Изложение «Как белочка зимует».

  • docx
  • 17.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Изложение «Как белочка зимует»..docx

Предмет: Русский язык

Тема урока:  Изложение «Как белочка зимует».

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: формировать у учащихся умения воспроизводить и оформлять прослушанный и прочитанный текст по составленному плану. 

Методы и приемы:

                     словесный метод;

                     практический метод;

                     подводящий диалог.

Формы работы учащихся:

                     фронтальная;

                     парная;

                     групповая;

                     индивидуальная.

 

Планируемы результаты:

Метапредметные:

 Личностные УУД:

 – осознавать роль языка и речи в жизни людей.

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний людей.

 

Регулятивные УУД:

 – проговаривать последовательность действий на уроке;

 

Познавательные УУД:

 – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.

Предметные:                     

– развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы

озаглавливать части, составлять простой план

пересказывать текст по плану

Оборудование:  мультимедиа проектор,  экран,  компьютер,  доска, картина с зимним пейзажем, снежинки.

 

 

 

 

Ход урока

 

Задача этапа

Этап урока

Учебные ситуация

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Организовать детей на деятельность, Создать благоприятный настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей.

Организационно-мотивационный

Здравствуйте ребята,

Вот опять звенит звонок

Начинается урок

- Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы. 

- Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. (дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало  тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.

Приветствие и психологический настрой

 

Личностные УУД:

 – осознавать роль языка и речи в жизни людей.

 

Сформулировать вместе с детьми тему и цель урока

Постановка темы и цели урока.

- При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Матушка-Зима решила подарить лесу мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. У вас на партах лежат снежинки, но они не простые, на них записаны буквы.  

 Определение темы урока.

- Составьте из данных букв слово и вы определите тему нашего урока. (И Л Н И З Е Ж О Е)

- Подумайте сначала каждый сам, а потом обсудите в паре. ( работа в паре) Не забываем про правила работы в парах.

- Какова тема урока?

-   Откройте тетради. Запишите дату и  изложение. 

- Какую цель вы поставите себе на урок? Что бы вы хотели сегодня узнать? Чему научиться?

1. развивать

3. слова

2.память

1.узнавать

2.новые

2. и грамотной  речи, 

1.учиться красивой

1.учиться передавать

1.составлять план

2.последовательно содержание текста,

1.содержание текста,

 

В постановке цели урока вам поможет, бланк №1, в нем, вам помогут цвета и цифры.

 

 

 

 

- Молодцы, ребята. Вот и в лесу потеплело. И кто-то хочет вас поблагодарить. Кто это?

О ком мы будем сегодня писать текст?                                         

   - Послушайте загадку и угадайте.

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

-  Ребята, кто это? https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/33827/4003fa51-0bba-4007-b6da-ee88d2ddb99f/s1200 (Показ фотографии) 

- Что вы знаете о белках? Расскажите друг другу. (в паре)

Заслушивание ответов детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изложение

 

развивать память,  узнавать новые слова, учиться красивой и грамотной  речи,  учиться передавать последовательно содержание текста, составлять план

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белка

 

 

 

Регулятивные УУД:

 – проговаривать последовательность действий на уроке;

 

Коммуникативные УУД:

 – оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по содержанию

- Послушайте, что ещё расскажет нам (какой-то ученик) о белочке.

(Небольшой лесной зверек - грызун. Имеет удлинённое тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет темно-бурый с белым брюшком, иногда серый (особенно зимой). Водятся повсюду, кроме Австралии. Она готовит 8 или 9 дупел. Если в нескольких дуплах запасы погибнут, белочка отыскивает запасные дупла, чтобы перезимовать. от мороза её защищает большое круглое тёплое гнездо - гайно. 

Гнездо она строит на дереве из толстых и тонких сучков и прутиков. Белки всеядны: кроме орехов, семян, плодов, грибов и зелёной растительности они также употребляют в пищу насекомых, яйца и даже небольших птиц, млекопитающих и лягушек)

 

 - Посмотрите фрагмент из жизни белочки. Видеоролик

- Как в народе называет белку? Картинки белочек

- О белках сложено довольно много сказок, загадок, стихов, пословиц, рассказов.  Забавный подвижный и любознательный зверек любим детворой и взрослыми. Про неё мы можем прочитать в разных книгах известных писателей.

- Возьмите карточки. Прочитайте текст и определите какой это тип текста?

Читает вслух один ученик. Класс “следит глазами” за читаемым текстом.

 

Белке зимой мороз не страшен. Закружат в лесу метели, а белка сразу спешит к своему гнезду. Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка.

В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернётся белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. А зверьку хорошо в гнезде. Но вот утихла пурга. Белочка вылезла из гнезда и поскакала с дерева на дерево. В дупле старого дерева у зверька кладовая. Там орехи, грибы и жёлуди. На всю зиму запасов хватит.

 

-К какому типу относится данный текст?    

- Почему вы так думаете? 

 

 

- Определите тему текста? 

- Чего нет в данном тексте?

- Как можно озаглавить данный текст?   Запишите названия в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рыжая, шустрая,  проворная, любознательная, резвая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Текст-повествование

- В этом тексте рассказывается о жизни белочки зимой

- Как белочка зимует

- Названия

 

Развитие навыков работы с текстом: умение составлять план

Составление плана

Беседа по содержанию.

- Почему белке не страшен зимой мороз?

- На что похоже гнездо белочки?

- Как спит белка в гнезде?

- Что делает белочка, когда утихнет пурга?

- Какие запасы есть у белки в дупле?

 

 - Какова идея текста? В чём нас автор хотел убедить?

 

 Повторное чтение текста.

1. Деление текста на части, составление плана.

- На сколько частей можно разделить текст?  Почему? 

- Сейчас объединитесь в группы по 4 человека, разделите текст на смысловые части и составьте план.   ( работа в группах)

- Как озаглавили 1 часть? (2, 3-ю часть?) Обоснуйте свой выбор.

(Зачитывание пунктов плана и их обсуждение)

 

Запись плана в тетради.

         ПЛАН

1. Белочка зимой.

2. Гнездо зверька.

3. Запасы белки

 

  Ответы детей

 

 

 

 

 

Этому зверьку не страшна зима

 

 

 

- На 3

- В 1-й части говорится о белке, во 2-й о её гнезде, в 3-й части о её запасах

Личностные УУД:

 – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний людей.

 

Регулятивные УУД:

– проговаривать последовательность действий на уроке;

 

 

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

 

 

Повторение изученных орфограмм, развитие орфографической зоркости.

Словарно-орфографическая, пунктуационная работа

- Обратимся к некоторым словам и выражениям и попробуем объяснить их значение.

- Где можно найти толкование слов? (работа со словарём Ожегова) 

Лазейка – узкое отверстие, через которое можно пролезть. 

Лазейка – (перен.) уловка, хитрый, ловкий приём для выхода из  неприятного, затруднительного положения

Выстлать  -  покрыть сплошь, устлать.

Кладовая  -  помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов

Пурга - сильная вьюга, снежная буря

Закружат в лесу метели - Начали мести метели, вьюга.

Свернётся белка клубочком - прижав подогнутые конечности к телу, свернувшись в комок, калачиком

- Посмотрите ещё раз в текст и выделите в нём опорные слова.

- Слова, какой части речи будут опорными? (глаголы)

- Подчеркните их в тексте.

-Возьмите карточку №2 и проверьте, правильно ли вы выделили слова.

1. закружат, спешит 

2. выстлано, свернётся, прикроет, спит, гуляет

3. утихла, вылезла, поскакала, хватит

 

- Какие слова использует автор, чтобы не повторять в тексте слово «белка»?

 Орфографическая подготовка.

- Возьмите карточку № 3. (карточка «Пиши правильно».)

- Разберём слова, в которых подстерегают ошибки.

 

  1. Подбери проверочные слова, вставь буквы.

З…мой –  ____________л…дяной– _________
м…ро… – ____________зв…рьку – _________
сп…шит – ___________выл…зла -__________

гн…здо  – ___________дер…во -___________

б…льшой – __________мя…кой – __________

т…пло – ____________ вхо… ____________

л…зейка – ______________           

2. Раскрой скобки

(в)лесу - ______________                                   (в)дупле - _____________

(у)белочки -________________                         (у)зверька -_____________

(в)гнезде -________________                            (с)дерева (на)дерево -_________________

3.  Выдели орфограмму чк.

Белочка, клубочком____________________

4. Спиши. Выдели орфограммы ши .

Спешит, пушистым _____________________

5. Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

      Не страшен, похоже, выстлано, подстилкой, жёлуди

Пунктуационная подготовка  

-  Прочитайте предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Как вы думаете, почему здесь должна стоять запятая? Показ на слайде

Закружат в лесу метели, а белка сразу спешит к своему гнезду.

Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка.

Свернётся белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит.  

Там орехи, грибы и жёлуди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний людей.

 

Коммуникативные УУД:

 – оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

 

Развитие навыков работы с текстом

Пересказ текста по плану

Устный рассказ

– Прочитайте текст ещё раз и перескажите его, пользуясь планом и опорными словами.

Физкультминутка

Повторное чтение текста учителем.

 

Инструктаж:

- Как будем записывать каждую часть текста? (С красной строки).

- Постарайтесь передать текст без пропусков существенных моментов, сохраняйте авторские особенности речи, употребляйте слова в соответствии с их значением, постарайтесь правильно строить предложения. Вам поможет план, опорные слова, карточка «Пиши правильно».

- Пожелайте удачи друг другу. 

 

-пересказывают текст

Личностные УУД:

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний людей.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

формирование навыка письменной речи, формирование умений самооценки.

Самостоятельное написание изложения

Написание изложения. (Учащиеся записывают текст, пользуясь планом)

- Ребята, кто испытывает затруднения, я предлагаю воспользоваться карточкой-помощницей. (раздать слабоуспевающим уч-ся)

Карточка-помощница.

1. Кому не страшен зимой мороз?
2. Куда спешит белка во время метели?

3. Какое гнездо у белочки?

4. Чем выстлано её гнездо?

5. Как спит белочка?

6. Что делает зверёк, когда утихнет пурга?

7. Что есть у белочки в дупле старого дерева?

 

 Самопроверка. (Карточка №4)

Памятка

ПРОВЕРЬ!

1. Ясно ли передал мысль?
2. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?
3. Все ли слова употреблены удачно?
4. Орфография. Проверь орфограммы.
5. Пунктуация. Проверь знаки препинания.

- Все закончили? Возьмите памятку и оцените свою работу.

- Давайте прослушаем несколько работ и оценим их по критериям:

-удалось близко к тексту передать содержание;

-удалось последовательно построить предложения;

-удалось избежать  повторов слов;

-придерживались основной мысли текста;

- предложения в тексте расставлены в логической последовательности.

 

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Подвести итог, выполнить оценочно – рефлексивную деятельность

Итог урока. Оценочно – рефлексивная деятельность

- Чему мы учились на уроке?

- Что нового интересного узнали для себя на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- В чём испытывали затруднения?

 

- Напоследок – сюрприз – снежинки от Матушки – Зимы. Все учащиеся класса получают снежинки.

  Û  кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт голубые снежинки.
 
Û  кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием – сиреневые снежинки.
 
Û  кому было трудно успевать и выполнять задания - белые.

Творческое задание на дом. (по желанию)

*Сочинить загадку о белочке, опираясь знания, полученные на уроке.

*Найти дополнительную информацию о белке в энциклопедии.

*составить синквейн о белке.

  Спасибо за урок! 

 

- ответы детей

 

Коммуникативные УУД:

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.