Федеральное казенное образовательное учреждение № 232
(ФКП образовательное учреждение № 232)
Открытый урок
по учебной практике
Тема № 6: «Изготовление фартука».
Копейск, 2024 г
План учебного занятия по учебной практике.
Тема № 6. Изготовление фартука.
Тема урока: Изготовление фартука.
Цели урока:
Воспитательная: воспитание усидчивости, настойчивости, целеустремленности в достижении цели.
Развивающая: развитие познавательных и профессиональных интересов и способностей.
Обучающая: научить обучающихся правильным трудовым приемам по выкраиванию и обработке фартука. Выполнять технологические операции, соблюдая ТУ. Формировать навыки самоконтроля. Отработать навыки, закрепить способы действий.
Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.
Организационные формы: фронтальная и индивидуальная.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстрационный,
практический.
Средства обучения: машина универсальная 5550 класса, машина 51-А класса, утюжильный стол с электроутюгом, инструменты, образец, инструкционные карты.
Межпредметные связи: МДК 02.02 Оборудование; МДК 02.03 Материаловедение; МДК 02.01 Технология обработки швейных изделий.
Объект: Учебные мастерские.
Ожидаемый результат: достижение цели.
Перед занятием:
1.Произвести осмотр состояния мастерской.
2.Подготовить необходимую для занятия наглядность, раскладка лекал фартука на ткани.
3. Получить инструменты.
4. Написать на классной доске дату, тему урока и основные вопросы, которые будут рассмотрены на занятии учебной практики.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1.Приветствие обучающихся.
2.Проверка явки обучающихся по журналу.
3.Осмотр внешнего вида обучающихся, соответствие одежды безопасным условиям труда и требованиям режима;
Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Изготовление фартука».
Цель нашего урока: «Научиться правильно, в соответствии с технологической последовательностью обрабатывать фартук».
II. Вводный инструктаж.
Мотивация предстоящей деятельности обучающихся – основываясь на знаниях, полученных на уроках теоретического цикла и умениях полученных на учебной практике - научить обучающихся выкраивать и обрабатывать фартук, прививая при этом чувство ответственности за выполняемую работу, бережливость, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
Целевая установка на урок – на занятии в процессе обработки фартука решим следующие задачи: практически закрепим знания, познакомимся с технологическим процессом, обратим внимание на допускаемые ошибки. В ходе урока способствовать развитию у обучающихся: скоростных навыков, внимания и навыков самоконтроля.
Актуализация знаний.
Повторение теоретических основ материала.
Изучение нового материала должно опираться на ранее изученное и способствовать у обучающихся развитию интереса к дисциплинам теоретического цикла, развивать память и мышление.
Провести фронтальный опрос обучающихся по следующим вопросам:
1.К какому виду одежды относятся фартук?
Ответ: к спецодежде.
2. Перечислить детали кроя фартука.
Ответ: Основа фартука, карман, боковые завязки и шейная бретель.
3. Согласно ГОСТ 12.4.029-76 фартуки специальные, сколько типов фартуков существует?
Ответ: типы А,Б,В,Г.
4. Какие размеры фартуков вы знаете?
Ответ: у фартуков 3 размера – 1,2,3.
5. Какие швы применяются для обработки и настрачивания накладного кармана?
Ответ: Швом в подгибку с открытым срезом, накладной с закрытым срезом.
Вопросы позволяют активизировать знания обучающегося с целью их дальнейшего использования на занятии.
III. Изучение нового материала.
Приступаем к рассмотрению новой темы урока.
История обычного фартука. Самый первый фартук. Его появление в
обиходе человека стало отражением различных эпох, традиций и характеров
прошлого.Фартук начинал свое существование на талии у мужчины-воина и
представлял собой полоску кожи на поясе.В давние времена этот предмет возникает
практически одновременно в разных частях света – и в Европе, и в Азии.
Передники изготавливались из небольшого куска ткани, которым опоясывались во
время работы. Носили их поверх хитона или блузы. Их форма была различной, материал
и варианты ношения – самые разнообразные.Первоначально куски ткани поверх
одежды надевали только представители сильного пола, к тому же это был
определитель статуса владельца. Первые обладатели фартука были жрецы и воины,
то есть представители знати и высших сословий.
Средние века.
С развитием ремесел передник становится неотъемлемой частью
гардероба людей таких профессий, как кузнец, повар, сапожник. Фартук выполняет
функцию защиты одежды от рабочей грязи и становится незаменимым аксессуаром. Фартук
используют не только для черновой работы. Он также становится украшением
костюма знатных дам.На Руси он становится традиционным элементом одежды для
праздников и для повседневной жизни. Фартушек-передник украшают богатыми и
яркими узорами, при этом узоры каждой русской губернии отличаются своей
неповторимостью.
Современный мир.
В 20 веке функция фартука как аксессуара одежды теряется. Теперь это неприметный гардероб для кухни и хозяйственной работы. Его надевают на производстве для работы.
Фартук - незаменимая и функциональная вещь. Для его изготовления можно использовать болоньевую или прорезиненную ткань, клеенку. специальные ткани с различными пропитками, брезент. Карманы для мелочевки увеличивают функциональные возможности фартука.
Сегодня мы с вами будем изготавливать фартук специальный тип А предназначенный в качестве спецодежды для защиты передней части работающих от вредных производственных факторов. Фартук тип А – с цельнокроеным нагрудником, накладным карманом, бретелями из ткани, притачанными к верхней части нагрудника и боковыми завязками, притачанными к боковым углам на уровне талии.
Фартук тип А, состоит из следующих деталей: основа фартука, карман, шейная бретель и боковые завязки.
Показать обучающимся:
-детали кроя фартука и направление нити основы;
- срезы фартука (назвать их наименование);
- как проверить качество кроя после вырезания деталей;
- как определить размер фартука по контрольным измерениям;
- как наметить место расположения кармана;
Методы выполнения работы и последовательность её выполнения.
Способы самоконтроля при выполнении обработки фартука.
Назвать часто встречающиеся дефекты, возникающие в процессе раскроя и при пошиве фартука.
По образцам расскажу:
Технологическую последовательность обработки фартука.
1. Обметать срезы фартука и верхний срез кармана.
2.Застрочить верхний срез кармана, перегнув припуск на изнаночную сторону.
3.Настрочить карман на правую сторону по разметке, двумя параллельными строчками. Первая строчка на 0,1 см от подогнутого края, вторая – на 0,5 см от первой.
4.Обметанные срезы фартука перегибаем на изнаночную сторону на 1,0 см и настрачиваем на 0,5 см от подогнутого края.
5. Боковую завязку (2 шт) длиной 56 см складываем вдоль изнаночной стороны внутрь, подгибаем срезы на 0,5-0,7 см внутрь и прокладываем строчку на
0,1-0,2 см от края.
6. Шейную бретель длиной 58см складываем вдоль изнаночной стороны внутрь, подгибаем срезы на 0,5-0,7 см внутрь и прокладываем строчку на
0,1-0,2 см от края.
7. Приложить шейную бретель на изнаночную сторону к верхнему срезу фартука, подогнув срез бретели на 0,5 см и притачать шейную бретель к верхней части фартука двумя параллельными строчками по форме прямоугольника, расстояние между строчками 1,9 см.
8. Боковые завязки фартука прикладываем на изнаночную сторону к боковым сторонам, подогнув срез завязки на 0,5 см, совмещая срезы и притачать к боковым углам фартука двумя параллельными строчками по форме прямоугольника, расстояние между строчками 1,9 см.
9. Очистить фартук от производственного мусора, сложить.
Выдача задания.
Объяснить какое задание обучающиеся будут выполнять на занятии.
Напомню обучающимся об аккуратности в работе, самоконтроле, рациональном использовании рабочего времени. Работа должна быть выполнена чисто и аккуратно как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Рассказать, как выполнить задание, используя в процессе работы инструкционные карты и образцы поузловой обработки.
IV. Закрепление изученного материала
Путем устного опроса обучающихся.
1. Сколько деталей понадобится для изготовления фартука?
2. Как проверить качество кроя?
3.Каким швом обрабатывают срезы фартука?
а) краевым швом в подгибку с закрытым срезом; б) краевым швом в подгибку с открытым срезом; в) накладным;
4.Какие швы используются при пошиве фартука?
5. С какой стороны намечают место расположения кармана (лицевой или изнаночной)?
5. Какое оборудование используем при пошиве фартука?
6. Какие дефекты возможны при пошиве фартука?
Прежде чем приступить к выполнению задания вспомним правила ТБ:
При работе на швейной машине:
- Не наклонятся близко к движущимся частям машины;
- Не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой;
- Перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия;
- Выпрямить спину и сесть прямо на всю поверхность стула;
- Изделие должно располагаться от глаз на 30-40 см;
- Убрать предметы, не требующиеся при выполнении задания;
- Заправку ниток и смену иглы, производить при выключенной машине.
При работе с ножницами:
- Хранить ножницы в определённом месте;
- Класть ножницы сомкнутыми остриями от себя;
- Передавать ножницы кольцами вперед;
- Не класть ножницы около вращающихся частей машины.
При работе с утюгом:
- Не оставлять включённый утюг без присмотра;
- Включать и выключать утюг сухими руками;
- Ставить утюг на подставку;
- Следить за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщать мастеру;
- Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура;
- Отключать утюг только за вилку;
- Во время утюжки обязательно стоять на деревянной подставке или
резиновом коврике.
Приступаем к изготовлению фартука.
V. Текущий инструктаж.
Это основная часть урока, где практически реализуется основная задача производственного обучения – формирование у обучающихся профессиональных умений и навыков.
Основные цели:
-добиться, чтобы обучающиеся выполняли задание самостоятельно с наименьшим количеством ошибок и недостатков;
-добиться, чтобы ошибки в работе, обучающиеся устраняли до конца урока;
-добиться, чтобы обучающийся сегодня узнал и научился делать больше и лучше, чем знал и умел делать вчера.
Правила индивидуального текущего инструктажа обучающихся мастером.
- Наблюдать за обучающимися незаметно;
- Вникать в работу каждого обучающегося;
- Не следует вмешиваться в работу обучающихся без необходимости, но и нельзя запаздывать с оказанием ему помощи;
- Не следует давать всегда готовые указания;
- Приучить учащихся к регулярному самоконтролю, самостоятельному анализу своего труда;
- Недоделывать работу за обучающимися;
- Приучать обучающихся к планированию своего труда.
- Уделить особое внимание слабым обучающимся, провести с ними индивидуальный инструктаж, показать отдельные приёмы и операции.
Общим правилом – требованием на любом занятии является строгость требований мастера п/о к выполнению обучающимися правил организации труда, рабочего места, требований безопасности труда.
1. Обходы рабочих мест.
Основная форма текущего инструктажа – целевые обходы.
– проверить организацию рабочего места обучающегося. При обходе проверяется наличие и размещение инструмента, оборудования, инструкций, умение обучающихся рационально организовать рабочее место в соответствии с требованиями и безопасной работе при выполнении задания.
– проверить соблюдение технологии выполнения работ.
При обходе проверяется, как обучающие используют инструкционные карты и соблюдают требования технологической последовательности.
– проверить соблюдение обучающимися требований охраны труда.
При обходе проверить, как обучающиеся в процессе выполнения задания используют и обращаются с инструментами.
– проверить качество выполнения работы.
При этом обходе проанализировать сложившуюся ситуацию при выполнении задания, оказать помощь отстающим обучающимся, разъяснить возникшие вопросы. Сильным обучающимся, выдать дополнительные задания.
При обходе задаются дополнительные вопросы обучающимся, которые позволяют узнать:
- использование самоконтроля при выполнении задания;
- умение пользоваться инструкционными картами;
- показать допущенные ошибки;
- определить причины ошибок и меры их предупреждения.
2. Приемка и оценка выполненных работ.
При приемке работ задаются вопросы, позволяющие определить:
- сознательность выполнения задания;
- соблюдение технологии при выполнении работы.
Привлекаются обучающиеся к определению соответствия своей работы технологическим требованиям, анализу работы, умение объективно оценить свою работу и работу других обучающихся. Выставляются оценки за выполненную работу.
VI. Заключительный инструктаж (15 мин).
1. Подведение итогов урока, сообщение оценок.
По листу наблюдений сообщить конкретные оценки и кратко аргументировать, почему и за что выставлены.
2. Анализ выполненных работ, разбор типичных ошибок.
На основе оценок и наблюдений сделать анализ характерных ошибок, которые были допущены обучающимися на занятии, произвести их разбор, причины возникновения и пути их недопущения. На основе анализа урока показать обучающимся чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы лучше работать. Анализ итогов работы проводить всесторонне и объективно, выставленные оценки аргументировать.
VII. Уборка рабочих мест (5 мин).
Произвести приемку инструмента у обучающихся, расписаться в журнале. Обойти рабочие места обучающихся, проверить уборку рабочих мест.
3. Заключение
Цель урока достигнута.
На уроке учебной практики использовались методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстрационный, практический.
Обучающиеся с заданием справились, хотя работали в разном темпе. На уроке было повторение пройденного материала, объяснение нового и самостоятельная практическая работа обучающихся. Перед практической работой повторили технику безопасности на всех рабочих местах.
Цели были достигнуты при помощи объяснения, наглядности, практической работы. Были использованы наглядные пособия, технические средства обучения, инструкционные карты. Обучающиеся с работой справились, научились изготавливать фартук, соблюдать технологическую последовательность при обработке и выполнении машинных швов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ермаков А.С. Оборудование швейных предприятий: В 2 ч.: учебник: Ч.1: Швейные машины неавтоматического действия – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.
2. Ермаков А.С. Оборудование швейных предприятий: В 2 ч.: учебник: Ч.2: Машины-автоматы и оборудование в швейном производстве– М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 240 с.
3. Ермаков А.С. Практикум по оборудованию швейных предприятий: учебное попх предприятий: В 2 ч.:риаловеддения ного производства паровых утюгов, ссобие – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
4. Жихарев А.П., Румянцева Г.П., Кирсанова Е.А. Материаловедение: учебное пособие для начального профессионального образования – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 224 с.
5. Иванова В.Я. Материаловедение из кожи: Учебное пособие. – М.: Альфа – М.: ИНФРА – М, 2010 – 208 с.
6. КрючковаГ.А.Технология швейных изделий: В 2 ч.: Ч. 1: учебник для начального профессионального образования 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011 - 240 с.
Приложения
Карточка
Тема «Изготовление фартука»
В каждом из приведенных ниже суждений выберите правильные и отметьте их.
1.К какой группе швов относится шов в подгибку с открытым срезом? |
а) соединительные; б) краевые; в) отделочные. |
2. Для изготовления фартука тип А необходимо следующее количество деталей |
а) 3; б) 4; в) 5. |
3. Какой класс машины применяется для обметывания срезов фартука? |
а) 5550 класс; б) 27 класс; в) 51-А класс. |
4. Какой шов используется при настрачивании кармана на фартук? |
а) стачной; б) накладной; в) расстрочной. |
5. С какой стороны намечают место расположения кармана? |
а) с изнаночной; б) с лицевой; в) с любой. |
6. Как наметить место расположения накладного кармана? |
а) лекало-эталон; б) вспомогательное лекало; в) рабочее лекало. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.