материал громоздкий, надо активизировать память; если
класс не настроен на работу, надо создать определенный эмоциональный настрой;
наконец, если ученики отличаются безволием, то надо повысить частоту опроса и
стимулировать волевые действия.
Если учитель исчерпал свой арсенал приёмов и не добился желаемого результата
самостоятельности, то надо усилить свои обучающие возможности, овладеть новыми
приёмами работы, позаимствовав их у других учителей. Новые приёмы работы (или
перенос старых приемов работы в новые условия) зачастую требует изменения формы
подачи учебного материала, разработки средств обучения (например, использование
информационнокоммуникативных технологий).
Опыт использования развития самостоятельной деятельности учащихся на
уроке.
Работа со школьным учебником:
1. Составление плана параграфа.
На начальных этапах обучения эта работа проводится под руководством учителя,
затем самостоятельно каждым учеником.
2. Работа с понятиями.
Знание технологических терминов и приемов определяет возможность излагать
материал грамотным языком. Для этого я использую следующие приёмы:
вместе с учащимися перевожу термины, ищу общие корни в словах, это помогает
сделать запоминание осмысленным
закрытые задания, из предложенного перечня выбери правильные ответы.
Работая с тестами можно превратить их из инструментов контроля, в
инструмент обучения. Поэтому по словам Г.И. Лернера тесты становятся и средством
организации усвоения материала и индикатором реальных знаний и умений учащихся, и методическим инструментарием, обеспечивающим их развитие "воспроизводимого цикла
обучения с заранее программируемым результатом". При изучении нового материала
учащимся предлагается выбрать правильное утверждение и доказать правоту своего
выбора. При закреплении материала учащиеся предварительно работают с текстом
учебника, затем предлагается тестовое задание с последующей дискуссией по теме. При
обсуждении вопросов учитель просит ученика построить изложение материала в
необходимой логике и с употреблением всех терминов и понятий, вошедшие в тестовые
задания. Сл.4.
задания на соответствия, суть этих заданий заключается в необходимости
установить соответствие между понятием и его содержанием.
задание на установление правильной последовательности, целесообразно
использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или иных
процессов
задания в котором ответ конструирует сам ученик, ответы в таких заданиях
должны содержать 1–2 слова, числа, формулы и т.п.
задания с исключением лишнего понятия, учащимся предлагается из 4–5 понятий
исключить лишнее, не относящееся к данному перечню.
задания на выявление общих закономерностей, учащимся предлагаются 2–3
понятия, для которых необходимо найти общие закономерности.
терминологический диктант, учащимся предлагается несколько понятий,
объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать
определение и записать его
с целью запоминания определений понятий и правильность их написания использую
кроссворды, чайнворды, ребусы и многое другое, что составляю сама, совместно с
детьми и дети в парах, творческих группах, самостоятельно.
творческие задания, например составление сказок: сказка о ткани, весёлые стежки,
волшебная швейная машина и т.д
работа с дополнительной литературой, интернет ресурсами. Используется при
подготовке учащимися докладов, рефератов, презентаций, при подготовке к ТИР.
Сл. 5. При подготовке учителем самостоятельной работы учащихся необходимо
продумать, как предлагать учащимся задание для самостоятельной работы, как
инструктировать их перед работой. Образовательная область «Технология» в содержательном аспекте имеет
разноплановую, не похожую ни на какойлибо другой предмет школьного образования
информацию. Основной целью ОО «Технология» является обучение учащихся
различным технологиям созидания и преобразования материи, формирование модели
технологической деятельности. Именно «Технология» открывает самые большие
возможности для развития самостоятельности школьников.
Из опыта работы учителя технологии "Методы и приемы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках технологии" в условиях ФГОС
Из опыта работы учителя технологии "Методы и приемы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках технологии" в условиях ФГОС
Из опыта работы учителя технологии "Методы и приемы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках технологии" в условиях ФГОС
Из опыта работы учителя технологии "Методы и приемы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках технологии" в условиях ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.