Изложение и виды. 5 класс

  • ppt
  • 11.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Изложение и виды.ppt

Изложение и его виды

Автор презентации: Шакирова Ф.Г.

Что такое изложение?

Изложение — это письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста.

ЗАЧЕМ ПИШУТ ИЗЛОЖЕНИЯ?

Изложение — это способ развития нашей с вами речи.
Изложение учит: 1) воспринимать информацию на слух;
2) выделять главное и отсекать второстепенную информацию;
3) правильно и логично излагать мысли, иначе — речевой культуре;
4) постоянно прорабатывать словарный запас — активный и пассивный;
5) активизировать мыслительную деятельность, развивать логику и память;
6) подбирать необходимые обобщающие слова, заменять сложные предложения простыми, заменять прямую речь косвенной.

Различают четыре вида изложения: подробное, сжатое, выборочное и осложнённое.

Подробное изложение

Подробное изложение — это последовательный пересказ, близкий к исходному тексту, с сохранением языковых особенностей текста.

Сжатое изложение

Сжатое изложение — краткий пересказ основной мысли с сохранением всех микротем, без подробностей.

Примечание: На экзамене ОГЭ в 9 классе по русскому языку учащиеся пишут сжатое изложение.

Выборочное изложение

Выборочное изложение — это пересказ фрагмента текста, связанный с конкретной темой. Например, только описание какого-то героя или природы.

Осложнёное изложение

Осложнённое изложение — это пересказ с дополнительным заданием. Такое изложение предполагает внесение изменений в текст: замену лица рассказчика, дополнение текста своим мнением, перестановка частей текста.

Как хорошо написать изложение

1. Внимательно прочитать или прослушать текст. Уточнить значение незнакомых слов.
2. Если к тексту есть вопросы, ответить на них.
3. Определить тему текста и его основную мысль.
4. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится предложенный текст.
5. Выделить смысловые части текста. Чаще всего они обозначаются отдельными абзацами.
6. Отметить стилистические особенности текста, включить их в свой пересказ.
7. Прочитать или прослушать текст ещё раз, обозначить, как текст поделён на смысловые части.
8. Записать на черновике максимально приближенный к исходному пересказ текста.
9. Проверить получившийся текст, при необходимости исправить ошибки, переписать текст на чистовик.

В изложении постарайтесь исключить:

Прочитайте текст, озаглавьте его. По данному тексту напишите сжатое изложение (60 – 70 слов).

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.
Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц стремительно удирал в лес. Старик пошел дальше, но вдруг встрево­жился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Дед понял, что на­чался лесной пожар, огонь идет прямо на него. Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза, а сзади уже разрастался гул, слышался шорох пламени, виднелась огненная заря.
Смерть настигала деда, касалась его, и в это время из-под ног у не­го выскочил заяц. Заяц бежал медленно и еле-еле волочил задние лапы.
Дед побежал за зайцем, который вывел старика из огня на равни­ну. Но у зверька обгорели задние лапы и живот. Дед подобрал своего обгоревшего спасителя, принес домой, вылечил и оставил у себя.
Наверное, многие из вас, ребята, читали этот рассказ.