Предмет: Русский язык
Тема урока: Изложение «Как белочка зимует».
Тип урока: урок развития речи
Цель урока: формировать у учащихся умения воспроизводить и оформлять прослушанный и прочитанный текст по составленному плану.
Методы и приемы:
• словесный метод;
• практический метод;
• подводящий диалог.
Формы работы учащихся:
• фронтальная;
• парная;
• групповая;
• индивидуальная.
Планируемы результаты:
Метапредметные:
Личностные УУД:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей.
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний людей.
Регулятивные УУД:
– проговаривать последовательность действий на уроке;
Познавательные УУД:
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.
Предметные:
– развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы
– озаглавливать части, составлять простой план
– пересказывать текст по плану
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, доска, картина с зимним пейзажем, снежинки.
Ход урока
Задача этапа |
Этап урока |
Учебные ситуация |
Формируемые УУД |
|||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||
Организовать детей на деятельность, Создать благоприятный настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей. |
Организационно-мотивационный |
Здравствуйте ребята, Вот опять звенит звонок Начинается урок - Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы. - Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. (дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока. |
Приветствие и психологический настрой
|
Личностные УУД: – осознавать роль языка и речи в жизни людей.
|
||||||||||||
Сформулировать вместе с детьми тему и цель урока |
Постановка темы и цели урока. |
- При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Матушка-Зима решила подарить лесу мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. У вас на партах лежат снежинки, но они не простые, на них записаны буквы. Определение темы урока. - Составьте из данных букв слово и вы определите тему нашего урока. (И Л Н И З Е Ж О Е) - Подумайте сначала каждый сам, а потом обсудите в паре. ( работа в паре) Не забываем про правила работы в парах. - Какова тема урока? - Откройте тетради. Запишите дату и изложение. - Какую цель вы поставите себе на урок? Что бы вы хотели сегодня узнать? Чему научиться?
В постановке цели урока вам поможет, бланк №1, в нем, вам помогут цвета и цифры.
- Молодцы, ребята. Вот и в лесу потеплело. И кто-то хочет вас поблагодарить. Кто это? О ком мы будем сегодня писать текст? - Послушайте загадку и угадайте. Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле, Чтоб зимою жить в тепле. - Ребята, кто это? - Что вы знаете о белках? Расскажите друг другу. (в паре) Заслушивание ответов детей. |
Изложение
развивать память, узнавать новые слова, учиться красивой и грамотной речи, учиться передавать последовательно содержание текста, составлять план
Белка
|
Регулятивные УУД: – проговаривать последовательность действий на уроке;
Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
|
||||||||||||
|
Беседа по содержанию |
- Послушайте, что ещё расскажет нам (какой-то ученик) о белочке. (Небольшой лесной зверек - грызун. Имеет удлинённое тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет темно-бурый с белым брюшком, иногда серый (особенно зимой). Водятся повсюду, кроме Австралии. Она готовит 8 или 9 дупел. Если в нескольких дуплах запасы погибнут, белочка отыскивает запасные дупла, чтобы перезимовать. от мороза её защищает большое круглое тёплое гнездо - гайно. Гнездо она строит на дереве из толстых и тонких сучков и прутиков. Белки всеядны: кроме орехов, семян, плодов, грибов и зелёной растительности они также употребляют в пищу насекомых, яйца и даже небольших птиц, млекопитающих и лягушек)
- Посмотрите фрагмент из жизни белочки. Видеоролик - Как в народе называет белку? Картинки белочек - О белках сложено довольно много сказок, загадок, стихов, пословиц, рассказов. Забавный подвижный и любознательный зверек любим детворой и взрослыми. Про неё мы можем прочитать в разных книгах известных писателей. - Возьмите карточки. Прочитайте текст и определите какой это тип текста? Читает вслух один ученик. Класс “следит глазами” за читаемым текстом.
Белке зимой мороз не страшен. Закружат в лесу метели, а белка сразу спешит к своему гнезду. Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка. В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернётся белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. А зверьку хорошо в гнезде. Но вот утихла пурга. Белочка вылезла из гнезда и поскакала с дерева на дерево. В дупле старого дерева у зверька кладовая. Там орехи, грибы и жёлуди. На всю зиму запасов хватит.
-К какому типу относится данный текст? - Почему вы так думаете?
- Определите тему текста? - Чего нет в данном тексте? - Как можно озаглавить данный текст? Запишите названия в тетрадь. |
рыжая, шустрая, проворная, любознательная, резвая
- Текст-повествование - В этом тексте рассказывается о жизни белочки зимой - Как белочка зимует - Названия |
|
||||||||||||
Развитие навыков работы с текстом: умение составлять план |
Составление плана |
Беседа по содержанию. - Почему белке не страшен зимой мороз? - На что похоже гнездо белочки? - Как спит белка в гнезде? - Что делает белочка, когда утихнет пурга? - Какие запасы есть у белки в дупле?
- Какова идея текста? В чём нас автор хотел убедить?
Повторное чтение текста. 1. Деление текста на части, составление плана. - На сколько частей можно разделить текст? Почему? - Сейчас объединитесь в группы по 4 человека, разделите текст на смысловые части и составьте план. ( работа в группах) - Как озаглавили 1 часть? (2, 3-ю часть?) Обоснуйте свой выбор. (Зачитывание пунктов плана и их обсуждение)
Запись плана в тетради. ПЛАН 1. Белочка зимой. 2. Гнездо зверька. 3. Запасы белки
|
Ответы детей
Этому зверьку не страшна зима
- На 3 - В 1-й части говорится о белке, во 2-й о её гнезде, в 3-й части о её запасах |
Личностные УУД: – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний людей.
Регулятивные УУД: – проговаривать последовательность действий на уроке;
Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
|
||||||||||||
Повторение изученных орфограмм, развитие орфографической зоркости. |
Словарно-орфографическая, пунктуационная работа |
- Обратимся к некоторым словам и выражениям и попробуем объяснить их значение. - Где можно найти толкование слов? (работа со словарём Ожегова) Лазейка – узкое отверстие, через которое можно пролезть. Лазейка – (перен.) уловка, хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения Выстлать - покрыть сплошь, устлать. Кладовая - помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов Пурга - сильная вьюга, снежная буря Закружат в лесу метели - Начали мести метели, вьюга. Свернётся белка клубочком - прижав подогнутые конечности к телу, свернувшись в комок, калачиком - Посмотрите ещё раз в текст и выделите в нём опорные слова. - Слова, какой части речи будут опорными? (глаголы) - Подчеркните их в тексте. -Возьмите карточку №2 и проверьте, правильно ли вы выделили слова. 1. закружат, спешит 2. выстлано, свернётся, прикроет, спит, гуляет 3. утихла, вылезла, поскакала, хватит
- Какие слова использует автор, чтобы не повторять в тексте слово «белка»? Орфографическая подготовка. - Возьмите карточку № 3. (карточка «Пиши правильно».) - Разберём слова, в которых подстерегают ошибки.
З…мой
– ____________л…дяной– _________ гн…здо – ___________дер…во -___________ б…льшой – __________мя…кой – __________ т…пло – ____________ вхо… ____________ л…зейка – ______________ 2. Раскрой скобки (в)лесу - ______________ (в)дупле - _____________ (у)белочки -________________ (у)зверька -_____________ (в)гнезде -________________ (с)дерева (на)дерево -_________________ 3. Выдели орфограмму чк. Белочка, клубочком____________________ 4. Спиши. Выдели орфограммы ши . Спешит, пушистым _____________________ 5. Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение. Не страшен, похоже, выстлано, подстилкой, жёлуди Пунктуационная подготовка - Прочитайте предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Как вы думаете, почему здесь должна стоять запятая? Показ на слайде Закружат в лесу метели, а белка сразу спешит к своему гнезду. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка. Свернётся белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. Там орехи, грибы и жёлуди. |
|
Личностные УУД: – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний людей.
Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
|
||||||||||||
Развитие навыков работы с текстом |
Пересказ текста по плану |
Устный рассказ – Прочитайте текст ещё раз и перескажите его, пользуясь планом и опорными словами. Физкультминутка Повторное чтение текста учителем.
Инструктаж: - Как будем записывать каждую часть текста? (С красной строки). - Постарайтесь передать текст без пропусков существенных моментов, сохраняйте авторские особенности речи, употребляйте слова в соответствии с их значением, постарайтесь правильно строить предложения. Вам поможет план, опорные слова, карточка «Пиши правильно». - Пожелайте удачи друг другу.
|
-пересказывают текст |
Личностные УУД: – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний людей. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме; |
||||||||||||
формирование навыка письменной речи, формирование умений самооценки. |
Самостоятельное написание изложения |
Написание изложения. (Учащиеся записывают текст, пользуясь планом) - Ребята, кто испытывает затруднения, я предлагаю воспользоваться карточкой-помощницей. (раздать слабоуспевающим уч-ся) Карточка-помощница. 1.
Кому не страшен зимой мороз? 3. Какое гнездо у белочки? 4. Чем выстлано её гнездо? 5. Как спит белочка? 6. Что делает зверёк, когда утихнет пурга? 7. Что есть у белочки в дупле старого дерева?
Самопроверка. (Карточка №4)
- Все закончили? Возьмите памятку и оцените свою работу. - Давайте прослушаем несколько работ и оценим их по критериям: -удалось близко к тексту передать содержание; -удалось последовательно построить предложения; -удалось избежать повторов слов; -придерживались основной мысли текста; - предложения в тексте расставлены в логической последовательности. |
|
Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме; |
||||||||||||
Подвести итог, выполнить оценочно – рефлексивную деятельность |
Итог урока. Оценочно – рефлексивная деятельность |
- Чему мы учились на уроке? - Что нового интересного узнали для себя на уроке? - Что понравилось на уроке? - В чём испытывали затруднения?
- Напоследок – сюрприз – снежинки от Матушки – Зимы. Все учащиеся класса получают снежинки. Û кому было всё
понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт голубые снежинки. Творческое задание на дом. (по желанию) *Сочинить загадку о белочке, опираясь знания, полученные на уроке. *Найти дополнительную информацию о белке в энциклопедии. *составить синквейн о белке. Спасибо за урок!
|
- ответы детей
|
Коммуникативные УУД: – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.