Изложение научно-познавательного характера

  • docx
  • 26.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Изложение научно - познавательного текста.docx

Изложение научно – познавательного текста

Дата проведения: 04.04.2019

Класс 3

Цель: ознакомить с особенностями научно – познавательного текста.

Задачи: формировать умение передавать содержание текста

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать умение отвечать на вопросы;

 - воспитывать навыки работы в паре, умение слушать собеседника.

Оборудование: - учебник «Русский язык 3 класс, 2 часть, Рамзаева Т.Г.»;

- тетрадь для записей текстов;

- иллюстрации по теме урока

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.   Организационный момент, сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке познакомимся с особенностями научно – познавательного текста.

Готовятся к началу урока, слушают учителя.

2.    Работа по теме урока

1. Знакомство с содержанием текста

- Найдите упр. 518 на с.   67.

- Прочитайте текст самостоятельно. 

- О чём говорится в тексте?  

 

2. Работа по содержанию текста.   Устные ответы на вопросы.

- Прочитайте вопросы после текста и найдите на них  ответы.

- Что такое дюны?

 

- Посмотрите на иллюстрацию (на доске)

 

- Чем опасны пески?

 

 

- Как удалось остановить пески?

 

 

 

 

3.     Выяснение особенностей научно – познавательного текста

- Чем этот текст отличается от текстов, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках?

- К какому виду отнесём этот текст?

- Какие научные термины встретились?

- О каких фактах сообщается?

 

4. Подготовка к письменной передаче текста.

- Прочитайте на доске опорные слова и словосочетания.

    Песчаные насыпи, опасны, обрушиться на посёлки, призвали на помощь, слабенькие саженцы, обмазать глиной, выстояли, замирают пески.                                                                                                            

 

Находят.

Читают.

- В тексте говорится о песчаных дюнах.

 

 

 

 

- Дюны – это песчаные насыпи.

Смотрят.

 

 

 

 

 

 

 

- Пески могут засыпать молодые лесные посадки, обрушиться на посёлки.

- Решили посадить лес. Каждый стебелёк саженцев обмазали глиной. И растения выстояли. Год от года разрастается лес, замирают пески.

 

 

- В этом тексте даются точные данные, научные.

 

- Научно – познавательному.

- Дюны, Балтийский залив, лесные посадки.

- О том, как можно остановить пески.

 

 

Читают

3.Физминутка

Мы читали и писали

И немножечко устали,

Физминутку проведём

И все вместе отдохнём.

Руки в стороны возьмите

И на пояс опустите,

Шаг на месте, раз, два, три,

Плечи шире разверни,

Проведём одну игру,

Все присядем, скажем: «у»,

Быстро встанем, скажем: «а»,

Нам пора уж за дела!

 

 

Выполняют соответствующие движеня.

4.Продолжение работы по теме урока

- Перескажите текст по опорным словам. –

- А теперь расскажите друг другу в паре.

5. Повторное чтение текста.

- Прочитайте текст ещё раз.

6. Запись текста о вопросам.

- На доске записаны вопросы и опорные слова. Запишите текст самостоятельно.

7. Проверка текста.

- Откройте учебники и проверьте текст.

Один ученик рассказывает.

 

Рассказывают.

 

 

Читают.

 

Записывают.

 

 

 

Проверяют.

5. Итог урока.

- Чем отличается научно - познавательный текст от текста – описания?

Основные отличия научно-познавательных текстов от художественных состоят в следующем:

1.    В них меньше используются средства художественной выразительности;

2.    Они содержат термины и профессионализмы, соответствующие конкретной тематике;

3.    В них отсутствует лирический герой, а повествование является обобщенным;

4.    В них отсутствует сюжет, динамика его развития, а также герои;

5.    Основным типом речи в научной литературе является рассуждение, в то время как в художественной преобладают описание и повествование.

6.Домашнее задание

 

С. 66 упр. 516

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План характеристика героя

1.Имя героя, его место жительства.

2.Действия и поступки, совершаемые героем.

3.Внешность и характер героя.

4. Отношение автора к герою.

5. Ваше отношение к герою.

 

План характеристика героя

1.Имя героя, его место жительства.

2.Действия и поступки, совершаемые героем.

3.Внешность и характер героя.

4. Отношение автора к герою.

5. Ваше отношение к герою.

 

 

План характеристика героя

1.Имя героя, его место жительства.

2.Действия и поступки, совершаемые героем.

3.Внешность и характер героя.

4. Отношение автора к герою.

5. Ваше отношение к герою.

 

 

План характеристика героя

1.Имя героя, его место жительства.

2.Действия и поступки, совершаемые героем.

3.Внешность и характер героя.

4. Отношение автора к герою.

5. Ваше отношение к герою

 


Песчаные насыпи, опасны, обрушиться на посёлки, призвали на помощь, слабенькие саженцы, обмазать глиной, выстояли, замирают пески. 

1. Что такое дюны?

2. Чем опасны пески?

3. Как удалось остановить пески?